Тема урока: Национально- освободительное движение под предводительством Кенесары Касымулы 1837-1847
Цели:
Образовательная цель: познакомить учащихся с причинами, целями, ходом и результатами национально-освободительного движения 1837-1847 годов под руководством Кенесары Касымулы. Ввести учащихся в ситуацию исторического действия по средствам рассмотрения предпосылок освободительного движения и характеристики личности Кенесары Касымулы. Раскрыть социально-политическую обстановку в Казахстане в первой половине XIX века.
Развивающая цель: развивать навык самостоятельной и групповой работы, умения работать с различными источниками информации, умения рассуждать, интерпретировать информацию в кластер, обучать, обобщать, оценивать, делать выводы.
Воспитательная цель: сформировать у учащихся твёрдую гражданскую позицию, чувство патриотизма, знания истории своего народа, воспитать дружеские отношения в классе, умение работать в группах, творчески мыслить, позитивно относиться к одноклассникам.
Ожидаемые результаты
А. Складывается представление о предпосылках, причинах, ходе и результатах национально-освободительного движения под руководством Кенесары Касымулы.
В. Могут рассказать о характере взаимоотношений между казахскими родами и царским правительством, среднеазиатскими государствами во второй четверти XIX в.
С. Развивают коммуникативные навыки, навыки работы с текстом учебника, исторической картой, умеют составлять кластер.
D. Проводят оценивание.
Тип урока
Обобщение и закрепление
Методы обучения: репродуктивные
Оборудование: учебник, тетради, карта, документы, презентация, видео материал.
Новые понятия, термины: вассалитет — система иерархических отношений между феодалами, состоит в личной зависимости одних от других. Причастность к судьбе своего народ — ответственность за ее настоящее и будущее.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Ориентировочно-мотивационный этап
1. Как называются торги, ежегодно организуемые в установленных местах? Ярмарки.
2. Как еще называют Букеевскую Орду? Внутренняя
3. Кто правил в казахском ханстве 1771—1781 гг.? Абылай хан
4. Какой жуз вступил в подданство России в 1731 г.? Младший
5. В своем правлении хан Букеевской Орды опирался на правительство — России
6. Кто в 1716 г. направил представителей от казахов об оказании помощи в борьбе против Джунгарского ханства? Абулхаир хан.
7. Какое государство прекратило свое существование в 1758 г.? Джунгария
8. Какая крепость была основана на берегу реки Нура в 1830 г.? Акмолинск
Прочитайте первые буквы ваших ответов. Я ВАМ РАДА!
Ознакомление с темой и планом урока. «Кенесары Касымов — личность и политик»
План урока:
1. Игра «Мозговой штурм».
2. Работа в парах по рядам. Взаимообмен информацией.
3. Работа с документами. Игра «Три предложения».
4. Видео материал. Характеристика К. Касымова.
1. Актуализация знаний через «Мозговой штурм».
Просмотр видео о Кенесары Касымулы.
Что для вас было новым? Есть ли те факты, которые вас заинтересовали?
Обсуждение
2. Работа в парах, по рядам Составьте кластер по данным вопросам. (4 минуты) Затем каждая парта передает по - очереди свой кластер и осуществляют взаимопроверку.
1 ряд: Причины, цели восстания
То, что должно содержаться в кластере:
1. Притеснения кокандских и хивинских беков
2. Походы, грабежи, изъятие земель для создания новых приказов
3. Сохранение самостоятельности не вошедших в состав царской России областей Казахстана
4. Прекращение колонизации казахских земель
5. Освобождение казахов из-под власти кокандцев.
2 ряд: Характер, движущие силы, начало восстания.
То, что должно содержаться в кластере:
Национально-освободительный
Антиколониальный, монархический.
Движущие силы: Казахские шаруа, часть султанов, биев, старшин.
Начало восстания:
1. Требования Кенесары царскому правительству остались без ответа.
2. Нападение на Актаускую, Акмолинскую крепости
3. Поход в Ташкент и осада кокандских крепостей
4. Провозглашение Кенесары ханом
5. Столкновения с карательными отрядами В. А. Обручева, П. Д. Горчакова, полковниками Геке и Бизановым, во главе с султанами Ахметом Жантореулы, Баймагамбетом Айшуакулы.
6. Откочевка аулов Кенесары на юг Казахстана.
7. Смерть хана Кенесары в местечке Майтобе.
3 ряд: Историческое значение восстания
То, что должно содержаться в кластере:
1. Самое крупное антиколониальное восстание
2. Явилось составной частью освободительной борьбы народов России
3. Показало зависимость внутренних противоречий казахского общества от политики царизма.
Самопроверка. На экране появляются правильные варианты ответов, каждая парта самостоятельно проверяет свою работу и ставит себе оценку.
Прием: «3 истины и 1 ложь»
1 ряд:
1. В 1837 г. К. Касымулы подошёл к Акмолинскому укреплению и после шестидневной осады сжёг его. -
2. В сентябре 1841 г. представители трёх жузов избрали К. Касымулы своим ханом. +
3. При хане К. Касымулы функционировал Совет как высший государственный орган. -
4. Движущей силой национально-освободительного движения (1837-1847 гг.) под руководством К. Касымулы были рядовые кочевники. +
5. В своём ханстве К. Касымулы упорядочил сбор налогов: установил зякет – для скотоводов и ушур – для земледельцев. +
6. К. Касымулы поощрял переход казахов к земледелию. +
2 ряд:
1. Перемирие между Российской империей и К. Касымулы было прекращено в 1843 г., после того как оренбургского генерал-губернатора В. А. Перовского сменил В. А. Обручев. +
2. В ночь с 20 на 21 июля 1844 г. в верховьях р. Тобол К. Касымулы наголову разбил отряд султана К. Кудаймендыулы. -
3. Посольство в ставку К. Касымулы возглавили дипломаты Долгов и Герн. +
4. Терпя поражение от российских карательных отрядов, К. Касымулы сделал попытку найти убежище в Иране. -
5. В 1845 г. К. Касымулы при поддержке отрядов батыра Ж. Нурмухамедулы взял приступом кокандские крепости Жанакорган, Жулек и Сузак. +
6. Теснимый российскими карательными отрядами К. Касымулы вынужден был перенести центр восстания из Сарыарки в Семиречье. +
3 ряд:
1. В апреле 1847 г. войско К. Касымулы вторглось в кыргызские земли +
2. Кыргызских родоправителей называли манапами. +
3. Последнее сражение К. Касымулы с кыргызами произошло в местности Акбулак в 1847 г. -
4. дело К. Касымулы в борьбе с колонизаторской политикой российского царизма продолжил его сын Наурызбай. -
5. Российские исследователи называли К. Касымулы «Митридатом киргизской степи».+
6. Национально-освободительное движение (1837-1847 гг.) под руководством К. Касымулы было самым массовым восстанием казахов в XIX в. +
Дебаты
Речь учителя для регулирования мнений:
Учитель: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, со склоненной головой, с запертыми устами»,- так говорил Петр Яковлевич Чаадаев, русский мыслитель, публицист 19 века эпохи Просвещения. Эти слова можно отнести и к Кенесары.
Сообщение учащегося: «Детство Кенесары»
Учитель: «Человека нужно оценивать не только по его делам, но и по его устремлениям»,- говорил древнегреческий философ Демокрит.
Прослушивание записи отрывков из писем-обращений Кенесары к властям.
Ученик:
В настоящее время исследователи получили возможность ознакомиться с научной литературой, где исторические события излагаются, опираясь на достоверные факты. Среди них, например, книга «Средняя Азия: столетие русского правления», Нью – Иорк, 1967 году издание Колумбийского университета главе. В главе «Столкновение» автор Эдуард Олуорт приводит письмо К.Касымулы председателю Оренбургской комиссии от 7 июня 1841 году, в котором открыто, перечисляет конвертные факты разбоя и бесчинств, несправедливости, которые терпел его народ от царских чиновников и карателей.
Учитель: «Нужно сделать все, чтобы не допустить вооруженной борьбы… Решать юридически, а не оружием», - говорил Цицерон, древнеримский политический деятель, оратор. «К оружию следует прибегать в последнюю очередь, когда другие средства окажутся недостаточны»,- отмечал итальянский мыслитель эпохи Возрождению Никколо Макиавелли.
Сообщение учащегося: «Кенесары - политик и дипломат».
Учитель: «Посылать людей на войну необученными - значит предавать их»,- говорил китайский мыслитель, мудрец Конфуций еще в 6 веке до нашей эры . А первый президент США Джордж Вашингтон отмечал: «Дисциплина-душа армии». Она превращает немногочисленное войско в могучую силу, приносит успех слабым и уважение всем.
Сообщение учащегося: «Полководец Кенесары»
Сообщение учащегося: «Гибель Кенесары»
Чтение стихотворения, которое нашел сподвижник хана поэт Нысанбай:
Камни, рыдайте! Потухни, заря!
Рухните, гордые скалы отвесные!
Смолкни, веселая песня ручья!
Нет Кенесары, посланника неба-
Мертвый он… теперь поруганье
Над трупом свершают алхеды.
Стихни, ветер свободный!
Свои песни забудьте, акыны…
Слышится плач и тишь надгробная,
Степь потеряла лучшего сына.
Заключение. Кенесары остался в памяти народа как выдающийся полководец, крупный организатор и видный государственный деятель. В условиях отмены ханской власти ему практически удалось объединить все три жуза и восстановить казахскую государственность. Гибель Кенесары и как следствия – дальнейшая потеря независимости. А обрели ее окончательно 16 декабря 1991 году когда был принят «Закон о независимости Республики Казахстан». Лидер казахской интеллигенции Алихан Букейханов писал:
«За годом год хромали годы, прошло их много с той поры,
Как вольный сын степной свободы, казнен Батыр Кенесары.
Но дух его бунтарской воли, его борьбы кровавый след,
Был маяком киргизской воли, до дней свободы, дней свободы, дней побед».
Подведение итогов урока, оценка работы учащихся.
Домашнее задание.
1: ответитть на вопросы.
2: подготовиться к проверочной работе.
3: Написать мини- сочинение «Хан Кене»
рефлексия
Светофор.
Зелёный цвет – побольше таких дел.
Жёлтый цвет – понравилось, но не всё.
Красный цвет – дело не понравилось.