kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока: "Коренные народы Сибири: на пути из прошлого в будущее"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Изучение нового материала (возможен вариант комбинированного урока, если будет организован опрос по предыдущему материалу).

Форма урока: лабораторная работа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока: "Коренные народы Сибири: на пути из прошлого в будущее"»

Методическая разработка урока истории

«Коренные народы Сибири: на пути из прошлого в будущее»


Тип урока: Изучение нового материала (возможен вариант комбинированного урока, если будет организован опрос по предыдущему материалу).

Урок разработан для учеников 8-х классов.

Наименование предмета: История России, История Сибири (возможен интегрированный урок с географией и обществознанием).

Форма урока: лабораторная работа.

Форма организации учебной деятельности: работа в группах.

Цель урока: сформировать представление о коренных народах, населяющих Сибирь.

Планируемые результаты урока:

В результате урока ученики смогут:

– назвать не менее трех коренных и трех коренных малочисленных народов, проживающих на территории Сибири;

– показать на карте места их расселения;

– характеризовать занятия коренных народов Сибири по самостоятельно составленному плану ответа;

– делать вывод об общих и особенных чертах уклада жизни коренных народов, опираясь на заполненную самостоятельно с использованием информации из различных источников, сравнительную таблицу;

– работать в команде и сотрудничать при решении учебных задач;

– подобрать источники информации, проанализировать ее и подготовить доклад о современном положении одного из коренных народов;

– принять участие в обсуждении вопроса: «Есть ли будущее у коренных и малочисленных народов Сибири?».

Информационные ресурсы: карта «Россия в XVII в.», фрагменты источников для лабораторной работы.

План изучения нового материала:

1) Коренные, в том числе «коренные малочисленные» народы Сибири и их расселение.

2) Хозяйство и быт.

3) Верования.

4) Государственно-территориальное устройство.


Ход урока.

  1. Организационный этап урока: формирование двух групп для самостоятельной работы с текстом и заполнения на его основе сравнительной таблицы.

  2. Определение учебной задачи. Вводное слово учителя: знакомит класс с задачами урока, объясняет смысл групповой работы с текстами, на основе которых будет организовано лабораторное занятие; определяет форму самостоятельной работы – групповая, инструктирует и формулирует требования к оформлению результатов работы.

Примерное содержание вводного слова учителя:

До того момента, как в XVII в. в Сибири стали широко расселяться русские люди, здесь (в Сибирском регионе) жили народы, которые принято называть коренными. Долгие годы коренные народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибири поселения находились далеко друг от друга. Со временем некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.

Первыми известными нам коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть региона. К их основным занятиям можно отнести оленеводство и ловлю рыбы. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары.

Верховья Оби населяли тюркские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили буряты, которые прославились своим железоделательным ремеслом.

Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом1.

Главным способом выживания первых жителей Сибири была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени.

К концу XIX в. самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, который до прихода русских, успел организовать государственную власть2.

На укладе жизни коренных и малочисленных народов Сибири сказывались всевозможные природно-географические условия.

У народов, проживающих в различных природно-географических зонах, сформировался и особый тип хозяйства. Вы обратите на это внимание, когда будете работать самостоятельно с текстом.

Согласно Конституции РФ, каждый народ России получил право на национальное самоопределение и идентификацию. С момента распада СССР Россия официально превратилась в многонациональное государство, и сохранение культуры малых и исчезающих народностей стало одним из государственных приоритетов. Не обошли вниманием здесь и сибирские коренные народы: некоторые из них получили право на самоуправление в автономных округах, другие же образовали собственные республики (Республика Хакасия, Бурятия, Якутия и т. д.) в составе новой России. Совсем малочисленные и исчезающие народности пользуются разносторонней поддержкой государства, и усилия многих людей направлены на сохранение их культуры и традиций.

Далее мы с вами дадим краткую характеристику некоторым коренным сибирским народам, выделив затем среди них коренные малочисленные народы.


Учебный текст для самостоятельной работы в группах (составлен учителем на основании исследовательской литературы и исторических источников: Народы Сибири / под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова; Патканов С. К. Племенной состав населения Сибири; Томилов Н. А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI – первой четверти XIX в., данные справочной литературы, материалы Интернет, например: Малые и большие народы Сибири [Электронный ресурс]. URL: http://сибирь-инфо.рф/content/21).

Группа № 1.

Якуты – самый многочисленный из сибирских народов. Согласно последним данным, численность якутов составляет 478 100 человек. В современной России якуты – один из немногих этносов, которые имеют собственную республику, причем ее площадь сравнима с площадью среднестатистического европейского государства. Республика Саха (Якутия) территориально расположена в Дальневосточном федеральном округе, однако народ «якуты» всегда считался коренным сибирским народом. Якуты обладают интересной культурой и традициями. Это один из немногих народов Сибири, имеющий собственный эпос.

Буряты – это еще один сибирский народ с собственной республикой. Столица Бурятии – город Улан-Удэ, расположенный к востоку от озера Байкал. Численность бурятов составляет 461 389 человек. В Сибири широко известна бурятская кухня, по праву считающаяся одной из лучших среди этнических. Достаточно интересна история этого народа, его легенды и традиции. Республика Бурятия является одним из основных центров буддизма в России.

Тувинцы. Согласно последней переписи населения, 263 934 человек идентифицировали себя как представители тувинского народа. Республика Тыва – одна из четырех этнических республик Сибирского федерального округа. Ее столица – город Кызыл с населением в 110 тыс. человек. Общая численность населения республики приближается к 300 тыс. Здесь также процветает буддизм, а традиции тувинцев говорят еще и о шаманизме.

Алтайцы. Место их проживания довольно компактно – это Алтайская горная система. Сегодня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации – Республике Алтай и Алтайском крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тыс. человек, что позволяет говорить о них как о достаточно крупном народе. Религия – шаманизм и буддизм. Алтайцы имеют собственный эпос и ярко выраженную национальную принадлежность, не позволяющие спутать их с другими сибирскими народами. Этот горный народ обладает многовековой историей и интереснейшими легендами.

Сибирские татары. Один из самых известных, но немногочисленный сибирский народ. Согласно последней переписи населения (2010 г.), в качестве сибирских татар самоидентифицировались 6779 человек. Проживают сибирские татары на территории современных Кемеровской, Новосибирской, Омской, Курганской, Свердловской, Томской и Тюменской областей. Традиционно занимались, как правило, мотыжным земледелием, скотоводством и рыболовством.

Основой хозяйства скотоводов степей и лесостепей являлось разведение крупного рогатого скота и лошадей (у якутов), либо крупного рогатого скота, лошадей и овец (у алтайцев, тувинцев, бурят, сибирских татар). Земледелие издавна существовало у всех этих народов, за исключением якутов, в качестве подсобной отрасли. У якутов земледелие появилось только под русским влиянием. Все эти народы занимались частично охотой и рыболовством.

Образ жизни в более отдаленном прошлом был у них кочевой и полукочевой (рис. 1), но уже до революции под влиянием русских часть их (сибирские татары, западные буряты) перешла к оседлости.


Рис. 1. Летняя юрта западной тувинской семьи (фото середины XIX в.)


Задание. Проанализируйте данные источников о коренных народах по следующим критериям: численность; расселение; традиционные занятия; религиозные верования. Впишите полученные данные в таблицу.


Группа № 2.

Эвенки. Народ, преимущественно проживающий на территории Республики Саха (Якутия). Численность этого народа в России составляет 38 396 человек, часть из которых проживает в сопредельных с Якутией областях. Стоит сказать, что это примерно половина от общей численности этноса, примерно столько же эвенков проживает в Китае и Монголии. Родной язык эвенков относится к группе тунгусо-маньчжурских языков. Наиболее широко распространенный тип хозяйства в таежной полосе Сибири представлен у таежных оленеводов-охотников и рыболовов. Они вели кочевой образ жизни, что накладывало отпечаток на весь их бытовой уклад. Олени использовались главным образом для транспорта. Стада оленей были невелики. Этот хозяйственный тип был распространен среди эвенков. Эвенки – прирожденные охотники и следопыты.

Ненцы. Один из северных евроазиатских народов, компактно проживающих, в частности, в районе полуострова Ямал. Его численность в 44 640 человек позволяет отнести его к малочисленным народам, традиции и культура которых охраняются государством. Ненцы – кочевники-оленеводы. Кочевые оленеводы в зоне тундры и лесотундры выработали особый тип хозяйства, в котором оленеводство служило основным источником существования. Охота и рыболовство, а также морской зверобойный промысел имели у них лишь вспомогательное значение, а иногда и совсем отсутствовали. Олени служили транспортным животным, а мясо их являлось основным продуктом питания. Оленеводы тундры вели кочевой образ жизни, передвигаясь на оленях, запрягаемых в нарты. За годы XX в. численность ненцев выросла примерно вдвое, что говорит об эффективности государственной политики в области сохранения малочисленных народов Севера. Ненцы имеют собственный язык и устный эпос.

Ханты. Коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе. Большинство хантов проживает на территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, находящихся в составе Уральского федерального округа Российской Федерации. Общая численность хантов составляет 30 943 человека. Традиционные занятия хантов – рыбная ловля, охота и оленеводство. Религия предков – шаманизм, однако в последнее время все больше хантов причисляют себя к православным христианам.

Шорцы. Тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и других районах). Их численность составляет порядка 13 тыс. человек. Основная религия – шаманизм. Шорский эпос представляет научный интерес в первую очередь своей самобытностью и древностью. История народа восходит к VI в. Сегодня традиции шорцев сохранились лишь в пос. Шерегеш, так как большая часть этноса переехала в города и в значительной степени ассимилировалась.

Манси. Этот народ под именем вогулов известен русским еще с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны. Самоназвание этого народа – вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. На сегодняшний день местом их проживания является территория Ханты-Мансийского автономного округа (Югры). Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси3.

В работах этнографов и историков наиболее полноценно и ярко были представлены типологии хозяйства у народов Западной Сибири: у хантов, манси, шорцев. В хозяйстве этих таежных охотников и рыболовов очень большое значение имела охота на мясного зверя (лося, оленя), сочетавшаяся с рыболовством в таежных реках и озерах, которое в летние и осенние времена года выдвигалось на первый план, а зимой существовало в виде подледного лова.

Характерным элементом культуры этих «безоленных» охотников-рыболовов была ручная нарта (рис. 2). Легкие нарты тащили сами люди, идя на лыжах, и подпрягая иногда в помощь себе охотничью собаку.


Рис. 2. Нарта – зимнее транспортное средство коренных народов Западной Сибири


Оседлые рыболовы жили в бассейнах p. Оби. Рыболовство являлось основным источником существования в течение всего года, охота имела здесь лишь вспомогательное значение. Ездили на собаках, которых кормили рыбой. С развитием рыболовства был связан издавна оседлый образ жизни. Этот хозяйственный тип был характерен для хантов, части селькупов, приобских манси.

Задание. Проанализируйте данные источников о коренных народах по следующим критериям: численность; расселение; традиционные занятия; религиозные верования. Впишите получившиеся данные в таблицу.

Самостоятельная работа учащихся. Учитель выступает в роли консультанта и координатора совместной деятельности класса. Итогом самостоятельной работы в группах может стать следующая таблица.

Название народа


Численность в 2010 г., человек

Расселение, наличие административно-территориального образования

Традиционные занятия

Религиозные верования

Ненцы

44 640

В районе полуострова Ямал


Охота, рыболовство,

оленеводство

Шаманизм

Ханты

30 943

Ханты-Мансийский АО

Рыбная ловля, охота, оленеводство

Шаманизм, православное христианство

Манси

12 260

Ханты-Мансийский АО

Рыбная ловля, охота, оленеводство

Шаманизм

Шорцы

13 000

Кемеровская область, Республика Хакасия

Прежде – кузнечное дело;

мотыжное земледелие и рыболовство

Шаманизм

Сибирские татары

6 779

Западная Сибирь

Земледелие, скотоводство

Ислам

Якуты

478 100

Республика Саха (Якутия)

Рыбная ловля, охота, оленеводство

Шаманизм, православное христианство

Эвенки

38 396

Западная Сибирь

рыбная ловля, охота и оленеводство

Шаманизм

Тувинцы

Ок. 300 000

Республика Тыва

Рыбная ловля, охота, оленеводство

Шаманизм, буддизм (ламаизм)

Буряты

461 389

Республика Бурятия

Рыбная ловля, охота, оленеводство

Буддизм (ламаизм), православное христианство

Алтайцы

71 000

Республика Алтай, Алтайский край

Земледелие, скотоводство

Шаманизм, православное христианство, бурханизм


Коллективное обсуждение результатов в одном из вариантов: выступления представителей групп, фронтальная обобщающая беседа.

Вопрос для обсуждения: Какие народы сегодня называют «коренными малочисленными», в чем их специфика и что общего у них с коренными народами? Используя данные таблицы и диаграммы (рис. 3), обоснуйте свой ответ.

Рис. 3. Численность некоторых коренных народов Сибири


Диаграмма составлена на основе работ следующих ученых:

- Народы Сибири / под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова;

- Патканов С. К. Племенной состав населения Сибири;

- Томилов Н. А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI – первой четверти XIX в.

Подведение итогов лабораторной работы: формулирование общего вывода, оценивание работы школьников.

Коллективное обсуждение вопроса: «Есть ли будущее у коренных народов Сибири?»

Домашнее задание: подготовить сообщение по плану (алгоритму) характеристики народа, использованному на уроке, об одном из тех народов Сибири, которые не рассматривались на уроке (хакасы, эвены, нанайцы, коряки, долганы, селькупы, телеуты, нганасаны, кеты и др.).


1 Увачан В. Н. Годы, равные векам. С. 9–10.

2 Скобелев С. Г. Демография как политика. С. 121–122.

3 Малые и большие народы Сибири [Электронный ресурс]. URL: http://сибирь-инфо.рф/content/21 (дата обращения: 03.06.2017).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока: "Коренные народы Сибири: на пути из прошлого в будущее"

Автор: МАТЮНИН ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ

Дата: 17.06.2017

Номер свидетельства: 422213


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства