Просмотр содержимого документа
««На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е гг.»»
Конспект урока по истории “На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е гг.
Автор: Гниденко Татьяна Витальевна, учитель истории и обществознания
Цели:
1. Учащиеся должны уяснить особенности международного
положения и основные направления внешней политики СССР и Германии в 30-е годы;
2. Понять принятие необходимости советско – германского пакта о ненападении и тайного протокола к нему; осознать его отрицательные и положительные стороны влияния на СССР;
3. Воспитывать защитников Отечества, формировать любовь к Родине, критическое сознание;
4. Знать основные понятия: Коминтерн, Лига Наций, фашизм, шовинизм, реваншизм, национализм, антисемитизм, агрессия.
План урока:
Объявляется тема урока;
Учащиеся ставят по ней цели;
Обобщение целей учителем;
- знать особенности и основные направления внешней политики СССР и Германии;
- знать словарные слова;
- уметь составлять по теме опорный конспект.
Объем материала сегодня большой! Много нужно будет запомнить, мы достигнем этого с вами, если будем работать четко и внимательно.
Задание на урок:
В ходе изучения нового материала назовите основные направления внешней политики СССР и Германии в 30-е годы.
Работа со словарными словами: дайте определение словам
КОМИНТЕРН - Коммунистический третий интернационал, международ-
ное объединение коммунистических партий. Создан в 1919 году в Москве.
ЛИГА НАЦИЙ – союз, объединение, организация государств (после II
мировой войны – ООН: организация объединенных наций). Выступала за мир, против агрессии.
ШОВИНИЗМ – сторонники этого направления говорили о превосходстве
одной нации над другой.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА – отношения одного государства с другими
государствами.
НАЦИОНАЛИЗМ – идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации, как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. ПРЕВОСХОДСТВО ОДНОЙ НАЦИИ НАД ДРУГИМИ
РЕВАНШИЗМ - стремление государств, партий или общественных групп креваншупутём пересмотра результатов нанесённых им военных и политических поражений.
Прежде чем говорить о внешней политике в 30-е годы, давайте вспомним как относились к единственному государству: Советская Россия, а затем и СССР капиталистические государства запада в 20-е годы?
-СССР признали многие государства мира, в том числе ведущие западные страны (в 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Великобританией, Италией, Францией, а также с Финляндией, Австрией, Прибалтикой). Тем не менее политичес-
кие контакты между СССР и странами Запада оставалисьнапряженными.
В 30-е годы СССР пересмотрел курс внешней политики:
1933г. - установлены дипломатические отношения с США
В 1933 году СССР установил дипломатические отношения с
Испанией, Румынией.
1935г. - решение VII конгресса Коминтерна о создании системы коллективной безопасности
В 1935 году СССР заключает договор о взаимопомощи с Францией, Бельгией, Болгарией, Колумбией. В этом же году СССР заключает договор с Чехословакией, но при условии, что помощь СССР может оказать только вместе с Францией.
В 1937 году Договор о взаимопомощи с Китаем и Англией.
В 1936 году договор о взаимопомощи с Монголией, Турцией,
Польшей, Ираном.
В 1934 году СССР вступает в Лигу Наций.
В 1935 году СССР осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию.
1937 год – договор о ненападении с Китаем и предоставление ему массированной помощи против Японии.
В 1936 году СССР поддерживает левые силы в Испании.
Групповые задания:
1 группа – Дипломаты МИДа. Сообщить о причинах нового сближения СССР и Германии в конце 30-х гг
2 группа –Политологи. Сравнить стратегических и тактических замыслов руководства СССР и Германии при заключении Пакта о ненападении
3 группа – Историки – аналитики. Оценить последствия Пакта о ненападении 1939г. и секретного протокола с правовой и моральной точки зрения.
На выполнение заданий отводится 8 минуты.
Игра – задание:
Что ты знаешь об этом государстве, какую роль оно сыграло в предвоенный период?
Германия:
Фашистское государство. В 1933 году Гитлер приходит к власти. В стране устанавливается военная диктатура. Все в государстве было подчинено подготовке к войне. Цель такой политики: мировое господство, план уничтожения славянского народа. Гитлер по отношению к СССР проявлял двуличие, хитрость. Ненавидел СССР, хотя накануне войны военные специалисты Германии: летчики, танкисты проходили обучение в СССР. Наша страна поставляла в Германию полезные ископаемые.
Италия:
Фашистское государство. С 1922 года в стране правит вождь фашизма Муссолини. Это союзница Германии. Вела агрессивную политику против СССР. Готовилась к войне.
Эфиопия:
Была захвачена Италией. Все ресурсы страны принадлежали ей, они шли на подготовку к войне.
Испания:
Фашистское государство. С 1939 года у власти находится фашистская диктатура Франко. Союзница Германии, Италии, Испании. Готовилась к войне.
Англия:
Демократическое государство. На дипломатическое сближение с СССР пошла из-за внутреннего кризиса. На тесное сближение с СССР правительство Англии не шло, не доверяли. Стремилась толкнуть Германию в войну против СССР, тем самым показывая двуличие.
Франция:
Демократическое государство. Не хотело сближения с СССР. Не доверяло нашему государству из-за внутренней политики: тоталитарный режим, репрессии. Виновно в развязывании войны. Толкало Германию против СССР.
США:
Демократическое государство. Экономически сотрудничало с СССР, точнее торговало с нашей страной. В политике соблюдала нейтралитет. Это государство войны не боялось т. к. было сильное, богатое. А зря! Американский флот был сразу же потоплен Японией в Тихом океане.
Япония:
Агрессивное милитаристское государство. Считали: «Азия для азиатов». Говорили о превосходстве своей нации. Союзница Германии, Италии, Испании. Японцы постоянно нарушали границы нашего государства на Дальнем Востоке. Япония готовилась к войне. Готовила бактериологическое оружие.
Китай:
Подписал договор с СССР о ненападении в 1937 году. Постоянно защищалось против агрессии Японии. СССР оказывало техническую и материальную помощь, отправляли русских летчиков и военных специалистов в Китай.
ВЫВОД: надежды на поддержку СССР не было.
Причины краха отношений Франции, Англии с СССР:
Взаимное недоверие СССР и западных держав;
Срыв переговоров с Англией и Францией;
Мюнхенский сговор;
Есть и другая причина. Но о ней мы скажем чуть позже. Гитлер, узнав
О переговорах СССР с Англией и Францией, о создании системы коллективной безопасности, предлагает Советскому Союзу начать переговоры о заключении договора о ненападении и разграничении сфер влияния в Восточной Европе.
23 августа 1939 года СССР и Германия подписали договор о ненападении сроком на 10 лет (договор Риббентропа – Молотова). К договору прилагались секретные протоколы.
Его содержание: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Записать в тетрадь и коллективно проверить.
Разграничение сфер влияния в Европе между СССР и Германией;
а) раздел Польши;
б) развязывание рук Германии в Восточной Европе.
Работа с учебником: стр.203.
Определить сферы влияния в Европе?
Из - за этого протокола Прибалтика считает Россию оккупантами.
Выгоден ли договор обеим странам?
Работа по рядам:
1 ряд – для Германии
2 ряд – для СССР
Работа с учебником: стр.203
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
Логическое задание: назовите основные направления внешней политики СССР?
2. Каковы особенности внешней политики СССР?
С кем подписан пакт о ненападении, когда, каковы его последствия для подписавших государств?
Рефлексия. Используя глаголы продолжите различные суждения о заключении Пакта о ненападении 1939г.:
Политики западных демократий…
считали Пакт о ненападении между СССР и Германией противоестественным актом, временной мерой, продиктованной обстоятельствами.
Современные эксперты дипломатии…
были убеждены в необходимости заключения Пакта в 1939г., чтобы сорвать попытку западных держав втянуть СССР в войну с Германией.
Политики советской России…
видели в Пакте логическое завершение отношений СССР и Германии в условиях роста международной напряженности и способ воздействия через Берлин на Токио.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание параграф 19, прочитать, подготовиться к контрольной работе
Приложение 1
Советско –германский договор о ненападении 1939г.
Ст.1 Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения как в отношении друг друга, так и совместно с другими державами.
Ст.3 Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.
Ст. 4 Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой Стороны.
Дополнительный секретный протокол к Пакту о ненападении 1939 г.
1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами.
2. В случае территориально- политического переустройства областей входящих в состав Польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарев, Вислы и Сана.
3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчёркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о её полной политической незаинтересованности в этих областях.