Методическая разработка урока по истории России с применением федерального-национального компонента на тему: "Семь чудес России"
Методическая разработка урока по истории России с применением федерального-национального компонента на тему: "Семь чудес России"
Данный урок предназначен для учеников 6-7-х классов которых изучается история России и география с применением федерального- национального компонента. Основная цель разработки сформировать устойчивый интерес к изучению историко-культурного и природного наследия России и Ингушетии, как неотъемлемой части Российской Федерации, воспитание патриотизма, любви к своему народу, служении Отечеству.
Методическая разработка включает в себя фото-материал, видео-материал. Рекомендуется на уроке подробно рассказать об альпинистке Л.С.Албогачиевой, о башенном комплексе «Вовнушки» вошедшие в десятку чудес России.
Для учащихся дается опережающее задание – подготовить доклады по данной теме. Задания рассчитаны на творческую и самостоятельную работу школьников. В зависимости от уровня развития учащихся,тех задач, которые ставит педагог,данный материал может быть расширен, но цель остается: формирование интереса к истории нашей страны, воспитание толерантности и уважения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по истории России с применением федерального-национального компонента на тему: "Семь чудес России"»
Пояснительная записка
Данный урок предназначен для учеников 6-7-х классов которых изучается история России и география с применением федерального- национального компонента. Основная цель разработки сформировать устойчивый интерес к изучению историко-культурного и природного наследия России и Ингушетии, как неотъемлемой части Российской Федерации, воспитание патриотизма, любви к своему народу, служении Отечеству.
Методическая разработка включает в себя фото-материал, видео-материал. Рекомендуется на уроке подробно рассказать об альпинистке Л.С.Албогачиевой, о башенном комплексе «Вовнушки» вошедшие в десятку чудес России.
Для учащихся дается опережающее задание – подготовить доклады по данной теме. Задания рассчитаны на творческую и самостоятельную работу школьников. В зависимости от уровня развития учащихся ,тех задач, которые ставит педагог ,данный материал может быть расширен, но цель остается: формирование интереса к истории нашей страны, воспитание толерантности и уважения .
Открытый урок на тему: «Семь чудес России» 7 класс История России
Учитель истории и обществознания Жаниева Фатима Мухаметовна гимназия «Марем» г.Магас
Цели урока: расширение их представлений об историко- культурном и природном наследии России, сформировать представление у учащихся о семи чудесах нашей страны
Предметные УУД
1. Получить новые знания по культуре и истории России
2. Выделять существенные характеристики понятий «культурно-исторические чудеса» и «природные чудеса» России.
3.Показывать на конкретных примерах содержание выше указанных понятий.
Метапредметные УУД
1. Познавательные - владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактическую, подтекстовую информацию, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде текста.
2.Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации.
3.Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.
Личностные УУД - аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.
Межпредметные связи: Опора на знания по обществознанию, краеведению.
Задачи: Обучающая: сформировать и углубить знания учащихся об особенностях историко-культурных объектов на территории России, учить интегрировать знания из различных областей наук. Развивающая: развивать познавательный интерес; совершенствовать знания и умения самостоятельной работы с информационными источниками и картами. Воспитательная: воспитывать патриотические чувства гордости за свое Отечество. Основные понятия: культурно-исторические чудеса России и природные чудеса России.
Оборудование урока: ИКТ, раздаточный материал (тесты), иллюстрации к теме, видео «Чудеса России».
1.Организационный момент
Ход урока
Слово учителя: Давайте вспомним с вами, что мы проходили и о чем узнали на прошлых уроках. С какими странами мы познакомились. (ответы учеников: Смутное время на Руси, появление самозванцев, пресечение династии Рюриковичей)
У вас у каждого есть тестовое задание. Мы с вами начнем подготовку к сдачи ГИА -это будут задания первой части. Задания для нас новые, мы попытаемся познакомиться с ними и поймем, что ничего страшного нет, и, для сдачи экзамена нам с вами нужно прилежно учится. Итак, первый вопрос – коллективное обсуждение, рассуждение и ответы учеников.
Тестовое задание.
1.Указ об «урочных летах»:
а) запрещал свободный переход крестьян от одного хозяина к другому
б) устанавливал пятилетний срок сыска беглых крестьян
в) определял переход крестьян к другому помещику только в Юрьев день
г) установил бессрочный розыск беглых крестьян
2. Первым царем, занявшим российский трон не по праву наследования, а в результате избрания на царство, был:
А) Лжедмитрий I Б) Борис Годунов
В) Михаил Романов Г) Василий Шуйский
3. Первым патриархом всея Руси был провозглашён
А) Гермоген Б) Филарет В) Иов
4. Двумя основными признаками «Смуты» являлись: установление власти самозванцев на престоле и ...
А) расширение государственных границ
Б) продолжение централизации государства
В) политическая, экономическая нестабильность
5. Кто такой «тушинский вор»? Почему его так назвали ?
6. Кто такой Григорий Отрепьев? И как он занял престол?
7. Что обещал Григорий Отрепьев Польско – Литовскому государству?
А) Смоленск и Северную землю; Б) Новгород, Псков.
8. Когда умер Бориса Годунова:
А) 1603 г. Б) 1604г. В) 1605г.
9. Почему от Лжедмитрия 1 отвернулись московские люди?
(не мыл рук после обеда, не спал после обеда, носил польское платье, начисто брил лицо, женился на католичке Марине Мнишек.)
10. Кто из сыновей Ивана IV, был убит в Угличе?
А) Иван Б) Федор В)Дмитрий
Учитель: Здравствуйте. У нас сегодня необычный урок, мы отправимся в виртуальное путешествие по России, остановимся в самых интересных местах нашей прекрасной Родины. У вас, ребята, было опережающее домашнее задание и готовясь к уроку, вы предполагали, какой будет тема. Как вы думаете?
Слово учителя: Открываем тетради и записываем сегодняшнее число и тему урока. Учитель читает эпиграф к уроку и ставит цель: «Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою"» С.Есенин.
В 2008 году газета «Известия», телеканал «Россия» и радиостанция «Маяк» проводили конкурс «Семь чудес России». Выборы семи “чудес России” происходили через SMS и интернет голосование. В нем приняли участие около 26 миллионов человек. В редакцию газеты, так же пришло очень много писем от населения страны с предложениями «кандидатур». Вначале это были 46 объектов, затем 16 и, наконец, были выбраны самые лучшие «Семь чудес России». 12 июня 2008 года в День независимости России на Красной площади были объявлены победители конкурса.
Лучшими стали:
Храм Василия Блаженного (иначе его называют Покровский собор)
дворцово-фонтанный комплекс Петергоф
мемориальный комплекс в городе Волгограде «Родина-Мать»
самое глубокое и чистое озеро в мире – озеро Байкал
столбы выветривания на плато Мань-Пупу-нёр (республика Коми)
самая высокая гора России – гора Эльбрус
чудесное место на Камчатке — Долина гейзеров.
Учитель: Ребята, а каким было ваше домашнее задание? Ученик: Надо было самостоятельно подготовить сообщения о чудесах России. Учитель: Итак, начинаем наш урок-путешествие! И подробно рассмотрим все семь чудес России.
Работа с презентацией и сообщения учеников.
1 чудо России озеро Байкал
Байкал находится в центре Азии, на границе Иркутской области и Республики Бурятия. Озеро протянулось с севера на юго-запад на 636 км в виде гигантского полумесяца. Ширина Байкала колеблется от 25 до 80 км. Происхождение Байкала до сих пор вызывает научные споры. Возраст озера учёные традиционно определяют в 25−35 млн лет. Этот факт также делает Байкал уникальным природным объектом, так как большинство озёр, особенно ледникового происхождения, живут в среднем 10−15 тыс. лет, а потом заполняются илистыми осадками и заболачиваются. В значительной степени чистота воды в Байкале поддерживается деятельностью микроскопического рачка - эпишуры, который потребляет органику, пропуская воду через свой организм. Происхождение названия озера точно не установлено. Наиболее распространённые версии происхождения топонима «Байкал»: Бай-Куль (тюрк.) — богатое озеро; Байгаал-Далай (монг.) — богатый огонь; Бэй-Хай (кит.) — северное море.
2 чудо России Дворцовый ансамбль в Петергофе Санкт-Петербург
Петерго́ф ,что в переводе с нидерландского языка означает «двор Петра» — дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 29 км от Санкт-Петербурга. Центр ансамбля — Большой дворец, построенный на приморской террасе и обращенный к морю. Первый дворец сооружен в стиле «петровского барокко» в 1714—1725 годах, затем достроен в стиле «зрелого барокко». Поражает огромное количество фонтанов. Для снабжения фонтанов Петергофа построен специальный водовод общей длиной 40 км. На его трассе расположено 18 прудов-хранилищ, имеющих более 1,3 миллиона кубических метра воды и занимающих площадь почти 100 га. Водовод создан в 1720—1721 годах по проекту инженера-гидравлика Василия Туволкова.9 августа 1721 года заработали водомёты, действовавшие по принципу сообщающихся сосудов. В годы великой отечественной войны Петергоф пострадал В результате военных действий город был почти полностью разрушен или сожжён. Наиболее сильно пострадал ансамбль Нижнего парка. Около 30 тысяч предметов живописи, декоративно-прикладного искусства и скульптуры из дворцовых коллекций было уничтожено или разграблено; фонтаны и водоводная система выведены из строя; 10 тысяч деревьев — более одной трети зелёного массива — вырублены.
3 чудо света Долина гейзеров на Камчатке.
Доли́на ге́йзеров — это одно из наиболее крупных гейзерных полей мира и единственное в Евразии. Долина Гейзеров расположена на Камчатке в Кроноцком государственном биосферном заповеднике. У слияния рек Гейзерная и Шумная на территории около 2 км² находится около 20 крупных гейзеров и множество источников, периодически выбрасывающих фонтаны почти кипящей воды (более 95°С) или горячего пара. Долина гейзеров труднодоступна, на её территории действует заповедный режим. Её экосистема является уникальной для России и весьма уязвимой к внешним воздействиям. В 2007 году после того, как на регион обрушились ливни, сошёл оползень, на месте долины гейзеров образовалась запруда. В 2013 году сильные дожди способствовали возрождению природного памятника. Новый оползень разрушил естественную плотину, освободив источники. Когда вода спала, гейзеры вновь забили. И, по словам специалистов, их стало ещё больше.
4 чудо России Столбы выветривания
Столбы́ выве́тривания (мансийские болваны) — уникальный геологический памятник в Троицко-Печорском районе Республики Коми на горе Мань-Пупу-нёр (что на языке манси означает "Малая гора идолов"), в междуречье рр. Ичотляга и Печоры. Останцев 7, высота от 30 до 42 м. С ним связаны многочисленные легенды, прежде Столбы Выветривания являлись объектами культа манси. Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Проходили тысячелетия. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы, и в первую очередь слабые породы. Твёрдые серицитокварцитовые сланцы, из которых сложены останцы, разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа. Один столб, высотой 34 метра, стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевёрнутую вверх дном. Шесть других выстроились в ряд у края обрыва. Столбы имеют причудливые очертания и в зависимости от места осмотра напоминают то фигуру огромного человека, то голову лошади или барана. В прошлые времена манси обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им, но подниматься на Маньпупунёр было величайшим грехом. Находятся довольно далеко от обитаемых мест. Добраться до столбов могут только подготовленные туристы
5 чудо России Собор Василия Блаженного
Собор Покрова, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города в Москве. Покровский собор был построен в 1555—60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Куполов всего 10. Девять куполов над храмом (по числу престолов). плюс один купол над колокольней. (В старину Собор Василия Блаженного имел 25 куполов, обозначавших Господа и 24-х старцев, сидящих у престола Его). Собор состоит из восьми храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань. В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469—1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название.
6 чудо России Мамаев Кургани Родина-мать (Волгоград)
Мама́ев курга́н расположен на месте ожесточённых боёв во время Сталинградской битвы продолжительностью 200 дней. Контроль за «высотой 102,0», как обозначался Мамаев курган на военных картах, неоднократно переходил от советских войск к немецким и наоборот, так как занимал главенствующую позицию над центральной частью Сталинграда и Волгой. Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» включает ряд композиций. Главный монумент «Родина-мать зовет!» (Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием)
7 чудо света гора Эльбрус
Эльбру́с (карач.-балк. Минги тау) — гора на Кавказе, на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Эльбрус расположен севернее Главного Кавказского Хребта и является высочайшей вершиной России. Учитывая, что границы части света Европы неоднозначны, нередко Эльбрус называют также высочайшей европейской горной вершиной. Эльбрус — это двувершинный конус вулкана. Западная вершина имеет высоту 5642 м, Восточная — 5621 м. Восхождения на Эльбрус начались в 19 веке, при Николае 1,но нужно отметить, что местное население были первыми покорителями горы. Знаменитая на весь мир альпинистка Лейла Албогачиева 12 раз совершила восхождение на Эльбрус. Эльбрус - это чудо мира ,побывав здесь однажды ты покорен навсегда- этой красотой, силой, мощью и величием.
Для нас вами и для многих гостей нашей республики чудом является архитектура горной Ингушетии. Наши предки строили боевые и жилые башни. В конкурсе «Семь чудес России» был заявлен Замок-крепость Вовнушки – памятник архитектуры XII–XVIII веков. Крепость вошла в число десяти лидеров конкурса "Россия 10".
Во́внушки — позднесредневековый комплекс оборонно - сторожевых ингушских башен. Расположен в высокогорном Джейрахском районе современной Ингушетии.
Памятник Вовнушки состоит из трёх основных башен, две из которых стоят на вершине одной скалы и одна на противоположной скале. Башни комплекса издалека привлекают к себе внимание.Башни сложены из камня и выглядят как естественное продолжение скал, на вершинах которых они построены. Они представляют собой четырёхэтажные строения. С Вовнушками связано множество легенд, но одна из них похожа на правдивую историю. Суть легенды проста: однажды во время осады башен вайнахская женщина спасла множество младенцев. Когда одна из башен была подожжена, она перетащила люльки с малышами, чудом сумев пробежать несколько раз по канату, оставшемуся от уничтоженного врагами подвесного моста между двумя башнями Вовнушек.
Мы, познакомились с вами с чудесами, света которые ,создал человек ,но в нашей жизни такие чудеса которые люди получают с момента рождения . давайте подумаем и скажем какие это чудеса есть у человека? (Ответы учеников.)
Любить
Дышать
Слышать
Чувствовать
Двигаться
Смеяться
Видеть
Физ.минутка с классом
Учитель листает слайды и просит класс выполнить действие:
Дышать- сделать глубокий вдох и выдох,
Слышать- закрыть ладошками уши и открыть,
Чувствовать – возьмите за руки своего соседа по парте,
Двигаться- встали все, вышли из –за парт и сделали шаг вперед и шаг назад ,
Смеяться – улыбнитесь друг другу,
Видеть- закройте ладошками глазки , а теперь откройте.
Любить – обнять своего друга.
Это и есть наши чудеса, которые нам даны с рождения.
Пожелаем всем людям на планете ,чтобы они обладали всеми эти человеческими чудесами.
Сегодня мы с вами познакомились с чудесами света которые создал человек, с чудесами которые дарованы человеку с момента рождения, а как вы думаете природа может сотворить чудеса ? Какие? (Ответы учеников)
Рефлексия. Мы немного отдохнеми посмотрим красивый фильм о чудесах природы. Внимательно смотрим, слушаем музыку и читаем названия чудес.
Фильм идет 6 минут.
Вопрос учителя: Ребята ,удалось ли нам сегодня узнать новое? Что вас удивило? Что вам понравилось? Где бы вы хотели побывать?
До окончания урока ученики начинают писать мини-эссе на тему «Чудеса света моей Родины- России».
Итог урока: выставление оценок за урок. Дом.задание- дописать эссе.