kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Проблемы истории Древнерусского государства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Древние страницы русской истории - самые загадочные и непредсказуемые. Почему загадочные? Вполне понятно. Письменные  источники, рассказывающие о седых временах – кратки и противоречивы. Еще более запутаны древние письменные  свидетельства иностранцев о Руси и славянах.  Но вот в XIX-XX веке появились  объективные  научные свидетельства – данные  археологии, лингвистики, антропологии. Однако загадки стали еще больше множиться, а сама русская история еще больше не предсказуема. Ведь ученые, так или иначе объясняющие противоречия письменных источников, пытающиеся трактовать находки и исследования, начали выдвигать совершенно противоположные гипотезы и теории. Ныне в научном и околонаучном мире накопилось такое количество гипотез и теорий, не подготовленному человеку трудно разобраться. Но нам никуда не деться от подобной противоречивости и когда мы ведем разговор о русской древности всегда надо учитывать два главных фактора: противоречивость источников и противоречивость оценки этих источников. Поэтому, размышляя о первых веках истории наших предков необходимо требовать не анализ самих источников, а осмысление различных теорий и гипотез.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Проблемы истории Древнерусского государства"»

Славгородская Ольга Сергеевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Лицей №41 г.Владивосток»


Методическая разработка урока


Тема: Проблемы истории Древнерусского государства


(Повторительно-обобщающий урок в форме семинарского занятия.)

2 часа.

Вводное слово учителя: Древние страницы русской истории - самые загадочные и непредсказуемые. Почему загадочные? Вполне понятно. Письменные источники, рассказывающие о седых временах – кратки и противоречивы. Еще более запутаны древние письменные свидетельства иностранцев о Руси и славянах. Но вот в XIX-XX веке появились объективные научные свидетельства – данные археологии, лингвистики, антропологии. Однако загадки стали еще больше множиться, а сама русская история еще больше не предсказуема. Ведь ученые, так или иначе объясняющие противоречия письменных источников, пытающиеся трактовать находки и исследования, начали выдвигать совершенно противоположные гипотезы и теории. Ныне в научном и околонаучном мире накопилось такое количество гипотез и теорий, не подготовленному человеку трудно разобраться. Но нам никуда не деться от подобной противоречивости и когда мы ведем разговор о русской древности всегда надо учитывать два главных фактора: противоречивость источников и противоречивость оценки этих источников. Поэтому, размышляя о первых веках истории наших предков необходимо требовать не анализ самих источников, а осмысление различных теорий и гипотез.

Задачи урока:

-Выяснить в чем заключается проблема, и какова сущность дискуссии об образовании Древнерусского государства;

-Дать объективную оценку деятельности первых русских князей;

-Выяснить какую роль играла религия в жизни восточных славян.

Выполняя задачи, ставим следующие цели:

-Формирование исторического мышления, основ научного подхода;

-Актуализировать знания по проблемам Древнерусского государства;

-Обучение многоперспективному подходу в изучении истории;

-Формирование умения собирать и анализировать материал из различных источников;

-Воспитание интереса к прошлому своей страны, патриотизма, умение объективно оценивать события.

Оборудование урока: «Повесть временных лет» (Нестор); работы историков В.Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С.М. Соловьев, В.О. Ключевского; мультимедийные энциклопедии по истории России; презентации учащихся; мультимедийные системы.


Историю Древнерусского государства можно представить в виде трех основных этапов:

НАЧАЛЬНЫЙ
(
IX-Xвека)

РАСЦВЕТ

(X-XIвека)

УПАДОК
(
XI-XIIвека)

Опираясь на данную периодизацию урок можно разбить на три микромодуля, в ходе которых будут решаться основные проблемы:

I. Дискуссия между сторонниками и оппонентами «норманнской теории».

II. Оценка деятельности первых русских князей (показ презентаций учащихся).

III. Определить значимость крещения Руси (самостоятельная работа учащихся с рефератами, справочной и научно-методической литературой).

Слова учителя: Получив опережающее задание, у вас была возможность ознакомиться с источниками, научно-методической литературой, материалами из Интернета. Переходим к обсуждению первой проблемы нашего семинара.

Рождение государства процесс длительный и противоречивый, наполненный героикой и предательством, великими деяниями и преступлениями. Иначе и быть не может, ведь на кону стоить власть. Обратимся к политическому словарю и найдем определение. Государство- исторически сложившиеся устройство политической власти и управления. Это система отношений на определенной территории, закрепляемая при помощи специальных органов и норм права.

(Вопрос к классу). Исходя из определения, укажите какие экономические и социально-политические предпосылки могли способствовать возникновению государства у восточных славян?

(Показ презентации)1. Распад родовых племен.2. Возникновение территориальных (соседских) общин, являющихся собственником земли.

3.Повышение роли военных походов, как средства обогащения, углубления имущественного неравенства.

4.Формирование союзов племен и начало складывания на их основе народностей.

Это внутренние условия. Значительное влияние на формирования государства оказали соседи, жители Скандинавского полуострова, Византийской империи.

Одним из «больных» вопросов отечественной истории является так называемый «варяжский вопрос» - научная и идеологическая дискуссия о роли варягов в образовании и ранней истории Древнерусского государства, в формировании древнерусской культуры

.Основанием для дискуссии стало сообщение Повести временных лет (XII век). Это самое древнее из дошедших до нас исторических сочинений о Руси. Оно начинается с вопросов?

-«Откуда есть пошла Русская земля»?

-«Кто в Киеве нача первее княжити»?

-«И с коих пор Русская земля стала есть»?

В этой триаде глубинный смысл. Повесть временных лет остается главным источником, повествующем о рождении нашего государства

(Задание к классу): Опираясь на письменный источник, ответьте на вопросы:

1. С каких событий начинается история Древней Руси?

2. Чем объяснить причину приглашения варягов? Какие племена обратились к варягам?

3. Кто такие Синеус,Трувор, Рюрик?

(Учащиеся опираясь на источник отвечают на вопросы).

Летописный рассказ по – разному интерпретируют историки, мнения ученых расходится. Возникли различные теории о происхождении государства. Норманисты- преувеличавают роль скандинавских воинов в становлении русского государства, полагая, что государство на Руси было привнесено извне, приглашенными князьями,носителями западной культуры. Антинорманисты-придерживаются противоположной точки зрения.

Научный спор нередко выходил за академические рамки и приобретал политический характер. В Германии, в период войны с Россией норманнская теория использовалась для доказательства неполноценности «славянской расы». И сегодня, как отмечает историк Чивилихин , на Западе постоянно появляются псевдоисторические публикации.

(Задание к классу): Разделиться на три группы (норманисты, антинорманисты,

эксперты). Каждая группа должна предоставить доказательства, аргументы в пользу защиты своей школы, или контраргументы. (Делать сноску на источник). Эксперты должны в конце дискуссии дать оценку аргументированности и убедительности мнений сторон. Учитель выполняет роль спикера.

В ходе дискуссии необходимо особо остановиться на спорных вопросах:

1. Происхождение варягов.

2. Происхождение Рюрика.

3. Происхождение слова «Русь».

(Два ученика выходят к доске и записывают основные аргументы, которые высказывают учащиеся в пользу своей теории).

Ход дискуссии сопровождается показом презентации.

Слова учителя: Мы сделали с вами попытку заглянуть в древние страницы русской истории - самые загадочные и непредсказуемые. Нам никуда не деться от подобной противоречивости и всегда надо учитывать два главных фактора: противоречивость источника и противоречивость оценки этого источника. Нами была сделана попытка, через многообразие мнений определить себя в этом многообразии.

От рождения государства предлагаю перейти к проблеме «Как земля Русская строилась?».

В 1994 г. Американский журнал “ Newsweek” опубликовал список из 100 персоналий, которые по результатам социального опроса оказали решающее влияние на развитие человеческой цивилизации в течение двух тысячелетий.

Задание: Назовите свой список исторических лиц, которые, по вашему мнению, оставили самый заметный след в истории России с IX-XII века. (Учащиеся показываю свои творческие работы – презентации «Первые русские князья».)

Вопрос: Исходя из выше сказанного и показанного, назовите основные направления деятельности первых русских князей.

Подойдем к обсуждению третий проблеме с интригующего начала (показ фрагмента из анимационного фильма «Князь Владимир»).

История показала, что становление славянского мира невозможно без принятия христианства. Смена духовных и нравственных ориентиров не могла пройти легко: принятие христианства означало изменение всего строя жизни: от семейных отношений до общественного устройства.

Задание: Используя, дополнительный материал (рефераты, публикации современных историков, монографии) ответить на вопрос:

Как принятие христианства отразилось на социально-экономическом и политическом развитии Руси?

(Учащиеся показывают свои презентации и отвечают на вопрос).

Вывод: Подводя итоги семинарского занятия, отвечая на вопросы и решая поставленные задачи можно сказать, что славянские народы в течении IX-XII веков создали на территории Европы новую самобытную цивилизацию, а точнее славянский мир, столь отличный от других народов. Но изначально внутри самого славянского мира были противоречия. Задавая извечные вопросы, которые не имеют окончательных ответов, мы начнем лучше понимать себя, других людей и весь мир. Ведь жизнь это не загадка, которую нужно разгадать, а мистерия, которую нужно прожить.

(Учитель комментирует ответы учащихся и выставляет оценки).






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Методическая разработка урока "Проблемы истории Древнерусского государства"

Автор: Славгородская Ольга Сергеевна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311687


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства