kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка учебного занятия по истории "Перестройка как попытка реформирования советской системы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка демонстрирует возможности использования на занятиях информационно- комммуникативных, здоровьесберегающих технологий, использование продуктивных методов ведения урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия по истории "Перестройка как попытка реформирования советской системы"»

Методическая разработка учебного занятия по истории

Тема: Перестройка как попытка реформирования советской системы

Тип занятия: учебное занятие по усвоению новых знаний, формированию навыков и умений

Вид занятия: комбинированный: (80 минут)

Цель занятия: формировать у обучающихся представления об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX - начала XXIвв.

По окончании занятия: ученик должен знать: - предпосылки и объективную неизбежность обновления экономической и политической сфер жизни СССР во второй половине 80-х гг. XX в; - этапы перестройки, их сущность и последствия; - замысел и результаты реформ, а также позитивные и негативные стороны перестроечных процессов.

Ученик должен уметь: - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; - обозначить хронологические этапы перестройки, раскрыть их сущность и дать им оценку; - установить причины неудач и обозначить ведущие достижения перестройки; - сформулировать и обозначить альтернативы реформирования; - анализировать и давать оценку историческим документам, работать с текстом (выделять главное, конспектировать, цитировать, аннотировать).

Задачи занятия:

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; способствовать воспитанию творческой активности учащихся; воспитывать культуру личности в процессе делового общения; формировать ответственный, аргументированный выбор личности и определенные мировоззренческие позиции, ориентированные на ценности современного общества и Российской Федерации.

Образовательные: раскрыть предпосылки и объективную неизбежность обновления ведущих сфер жизни советского общества, замысел и результаты реформ, а также позитивные и негативные стороны перестроечных процессов; обозначить хронологические этапы перестройки, раскрыть их сущность и дать им оценку; сформировать представления об альтернативах реформирования, какие возможные варианты были упущены.

Развивающие: учить учащихся самостоятельно анализировать и оценивать те или иные позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов; развивать навыки самостоятельной работы учащихся при составлении конспекта, таблиц, схем; развивать аналитические и коммуникативные способности ведения диалога и отстаивания собственной мировоззренческой позиции.

Методическая: продемонстрировать возможности использования на занятиях информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий; использование продуктивных методов ведения урока; организацию самостоятельной работы учащихся; создание проблемной ситуации на уроках.

Используемые технологии: - дискуссии; развивающего обучения, развития критического мышления учащихся, индивидуализации обучения проблемности)

Форма организации работы на уроке: сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы на уроке

Основные источники и средства обучения:

1. Компьютер, проектор

2. Схема «Основные этапы перестройки (1985-1991 гг.)»

3. Схемы «Попытки экономических реформ в период перестройки (1987- 1988)»;схема «Реформа политической системы СССР»; схема «Противоречивый характер и итоги перестройки»;

4.Подборка документов для организации индивидуальной творческой работы учащихся

5. Проверочные задания по теме.

План проведения занятия с лекционным сопровождением

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы и цели занятия. Целеполагание

Постановка проблемного вопроса:

В обыденном сознании наших людей существуют три точки зрения на предпосылки и начало перестройки:

1. Не нужно было ничего менять: жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

2. Кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.

3. Перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы.

После изучения темы, мы обсудим, к какой точке зрения склоняетесь вы? Свою позицию нужно обосновать.

III. Актуализация знаний учащихся К уроку дается опережающее домашнее задание: провести опрос родителей и проанализировать жизнь своей семьи в эпоху «перестройки». Конкретизируя проблему на истории семьи обучающегося, происходит «погружение» учащихся через рассказы и воспоминания родных в изучаемую эпоху, формируется интерес к изучаемому материалу:

- Расспросите родных об их отношении к внутриполитической жизни во второй половине 1980-х гг. Что изменилось по сравнению с застоем?

- Каковы впечатления ваших родных о М.С. Горбачеве? Какие его качества, поступки, высказывания вызывали симпатии и, наоборот?

- Какие важные для вашей семьи события произошли в середине 1980-х нач. 1990-х гг.?

IV. Изучение нового материала по плану

1. Понятие «перестройка», ее предпосылки и общая характеристика основных этапов 2. Попытки экономических реформ в период перестройки

3. Реформа политической системы СССР

4. Противоречивый характер и итоги перестройки

Внешне СССР выглядел могущественным государством (1/6 часть обитаемой суши, 22,4 млн. кв. км; 286,7 млн. жителей по переписи 1989 г.) с достаточно развитой экономикой, огромными природными богатствами и крепкой обороной. На самом деле в стране существовало огромное число проблем, «гордиевых узлов». С каждым годом ухудшались качественные показатели развития экономики. Постоянно падала эффективность от осуществлявшихся капитальных вложений, особенно в сельское хозяйство. Фактически прекратился рост производительности труда. Низким оставалось качество значительной части производственной и бытовой техники, одежды, обуви, других изделий. Негативные тенденции показывала даже официальная статистика. Таким образом, в первой половине 80-х гг. страна оказалась в глубоком тупике. Также назрела явная проблема власти: (индивидуальные выступления студентов по историческим персоналиям: Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова, К.У. Черненко, М.С. Горбачева)

Перестройка – период в истории СССР, в ходе которого произошли кардинальные преобразования в жизни советского общества, результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР. Курс на перестройку был официально объявлен 23 апреля 1985 года на Апрельском 1985г. пленуме ЦК КПСС. Перестройка в СССР тесно связана с деятельностью М.С. Горбачева – профессионального партийного функционера, избранного 11 марта 1985г. Генеральным секретарем ЦК КПСС.

Предпосылки перестройки: перестройка была вызвана грузом социально-экономических и политических проблем, требующих безотлагательного решения. Кроме того, на мероприятия перестройки оказал влияние новый тип либерального руководства в лице Горбачева и его команды. Это были люди, не знавшие обстановки страха и репрессий, более образованные, воспитанные в новых условиях. Важно отметить, что изначально четкого плана реформ у руководства не было. Поэтому основной упор на первом этапе был сделан на реформирование экономики страны.

В своем развитии перестройка прошла ряд этапов:

1. 1985-1987гг. – на этом этапе предполагалось реформировать только экономику при сохранении административно-командного социализма. Курс на ускорение социально-экономического развития страны установил Апрельский пленум 1985 г. «Стратегия ускорения» подразумевала следующие мероприятия: развитие научно-технического прогресса; техническое перевооружение машиностроения; активизацию человеческого фактора. XXVII съезд партии, состоявшийся в 1986 г., наметил дальнейшее ускорение социально-экономического развития, и принял «Новую редакцию» Программы партии. Она провозгласила курс на совершенствование социализма. На данном этапе: - значительное обновление и омоложение руководителей всех уровней (реальное омоложение кадров: выдвижение ряда современно мыслящих руководителей – Б.Ельцина, Н.Назарбаева, В.Черномырдина, Е.Примакова и др.); - поиск путей «ускорения»экономического развития (введение хозрасчета на предприятиях, выборы директоров, возрождение кооперации); - проведение политики гласности – открытом освещении негативных сторон жизни общества (работа с историческим источником: «Из резолюции «О гласности») (Документ 1); - раскрепощение обстановки в обществе, очищение от ряда изживших себя догм, критическое переосмысление прошлого и настоящего (работа с историческим источником: «Принципы перестройки: революционность мышления и действий») (Документ 2); попытки улучшить международные отношения (Например, односторонний запрет ядерных испытаний) (работа с историческим источником: «Из книги Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира») (Документ 3). В то же время на первом этапе перестройки был допущен ряд серьезных ошибок: · отсутствие четкого плана преобразований, «стихийность перестройки»; · выдвижение заведомо невыполнимых планов; · непоследовательность в проведении реформ; · чрезмерное очернение исторического прошлого, подрыв моральных ценностей; · пренебрежение национальным интересам в угоду западным странам.

2. На втором этапе преобразований - 1988-1989 гг. – ставилась задача демократизировать политическое и экономическое устройство общества, духовную жизнь. В результате предполагалось создать «демократическую модель» социализма, так называемый «социализм с человеческим лицом». Намеченная программа демократических реформ явилась результатом работы январского и июньского Пленумов ЦК, XIX Всесоюзной партийной конференции (июнь-июль 1988 г.), и была самой мощной и радикальной со времен НЭПа. Ее основу составили следующие мероприятия: - расширение границ самостоятельности предприятий; - их перевод на хозрасчет и самофинансирование; - наделение трудовых коллективов широкими правами; - развитие кооперации. В области политики – расширение полновластия Советов; формирование механизмов гражданского и правового государства. С самого начала очередные «реформаторы» столкнулись с двумя проблемами. Во-первых, большинство нововведений «спускалось на тормозах» местным большим и малым начальством, которое бодро докладывало о выполнении, но мало что делало на практике. Во-вторых, появились обстоятельства, осложнявшие реформы: в апреле 1986 г. произошла авария на Чернобыльской атомной станции. Началось падение цен на энергоносители на международной арене. В стране стало формироваться общественное мнение. Такая возможность впервые появилась в 1989 г., когда прошли выборы народных депутатов СССР. Впервые выдвигалось несколько кандидатур, а не одна - единственная, как раньше. Во время Первого съезда народных депутатов СССР в мае-июне 1989 г. критическое состояние советского общества выявилось в полной мере, началась борьба между блоком коммунистов и блоком демократов. Эта борьба продолжилась и в избранном Съездом Верховном Совете СССР, который наподобие западных парламентов стал работать на постоянной основе. После упорной борьбы из Конституции СССР 1977 г. была исключена статья 6 о руководящей и направляющей роли КПСС в обществе, после чего в стране быстро возродилась многопартийность.В марте 1990 г. после еще одного изменения Конституции первым Президентом СССР Съезд народных депутатов СССР избрал Горбачева Реорганизация верховной советской власти не привела к успокоению политических страстей. Демократическая оппозиция максимально использовала всеобщее недовольство концентрацией огромных ресурсов в руках московского Центра, привилегиями номенклатурной касты, ухудшающимся материальным положением

3. На третьем этапе реформ -1990-1991 гг. – намечалось соединить полюсы социализма с достижениями западной политической демократии и рыночной системы хозяйствования, создав тем самым «рыночную модель социализма». В альтернативах перестройки выступали три политических лагеря: 1. консервативный(представляли ортодоксальные коммунисты – Е.К. Лигачев и др.) – его сторонники выступали против дальнейших реформ, за свертывание перестройки; 2. центристский (во главе с Горбачевым) – отстаивал продолжение реформ в рамках советской системы; 3. либерально-демократический (представляли радикальные демократы – Б.Н. Ельцин) - требовали перестройки радикальными средствами вплоть до отхода от социалистической модели к буржуазно-либеральной. В КПСС назрели явные проблемы и противоречия: (работа с историческим источником: «Заявление народных депутатов СССР – членов межрегиональной группы»). Со временем демократы все больше и больше завоевывали симпатии масс и начали оспаривать у КПСС и Горбачева лидерство в реформаторском процессе. В стране фактически сложилось двоевластие: руководству КПСС и СССР во главе с Горбачевым противостояло руководство России во главе с Ельциным, против сильного общесоюзного Центра выступали лидеры национальных окраин, стали требовать большей самостоятельности национальные республики, края и области в России. Противостояние властей парализовало всякие реформы. Перестройка превратилась из процесса реформирования страны в борьбу политических и национальных движений против диктата КПСС и империи СССР, в личную борьбу за власть между Горбачевым и Ельциным. Задуманная в целях укрепления социализма перестройка привела к прямо противоположному результату. В ходе экономических реформ был нарушен планово-распределительный механизм социалистической экономики, что привело к спаду производства, скрытой инфляции, жестокому товарному дефициту, снижению жизненного уровня населения. Демократизация подорвала государственно-политическую систему социализма: КПСС потеряла свое монопольное положение единственной и правящей партии, ее авторитет в обществе упал, а реальная власть перешла от партийных органов к директорам предприятий и новым государственным структурам. Ослабление центральной власти привело к расшатыванию многонационального государства - СССР, межнациональным конфликтам. Победа демократических общественных сил, возглавленных Верховным Советом РСФСР и новым президентом России Б.Н. Ельциным, над путчистами в августе 1991 г. означала перерастание перестройки в национально-демократическую революцию, сокрушившую КПСС, развалившую империю СССР, разрушившую социалистический строй. Идеалами этой революции, вдохновлявшими массы людей, были традиционные ценности западного мира: рыночная, экономика, политическая демократия, духовная свобода.

V. Закрепление изученного материала: А. Ответьте на вопросы:

1) Один из вариантов периодизации горбачевского правления в СССР предполагает выделение трех этапов: I. Этап – 1985 – 1987 гг.; II Этап – 1988 – 1989 гг.; III Этап – 1990 – 1991 гг. Назовите события, которые рассматриваются в этой периодизации как границы между этапами. На каком из этих этапов Горбачев обладал наибольшими возможностями для проведения реформ?

2) В чем состоял смысл идей перестройки? Что в них отражало попытки сохранения старой системы, а что являлось принципиально новым?

3) Охарактеризуйте основные этапы перестройки?

4) Какие изменения претерпела политическая система СССР в годы перестройки?

5) Какие политические тенденции наметились в развитии КПСС периода перестройки? Почему ее руководству не удалось консолидировать партию?

6) Подведите итог экономическому развитию СССР к началу 90-х годов.

7) В чем состояли причины обострения межнациональных отношений в СССР, трений между союзными республиками?

8) В чем заключался противоречивый характер итогов перестройки?

Выполнить задания в форме ЕГЭ:

 1.Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к пре­об­ра­зо­ва­ни­ям пе­ри­о­да пе­ре­строй­ки. Най­ди­те и за­пи­ши­те тер­ми­ны, от­но­ся­щие­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

 

1) Аль­тер­на­тив­ные вы­бо­ры, 2) глас­ность, 3) рас­ку­ла­чи­ва­ние, 4) Съезд на­род­ных де­пу­та­тов, 5) ин­ди­ви­ду­аль­ная тру­до­вая де­я­тель­ность, 6) сов­нар­хо­зы



2.Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям, яв­ле­ни­ям, от­но­ся­щим­ся к пе­ри­о­ду 1985—1991 гг.

 

1) мно­го­пар­тий­ность

2) бюд­жет­ный де­фи­цит

3) вер­ти­каль вла­сти

4) мо­не­ти­за­ция льгот

5) ре­фе­рен­дум

6) уско­ре­ние со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия


3.Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду пе­ре­строй­ки в СССР (1985–1991 гг.).

 

1) на­род­ный де­пу­тат

2) глас­ность

3) фе­де­раль­ный округ

4) ко­опе­ра­ция

5) на­ци­о­наль­ные при­о­ри­тет­ные про­ек­ты

6) «новое по­ли­ти­че­ское мыш­ле­ние»



4. Какие три пред­ло­же­ния по ре­фор­ми­ро­ва­нию эко­но­ми­ки СССР из пе­ре­чис­лен­ных ниже со­дер­жа­лись в про­грам­ме «500 дней»? Со­от­вет­ству­ю­щие цифры за­пи­ши­те в ответ.

 

1) уси­ле­ние и раз­ви­тие пла­ни­ро­ва­ния эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей

2) про­ве­де­ние «по­ли­ти­ки уско­ре­ния»

3) при­ва­ти­за­ция го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти

4) де­цен­тра­ли­за­ция управ­ле­ния эко­но­ми­кой

5) пол­ный отказ от внеш­них за­им­ство­ва­ний, опора на соб­ствен­ные силы

6) со­зда­ние бла­го­при­ят­ных усло­вий для раз­ви­тия част­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства



5.Какие суж­де­ния о дан­ном изоб­ра­же­нии яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Дан­ная поч­то­вая марка была вы­пу­ще­на в 1980-х гг.

2) Ру­ко­во­ди­те­лем СССР во время вы­пус­ка дан­ной марки был Л.И. Бреж­нев.

3) К тому же де­ся­ти­ле­тию, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся со­зда­ние дан­ной марки, от­но­сит­ся на­ча­ло Ко­сы­гин­ской ре­фор­мы.

4) Ло­зун­ги, помещённые на марке, при­зы­ва­ют к пе­ре­хо­ду к ры­ноч­ной эко­но­ми­ке.

5) Один из ло­зун­гов на марке подчёрки­ва­ет связь пе­ри­о­да, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся марка, с со­бы­ти­я­ми 1917 года. 

Приложение

 6.Ка­ко­вы итоги ре­а­ли­за­ции рас­смат­ри­ва­е­мо­го стра­те­ги­че­ско­го курса пар­тии? При­вле­кая ис­то­ри­че­ские зна­ния, ука­жи­те не менее двух при­чин, при­вед­ших к таким ито­гам.


Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-СЗ. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 

Из ре­зо­лю­ции XIX Все­со­юз­ной пар­тий­ной кон­фе­рен­ции

    «XIX Все­со­юз­ная пар­тий­ная кон­фе­рен­ция... кон­ста­ти­ру­ет: вы­ра­бо­тан­ный пар­ти­ей на ап­рель­ском Пле­ну­ме ЦК и XXVII съез­де пар­тии стра­те­ги­че­ский курс на все­сто­рон­нее и ре­во­лю­ци­он­ное об­нов­ле­ние со­вет­ско­го об­ще­ства и уско­ре­ние его со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия не­уклон­но пре­тво­ря­ет­ся в жизнь. При­оста­нов­ле­но спол­за­ние стра­ны к эко­но­ми­че­ско­му и со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ско­му кри­зи­су...

    На­чал­ся про­цесс оздо­ров­ле­ния эко­но­ми­ки стра­ны, её по­во­рот к удо­вле­тво­ре­нию на­сущ­ных по­треб­но­стей людей. На­би­ра­ют силу новые ме­то­ды хо­зяй­ство­ва­ния. В со­от­вет­ствии с За­ко­ном о го­су­дар­ствен­ном пред­при­я­тии (объ­еди­не­нии) идёт пе­ре­вод объ­еди­не­ний и пред­при­я­тий на хоз­рас­чет и са­мо­оку­па­е­мость. Раз­ра­бо­тан, ши­ро­ко об­суждён и при­нят Закон о ко­опе­ра­ции. Вхо­дят в жизнь новые, про­грес­сив­ные формы внут­ри­про­из­вод­ствен­ных тру­до­вых от­но­ше­ний на ос­но­ве под­ря­да и арен­ды, а также ин­ди­ви­ду­аль­ная тру­до­вая де­я­тель­ность. Идёт пе­ре­строй­ка ор­га­ни­за­ци­он­ных струк­тур управ­ле­ния, на­прав­лен­ная на со­зда­ние бла­го­при­ят­ных усло­вий для эф­фек­тив­но­го хо­зяй­ство­ва­ния пер­вич­ных зве­ньев эко­но­ми­ки.

    Развёрну­тая по ини­ци­а­ти­ве пар­тии ра­бо­та поз­во­ли­ла воз­об­но­вить рост ре­аль­ных до­хо­дов тру­дя­щих­ся. Ре­а­ли­зу­ют­ся прак­ти­че­ские меры по уве­ли­че­нию про­из­вод­ства про­дук­тов пи­та­ния и пред­ме­тов по­треб­ле­ния, рас­ши­ре­нию жи­лищ­но­го стро­и­тель­ства. Осу­ществ­ля­ют­ся ре­фор­мы об­ра­зо­ва­ния и здра­во­охра­не­ния. Ду­хов­ная жизнь ста­но­вит­ся мощ­ным фак­то­ром про­грес­са стра­ны. Зна­чи­тель­ная ра­бо­та про­ве­де­на по пе­ре­осмыс­ле­нию со­вре­мен­ных ре­аль­но­стей ми­ро­во­го раз­ви­тия, об­нов­ле­нию и при­да­нию ди­на­миз­ма внеш­ней по­ли­ти­ке. Таким об­ра­зом, пе­ре­строй­ка всё глуб­же вхо­дит в жизнь со­вет­ско­го об­ще­ства, ока­зы­ва­ет на него всё воз­рас­та­ю­щее пре­об­ра­зу­ю­щее воз­дей­ствие».


Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) итоги, на­при­мер:

- не­уда­ча в пре­одо­ле­нии кри­зи­са;

- рас­пад СССР;

2) при­чи­ны, на­при­мер:

- огра­ни­чен­ность воз­мож­но­стей ре­фор­ми­ро­ва­ния ко­манд­ной мо­де­ли эко­но­ми­ки;

- от­сут­ствие об­ще­ствен­но­го со­гла­сия;

- се­па­ра­тизм со­юз­ных рес­пуб­лик.



7. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 

Из вос­по­ми­на­ний со­вет­ско­го пар­тий­но­го де­я­те­ля В.А. Мед­ве­де­ва

 

«11 июня про­шло со­ве­ща­ние в ЦК КПСС по во­про­сам уско­ре­ния на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са. В до­кла­де [Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря] в мак­си­маль­ной мере были ре­а­ли­зо­ва­ны раз­ра­бот­ки, ко­то­рые ве­лись в те­че­ние этих лет по под­го­тов­ке Пле­ну­ма ЦК.

На со­ве­ща­нии был углублён кри­ти­че­ский ана­лиз пред­ше­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да раз­ви­тия. Вме­сте с тем со всей оче­вид­но­стью об­на­ру­жи­лась, что уско­ре­ние на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са, а зна­чит и со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны, упи­ра­ет­ся в хо­зяй­ствен­ный ме­ха­низм, уна­сле­до­ван­ный от про­шло­го. Даль­ней­шая прак­ти­ка под­твер­ди­ла, что даже тща­тель­но раз­ра­бо­тан­ные об­шир­ные про­грам­мы раз­ви­тия науки и тех­ни­ки, мо­дер­ни­за­ции оте­че­ствен­но­го ма­ши­но­стро­е­ния не могут рас­счи­ты­вать на успех в усло­ви­ях ста­ро­го эко­но­ми­че­ско­го ме­ха­низ­ма, по­это­му центр тя­же­сти и вни­ма­ния в сфере эко­но­ми­ки стал по­сто­ян­но пе­ре­клю­чать­ся на раз­ра­бот­ку эко­но­ми­че­ско­го ме­ха­низ­ма. А за этим по­сте­пен­но по­тя­ну­лась и вся це­поч­ка.

При углублённом ана­ли­зе про­блем со­вер­шен­ство­ва­ния хо­зяй­ствен­но­го ме­ха­низ­ма ока­за­лось, что оно не­мыс­ли­мо без ре­фор­ми­ро­ва­ния всей по­ли­ти­че­ской си­сте­мы, а это в свою оче­редь дик­ту­ет и не­об­хо­ди­мость пе­ре­смот­ра роли самой пар­тии».

 

На­зо­ви­те не менее трёх эко­но­ми­че­ских ре­форм, пре­об­ра­зо­ва­ний, на­прав­лен­ных на из­ме­не­ние «ста­ро­го эко­но­ми­че­ско­го ме­ха­низ­ма», осу­ществлённых в пе­ри­од, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся вос­по­ми­на­ния.


Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие эко­но­ми­че­ские ре­фор­мы, пре­об­ра­зо­ва­ния пе­ри­о­да пе­ре­строй­ки:

 

1) вве­де­ние си­сте­мы гос­приёмки;

2) рас­ши­ре­ние са­мо­сто­я­тель­но­сти пред­при­я­тий, внед­ре­ние хоз­расчёта;

3) раз­ви­тие ко­опе­ра­тив­но­го дви­же­ния;

4) раз­ре­ше­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства;

5) со­зда­ние фер­мер­ских хо­зяйств (при­зна­ние пяти ос­нов­ных форм хо­зяй­ство­ва­ния на селе);

6) со­зда­ние ком­мер­че­ских бан­ков.





VI. Домашнее задание: · Проанализируйте результаты работы с историческими источниками · Составьте синхронистическую таблицу «События в СССР и в мире в период перестройки»

VII. Рефлексия

























Список литературы

Основные источники:

· Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012. – 464с. ·

- Отечественная история (1917-2001): Учебник/отв. ред. проф. И.М. Узнародов. – М.: Гардарики, 2002. – 557 с.

- История России и мира в XX – начале XXI века/Н.В. Загладин, Н.А. Симония – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 480с. Дополнительные источники:

· Боффа Дж. От СССР к России: История неоконченного кризиса. 1964-1994. М., 1996. · Горбачев М.С. Жизнь и реформы. В 2 кн. М., 1995. · Горбачев – Ельцин: 1500 дней политического противостояния. М., 1992. · Грачев А. Горбачев. - М., 2001.

· Кириллов В.В. Отечественная история XX – начала XXI века в схемах, таблицах и диаграммах. – М., 2003. – 64с. · Россия, которую мы не знали: 1939 – 1993. Хрестоматия/Под ред. проф. М.Е. Главацкого. – Челябинск, 1995.

· Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-1991: от Горбачева до Путина. М., 2001.

· Уколова И.Е., Кацва Л.А. СССР в годы перестройки: Эксперимент. Учебное пособие. М., 1998.

- https://ege.sdamgia.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Смолина Марина Александровна

Дата: 15.06.2016

Номер свидетельства: 334683

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства