kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая модель урока с применением сравнительной характеристики феномена одиночества политических деятелей Павла I и Махатмы Ганди

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок, построенный в рамках системно-деятельностного подхода который находит своё отражение в межпредметных связях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая модель урока с применением сравнительной характеристики феномена одиночества политических деятелей Павла I и Махатмы Ганди»

АГАПОВА АЛЁНА ВАСИЛЬЕВНА

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

МБОУ СОШ №198 г. Новосибирска

Методическая модель урока с применением сравнительной характеристики феномена одиночества политических деятелей


Тема урока: «Два одиночества»

Класс: 9

Тип урока:  интегрированный урок по истории и обществознанию

Цели урока: пробуждение интереса к историческим деятелям и воспитание чувства эмпатии к другой личности.

Задачи урока:

Предметные:

  1. сформулировать понятие «одиночество»

  2. показать роль Павла I в истории России;

  3. расширить представления о роли Махатмы Ганди в истории Индии.

Метапредметные:

  1. формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

  2. развивать у учащихся умения исследовательской работы: сбор информации из исторических источников, её структурирование, сравнительный анализ  и обобщение, формулировка интегрированных выводов.


Личностные:

  1. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции;

  2. формирование ценностного отношения к истории народов России и мира.


Средства обучения:

- мультимедийный проектор,

- иллюстрации портретов М.Ганди и Павла I,

- сравнительная таблица «Одиночество у политиков».

Ход урока

Актуализация

Учитель (вступительное слово): Главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать людей; не забывать Людей – это значит не забывать Время.

Задание: Учащимся предлагается поочерёдно портрет Павла I и изображение Махатмы Ганди. Учитель задает вопрос к каждому изображению, какую характеристику можно дать этому человеку?

Все ответы учащихся уточняются дополнительным вопросом: «Что из увиденного позволяет вам утверждать это?». Этот вопрос позволяет сконцентрировать внимание на деталях изображения, искать фактическое подтверждение своим высказываниям.

Далее на слайде демонстрируются оба изображения политических деятелей (см. приложение).

Учитель задаёт вопрос, что общего между этими людьми? Скорее всего, у учащихся будут затруднения, что общего ничего нет.

Учитель: действительно ли этих двух людей ничего не объединяет, мы попытаемся сегодня с вами разобраться. В центре нашего внимания две исторические личности – русский император Павел I и политический деятель индии Мохандас Карамчанд Ганди.




Этап: Изучение нового материала

Учитель: Для начала давайте познакомимся с биографией политических деятелей. Ваша задача по ходу выступления одноклассников фиксировать основную информацию в таблицу (см. таблицу 3).



Таблица 3.

Критерии для сравнения

Павел I

Махатма Ганди

Годы жизни



Страна



Заслуги (проведённые мероприятия)




Выступление двух учеников, заранее подготовивших доклады.

Учитель: Историки и психологи утверждают, что на политическую деятельность любой личности влияют личные качества человека. На деятельность Павла I и Махатмы Ганди повлиял такой феномен как одиночество. Давайте вспомним из курса обществознания 7 класса, что же такое одиночество?

Ответы учеников.

Запись определения: Одиночество – это психологическое состояние человека, связанное с отсутствием близких людей или положительной эмоциональной связи с людьми.

Вопрос учителя: Посмотрим, как же одиночество повлияло на деятельность великих государственных деятелей?

Далее лекция с элементами беседы, в ходе которой обучающиеся заполняют таблицу (см. таблица 4).




Таблица 4.


Павел I

Махатма Ганди

Условия, при которых возникает одиночество

1. Павел был в детстве отлучен от материнской ласки (депривирован);

2. выраженную враждебность Павла к окружающему миру как проявляющаяся в его жизнедеятельности черта личности;

3. Павел видел себя императором, но не получил желаемой власти. Осознание индивидом несоответствия между двумя факторами – желаемым и достигнутым уровнем социальных контактов проявляется впоследствии в слабой приспособляемости личности Павла 1 в роли императора.

1. Крайняя религиозность матери. Нельзя сказать, что Мохандас был лишен материнской ласки, однако соблюдение всех обрядов и постоянное посещение храмов требовало от Путлибай много душевных сил и времени.

2. Непростые отношения с отцом Карамчандом. Этому способствовали и большая разница в возрасте (около 50 лет) и «сексуальная ненасытность» отца (был женат четвертым браком, разница в возрасте с Путлибай – 20 лет). Кроме того, юный Мохандас принял на себя обязательства ухаживать за больным отцом. Как отмечают исследователи: «Он с усердием и любовью принял на себя материнские обязанности сиделки, которые исполнял все последние годы жизни Карамчанда».

3. Вынужденная женитьба.


Вопросы классу: как вы думаете, каким образом эти факты могли повлиять на политическую деятельность Павла I и Махатмы Ганди?

Этап: подведение итога

На этом этапе учащимся предлагается вернуться к проблемному вопросу урока: Что же общего между этими политическими деятелями?

Анализ заполненной таблицы.

Домашнее задание:

Ученикам выдаётся таблица в готовом виде, задача - подобрать по одному факту из биографии политиков, подтверждающих любое положения таблицы (см. таблица 5).


Таблица 5.

Критерии для сравнения

Павел I

Махатма Ганди

Условия, при которых возникает одиночество

1. Павел был в детстве отлучен от материнской ласки (депривирован);

2. выраженную враждебность Павла к окружающему миру как проявляющаяся в его жизнедеятельности черта личности;

3. Павел видел себя императором, но не получил желаемой власти. Осознание индивидом несоответствия между двумя факторами – желаемым и достигнутым уровнем социальных контактов проявляется впоследствии в слабой приспособляемости личности Павла 1 в роли императора.

Ощущаемый Павлом феномен одиночества вызывает стремление избавиться от него. Павел из возможных стратегий выбирает «подчинение», он ищет кого-то, кто был бы от него полностью зависим. Этим зависимым элементом для Павла становится его армия, которую он ежедневно муштрует в Гатчине. В связи с этим, мы можем говорить, что в доимператорский период феномен одиночества выполняет функцию защиты «Я» Павла от деструктивных внешних воздействий.

1. Крайняя религиозность матери. Нельзя сказать, что Мохандас был лишен материнской ласки, однако соблюдение всех обрядов и постоянное посещение храмов требовало от Путлибай много душевных сил и времени.

2. Непростые отношения с отцом Карамчандом. Этому способствовали и большая разница в возрасте (около 50 лет) и «сексуальная ненасытность» отца (был женат четвертым браком, разница в возрасте с Путлибай – 20 лет). Кроме того, юный Мохандас принял на себя обязательства ухаживать за больным отцом. Как отмечают исследователи: «Он с усердием и любовью принял на себя материнские обязанности сиделки, которые исполнял все последние годы жизни Карамчанда».

3. Вынужденная женитьба.


Этапы возникновения одиночества

1. Детство. Опасение быть отвергнутым матерью, которое усиливается объективными обстоятельствами его воспитания (в изоляции от детского окружения). Уже в детстве Павлу приходится соответствовать социальным образцам взрослого мира.

2. «Гатчинский период» - здесь одиночество начинает получать позитивный характер и проявляется как творческая сила. Именно в это период Павел I готовит свою государственную программу развития России. Вырвавшись из стандартных циклов поведения, Павел формирует свой стандарт, который проявляет в создании армии. Именно эти характеристики Павла говорят об успешном типе «государя - хозяина».

Мы видим, что в этот период одиночество является адаптивной реакцией Павла, выводящей его из состояния «стресса дефицита» (недостатка внешних контактов, связанных с общением) и приводит его в состояние более оптимальных контактов.

1. Период жизни до женитьбы. На этом этапе одиночество формируется под влиянием религиозной матери. Данный этап характеризуется двумя психологическими характеристиками, оказавшими влияние на формирования чувства одиночества Ганди – депривация и перфекционизм.

2. с 13 до 19 лет. Новоиспеченный муж стремится познать себя, общаясь со своей такой же юной женой.

На данном этапе личность Мохандаса Ганди формируется под воздействием двух чувств: рано проснувшейся сексуальности и вины за это. Психологи отмечают, что связь сексуальности и вины ведет к переживанию изолированности и отчужденности, что отрицательно влияет на сексуальность.

3. обучение в Лондоне.

Здесь одиночество Ганди формируется под воздействием двух факторов: отлучением от касты (представители касты модх баниан никогда раньше не покидали пределов Индии) и с целью защиты своего «Я» от деструктивных внешних воздействий чужого европейского общества. Ганди - индус со своими религиозными представлениями, сошел на английский берег в белых одеждах, и увидел, что только он один одет таким образом. Это можно считать символом одиночества Ганди в Лондоне.

4. жизнь в Южной Америке.

Здесь можно наблюдать классический пример объективной изоляции индивида: один, в чужой стране, презираемый белыми «господами».

5.Возвращение в Индию уже политика М.К. Ганди, именно тогда он был назван «Махатмой».

Политические взгляды и действия Махатмы делали его непонятным и, как следствие, одиноким на политическом поприще.


Позитивный характер одиночества

В «Гатчинский период» одиночество является адаптивной реакцией Павла, выводящей его из состояния «стресса дефицита» (недостатка внешних контактов, связанных с общением) и приводит его в состояние более оптимальных контактов.


1) Новаторство. Отказ от насилия был, вероятно, одним из величайших новаторств Махатмы Ганди. 2) Простота. Простота отражается во всех его идеях. Простота, вероятно, была его самой большой добродетелью.3) Правда. Ганди верил в честную жизнь и проводил бесчисленные эксперименты с правдой. Он всегда считал, что правда делает нашу жизнь проще. 4) Непрерывное обучение. Его страсть к обучению сделала его авторитетным деятелем. 5) Жертва. Это качество, которым можно по-настоящему восхищаться. Он не только пожертвовал многим, чтобы добиться свободы, но и продолжал жертвовать многим, когда Индия добилась свободы. 6) Образ жизни как послание. 7) Энергетика. Ганди был энергичным лидером и всегда вдохновлял людей бороться за свою страну.


Негативный характер одиночества

С первых дней правления Павла I, феномен одиночества проявляет себя в новых вариантах, отличных от предшествующего периода и приобретает негативный характер. Подтверждением этому можно рассматривать церемонию погребения – перезахоронения тел Петра III и Екатерины II как факт психологической защиты, в которой нуждался Павел, достигший престола только в 42 года в связи с тем, что Екатерина нарушила мужскую линию наследования престола.

Император снова, как и в «гатчинский период», для избавления от одиночества использует стратегию «подчинение», которая выражается в максимальной централизации и предельном усилении императорской власти, в стремлении Павла контролировать все сферы государственной деятельности. Но, важно то, что проявление личных характеристик Павла не снижает значимости его деятельности в государственных делах.


Не смотря на множество последователей и почитателей Ганди не нашел поддержки среди своих однопартийцев. Дж. Неру считал религиозность Ганди только его собственной причудой, излишней для политического деятеля. Своей политикой ненасилия Ганди противопоставлял себя членам ИНК, не разделявшем его взгляды. В конечном итоге, Ганди пришлось уйти.



Одиночество Ганди с его политикой Сатьяграхи заключалось в неприятии и даже некотором высокомерии со стороны коллег по конгрессу. В среде политической Ганди стал «белой вороной», оставаясь при этом общенациональным лидером.





Планируемые результаты урока

Обучающиеся будут уметь:

  1. Объяснять и использовать понятие «одиночество»;

  2. Объяснять роль деятельности Павла I и Махатмы Ганди в истории;

  3. «Добывать» информацию из различных источников;

  4. Обрабатывать новую информацию в соответствии с поставленными целями.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Агапова Алёна Васильевна

Дата: 14.06.2016

Номер свидетельства: 334412


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства