kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Национально-освободительное движение 1916 года.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему "Национально-освободительная движение 1916 года". Цель урока сформировать мыслительные навыки и умениясоздать условия для развития интеллекта и творческого   потенциала учащихся. Тип урока:Изучение нового материала. Методы урока: беседа с использованием иллюстраций самостоятельная работа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Национально-освободительное движение 1916 года.»

План урока

Национально-освободительное движение 1916 года.

Цель урока: создать условия для понимания неизбежности национально-освободительного движения 1916 года в силу сложившихся социально-экономических условий.

Задачи:

Развивающая- создать условия для развития умений доказательно излагать материал, выявлять причинно-следственные связи отличить причины от повода.

Образовательная-создать условия для формирований знаний о событиях национально-освободительного восстания 1916 года. Понимание различных точек зрения в казахском обществе и отношение к данному событию.

Воспитательная-воспитание гордости за свою историю. Создание условий для формирования гражданской позиции по отношению к указанным событиям.

Сверхзадача-сформировать мыслительные навыки и умения создать условия для развития интеллекта и творческого материала.

Оборудование-раздаточный материалы.

Вопросы для устных ответов учеников:

1. В каком году началась Первая мировая война?

2. Какой характер носила Первая мировая война?

3. Каким образом сказалась Первая мировая война на жизни казахского народа?

Ряд учащихся получают тест. Вопросы, представленные в нем, открытого типа:

1. Война –это………

2.Основным признаком мировой войны является……

3. «Добровольное» пожертвования –это……

4.Антанта и Тройственный союз-

Изучение нового материала:

Структура материала:

Доминанты

Понятийный аппарат

Даты

Имена и цифровые данные

Указ царя «О реквизиции инородцев Средней Азии и Казахстана»

Трудоспособное население

25 июня 1916 года

390 тыс. человек подлежало мобилизации на тыловые работы

Стихийное восстание на территории Казахстана

Семиреченский и Туркестанский центры восстания.

23 августа 1916 года. Приказ генерал-губернатора Куропаткина.




Ход урока

Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война, в которой участвова­ла и царская Россия, принесла ее народам тягчайшие страдания: усилился социальный и национальный гнет, неизмеримо увеличи­лись произвол и насилие царских чиновников на окраинах империи. В Казахстане продолжалось массовое изъятие земель у казахов, в первую очередь в северо-восточных районах Сырдарьинской, на юге Семиреченской и ряде других областей. В одной лишь Семиреченской области за первые три года войны было изъято 1800 тыс. дес. лучших пастбищных и пахотных угодий, а истинные хозяева этих земель — казахи — силой были выселены в мало- или совершенно непригодные для ведения хозяйства пустынные и полупустынные районы. Отобранная у казахов земля раздавалась царским офицерам, чиновникам, духовенству, казачьему войску и крестьянам-пересе­ленцам из России и с Украины. К середине 1916 г. общая площадь изъятых у казахского населения земель составила 45 млн. дес. Война поглощала огромное количество сырья, продовольствия, скота и других материальных ценностей. В связи с этим на плечи казахского населения обрушились новые тяготы: обязательные поставки мяса, массовая реквизиция скота, был введен новый военный налог с кибиток, увеличены земские сборы и байский волостной алым—сбор для содержания волостных управителей, а также дорожные и другие сборы. Налоги на местное население с началом войны возросли в 3—4, а в отдельных случаях — в 15 раз. В1916 г. рост классового и национального угнетения, ненависти к войне становился повсеместным. Война ускорила процесс вызрева­ния общенационального кризиса в стране, одним из ярких проявле­ний которого стало национально-освободительное восстание 1916 г., охватившее почти все регионы Казахстана и Средней Азии. Главными причинами восстания явились факторы социально-экономического и политического характера: усиление колониально­го гнета, изъятие земель, рост налогов и поборов, эксплуатация трудящихся, политика русификации, проводимая царизмом в отно­шении казахского и других коренных народов региона, резкое ухудше­ние положения широких масс в связи с войной. Непосредственным поводом к восстанию был царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации в армию на тыловые работы «инородчес­кого» мужского населения Казахстана, Средней Азии и частично Сибири в возрасте от 19 до 43 лет, реквизированных планировалось использовать для работ по устройству оборонительных сооружений и путей военных сообщений в районе действующей армии. Из Казахста­на и Средней Азии должны быть реквизированы 400 тыс. человек, в том числе из степных областей Казахстана — более 100 тыс., из Семиречья — 87 тыс. человек. В начале июля почти во всех регионах Казахстана начались сти­хийные выступления, вскоре переросшие в вооруженное восстание. Первыми удар народного гнева приняли на себя волостные управите­ли, аульные старшины и прочие низовые агенты царской администра­ции, непосредственно составляющие списки на тыловые работы. Пользуясь отсутствием у казахов метрических свидетельств, они произвольно включали бедняков в списки независимо от возраста, а байских сыновей за взятки освобождали от призыва. На практике система составления списков породила массовое взяточничество и злоупотребления. К тому же царские власти освободили от набора должностных лиц, волостных, сельских и аульных управителей, низших полицейских чинов из коренных жителей, имамов, мулл и мударисов, счетово­дов и бухгалтеров в учреждениях мелкого кредита, учащихся высших и средних учебных заведений, чиновников правительственных уч­реждений и лиц, пользующихся правами дворян и почетных граждан. Трудящиеся, доведенные до отчаяния жестоким указом царя и несправедливыми методами его исполнения на местах, вооруженные чем попало, бросились на представителей царской власти: волостных управителей, аульных старшин, полицейских, казаков, чиновников и с криками: «Не дадим людей!» — расправлялись с ними. Они поджи­гали канцелярии и дома волостных управителей, аульных старшин, уничтожали делопроизводство и списки мобилизованных, наивно полагая, что таким путем избавятся от набора на тыловые работы. Постепенно стихийное движение стало принимать организован­ный характер: появились его крупные очаги в Тургае и Семиречье во главе с признанными лидерами А. Имановым, А. Джангильдиным, Т. Бокиным, Б. Ашекеевым, У. Саурыковым, Ж. Мамбетовым и др. Восстание охватило весь Казахстан и переросло в национально-освободительное движение, направленное против военно-колониза­торской и широкомасштабной русификаторской политики царизма и в определенной степени—против феодально-байской верхушки аула. Вместе с тем выступление было направлено против империалисти­ческой войны, приведшей к кризису народного хозяйства и крайней степени обнищания народа. В этом оно смыкалось с революционной борьбой рабочего класса и крестьянства России. Главной целью восстания 1916 г. являлось национальное и политическое освобожде­ние, подводящее итог всей предшествующей борьбе казахского наро­да за свободу и независимость. Основной движущей силой восстания были широкие слои нацио­нального крестьянства—шаруа, а также представители нарождавше­гося рабочего класса, ремесленники. Участвовали в нем и представи­тели других слоев казахского народа: баи, волостные управители, бии, а также демократическая интеллигенция. В целом национально-освободительное движение 1916 г. в Казах­стане было многонациональным, за исключением его южных областей (Семиречья и Сырдарьинской области), где наряду с казахами в восстании участвовали уйгуры, узбеки, киргизы, дунгане и представи­тели некоторых других народов. В казахском обществе отношение к указу царя и восстанию было неоднозначным: определенная часть феодально-байской верхушки, а также чиновники так называемой туземной администрации безого­ворочно поддерживали царский указ и стали его главными проводни­ками в жизнь; радикальные представители казахской интеллигенции (Бокин, Ниязбеков, Жунусов) резко выступили против него и призы­вали народ к вооруженному сопротивлению, а лидеры либерально-демократической интеллигенции, объединенные вокруг газеты «Ка­зах» (А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дулатов), занимали нереши­тельную позицию. Они неоднократно пытались убедить царскую администрацию не спешить с мобилизацией, провести подготови­тельные мероприятия, вместе с тем призывали не оказывать сопро­тивления выполнению указа, не без основания полагая, что безоружный народ станет жертвой жестоких репрессий царизма. Крупнейшими центрами восстания были Семиреченский и Тургайский очаги. В Семипалатинской области вооруженное сопротив­ление приняло массовый характер уже в июле — августе. Повсемес­тно организовывались повстанческие отряды, вооруженные пиками, охотничьими ружьями, холодным оружием. 17 июля в Семиречье и Туркестанском крае было объявлено военное положение. Царские власти перебрасывали сюда крупные военные силы, укрепляли воен­ные гарнизоны, из зажиточных слоев переселенческого населения Семиречья создавали вооруженные отряды для расправы с казахскими и киргизскими повстанцами. Крупные столкновения повстанцев с царскими карателями произошли в урочище Асы, горной долине Каркара, в районе ст. Самсы, в районах Кастека, Нарынкола, Чарына, Курама, в Садыр-Матайской волости Лепсинского района и в других местах. В сентябре—начале октября значительная часть семиреченских повстанцев, теснимая со всех сторон карательными отрядами, вынуждена была отступить с упорными боями, уйти в Западный Китай. В то время, как в Семиречье повстанческое движение было жестоко подавлено, в Тургайской степи оно набирало силу и нарастало с каждым днем. Тургайское восстание, во главе которого стояли А. Иманов и А. Джангильдин, было самым упорным и длительным.  Как свидетельствуют архивные документы, численность повстанческих отрядов в самый пик восстания составляла около 50 000 чел. Из десятков тысяч неорганизованных повстанцев А. Иманов создал стройный дисциплинированный военный организм, разделенный на десятки, пятидесяти, сотни и тысячи. Во главе каждого из подразделений соответственно были поставлены онбасы (десятник), елубасы (пятидесятник), жузбасы (сотник), мынбасы (тысячник). Было сформировано специальное подразделение снайперов (отряд мергенов).  А. Иманов был избран сардарбеком — главнокомандующим повстанцев, при нем функционировал военный совет — кенес.  В районах, контролируемых повстанческой армией А. Иманова, по существу, была отстранена от управления низовая аульно-волостная администрация, гражданская власть перешла в руки повстанцев. А. Иманов и возглавляемый им совет организовали службу тыла, поручив специально назначенным лицам (элбеги), обеспечение повстанцев продовольствием и лошадьми, изготовление в кузницах самодельных ужей, сабель, кинжалов и т. д.  22 октября 15 тыс. повстанцев во главе с А. Имановым окружили г. Тургай. Осада города продолжалась несколько дней. Тем временем  к городу в трех направлениях двинулся карательный корпус генерал-лейтенанта А. Лавретеньева. Получив сведения о приближении пре­восходящих сил царских карателей, повстанцы сняли осаду Тургая и выступили навстречу отрядам царских войск. 16 ноября сарбазы  общей численностью около 12 тыс. человек во главе с А. Имановым  в районе почтовой станции Топкойма атаковали карательный отряд подполковника Катомина. Основная масса повстанцев, чтобы сохранить живую силу, во второй половине ноября отошла на 150 км от Тургая и сосредоточилась в районе Батпаккары. Отсюда совершались партизанские рейды против карателей со второй половины ноября 1916 г. до середины февраля 1917 г. Схватки между повстанцами и карателями происходили на Татыре, Акчиганаке, Дугал-Урпеке, в Куйуке. Напряженными были бои в районе Батпаккары, где находил­ся штаб А. Иманова. Они развернулись во второй половине февраля 1917 г. В этих боях повстанцы А. Иманова встретили Февральскую буржуазно-демократическую революцию. В других регионах Казахстана восставшим также приходилось вести жестокие бои с превосходящими силами царских карательных отрядов. В Семипалатинской и Акмолинской областях против вос­ставших действовало 12 кавалерийских сотен, 11 усиленных пехотных рот, а против тургайских повстанцев царские власти бросили экспе­диционный корпус в составе 17 стрелковых рот, 18 казачьих сотен, 4 кавалерийских эскадронов, 18 орудий, 10 пулеметов и проч. Однако карателям так и не удалось подавить восстание вплоть до самой Февральской революции. Только после свержения царизма восста­ние в Тургайской области прекратилось. Для подавления восстания в Семиречье было направлено 95 рот в 8750 штыков, 24 сотни в 3900 сабель, 16 орудий и 47 пулеметов. В Семиречье были уничтожены десятки казахских и киргизских аулов, жестоким преследованиям подвергались мирные жители. Преследу­емые царскими властями 300 тыс. казахов и киргизов, или четвертая часть коренных жителей Семиречья вынуждена была бежать в Китай. Только по судебным приговорам, утвержденным генерал-губерна­тором Куропаткиным, в Туркестанском крае на 1 февраля 1917 г. было приговорено к смертной казни 347, каторжным работам —168, тюрем­ному заключению —129 человек, не считая расстрелянных без суда и следствия, погибших от рук карателей и отрядов, сформированных из жителей переселенческих сел. Восстание 1916 г. занимает особое место в истории многовекового национально-освободительного движения казахского народа. В усло­виях империализма и первой мировой войны, Амангельды Иманов и другие руководители восстания подняли народ на борьбу за независи­мость, которую начали в свое время Срым Датов, Исатай Тайманов, Махамбет Утемисов, Кенесары и Наурызбай Касымовы. Впервые после национально-освободительного движения под руководством Кенесары Касымова восстание 1916 г. имело всеказахский характер, охватив все регионы обширного края. Восстание имело антиколони­альную и антиимпериалистическую направленность, классовый мо­мент (борьба против феодальной верхушки аула) был второстепен­ным по сравнению с главной задачей восстания национального и политического освобождения народа.

Возникают следующие вопросы:1. Почему убивали своих волостных управителей и нападали на байские аулы?

2. Что могло произойти, чтобы по всему Казахстану развернулось стихийное движение?

3. Почему царский указ от 25 июня 1916 года был воспринят народом как разорвавшаяся бомба?

4. Как вы думаете, если бы казахов призвали в армию наравне с другими народами с оружием в руках на фронт, то как бы сложилась ситуация?

5. Как вы понимаете приведенные ниже слова представителя царя в Степном крае: Приехав в районы, охваченные огнем восстания, генерал-губернатор Туркестанского края А.Н.Куропаткин предложил: «Можно было бы зачинщиков смуты-заключить в тюрьму, жестоко их наказать, а участникам-можно их грех и простить».

Вербальный тест по принципу Айзенка представляет собой словесные игры которые можно решить по выбору. Подобной формой работы воспитывается нестандартное мышление.

  1. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

Способ решения политических разногласий. (…..) вооруженное противостояние.

  1. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

ЗЯИАЦИИБЛОМ-МОБИЛИЗАЦИЯ

ВЙНАО-ВОЙНА

ЕАОВТСНСИ-ВОССТАНИЕ

АУШРА-ШАРУА



  1. Найдите окончание для всех перечисленных слов

Япо-----

Коло---

Иро---

  1. Исключите лишнее слово.

АИВОМН

НОБКИ

ВАЕЕШКЕ

ТНЫЫАШПВЕ

  1. Найдите общее начало для следующих слов:

--нос

--аж

--ика

6. Организационное войско, военная сила …..

7. Исключите лишнее слово

ДЬАОЛШ АЮТР

БВЕРДЛЮ РТФОН

8. Найдите общее начало для следующих слов

(…..)-нальность нализация нализм

Домашнее задание: Написать письмо другу о событиях в Казахстане в 1916 году. Письмо должно быть написано от имени участника событий или стороннего наблюдателя. Фантазия не ограничивается. Основные условия-даты, имена, исторические события должны быть достоверные.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Национально-освободительное движение 1916 года.

Автор: Муханова Гульжаухар Сериковна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 262091


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства