Методическое сопровождение к уроку "Причины проведения крестьянской реформы 1861 года"
Методическое сопровождение к уроку "Причины проведения крестьянской реформы 1861 года"
Целью данного урока является: на основе анализа документов второй половины XIX века, анализа сравнительных таблиц подвести учащихся к определению причин отмены крепостоного права в России, уделив большее внимание причине отставания России в экономическом развитии от стран Западной Европы. Урок содержит приложения, необходимые для практической работы учащихся: таблицы, документы, характеризующие развитие сельского хозяйства в России в данный период времени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическое сопровождение к уроку "Причины проведения крестьянской реформы 1861 года"»
УРОК 1. ПРИЧИНЫ ПРОВЕДЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКОЙ
РЕФОРМЫ 1861 ГОДА
Цели урока:
на основе изучения учащимися документального материала, характеризующего социально-экономическую обстановку в России накануне отмены крепостного права, подвести их к пониманию причин поведения реформы 1861 года, позиций различных общественных сил и правительства по решению крестьянского вопроса; продолжить работу по формированию навыков анализа исторических текстов, сравнительных таблиц, фактического материала, развивать умение находить причинно-следственные связи, делать выводы; совершенствовать приёмы работы в группах.
Оборудование.
1.Кейс-материалы, куда входят:
а) исторические документы,
б)Высказывания Александра Второго.
в) таблицы,
г) схемы,
д) современная западная социология, словарь, М.1990г, с.243.
2.ИКТ (ПК, интерактивная доска).
План урока
Ход урока.
Вступление в тему.
Основная часть урока.
1.Экономическая обстановка в России в конце 1850-х-в начале 1860-х гг.
2. Социальное развитие страны
3.причины проведения реформ 6-70 годов.
Закрепление и проверка знаний по теме.
Домашнее задание.
Деятельность учителя.
Обращаясь к классу и схеме «Переломные моменты истории России 19 века», учитель говорит, что историки выделяют в развитии России в это время три переломных момента
1825, 1861, 1881
1825 1861 1881
Почему эти моменты сравниваются?
Почему следующим переломным этапом станут 1861,1881 годы?
Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: почему 1861год станет следующим переломным этапом?
Были ли решены основные вопросы российской действительности в 1825 году? Таким временем стали 60-70 гг. 19 в. , когда в России проведены великие реформы, главной из которых стала крестьянская реформа. О её подготовке и пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Его тема «Подготовка реформы 1861 года».На этом уроке в центре нашего внимания будут
следующие вопросы: обстановка в стране накануне реформы в экономике, социальное положение крестьян, причины проведения реформы.
На многие из них вы сами дадите ответы, работая с документами данного времени, анализируя таблицы, схемы, высказывания современников и другие источники.
Учитель организует работу по анализу исторических документов, таблиц, схем.
Учитель сообщает данные о промышленном развитии стран Западной Европы и предлагает сделать сравнительные выводы.
Далее учитель предлагает проанализировать документ N 3
Учитель вместе с учащимися обобщает данные в вывод об экономической усталости России и организует работу с текстом документа N 4.
Учитель задаёт вопрос: каким было положение основной массы крестьян. Организуется работа с диаграммой N 5по росту крестьянских волнений. Учитель предлагает подумать над вопросом: есть ли связь между ростом крестьянских выступлений и экономическим положением страны, определить причины подобного социально-экономического развития России.
Вспомните, какое событие второй половины 19века наиболее ярко показало отсталость нашей страны. Учитель ставит проблемы вопрос: чем грозило отставание России для ее внутреннего и внешнего политического развития.
Назовите известные пути преобразований в обществе.
Как вы думаете, предпосылки для какого пути развития сложились в России? Учитель подводит к пониманию того, что самодержавие, осознав необходимость проведения реформ, приступило к разработке их проектов. Первым из них стал проект крестьянской реформы. Учитель предлагает наиболее сильным учащимся подготовить опережающее задания об основных проектах крестьянской реформы. Учитель организует анализ документа N 6.
На основе ранее рассмотренного материала учитель предлагает сформулировать причины отмены крепостного права и записать в виде соответствующей схемы, заполнив ячейки на Интерактивной доске.
Учитель предлагает решить тестовые задания, работая ПК.
Учитель сообщает содержание домашнего задания и формулирует теми индивидуальных сообщений.
Деятельность учащихся.
Учащиеся отвечают на вопрос , используя знания о начале освободительного общественного движения против самодержавия и крепостничества .
Учащиеся должны дать отрицательный ответ и таким образом подойдут к пониманию того, что эти вопросы снова выйдут снова на повестку дня.
Учащиеся при анализе документов №1,2 должны прийти к выводу о росте промышленного производства в России по сравнению с предшествующим периодом с одной стороны, и отставанием от стран Западной Европы, с другой. Дети приходят к выводу, что главной отраслью экономики России оставалось сельское хозяйство. Учащиеся делятся на 4 группы и анализируют документ. В ходе анализа они делают вывод, что главную отрасль экономики России отставала от стран Западной Европы.
После анализа документа дети приходят к выводу, что Россия оставалась традиционным обществом, в отличии от передовых индустриальных государств Европы и США. Учащиеся говорят о росте крестьянских волнений к началу 60-х годов 19 века
Формулируется вывод, что причиной было сохранение феодальных пережитков главным из которых было крепостное право.
Ученики вспоминают причины поражения и итоги крымской войны.
Это могло привести к колониальной зависимости России и необходимости преобразований в стране. Ученики вспоминают о революционном и эволюционном (реформистском) путях развития.
Учащиеся называют реформистский путь развития.
Вопросы к учащимся: Насколько логичным было заявлением императора? Почему он сказал именно эти слова? Учащиеся заполняют схему.
Проверка заданий заложена в программу ПК.
Ученики записывают домашнее задание в дневник.
Приложение к уроку №1
Документ №1
В 1860-х гг. Россия имела уже более 8 тысяч верст шоссейных дорог. В 1861 году страну пересекали около 1,5 тысяч верст железных дорог. В 1850-х гг. производительность труда на российских предприятиях выросла в 3 раза. Происходило это прежде всего за счет вытеснения крепостнической мануфактуры вольнонаёмной, развития капиталистической фабрики. Однако ещё очень большая доля тяжёлой промышленности России находилась на стадии мануфактуры, основанной на мануфактурном крепостном труде. Так на заводах Урала владелец предприятия был одновременно и хозяином земли, поэтому имел возможность пользоваться не только новыми методами эксплуатации, но и применять отработки как настоящий крепостник.
Задание. О чем свидетельствуют перечисленные факты?
а) о том, что ещё в России в середине 19 века промышленный переворот
1. еще не начался, 2. Завершился.
б) о том, что главным тормозом на пути промышленного переворота, ускорения промышленного развития России было ….......
в) о том, что Россия середины 19 века нуждалась в ….......
Документ №2
Рост числа фабрик и заводов России
Рост числа занятых на них рабочих
1841год-9000
1858год-13000
420 тысяч
350 тысяч
Документ №3
Проанализируйте следующие данные и сделайте выводы.
Время
Под барской запашкой
Под крестьянской запашкой
Конец XVIII в.
1/3 обрабатываемой земли
2/3 земли
1861г.
2/3 земли черноземной зоны
1/3 земли
В 1850 году урожайность с десятины:
Россия- 10-15 четвертей
Франция- 7, 36 четвертей
Австрия- 6,6 четвертей
В сельском хозяйстве в середине 19 века занято 90 % населения.
700 тысяч наемных рабочих занято в сельском хозяйстве
При расширении площади засева на 20% урожайность повысилась на 0,5%.
Накануне 1861 года в «Вестнике промышленности», выражавшем интересы промышленников, писалось: «Прикрепление крестьян к земле является экономическим злом и одним из препятствий к правильному размещению населения и экономического быта в России».
Как крепостное право влияло на развитие экономики России?
а) на сельское хозяйство
б) на промышленность
Документ №4
Традиционные общества в разных странах характеризуются следующими признаками:
1. Сходством отношений собственности:
...непосредственный производитель имеет доступ к земле только через род или общину...
Через феодальную иерархию властителей.
2. Некоторыми общими особенностями функционирования культуры: громадная инертность однажды принятых культурных образцов, обычаев, способов действия, трудовых навыков, преобладание предписанных моделей поведения и т.п.
3. Наличием …относительно простого и устойчивого разделение труда, тяготеющего к сословному или даже кастовому закреплению.
Задание.(проблемное)
Можно ли утверждать, что в России во второй половине 19 века существовали пережитки традиционного общества? Приведите конкретные факты.
Таблица. Рост крестьянских волнений в 1826 — 1863гг.
Годы.
Число восстаний.
1826 — 1834
19
1845 - 1854
35
1858
86
1859
90
1860
128
1861
1176
1862
400
Задание: Почему самое большое количество восстаний приходится на 1861 год?
Схема. Отмена крепостного права в России.
Причины отмены крепостного права
1.Рост крестьянских восстаний.
2.Военно — техническое отсталость России, что показала Крымская война.
3.Кризис феодально — крепостнической системы.
Приложение к уроку №1.
Контрольные тесты.
Вариант 1.
1.Время правления Александра II — время реформ.
Да Нет
2.О каком царе русские крестьяне отзывались как Освободителе?
а) об Александре I
б)Николае I
в)Александре II
г)Александре III? того
3.Когда правительство Александра II вплотную занялось подготовкой крестьянской реформы?
а) в 1861г.
б)в 2857г.
в)в 1855г.?
4. «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само уничтожатся снизу»-заявил:
а)Павел I
б) Александр II
в) Н . Г. Чернышевский
г)Николай II?
5.Ошибка в документе .
Из речи Александра II перед московским дворянством(1856):
«Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это несправедливо... Я думаю что и вы одного мнения со мною : гораздо лучше , чтобы это произошло снизу, чем свыше.
В чем ошибка?
Вариант 2
1. Главной причиной проведения реформ 1860 — 1870х годов была необходимость преодоления отставания России и Запада
Да . нет.
2.Почему Александра II называли царем-освободителя:
а)потому, что он освободил дворян от уплаты налогов,
б)потому, что он освободил крестьян от крепостной зависимости,
в)потому, что он освободил от государственных повинностей горожан?
3.Укажите даты правления императора Александра II
а)1855-1881
б)1843-1871
в)1861-1881
4.Литература-истории. Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»
Парволась цепь великая, порвалась, расскочилася,
Одним концом к барину, другим к мужикам.
О каком событии в истории России 19 века говорит поэт и каким образом от этого события пострадали и мужик, и барин.
Ошибка в документе.
Из дневника министра внутренних дел П. А. Валуева.
5 марта 1860г.
Новая эра. Сегодня объявлен в Петербурге и Москве Манифест об отмене крепостного состояния. Где ошибка?
Урок 2. Отмена крепостного права в России
Цели урока:
На основе анализа основных положений Манифеста от 19 февраля 1861 года и других исторических документов подвести учащихся к пониманию сущности реформы, ее двойственного характера и значения для решения аграрного вопроса и всего последующего развития страны;
совершенствовать умения анализировать исторические документы, выявлять причинно- следственные связи, составлять схемы;
развивать навыки логического мышления, рецензирования ответов своих одноклассников, выявления последствий исторических событий.
Оборудование.
Исторические документы: Манифест Александра II об освобождении крестьян, «Крестьянская песня».
ИКТ( ПК, интерактивная доска)
Ход урока
План урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Этапы подготовки реформы. Проекты об освобождении крестьян
Условия освобождения крестьян по реформе 1861 года.
а) Личная свобода крестьян. Права и свободы, дарованные крестьянам.
г) Значение и последствия крестьянской реформы 1861 года.
Закрепление.
Крестьянские волнения.
Домашнее задание.
Учитель раскрывает этапы подготовки реформы и предлагаем учащимся выступить с сообщениями о проектах освобождения крестьян, которые они подготовили дома в ходе опережающего обучения.
Учитель показывает схему №1 на интерактивной доске и сообщает, что он был опубликован 19 февраля 1861 года и после этого характеризует обстановку в стране накануне отмены крепостного права, после чего ставит проблемное задание.
Слова учителя:
«выслушав проекты вы должны знать, что после подписания Манифеста об освобождении крестьян царь приказал подготовить карету для отъезда из Зимнего дворца, привести в готовность войска и только после этого приказал обнародовать Манифест. Почему он так поступил мы поймем изучив положения Манифеста».
В ходе изучения документа мы продолжим отрабатывать навыки его анализа, установления причинно следственных связей.
Читая документ об освобождении крестьян вы должны определить условия отмены крепостного права и высказать точку зрения: почему царь приказал сделать соответствующие приготовления перед опубликованием Манифеста и какой из проектов, услышанных вами, был положен в основу Манифеста?
Перед тем как начать работу с документом учитель характеризует процесс его подготовки силами правительства и на интерактивной доске иллюстрирует схемой №2 , называет авторов Манифеста.
Учитель организует работу по тексту Манифеста.
Часть I- личное освобождение крестьян.
Текст Манифеста заложен в ПК.
Учитель помогает комментариями текста.
Подводит итоги изучения первой части Манифеста и на интерактивной доске вместе с учениками заполняет ячейки схемы №3
Учитель организует работу над частью II Манифеста, комментирует сложные участки текста.
Организуется работа с частью III Манифеста
Учитель организует беседу.
Вопросы:
1. Как вы думаете какой из проектов об освобождении крестьян лег в основу Манифеста?
Историки отмечают двойственный характер реформы. Как вы это понимаете?
2. В чем буржуазный характер реформы?
3. Какие пережитки феодализма сохранились?
После беседы учитель вместе с учащимися составляет схему №5, организует работу по закреплению, предлагая ученикам в тетради записать буквами ответы.
Учитель предлагает познакомится с текстом песни «Крестьянская песня» и ответить на вопрос: чем остались недовольны крестьяне после проведения реформы 1861 года.( текст песни в программе ПК). К чему могло привести это недовольство?
Организуется работа с текстом учебника.
Учитель объявляет и записывает на доске домашнее задание и организует работу по его записи в дневники учащихся.
На дом дается и проблемное задание, которое будет обсуждаться на следующем уроке.
Дети переписывают в тетрадь с интерактивной доски схему №1.
Представляют разные точки зрения на процесс освобождения крестьян (консервативное, либеральное, революционно-демократическое направление).
Дети переносят схему №2 в тетрадь
Учащиеся читают обозначенный отрывок в тексте, высказывают свои выводы, рецензируют ответы одноклассников.
Ученики вторую часть схемы заполняют самостоятельно.
Дети делают выводы, которые совместными усилиями выливаются в схему №4 и записывают ее в тетрадь .
Ученики говорят о новой организации самоуправления в общине и роли мировых посредников.
В ходе беседы определяются буржуазные черты реформы и феодальные пережитки; значение и последствия реформы.
Дети выполняют задание.
Дети знакомятся с текстом и дают ответы на вопрос, рецензируют выводы одноклассников.
Заслушиваются ответы на вопрос: почему в 1861 году было самое большое количество восстаний?
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание.
Приложение к уроку № 2
Схема № 1 . Подготовка крестьянской реформы.
Этапы подготовки (хронология )
конец 50-х начало 60-х годов. На повестке дня крестьянский вопрос .
1. 30марта 1856 года Александр Второй сказал: « Слухи носят, что я хочу дать свободу крестьянам, это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево»
2. Осень 1856 год- неудачная попытка товарища министра внутренних дел Левшина организовать ходатайство самих губернских предводителей об отмене крепостного права.
3. 3 января 1857 года- создан Секретный комитет по крестьянскому делу, куда вошли высшие чиновники государства и который в течение года рассматривал проекты крестьянской реформы, а оставшиеся от предыдущих царствовании.
4.Лето 1857 года- Александр Второй требует ускорения реформы. 20 ноября 1857года царь объявляет о начале освобождения крестьян с землёй и распоряжается о создании в каждой губернии комитета «Местных особенностей и дворянских пожеланий.».
5. 8 января 1858год-преоброзавание секретного комитета в главный комитет по крестьянскому делу. Обсуждение проблем отмены крепостного права стало носить гласный и открытый характер. В 1858году- сформировалось основное положение реформы: крестьяне получают личную свободу и земельный надел в постоянное пользование(за выкуп и в собственность).
6. 17 февраля 1859года-создание редакционных комиссий при Главном комитете во главе с генералом Я. И. Ростовым для рассмотрения материалов представлены губернским, и для составления правовых актов регламентирующих отмену крепостного права.
7. 10 октября 1860 года-роспуск редакционных комиссий и передача документов по крестианской реформы сначала в главный комитет, а затем в Государственный совет для обсуждения.
8. 19 февраля 1861 года царь на поднесённых ему бумагах написал: «быть по сему». Он подписал основные правовые документы по христианской реформе (всего их было 17),главные из которых:
-Манифест «О всемилостивейшем дарование крепостным людям в прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»
- «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»
- «Положение о выкупе крестьянами, выведшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, о содействии правительства в приобретении ими в собственность полевых угодий»
Вопросы к тексту:
-Почему «верхи» в конце 50-х-начале 60-х годов форсируют решение крестьянского вопроса?
-почему в отличие от множества помещиков, верхний эшелон-царь и его правительство, Главный комитет-предлагали крестьян освободить с землей?
Схема №2
Центральные и местные учреждения России, занимавшееся подготовкой крестьянской реформы.
Схема №3
Личная право заниматься право переходить выборное крестьян- право заниматься
свобода торговыми операциями в другие сословия ское самоуправление предпринимательст-
вом
Личное освобождение крестьян
Крестьянам нельзя Крестьянам можно
Схема 4
Решение аграрной стороны крестьянского вопроса
Выделение крестьянам Все земли поместья получение крестьянами установление нормы
наделов на правах собственность феодала земли в собственность крестьянских наделов в
пользователей земель за выкуп (стоимость выше зависимости от природных
рыночных цен) и экономических условий.
Отрезка и прирезка земли.
Выкупные платежи-плата крестьян государству за землю, полученную в собственность в течении 49 лет(1907г.-отмена выкупных платежей).
Временно-обязанное состояние крестьян характеризуется выполнением феодальных повинностей (отработки, издольщина и испольщина) за пользование до ее выкупа.(отменено в 1881г.)
Схема №5
Значение и последствия реформы
Значение
проникновение капиталистических формирование рынка свободной развитие промышленности
отношений в сельское хозяйство рабочей силы и буржуазии из крестьянства
Последствия
консервация феодально-крепостнических порядков недовольство крестьян условиями свободы.
Всплеск крестьянских восстаний.
Задания для закрепления
№1
Что из перечисленного ниже отражало буржуазный характер реформ 1860-1870-х гг.
Личное освобождение крепостных;
Сохранение для крестьян сословного суда;
Наделение крестьян землей;
Сохранение общинного землевладения;
Появление отработочной системы;
Сохранение помещичьего землевладения;
Растящее малоземелье крестьян;
отрезки;
Постепенный переход помещичьих земель в руки крестьян и предпринимателей.
ТекстКрестьянской песни(появилась после реформы 1861 года)
Отпустили крестьян на свободу
Девятнадцатого февраля
Только земли не дали народу:
Вот вам милость дворян и царя.
Мужики без царя пропадают,
А дворяне и рады тому,
Что дешевле они нанимают
Мужиков на работу свою...
Соберемся могучею ратью ,
Разгромим мы дворцы богачей,
Возвратим себе матушку-землю
И не будем платить податей.
Землю поровну все мы разделим ,
У других не пойдем занимать ,
Школ по всем деревням понастроим ,
Будем всякие книжки читать...
Ведь Россия — что волость большая,
Мы в ней новый порядок введём,
Старшину выбирать сами будем,
Сами сход волостей соберем.
Волостной этот сход с старшиною
Мирской сбор по душам раскладут,
Собирать со всех поровну будут,
И дворяне от них не уйдут...
Сыновей не пошлем мы в солдаты,
А как будет чуть только война,
Соберем мы охотников тотчас,
И тогда уж врагам все беда.
Так восстанем же, братья, дружнее!
И опять у нас будет земля,
И на горьких осинах повесим
Мы попов, и дворян, царя.
Проблемное задание на дом.
Принято считать, что отмена крепостного права в России в 1861 году явилась началом капиталистического развития страны. Однако некоторые историки (Н. Верт) считают, что отмена крепостного права « во все не способствовала развитию капитализма, а скорее укрепляла архаичные, можно сказать феодальные, экономические структуры». Кто прав?
Урок 3.
Великие реформы 1860-1870-х гг.
Цели: на основе самостоятельной работы учащихся с текстом учебника подвести их к пониманию сущности реформ 1860-1870-х гг. и их значение для дальнейшего внутреннего и внешне политического развития страны;
развивать умения самостоятельно добывать знания, делать соревнования, выводы, обобщение;
совершенствовать навыки работы в группе.
Оборудование: учебник истории, схемы, тесты ИКТ (интерактивная доска).
Ход работы
План урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Земская реформа
2.Городская реформа на основе «Городского положения» 1970г.
3.Судебная реформа.
4.Реформа печати ( 6 апреля 1865г.). Университетская реформа.
5.Военная реформа.
Домашнее задание
1.Вступительные слова учителя и постановка проблемы для всего класса. После отмены крепостного права в стране возникла необходимость в проведении и других реформ, чтобы привести в соответствие экономическое развитие с политическим Александр 2 решился на перестройку общества и продолжил проведение реформ. Историки их назвали Великими. В конце урока мы должны ответить на вопрос: почему реформам дали такую оценку? Каждая группа будет изучать отдельно реформы и выполнять задание, которое вы видите на интерактивной доске. На это отводится 10 минут, после чего мы всем классом ответим на поставленные вопросы, подведем итог и сделаем выводы при изучении Земской реформы учитель дает разноуровневые задания. После обсуждения ответов материал закрепляется выполнением задания, которое изображено на интерактивной доске (смотри приложение). Учитель осуществляет проверку правильности выполнения задания, опросив одного из учащихся.
2.Учитель организует работу в группах, разделив класс на 5 групп по количеству изучаемых реформ. На интерактивной доске размещены задания для каждой группы. В соответствии с планом с заслушиваются ответы учащихся, даются комментарии учителя, делаются вместе с детьми выводы.
Учитель дает разноуровневые задания 2-ой группе учащихся. (изображены на интерактивной доске, смотри приложение).
Учитель дает разноуровневые задания 3-ей группе (смотри приложение).Организуется работа по проверке заданий и закрепление на интерактивной доске (смотри приложение). Проверка ответов .
Дается одно задание для всей группы: выписать в тетрадь нововведения в печати и университетах (средний уровень знаний учащихся в группе). Сравните в правилами цензуры, введенными в 1855 г.
Проверка задания. Дается одно задание всей группе (сильных учащихся) См. Приложение. Для закрепления на интерактивной доске. Учитель организует проверку знаний, опросив одного ученика. Итак, мы рассмотрели с вами основные положения реформ 1860 — 1870-х гг. Вернемся к проблеме, которую мы поставили в начале урока: почему эти реформы названы Великими. Выскажите свою точку зрения. Учитель организует и комментирует обсуждение проблемы. Решается итоговый тест.
Учитель показывает на интерактивной доске запись с домашним заданием.
Дети выполняют задания, записывая ответы в тетрадь или составляют планы ответа.
Дети в тетрадь записывают ответы.
Дети, получив задание для группы, работают с текстом учебника и выполняют задания делают выводы.
Учитель выполняют задания, готовят ответы. Заслушиваются ответы в соответствии с заданиями.
Учащиеся выполняют задания.
Учащиеся составляют сравнительную таблицу правил цензуры 1855г. И 1865г.
Ребята высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Учащиеся в дневнике записывают домашнее задание.
Приложение к уроку 3.
Варианты заданий для изучения Земской реформы.
Задание 1.
Земства, возникшие согласно реформе 1864г., были всесословными. Заполните пробелы в схеме, записав сословия, которые входили в земства (для слабоуспевающих).
Задание 2 (для слабоуспевающих).
Напишите определение понятий: земство, гласные.
Задание 3. (средний уровень знаний)
Заполните схему так, чтобы показать, что входило в сферу деятельности земств:
Сделайте вывод. Какие сферы жизни общества были в ведении земств?
1. Экономическая 3. Политическая
2. Социальная 4. Культурная
Задание 4
Выберите правильный ответ: какие принципы были положены в основу деятельности земств?
1. Самофинансирование
2. Финансирование земств за счет государства
3. Самоуправление
4. Управление государственными чиновниками.
Задание 5 (Для сильных учащихся).
Существуют такие роли земств.
1. Земства ничего не значили. Круг их деятельности слишком мал. Кроме того, бесконечные урезания и запреты со стороны административных органов снижали их значения.
2. О какой черте земской реформы свидетельствуют слова московского дворянина Киреева : «Мы , дворяне, - гласные. Купцы, духовенство, мещане — согласные. Крестьяне — безгласные»?
Задание закрепления по изучению земской реформы.
Что из перечисленного входило в состав земской реформы 1864 г. ?
а. Выборочный характер земств;
б. Земства избирались на основе имущественного ценза;
в. Губернские чиновники могли назначаться только с согласия земств;
г. В ряде губерний земства решено было не создавать;
д. Земства содержали больницы, школы, тюрьмы, дороги. е. Во главе всех губернских земств стояло центральное зество; ж. Земства были созданы, чтобы позже заменить центральные органы управления. Задания по изучению реформы управления городами на основе «Городского положения» 1870г. Для учащихся с низким уровнем ЗУНов. Задания 1-2 Заполните схемы: №1
№2
Какими вопросами жизни города занималась Городская дума?
Сделайте вывод. Какие вопросы решали органы городского самоуправления
1. Политические 2. Социальные Для учащихся со средним уровнем ЗУНов
Задание 3
Были ли органы городского самоуправления полностью самостоятельны? Сделайте вывод на основе этой схемы:
Можно ли утверждать, что в городах было введено полное самоуправление?
Да Нет
Для учащихся с высоким уровнем ЗУНов
Задание 4
Что нового внесли Земская и Гродская реформы в управление на местах?
Варианты заданий при изучении Судебной реформы 1864г.
Для слабоуспевающих.
Выписать в тетрадь:
Кто такие присяжные заседатели?
Какова роль прокурора в суде?
Какова роль адвоката в суде?
Для учащихся со средним уровнем знаний.
1. Охарактеризуйте основы принципы судебной реформы. В ответе должны быть следующие принципы:
а. Суд независимый: следствие отдельно от полиции
б. Суд выборный, несменяемый
в. Суд гласный
г. Суд бессловный
д. Суд состязательный.
2. Подумайте, почему многие свободомыслящие люди того времени избирали для себя карьеру адвоката?
Задание для закрепления знаний по изучению судебной реформы?
Что из перечисленного входило в состав судебной реформы 1864 г.?
а. Отделение полиции от следствия;
б. Состязательность сторон в ходе судебного процесса;
в. Наказание розгами лиц, признанных виновными;
г. Гласность суда;
д. Переодическая сменяемость судей;
е. Зарплата судей — одна из самых высоких в мире;
ж. Создание особого суда для дворян;
з. Введение суда присяжных;
и. Высшей судебной инстанцией стал Государственный совет.
Задания для силных учащихся
Какая оценка, по-вашему, наиболее подойдёт к пореформенному суду?
1) Ничего не изменилось. Суд остался старым, феодальным.
2) Произошла коренная реформа судебной системы. Она вплотную приблизила суд российский к суду европейскому.
Задания для группы, изучающей военную реформу
1860-1870-х гг.
1. Подумайте, какое событие дало ей толчок?
2. Каковы основные положения реформы?
3. Кого освобождпли от службы в армии?
4. В чем значиние этой реормы для международного положения России?
Вопросы для закрепления по военной реформе.
Какие из приведенных мероприятий относились к военной реформе 1860-1070-х гг.?
а. Введение полков «нового строя»
б. перевооружение армии нарядным и стрелковым оружием;
в. введение новых военных чинов и орденов;
г. изменение системы подготовки офицеров;
д. введение всеобщей воинской повинности;
е. распространение рекрутской повинности на все слои населения.
Итоговый тест.
В результате Великих реформ Россия
а) превратилась в правовое государство
б) сделала шаг по пути превращения в правовое государство
в) не сдвинулась с места на пути превращения в правовое государство.