Технологическая карта урока истории по теме: «Начало Великой Отечественной войны».
класс | 9 Е |
Тема: | «Начало Великой Отечественной войны». |
Тип урока | комбинированный |
Цель | Охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны, проанализировать мероприятия проводимые руководством страны в первые дни войны. Выяснить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны. |
Задачи | Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
Углубить и систематизировать знания учащихся о событиях, которые привели к началу Великой отечественной войны. | Формировать умения и навыки анализа исторических фактов на основе документов. Развивать представления о сложности и противоречивости исторических событий и умение аргументировать свою точку зрения | Создавать условия для осознания обучающимися чувства сопричастности к событиям истории своей Родины. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну. |
Образовательные ресурсы | Учебник для 9 класса. – М.:Просвещение, 2016, Презентация. Исторические источники. Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы А.Г. Колосков, Е.А.Гевуркова История Отечества в документах 1917-1993гг. |
План урока | 1.Канун войны 2. Трагическое начало. 3.Соотношение сил. 4.Неудачи Красной Армии летом- осенью 1941 года 5.Оборонительные сражения Красной Армии. 6.Причины поражения Красной Армии. |
Методы и формы: | Методы: словесно-наглядный; практический. Формы :индивидуальная, парная, фронтальная. |
Планируемые результаты. | Предметные: знать основные события, даты, периодизацию: 1941, 22 июня – нападение гитлеровской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 г.- 18 ноября 1942 г.; 19 ноября 1942 г. – декабрь 1943 г.; январь 1944 г. – 9 мая 1945 г. развивать умения изучать и систематизировать информацию из различных источников; - осваивать общие принципы постановки и решения познавательных задач, выявлять причины исторических событий, объяснять факты; - вырабатывать умения давать оценку историческим событиям и процессам. | Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деятельности, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД) -вырабатывать способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; -вырабатывать умения работать с учебной информацией; -проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками; -формировать умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; -выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; -осуществлять самоконтроль и самооценку; - делать выводы из сформулированных знаний. | Личностные УУД: формировать историко-географический образ, включая представление о ходе сражений; - проявлять уважение к истории Отечества; - формировать устойчивый познавательный интерес к изучаемой теме. |
СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Формы организации работы | Обучающие и развивающие компоненты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный этап. Актуализация опорных знаний по теме: «Советский Союз накануне Великой Отечественной войны» | Индивидуальная работа Фронтальная работа. Фронтальная работа. | Эмоциональная и психологическая подготовка к усвоению и изучению материала Беседа Решение логической задачи. | Приветствие учителя Раздает учащимся тест с заданием (Приложение 1) Рассказ учителя: Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Но Сталин считал, что война начнется не раньше 1942 года. Почему? Советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне. Докажите это фактами. (слайд 2) | Приветствие учащихся. Самостоятельное выполнение теста Отвечают на вопрос. Выступление учащегося с коротким сообщением о Рихарде Зорге. (Моргунов В.) Учащиеся работают с учебником стр.209 и приложением №4. | Регулятивные: умения контролировать свои знания. Коммуникативные: умения работать в паре. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят речевые высказывания. Познавательные: используют общие приемы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов решения. |
2. Мотивация учебной деятельности к усвоению новых знаний. 3. Усвоение новых знаний. | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. | Целеполагание и определение путей достижения целей. | Показ видео сообщения о начале ВОВ. Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?(слайд 3) Какие вопросы мы сегодня должны рассмотреть? (слайд 4) Трагическое начало. Соотношение сил. Мобилизация страны. Оборонительные сражения Красной Армии. Причины поражения Красной Армии. Рассказ учителя, который сопровождается показом по карте (Приложение 5) Задание учащимся: запишите новые понятия, которые вы услышите в ходе моего рассказа. Какие определения вы можете им дать? (слайд 6-7) | Слушают, формулируют тему урока. Учащиеся определяют план урока. Ребята записывают тему урока в тетрадь. Учащиеся по ходу рассказа записывают новые понятия: Блицкриг Мобилизация ГКО Дают определения самостоятельно или с помощь словаря. | Личностные: Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавате льного мотива. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников; |
| Работа в парах. Фронтальная работа. | Постановка и решение проблемы. | Я предлагаю вам выяснить причины военной катастрофы начала Великой Отечественной войны. У вас на столах лежит пакет с документами, который позволит нам выяснить эти причины. (Приложение №2). Существует мнение, что кроме названных вами причин, катализатором катастрофы начала войны стала паника и психологическая неготовность советского народа защищать свою страну. Во многих фильмах и книгах про Великую Отечественную войну есть значительный перекос в пользу негативных элементов: паника, огромные колонны пленных, стремительное продвижение противника, дезертиры, расстрелы паникёров т. д. Но помимо этого существовали и люди, которые подделывали даты рождения, чтобы уйти на фронт. В первые 8 дней войны призвали более 5 млн человек (слайд 8). Многие не дожидались повесток. Подумайте, какие чувства испытывали добравольцы? Что двигало ими? Видео первые дни войны С какими проблемами столкнулись немецкие войска? Почему победа Красной армии под Москвой означала крах «молниеносной войны»? (Слайд 9) Какой город еще был стратегическим для Германии? Да, Ленинград город, который на себе испытал все тяготы войны. Блокада Ленинграда длилась 871 день. Давайте посмотрим на экран. Фильм из хроники «Блокада Ленинграда). Найдите в учебнике стр.213, что было написано в дневнике Тани? Как вы думаете, что пережила эта девочка? (Слайд 10) | Учащиеся читают документы, анализируют и формулируют ответ на поставленную задачу. Называются причины с опорой на источники. Учащиеся аргументируют свою точку зрения, опираясь на самостоятельно добытые исторические факты по данной теме. Предполагаемые ответы учеников: Советские войска были атакованы внезапно. Войска, переброшенные к границе, не были развернуты для боевых действий. Многие части не были доукомплектованы до штатов военного времени. Не на должном уровне находились транспортные средства и связь. Сказался урон, понесенный в первые дни войны. На службу Германии была поставлена вся экономика Европы. У немцев было превосходство в людях, технике, владение инициативой. Отвечают, опираясь на учебник стр. 213. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве для выработки общего решения в совместной деятельности. Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве для выработки общего решения в совместной деятельности. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве для выработки общего решения в совместной деятельности. |
4. Закрепление знаний. | Индивидуальная работа. | | Ребятам предлагается выполнить тестовое задание (Приложение №3) | Учащиеся выполняют работу. | Контроль |
5. Подведение итогов. Рефлексия. | Фронтальная работа | Беседа | Перед вами в начале урока был поставлен проблемный вопрос. (Слайд 11) Почему Красная Армия терпела поражения в начале Великой Отечественной войны? Учитель помогает ученикам с использованием заранее сделанных записей на слайде. - Просчеты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки и сроках начала войны. - Переоценка значения советско-германского договора о ненападении. - Войска не были приведены в боевую готовность. - Отсутствие укрепленной линии обороны в связи с переносом границы в 1940 году. - Физическое уничтожение высшего и среднего командного состава Красной армии в конце 30х годов. - Отсутствие стратегии ведения отступления. - Превосходство гитлеровцев в живой силе и технике на решающих направлениях. (Слайд 12) Каково значение первого этапа Великой Отечественной войны? На столах у Вас лежит лист «Самооценка деятельности на уроке», оцените свою работу на уроке: ЛИСТ САМООЦЕНКИ На уроке я выполнил(а) / не выполнил(а) все задания. Материал урока мне был понятен / не понятен Моя оценка себе за работу на уроке: На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:_____ | Учащиеся делают вывод о срыве плана молниеносной войны. Учащиеся заполняют лист самооценки | Познавательные: Рефлексия деятельности. Развитие креативного мышления. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные: адекватно оценивают свою работу на уроке, формируют собственное мнение и позицию. |
Домашнее задание. | | | Прочитать параграф 29, ответить на вопросы после параграфа. По желанию творческое задание: Написать короткое сочинение, историческое эссе на тему: «Как я оцениваю события Великой Отечественной войны?», «Я в блокадном Ленинграде» (от имени жителя города». | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. Какие территории были присоединены к СССР в сентябре 1939 года?
а) Западная Белоруссия;
в) Бессарабия;
г) Варшавское королевство;
2. Что послужило причиной исключения СССР из Лиги Наций?
а) присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии
б) договор с Германией
в) война с Финляндией
3. На какие годы пришлась «полоса признания» Советской власти?
а) 1917-1919г.г.
б) 1919-1923г.г.
в) 1924-1927г
г) 1929-1933г
4. 4. На какую страну напала Германия 1 сентября 1939г.
а) на Францию
б) на Чехословакию
в) на Англию
г) на Польшу.
5. Как назывался гитлеровский план нападения на СССР?
а) «Ост»;
б) «Вест»:
в) «Барбаросса».
6. В каком году был разработан план войны против СССР (план «Барбаросса»)
а) 1940 г.;
б) 1937 г.;
в) 1941 г.
7. Когда был образован СССР?
а) 7 ноября 1917;
б) 30 декабря 1922 г.;
в) 1 сентября 1939 г.
8. Годы советско-финляндской войны:
а) ноябрь 1939-март 1940г.;
б) май 1918-ноябрь 1920;
в) 1912-1917 г.
9. Принятие СССР в Лигу Наций:
а) 1939 г.;
б) 1934 г.;
в) 1940 г.
10. Результатом переговоров между Риббентропом и Молотовым стало:
а) провал московских переговоров между СССР, Англией и Францией;
б) завершение военного конфликта на Дальнем Востоке;
в) заключение пакта о ненападении.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Причины катастрофы
План обороны государственной границы СССР разработан и утверждён правительством в феврале 1941. В течение мая - июня были начаты мобилизационные мероприятия. В приграничных районах было построено около 2500 железобетонных сооружений, расширялась военных аэродромов. Во второй половине мая — начале июня войска из внутренних военных округов были переброшены к западной границе. Однако к моменту нападения немцев стратегическое развёртывание войск не было завершено.
На неоднократные предложения начальника Генштаба РККА Г. К. Жукова привести пограничные войска в боевую готовность Сталин упорно отвечал отказом. Только вечером 21 июня, получив от перебежчиков сообщение о том, что на рассвете германские вой начнут нападение на СССР, Верховное командование направило в приграничные округа Директиву № 1 о введении войск в боевую готовность, но в ней не было конкретных указаний. Кроме того, директива получена с большим опозданием: до некоторых пограничных округов, принявших на себя первые удары, она так и не дошла.
Соотношение вооруженных сил СССР и Германии к началу Великой Отечественной войны
Войска, вооружение, боевая техника | СССР | Германия |
Личный состав, млн человек | 5,7 | 7,3 |
Танки, тыс. | 23,2 | 6,0 |
Боевые самолеты, тыс. | 22,0 | 6,0 |
Орудия и минометы, тыс. | 115,9 | 82,6 |
Пулеметы, тыс. | 250,0 | 203,2 |
Автоматы, тыс. | 90,2 | 166,7 |
Автомашины, тыс. | 272,2 | 340,0 |
Из всех советских танков – 3,8 тыс. находились в боеготовности; только 3 танковых корпуса оснащены моделями Т-34 и КВ
1200 самолетов не имели летных экипажей, 13% - неисправны; 1,5 новых моделей самолетов (Ил-2, МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1), но подготовленных для них экипажей – 208.
Боеспособность армии в значительной мере была снижена сталинскими репрессиями. По подсчетам, проведенным генералом А.И. Тодорским, были репрессированы из пяти маршалов — три (А.И. Егорова, М.Н. Тухачевского, В.К. Блюхера), из пяти командармов — три, из десяти командармов 2-го ранга — все; из 57 комкоров — 50, из 186 комдивов — 154, из 456 полковников — 401. К лету 1941 г. около 75% командиров находились в своих должностях менее одного года. (Маршал A.M. Василевский: «Без 37-го года, возможно, и не было бы вообще войны в 41-м году. В том, что Гитлер решился начать войну в 1941 г., большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошел»).
Сформулированная в 20-х годах при активном участии М.В. Фрунзе военная доктрина практически не пересматривалась. Были выдвинуты лишь тезисы о том, что мы «малой кровью» будем вести войну, перенеся ее на территорию противника, и превратим ее в войну мирового пролетариата с мировой буржуазией. Подобные установки не допускали возможности прорыва крупных сил противника на большую глубину.
(Маршал И.Х. Баграмян признавал: «Мы перед войной главным образом учились наступать. А такому важному маневру, как отступление, не придавали должного значения. Сейчас мы расплачиваемся за это»)
На СССР была обрушена мощь сверхподготовленной к войне страны.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
1. Когда началась Великая Отечественная война:
а) 1 сентября 1939 г.; б) 22 июня 1939 г; в) 22 июля 1941 г; г) 22 июня 1941 .
2. Как назывался план нападения фашистской Германии на СССР:
а) Барбаросса; б) Ост; в) Тайфун; г) Блицкриг.
3. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» - в обращении к советскому народу обратился в первые дни войны:
а) И.В. Сталин; б) В.М. Молотов; в) Г.К. Жуков; г) К.Е. Ворошилов.
4. Верховным главнокомандующим советских войск 8 августа 1941 г. был назначен:
а) Г.К. Жуков; б) И.В. Сталин; в) С.К. Тимошенко; г) С.И. Буденный.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Когда т. Сталину в очередной раз доложили о том, что разведка имеет неопровержимые доказательства о начале войны с СССР, он вызвал к себе т. Микояна и поинтересовался - почём баранина на мировом рынке? Микоян через некоторое время доложил: 5руб. Впоследствии Сталин регулярно справлялся о цене на баранину и не воспринимал всерьёз донесения разведки, а сообщения перебежчиков вообще считал провокацией.
ВОПРОС: Почему Сталин так был уверен в том, что война с Германией не начнётся в 1941 году, и причём здесь цена на баранину на мировом рынке?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Первые дни Великой Отечественной войны
Весной 1941г. Генштаб Красной Армии разработал «План обороны государственной границы 1941 г.». В апреле-мае для пополнения войск западных военных округов было призвано 800 тыс. резервистов.
Германия на этапе подготовки к войне перебросила на восточные границы основные силы сухопутных войск и авиации, создала три ударные мощные группировки: Группа «Север» - на Ленинград; группа «Юг» - должна была наступать на южном, украинском направлении, на Киев. Но самая сильная группировка войск противника группа армий «Центр» - развертывала свои операции в середине этого огромного фронта, там, где, начинаясь у пограничного города Бреста, через древний русский город Смоленск, через Вязьму и Можайск к сердцу нашей Родины - Москве.
Конечная цель германской армии – выход на линию Волга - Архангельск. Авторы плана «Барбаросса» намеревались достигнуть намеченной цели в течение 8-16 недель (слайд 5).
22 июня 1941 г. в 3 часа 30 минут немецкая армия начала свое мощное вторжение по всей границе нашей страны от Черного до Балтийского моря. Началась Великая Отечественная война. 23 июня 1941 года были созданы фронты: Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный. Для управления ими была создана Ставка главного командования (слайд 6). В неё вошли: Молотов, Будённый, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, Шапошников. Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен Иосиф Виссарионович Сталин, он же возглавил и ГКО - государственный комитет обороны, созданный 30 июня.