Московское княжество и его соседи в конце 14- начале 15 вв.
Московское княжество и его соседи в конце 14- начале 15 вв.
Тип урока: комбинированный (формирование и совершенствование знаний).
Цель урока: продолжить формирование знаний учащихся о становлении русского централизованного государства и о его соседях. Показать приемы работы со слабоуспевающими учащимися. Формировать УУД в соответствии с рабочей программой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Московское княжество и его соседи в конце 14- начале 15 вв.»
Урок в 6 классе. Предмет история. Раздел: история России. Третий урок в главе «Русь Московская». Учебник Данилова А. А. «Просвещение».
Учитель Иванова Ольга Владимировна, МОУ «СОШ № 2 г. Ершова им. Героя Советского Союза М.А. Зуева Саратовской области».
Тема урока: «Московское княжество и его соседи в конце 14- начале 15 вв.»
Тип урока: комбинированный (формирование и совершенствование знаний).
Цель урока: продолжить формирование знаний учащихся о становлении русского централизованного государства и о его соседях. Показать приемы работы со слабоуспевающими учащимися. Формировать УУД в соответствии с рабочей программой.
2) Выход на тему урока через ответы на карточки «Узнай героя». Работа в парах.
3) Формирование нового знания (работа с текстом учебника, беседа по прочитанному, работа с картами по теме, анализ информации).
4) Работа в группах с документом. Выполнение задания каждой группой. Анализ.
4) Вывод по теме.
5) Рефлексия. Итог урока.
Оборудование урока: учебник «История России с древнейших времен до конца 16 в.» А.А. Данилова, карточки с заданиями для работы в парах, отрывок из документа из «Хрестоматии по истории России с древнейших времен до конца 16 в.», индивидуальные карточки для учащихся с дифференцированными заданиями, презентация по теме.
1 этап. Актуализация знаний.
Словарная работа устно, фронтальный опрос:
феодальная раздробленность, уделы, младшие князья, две формы управления на Руси, митрополит, нашествие, иго, выход, ярлык, крестоносцы, Орда, баскаки, хан, вотчина.
Во время устной работы класса индивидуально работают 6 учащихся по карточкам.
Индивидуальные карточки, выполняемые после словарной работы:
1. Выберите правильный ответ:
В 12-13 вв. русские князья стремились получить ярлык
А) на Владимирское княжение Б) на Тверское княжение
В) на Киевское княжение Г) на Новгородское княжение
2. Первым московским князем был:
А) Юрий Долгорукий Б) Даниил Александрович
В) Ярослав Ярославич Г) Юрий Данилович
1. Какие две формы правления сложились на Руси?
А) княжение и республика Б) монархия и тирания
В) царство и священство Г) деспотия и диктатура
2. Вставь имена князей, правивших Москвой: Даниил Московский ------- Семен Гордый - Иван Красный ------ .
1. Московское княжество стало сильнейшим при:
А) Юрии Долгоруком Б) Иване Калите
В) Михаиле Ярославиче Г) Дмитрии Донском
2. Между какими княжествами шла борьба за великое владимирское княжение?
А) Киевским и Московским Б) Московским и Тверским
В) Рязанским и Московским Г) Нижегородским и Рязанским
1. Куликовская битва началась с поединка между:
А) Пересветом и Челубеем Б) Пересветом и Андреем Ослябой
В) князем Владимиром Храбрым и Челубеем Г) правильного ответа нет
2. После Куликовской битвы Русь освободилась от ига? (да, нет).
1. Иван Калита провозгласил себя:
А) великим князем владимирским Б) князем московским и всея Руси
В) великим киевским князем Г) царем
2. Напиши значение дат: 1380 г., 1378 г., 1240 г.
1. По преданию, князь Дмитрий получил благословение на битву с ордынцами от:
А) митрополита Алексия Б) Сергия Радонежского
В) митрополита Петра Г) от своего отца
2. Напиши значение дат: 1242 г., 1327 г., 1382 г.
Устно все остальные отвечают кратко ДА или НЕТ на вопросы учителя:
1. В Северо-Восточной Руси совсем не развивалось вотчинное землевладение (нет)
2. Несмотря на раздробленность Руси православная церковь оставалась единой (да)
3. Главная цель московских князей – расширение и усиление своего княжества (да)
4. Москва и Тверь находились на перекрестке крупных торговых путей (нет)
5. Москва находилась на окраине Руси (нет)
6. Иван Калита сумел добиться права сбора дани с русских земель в пользу Орды (да)
7. Сражение на Дону возглавил московский князь Дмитрий (да)
8. Ярлык на княжение переходил по наследству (нет)
9. После Куликовской битвы Русь не платила дань Орде (нет)
10. Победа в Куликовской битве показала, что сила Руси в единстве (да)
Работа в парах. Пары сформированы по принципу сильный учащийся и слабый.
Карточки содержащие информацию об исторических личностях, которых нужно узнать.
Получил московский престол после гибели в Орде своего брата Юрия Даниловича. Необыкновенно расчетливый и осторожный, он пользовался всеми средствами к достижению главной цели, то есть возвышению Москвы за счет соседей… Московский князь часто ездил в Орду с дарами и кланялся хану; он получал от хана помощь в борьбе с соперниками и таким образом сделал ордынцев орудием усиления Москвы.
Никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами…за его великодушие, справедливость, любовь к Отечеству. А этот князь вырос без отца, окруженный заботой митрополита Алексия, силою одного разума и характера заслужил от людей славу и память. Но знаем мы его и по великой битве, победа в которой золотыми буквами вписана в историю России.
Хан не являлся потомком Чингисхана, поэтому, чтобы укрепиться на престоле, он должен был восстановить господство Орды над Русью. Его союзниками выступили Литва и Рязанское княжество. Хан готовил новое нашествие, желая повторить поход Батыя. Битву проиграл. В 1382 г. был свергнут с ордынского престола наследным ханом – Тохтамышем.
Младший сын Александра Невского. Основатель династии московских князей. Получил прозвище по названию своего удела, состоявшего из захудалого городка, да не городка даже, а
маленькой крепости. Поддерживая хорошие отношения с соседями, укрепил положение своих земель. Сумел присоединить Коломну.
Московский князь, старший сын Ивана Калиты. Продолжал политику отца, направленную на расширение и усиление княжества. Воевал с Литвой, присоединил к Московскому княжеству Юрьевское княжество, Калугу. Умер во время эпидемии чумы, как и его дети. Престол перешел к младшему брату.
Младший сын Ивана Калиты. Получил московский престол от брата, погибшего от чумы. Отец Дмитрия Донского. Имел прозвище от прилагательного «красивый». Избегал военных конфликтов. Умер от чумы, оставив 9 –летнего сына на попечение митрополита Алексия.
Имеет прямое отношение к церкви. Остался в истории как попечитель Дмитрия Донского. Усмирил всех князей Руси, сумел излечить жену хана Узбека от слепоты. Добился ярлыка для князя-мальчика и сохранял первенство Москвы перед всеми городами. Вел переговоры с Литвой. В 1370 г. добился отказа Литвы от военных действий против Москвы.
В 1448 году был причислен к лику святых.
Один из князей Руси. Его княжество многострадальное лежало на пути из Орды на Русь. Все военные нападения и походы ордынцев начинались с разорения именно этой русской земли. При подготовке к Куликовской битве обещал помочь Мамаю, но не спешил сделать это. Сообщал Дмитрию обо всех передвижениях и планах ордынцев.
Игумен Троицкого монастыря. Его основатель. Шел от мира (от людей), а мир шел за ним. Благословил на битву князя Дмитрия. Предсказал ему победу. Дал двух воинов- иноков (монахов). Был крестным отцом детей князя Дмитрия. Скрепил своей подписью завещание Дмитрия, которого пережил всего на два года. В 1391 году причислен к лику святых.
Хан Золотой Орды. Наследник и потомок Чингисхана. В борьбе за власть в Орде в 1382 г. победил Мамая и предпринял поход на Русь. Набег был успешным. Хан обманом взял Москву, сжег её, восстановил выплату дани Орде, хотя и в меньшем объеме, чем раньше.
Монах. Жил в Троицком монастыре. По благословлению Сергия Радонежского стал воином. Вместе с войсками князя Дмитрия отправился на битву с ордынцами на Куликово поле. Выступил против монгольского богатыря Челубея в поединке перед началом битвы. Геройски погиб, выполнив свой долг до конца.
Литовский князь. Союзник Орды. Стремился ослабить Русь. Выступил на помощь Мамаю. Русская разведка постоянно сообщала о передвижении его войска. Дмитрий, московский князь, опередил войска литовского князя и не допустил соединения их с ордынцами. Литовские войска опоздали к битве, и ушли к себе.
Серпуховской князь. Воевода. Двоюродный брат московского князя Дмитрия. Возглавлял засадный полк во время Куликовской битвы. Проявил себя как смелый, неустрашимый воин. За битву получил прозвище, соответствующее характеру. После набега Тохтамыша на Москву преследовал его отряды, и, настигнув под Волоколамском, разгромил один отряд.
Тверской князь. Отказался подчиняться Орде. Не передал ярлык московскому князю Юрию, разгромил его войска, взял в плен его жену, которая была сестрой монгольского хана. После её быстрой и внезапной смерти был вызван в Орду и приговорен к смерти. Ярлык перешел к Московским князьям. А на Тверь хан Узбек направил отряд для большей покорности.
Сын Даниила Московского. Московский князь. Отвоевал Можайск у смоленских князей и присоединил его к Москве. Вступил в борьбу с Тверским князем Михаилом за владимирский ярлык. Два года провел в Орде, женился на сестре хана Узбека. Потерпел поражение от тверского князя, потерял жену, которая попала в плен к сопернику, где и умерла. Бежал в Орду. Ярлык получил. Через семь лет был убит в Орде сыном тверского князя.
Что объединяет все персонажи? – (все связаны с Москвой).
Выходим на тему урока. О чем же будем говорить сегодня? – О Москве и её соседях.
Цель: узнать, какие события происходили в 14-15 вв. и как они влияли на процесс объединения Руси в централизованное государство.
Записываем в тетрадях число, тему.
2. Изучение нового материала.
Слово учителя: Итак, мы оставили Москву после набега Тохтамыша. Дмитрий Донской, восстановив город, умер через 9 лет после знаменитой Куликовской битвы. Престол он передал своему сыну Василию. Но не только Московское княжество, а и сам ярлык передал Дмитрий. Хан Тохтамыш лишь подтвердил этот факт. Василий 1 в 1392 г. присоединил к Москве Нижегородское, Муромское, Тарусское княжества. В Орде началась усобица и Русь прекратила выплату дани. Однако осенью 1408 г. ордынский военачальник Едигей неожиданно напал на Москву, и разорив её заставил выплачивать дань вновь. (слайд №1)
Беседа по новой теме:
1) Учитель: Что показал этот набег?
Ответы учащихся: Орда не собирается терять власть над Москвой
2) Учитель: Какая цель для Москвы была самой главной?
Ответы учащихся: освободиться от Орды.
3) Какие задачи нужно было для этого выполнить?
Ответы учащихся:
- усилиться и объединить вокруг себя русские княжества,
- сохранить за собой ярлык,
- не допустить дробления Московского княжества.
Учитель: Теперь посмотрим, все ли московские князья осознавали эту цель и поступали в соответствии с ней?
Для ответа на этот вопрос прочитайте п. Московская усобица 15 века.
Работа учащихся с учебником. Читают текст, делают вывод по сути вопроса, записывают основные события и имена в тетрадь.
Беседа по тексту:
1) Учитель: Все ли московские князья осознавали эту цель?
Ответ учащихся: нет, не все. Юрий Дмитриевич и его сыновья не хотели этого.
2) Учитель: Что узнали вы о действиях соперников?
Ответ учащихся: что они были по отношению друг к другу жестокими.
3) Учитель: Какую цель преследовал Василий 2?
Ответы учащихся: хотел сохранить ярлык за Москвой, хотел подчинить Москве все княжества. Хотел освободиться от власти Орды.
4) Учитель: Какую цель преследовали Юрий Дмитриевич? Его сыновья?
Ответ учащихся: они хотели получить земли Москвы, раздробить княжество, получить власть и деньги.
5) Учитель: На чьей стороне оказались москвичи? Почему?
Ответ учащихся: москвичи поддержали Василия 2 и даже собрали деньги для его выкупа из плена. Потому что они считали его законным князем.
6) Учитель: Что произошло в 1445 году? Какое отношение это имело к московской усобице?
Ответ учащихся: во время усобицы на Русь вторглись ордынцы, воспользовавшись ослаблением Москвы и сожгли город и многие земли.
7) Учитель: Какой вывод сделали вы из прочитанного?
Нужно было быстрее объединяться и дать отпор Орде.
8) Учитель: Какой вывод сделали вы по вопросу?
Ответ учащихся: не все князья поняли, но все жители Москвы и бояре других городов поняли важность единства. (слайд №2)
Работа с картами учебника. Задание для учащихся:
Рассмотрите карту «Русь в 14- первой половине 15 в.» на стр. 168 учебника и, используя легенду карты, расскажите, как менялась территория Московского княжества и во что оно превращалось?
Рассмотрите карту «Золотая Орда» на стр. 169 и сделайте все возможные выводы на её основе.
Общий вывод делаем: Русь объединялась, а Орда дробилась. (слайд №3)
Работа по группам с документом. Выдержка из «Хрестоматии по истории России с древнейших времен».
6 групп. 6 заданий по одинаковому тексту.
На роль объединителя русских земель претендовала не только Москва. Литва не оставляла попыток подчинить себе северо-восток Руси. Из-за этого часто происходили военные столкновения между соперниками.
Во второй половине 14 в. усилился Тевтонский орден. Он стал угрожать Литве, Польше. Часть литовской знати решила объединиться с Польшей и в 1385 году заключила унию (союз), который предусматривал не только военную взаимопомощь, но и принятие Литвой католичества. Литовский князь Ягайло принял католичество, женился на польской принцессе и стал одновременно королем польским и литовским.
Часть населения не приняла такого решения, и, двоюродный брат Ягайлы князь Витовт возглавил борьбу за сохранение независимости Литвы. Поддержку он мог найти только в Руси, поэтому выдал свою дочь Софью за сына Дмитрия Донского князя Василия 1. В 1392 году Витовт добился независимости Литовского княжества и стал его великим князем. Ягайло оставил за собой польскую корону. Витовт продолжал политику расширения своего княжества за счет русских земель. Так, в 1404 году он присоединил Смоленск, а в 1406 году начал войну против Пскова.
В это время Тевтонский орден начал захватывать земли Литвы и Польши. Для отпора врагу нужна была большая сила. И она собралась: из литовских, польских, русских земель пришли полки. Битва состоялась 15 июля 1410 года возле местечка Грюнвальд. С обеих сторон участвовали в битве 60 тысяч человек. Орден потерпел поражение. Решающую роль в битве сыграли русские полки из Смоленска. Эта победа навсегда остановила продвижение рыцарей на территорию славянских государств.
Задания:
1) Назовите 5 главных фактов (событий).
2) Назовите государства – участников событий. Назовите имена исторических деятелей – участников событий.
3) Задайте 5 вопросов к документу.
4) Что положительного для Руси в этих событиях.
5) Что отрицательного для Руси в этих событиях.
6) Как вы можете назвать описанный процесс? (Что происходило вокруг Руси? Была ли Русь участником событий? Как события могли влиять на Русь?)
Вывод: Русь была участником всех событий. Происходил процесс становления государств и формирования народов. (слайд №4)
3. Этап рефлексии. Оцените свою работу на уроке, используя оценочный лист. Поставьте самостоятельно себе оценку и оставьте лист на столе.
Д.з. пар.19.
1. Ответил словарные слова (2 и больше).
2. Правильно ответил ДА или НЕТ (2 и больше).
3. Узнал историческую личность.
4. Участвовал в беседе по тексту учебника.
5. Участвовал в беседе по карте.
6. Правильно ответил на задания по документу. Помог работе группы.
Если ты сказал «да» себе пять раз, ставь 5.
Если ты сказал «да» четыре раза, ставь 4.
Если ты был активен только в трех вопросах, то ставь 3.