Методические рекомендации работы с источниками исторических знаний, представленными в виде ЦОР
Методические рекомендации работы с источниками исторических знаний, представленными в виде ЦОР
Учителя сегодня активно используют ЦОР, но важно методически грамотно анализировать эти источники знаний самим учителям и научить этому детей. На уроках истории уже в 5 классе можно предолжить ученикам эту универсальную схему для работы, представленную в виде вопросов. Неукоснительно придерживаясь перечня вопросов, уже к концу изучения курса пятиклассники смогут достачно глубоко и всестронне анализировать любой материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации работы с источниками исторических знаний, представленными в виде ЦОР»
Методические рекомендации работы с источниками исторических знаний, представленными в виде ЦОР
С помощью ЦОР при наличии необходимого оборудования можно обеспечить проведение уроков различного типа.
На уроках могут использоваться различные объекты ЦОР, все они являются источниками исторических знаний:
Фото, рисунок (в качестве иллюстрации, в качестве исторического источника, предназначенного для анализа);
Анимация (в качестве фрагмента объяснения учителя, в качестве пособия для учащегося при отработке навыков работы с исторической картой, без текста диктора - при ответе учащегося);
Текст (может быть использован для отработки навыков анализа исторического источника);
Определение (при объяснении нового материала учителем, для самостоятельного изучения учащимися новых понятий, для анализа их содержания учащимися;
Таблица, схема (при объяснении учителем нового материала, при изучении и повторении учащимися нового материала, для анализа учащимися, при ответе учащихся в качестве опорного конспекта, для подготовки учащимся домашнего задания, для быстрого повторения, систематизации знаний учащимися);
Видео / аудио материалы (как дополнительный наглядный материал при объяснении нового урока, в качестве исторического источника для изучения в классе или дома);
Интерактивный тест (для проверки знаний учащегося на уроке, самостоятельной подготовки и проверки знаний).
На уроках истории учащиеся должны научиться самостоятельно интерпретировать факты. Изучение конкретных исторических явлений должно предшествовать их толкованию. В этом смысле как нельзя лучше подходит работа со свидетельствами исследуемой эпохи, то есть с историческими источниками. Деятельность учащихся в данном случае начинает походить на деятельность профессиональных историков – скрупулезный подбор фактов и “выстраивание” на их основе определенной концепции, формирование собственной точки зрения.
Для анализа любого источника можно предложить ученикам следующую универсальную схему, навыки работы с которой следует отрабатывать на нескольких уроках.
1. Схема анализа всех типов источников1
1.Является ли источник: письменным? графиком? диаграммой? рисунком? фотографией? картой? предметом?
2. Является ли источник первичным или вторичным?
3. Кто и зачем создал его?
4. Определите цель, с которой он был создан?
5. В каком историческом контексте он был создан?
6. Какую информацию он содержит?
7. На какие исторические вопросы он может помочь ответить?
8. Что источник не может мне сказать?
9. Существуют ли другие источники, которые мне потребуется изучить для того, чтобы понять смысл этого источника?