kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока истории на тему: Либеральные реформы 1860-1870-х годов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оригинальная методическая разработка с готовым листом заданий к нему.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории на тему: Либеральные реформы 1860-1870-х годов»

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ. 8 класс.

ТЕМА: «Либеральные реформы 1860-1870-хх годов».


ЦЕЛИ: На основе изучения содержания реформ 60-70-х годов подвести учащихся к пониманию того, что эти реформы стали заметным явлением в истории России, несмотря на их непоследовательность, стали шагом на пути создания в стране гражданского общества и правового государства, а также шагом на пути приобщения России к общеевропейским процессам.


ОБОРУДОВАНИЕ: рабочий лист к уроку, карточки с заданиями для опроса, карточки для проверки знаний учащихся, доклад об А.Урусове, учебные пособия, тексты Конституции РФ

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы с Вами продолжим разговор о самых важных событиях второй половины 19 века. Либеральные реформы в России. Мы обсудили причины этих событий, выяснили их ход, сегодня мы ещё раз остановимся на ключевых вопросах этой проблемы, уточним детали, продолжим обучение умению работать с историческим источником, продолжим готовиться к ЕГЭ. Познакомимся с новыми деятелями 19 века, потренируемся в решении тестовых заданий, будем совершенствовать умение сравнивать, упрочим другие общеучебные умения и навыки.


2. Проверка изученного

1) Задание на каточках трём ученикам.

2) Подготовить сообщение об А.Урусове.

3) Работа с доской. Такой вид задания встречается в части В единого государственного экзамена. Обратите внимание на доску. Задания бывают разные. Например, соотнесите деятеля культуры и его произведение, правителя и мероприятие его царствования, а мы с Вами соотнесём реформы и время их проведения. Понимаю, что реформы не ограничиваются одним годом, но понимать с какой реформой соотнести ту или иную дату, Вы должны уметь:

Военная реформа 1861

Городская реформа 1864

Крестьянская реформа 1870

Реформа просвещения 1874

-Мы справились с работой, однако хочу предложить Вам высказывание Демида Куролесина. ( Дидактические материалы. Стр. 84, задание № 119) Мы уже работали с этими дидактическими материалами и Вы помните, что Демид Куролесин – плод Фантазии авторов этого пособия, в то же время он вполне реален. Как представитель воинствующего невежества, он считает, что знает всё и обо всем выражает своё мнение. Так вот, что он говорит о нашей сегодняшней теме: «Александр 2 напрасно провел так много реформ. Можно было исправить суд, преобразовать армию, университеты, даже ввести земства. Однако нельзя было отменять крепостное право, ведь оно связывало крестьян с помещиками, а помещиков с правительством, т.е. являлось системой, делающей государство единым».

–Что же Вы думаете о сути этого высказывания? (Действительно, без реформы по освобождению крестьян от крепостной зависимости, нельзя говорить о других реформах.)

- А мы хотим о них говорить, и будем это делать.

ОБРАТИМСЯ К НАШЕМУ СЕГОДНЯШНЕМУ РАБОЧЕМУ ЛИСТУ.

Задание № 1 –Заполните пропуски в тексте.

Согласно «Уставу о воинской повинности», который был утверждён в __1874___ году, от действительной военной службы освобождались в первую очередь по ___семейному____ положению: ___единственные сыновья____ и _единственные кормильцы семьи__ . Освобожденные от призыва зачислялись в __ополчение___ . Не подлежали призыву ___народы Сибири, Средней Азии__ . Срок действительной военной службы значительно сокращался в зависимости от____образования____ .


-Что ещё о военной реформе можете сказать? В чем улучшения ? Были ли проблемы? Итак, действительно, мы можем сделать вывод о том, что благодаря этой реформе Россия получила боеспособную, массовую армию современного типа.


-Продолжим работу и обратившись к заданию № 2, подумаем о какой реформе идёт речь?

Задание № 2. Отметьте те из перечисленных ниже утверждений, которые не соответствуют исторической действительности:

А) 19 ноября 11864 года был утверждён «Устав гимназий и прогимназий», который вводил принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий. (да)

Б) С целью реализации данного принципа была ликвидирована плата за обучение в средних учебных заведениях. (нет)

В) По уставу 1864 года прежние гимназии разделялись на классические и реальные.(да)

Г) Окончившие реальные гимназии получили право поступать в университеты.(нет)

Д) Устав 1864г вводил совместное обучение юношей и девушек в реальных гимназиях.(нет)

–Что можете добавить по реформе просвещения? - Какой вывод можно сделать? (Получило начало женское среднее и высшее образование, автономия университетов.)


-Посмотрите на Задание № 3. Что за реформа представлена этими схемами? (Земская и городская). Добавим пропущенные стрелки.

-Какими вопросами занимались земства? Улучшили ли они жизнь в стране?


Задание № 3. Восстановите линии в схемах.








1. распорядительные исполнительные городские

органы органы учреждения


Земские Земские Городские Городские

собрания управы думы управы


предводитель городской

дворянства голова



2. уездное земское собрание

Крестьяне дворяне купцы духовенство мещане.


Итак, мы сказали о некоторых либеральных реформах.


Те, кто работал индивидуально, сдали работы.


Однако, есть ещё одна такая реформа, о которой хочется поговорить особо. В истории именно эта реформа оказалась самой последовательной, самой яркой. Более того, самой ПЕРЕДОВОЙ в тогдашнем мире.

- кто догадался о какой реформе речь? (судебной)

-ещё говорить об этой реформе хочется именно сегодня 12 декабря, в день ? (принятия конституции Р.Ф.) Кстати, поздравляю всех присутствующих с этим праздником. Не знаю, как Вам, а мне всегда хотелось попробовать сравнить хоть какие –то положения Современного основного закона государства с историческим источником 19 века. Есть ли что в них общее, похожее, или они полная противоположность друг другу? Сегодня у нас есть такая возможность. У Вас на партах Конституции Р.Ф. и наши рабочие листы с некоторыми положениями Судебных Уставов, принятых ? (да, в 1864г)

-Итак, 6 минут на знакомство с документом и отвечаем на вопросы?

Судебные уставы 1864 г. (Извлечение)

Учреждение судебных установлений

1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам ми­ровых судей, окружным судам, судебным палатам и правительствую­щему Сенату в качестве верховного кассационного суда.

7. Для определения в уголовных делах вины или невинности под­судимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседа­тели.

19. В мировые судьи могут быть избираемы те из местных жите­лей, которые: во-первых, имеют не менее 25 лет от роду; во-вторых, получили образование в высших или средних учебных заведениях, или выдержали соответствующее сему испытание, или же прослужи­ли не менее трех лет в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел, и, в-третьих, если притом они сами, или их родители, или же­ны владеют, хотя бы в разных местах, или пространством земли вдвое против того, которое определено для непосредственного учас­тия в избрании гласных в уездные земские собрания... или другим недвижимым имуществом, ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, и в городах — недвижимою собственностью, оцененною для взима­ния налога в столицах — не менее шести тысяч, в прочих же горо­дах — не менее трех тысяч рублей.

24. Выборы мировых судей производятся на уездных земских собраниях.

40. В столичных городах, Петербурге и Москве, обязанности уездных земских собраний по выборам мировых судей возлагаются на общие городские думы.

81. Присяжные заседатели избираются из местных обывате­лей всех сословий: во-первых, состоящих в русском подданстве; во-вторых, имеющих не менее 25 лет и не более 70 лет от роду и, в-третьих, жительствующих не менее двух лет в том уезде, где про­изводится избрание в присяжные заседатели.

85. Не подлежат внесению в списки присяжных заседателей:

1) священнослужители и монашествующие;

2) все военные чины, состоящие в действительной военно-сухо­путной или морской службе, а также те из гражданских чиновников, которые находятся при войсках или служат по военно-судной части в военном и морском ведомствах, и

3) учителя народных школ.

86. В списки присяжных заседателей не могут также быть вноси­мы все те, которые находятся в услужении у частных лиц.

Устав уголовного судопроизводства

1. Никто не может быть наказан за преступления или проступ­ки, подлежащие ведомству судебных мест, не быв присужден к нака­занию приговором надлежащего суда, вошедшим в законную силу.

6. Приговор постановляется не иначе как по поверке и дополне­нии в заседании суда доказательств, обнаруженных предварительным следствием.

7. Заседания, кроме случаев, указанных в законе, происходят публично.

10. По делам о преступлениях и проступках, влекущих за собою наказания, соединенные с лишением всех прав состояния или с по­терею всех или некоторых особенных прав и преимуществ, опреде­ление вины или невинности подсудимых предоставляется особым присяжным заседателям. Сие правило не распространяется на дела о преступлениях государственных.

17. различие подсудности по сословиям отменяется.

Ст. 125. При каждом окружном суде и при каждой судебной палате состоит особый прокурор и определенное штатами чис­ло товарищей заместителей прокурора...

Ст. 153. Судебные заседания для решения уголовных и граж­данских дел происходят публично...

Ст. 165. О делах, производившихся в публичных заседани­ях судебных мест, дозволяется печатать для всеобщего сведе­ния...

Ст. 353. Присяжные поверенные (адвокаты) состо­ят при судебных местах для занятия делами по избранию и по­ручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участ­вующих...

Ст. 393. В делах уголовных присяжные поверенные прини­мают на себя защиту подсудимых.

Итак, первый вопрос

Кому принадлежит судебная власть? (Ст.1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам ми­ровых судей, окружным судам, судебным палатам и правительствую­щему Сенату в качестве верховного кассационного суда.)

Теперь открываем конституцию России ст. 10,11

- что можно сказать о судебной власти в России? (Самостоятельная ветвь власти)

Итак, второй вопрос?

-Кто может стать мировым судьёй в 19 веке? (ст. 19) -Как они получают свою должность? (выбираюся на уездном земском собрании)

Теперь к Конституции России:

Глава7.ст 119 читаем и сравниваем:

Возраст -25, образование – высшее и среднее, при наличии имущества без образования.

Почему сейчас крестьянин может стать судьёй? Мог ли стать мировым судьёй крестьянин в 19 веке?

По конституции России наличие имущества не имеет значение. Где демократичнее?

Ст 128 как получают должность? (назначаются Президентом) А здесь что скажите о демократичности? Казалось бы выборы лучше, но кто выбирает? Вот в чём вопрос. Президент является гарантом прав и свобод граждан России и он обязан защищать права человека, значит и факт назначения на должность судьи недостойного практически невозможен, в отличии от выборов , проводившихся в 19веке.

Итак, третий вопрос?

Давайте посмотрим на принципы правосудия по Конституции Р.Ф Ст123., т.е. те базовые основы на которых строится судопроизводство:

- какие увидели принципы? (открытость (или по другому гласность или публичность), равноправие сторон, состязательность, участие присяжных заседателей)

-Теперь давайте поищем есть ли что-то похожее в нашем историческом источнике?

(ст.7 присяжные заседатели, ст. 7 публичность, ст.17 отмена сословности суда,…)

- А какими словами докажем, что были и состязательность и равноправие сторон? ( прокурор, адвокаты, т.е присяжные поверенные). Действительно, наличие в судебном процессе этих противостоящих сторон и говорит нам о том, что каждый имеет возможность защитить себя, свои интересы.

- Какой же вывод можно сделать из нашего сравнения? (Те основополагающие принципы, которые лежат в основе нашей современной конституции были заложены ещё судебной реформой 1864года. Таким образом мы ещё раз доказали её важность и ценность.)

-однако мы не можем не увидеть и отрицательные стороны судебной реформы: сохранение волостных судов, судов для духовенства и некоторых других моментов. Но всё же улучшений было больше.


-Давайте вспомним основные из них с помощью небольшого кроссворда. Если правильно ответим на вопросы, то в выделенном столбце появится фамилия человека.

(решение кроссворда)









1.с

у

д

ы


2.в

ы

б

о

р

н

о

с

т

ь


3.п

р

о

к

у

р

о

р






4.с

е

н

а

т

5.г

л

а

с

н

о

с

т

ь


6.н

е

з

а

в

и

с

и

м

о

с

т

ь


1. По реформе 1864 года они бывают мировые и общие (СУДЫ)

2. Принцип по которому к должности приходили мировые судьи в 19 веке? (ВЫБОРНОСТЬ)

3. Одна из сторон судебного процесса (ПРОКУРОР)

4. Высшая судебная инстанция, которой нет в современной Российской судебной системе (СЕНАТ)

5. Основной принцип как современного суда, так и суда 19 века. Синоним слова Публичность. (ГЛАСНОСТЬ)

6. Работа судьи очень сложна, очень ответственна, но без этого принципа она теряет всякий смысл. (НЕЗАВИСИМОСТЬ).

В выделенном столбике получилась фамилия Урусов. Для нас Анастасия приготовила краткое сообщение об этом человеке. Ваша задача понять, почему именно о нём мы сегодня решили вспомнить?

Сообщение о князе Александре Ивановиче Урусове.

Почему же мы не могли не сказать об этом человеке? Ваше мнение?

Действительно, друзья, ещё одной очень важной стороной судебной реформы стала именно состязательность сторон, т.е возможность каждого человека иметь квалифицированную защиту и понимание того, что тебя выслушают, твои интересы будут защищать. И такими защитниками становились лучшие люди, для которых закон, справедливость, честность были высшими ценностями. Наша с Вами задача каждого в своём будущем деле, будь то бизнес, строительство, юридическая или преподавательская деятельность следовать этим ценностям, а ещё лучше не ждать будущего, а уже сегодня стараться видеть добро, справедливость и, конечно, защищать их и поступать соответственно.


Разговор о либеральных реформах был бы не полным, если бы мы с Вами не подумали об их значении. И хотя мы старались после рассмотрения каждой реформы увидеть её особенности, сделать вывод, всё таки торопиться не нужно

Вот, например, мнение Революционера О. Аптекмана.

«Характерна крайняя неискренность всей внутренней политики правительства: вечные шатания и колебания, - однако с основной тенденцией – к… мракобесию к концу 70-х годов «Великие реформы» - крестьянская, земская, судебная и проч. – оказались до того искалеченными и урезанными… что в них « либерального» и одного грамма не осталось»





-Что думаете Вы по этому поводу? Согласны ли с предложенным мнением?

ИТАК, Д/З: подумать над значением либеральных реформ, подобрать цитаты о них, найти положительные и отрицательные (как мы всегда делаем) последствия. Повторить параграф 21-22.

Конечно, придёт время и мы на более серьёзном уровне будем разбирать Конституцию России, ещё глубже проникнем в историю 19 века, но и сегодня мы –МОЛОДЦЫ! Чтобы доказать, что это так, давайте закончим нашу работу как и начали – с подготовки к единому государственному экзамену, только теперь посмотрим на задания части А, т.е на тестовые задания. Снова посмотрим в наш рабочий лист.


1. Что возглавлял городской голова по Городовому положению 1870 г.: а) местную государственную администрацию города; б) городскую думу; в) городскую управу; г) и думу, и управу.


2. Военная реформа 1874 г.:

а) вводила всеобщую воинскую повинность; б) сохраняла 20-летний срок службы;

в) объявляла новый рекрутский набор; г) сокращала сроки воинской службы до 6 лет.


3. По университетскому уставу 1863 г. ректоры и деканы факультетов:

а) избирались в университетах; б) назначались лично императором; в) назначались министром просвещения; г) назначались попечителем учебного округа.


4. Чье участие в суде было обязательным по судебной реформе 1864 г.:

а) представителя местной администрации; б) следователя; в) присяжного поверенного; г) присяжного заседателя.


Ну, что ж и с этим заданием мы справились. Подведём итоги:

-Что на уроке мы узнали нового? – Что запомнилось?

Особенно активно работали…, порадовали своими знаниями… . За самостоятельную работу оценки объявлю на следующем уроке. А сегодня оценки получили …

Спасибо за совместную работу, ещё раз всех поздравляю с праздником. Свободны.

















РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ. Тема «Либеральные реформы 1860-1970 гг »


Задание № 1 Заполните пропуски в тексте:


Согласно «Уставу о воинской повинности», который был утверждён в ___?___ году, от действительной военной службы освобождались в первую очередь по ____?____ положению: ____?____ и ____?__ . Освобожденные от призыва зачислялись в ____?____ . Не подлежали призыву ___?___ . Срок действительной военной службы значительно сокращался в зависимости от____?____ .


Задание № 2. Отметьте те из перечисленных ниже утверждений, которые не соответствуют исторической действительности:


А) 19 ноября 1864 года был утверждён «Устав гимназий и прогимназий», который вводил принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий.

Б) С целью реализации данного принципа была ликвидирована плата за обучение в средних учебных заведениях.

В) По уставу 1864 года прежние гимназии разделялись на классические и реальные.

Г) Окончившие реальные гимназии получили право поступать в университеты.

Д) Устав 1864г вводил совместное обучение юношей и девушек в реальных гимназиях.


Задание № 3. Восстановите линии в схемах.


1. распорядительные исполнительные городские

органы органы учреждения


Земские Земские Городские Городские

собрания управы думы управы


предводитель городской

дворянства голова



2. уездное земское собрание

Крестьяне дворяне купцы духовенство мещане


Задание № 4. Ответьте на вопросы теста


1. Что возглавлял городской голова по Городовому положению 1870 г.: а) местную государственную администрацию города; б) городскую думу; в) городскую управу; г) и думу, и управу.


2. Военная реформа 1874 г.:

а) вводила всеобщую воинскую повинность; б) сохраняла 20-летний срок службы;

в) объявляла новый рекрутский набор; г) сокращала сроки воинской службы до 6 лет.


3. По университетскому уставу 1863 г. ректоры и деканы факультетов:

а) избирались в университетах; б) назначались лично императором; в) назначались министром просвещения; г) назначались попечителем учебного округа.


4. Чье участие в суде было обязательным по судебной реформе 1864 г.:

а) представителя местной администрации; б) следователя; в) присяжного поверенного; г) присяжного заседателя.





Судебные уставы 1864 г. (Извлечение)

Учреждение судебных установлений

1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам ми­ровых судей, окружным судам, судебным палатам и правительствую­щему сенату в качестве верховного кассационного суда.

7. Для определения в уголовных делах вины или невинности под­судимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседа­тели.

19. В мировые судьи могут быть избираемы те из местных жите­лей, которые: во-первых, имеют не менее 25 лет от роду; во-вторых, получили образование в высших или средних учебных заведениях, или выдержали соответствующее сему испытание, или же прослужи­ли не менее трех лет в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел, и, в-третьих, если притом они сами, или их родители, или же­ны владеют, хотя бы в разных местах, или пространством земли вдвое против того, которое определено для непосредственного учас­тия в избрании гласных в уездные земские собрания... или другим недвижимым имуществом, ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, и в городах — недвижимою собственностью, оцененною для взима­ния налога в столицах — не менее шести тысяч, в прочих же горо­дах — не менее трех тысяч рублей.

24. Выборы мировых судей производятся на уездных земских собраниях.

40. В столичных городах, Петербурге и Москве, обязанности уездных земских собраний по выборам мировых судей возлагаются на общие городские думы.

81. Присяжные заседатели избираются из местных обывате­лей всех сословий: во-первых, состоящих в русском подданстве; во-вторых, имеющих не менее 25 лет и не более 70 лет от роду и, в-третьих, жительствующих не менее двух лет в том уезде, где про­изводится избрание в присяжные заседатели.

85. Не подлежат внесению в списки присяжных заседателей:

1) священнослужители и монашествующие;

2) все военные чины, состоящие в действительной военно-сухо­путной или морской службе, а также те из гражданских чиновников, которые находятся при войсках или служат по военно-судной части в военном и морском ведомствах, и

3) учителя народных школ.

86. В списки присяжных заседателей не могут также быть вноси­мы все те, которые находятся в услужении у частных лиц.


Устав уголовного судопроизводства

1. Никто не может быть наказан за преступления или проступ­ки, подлежащие ведомству судебных мест, не быв присужден к нака­занию приговором надлежащего суда, вошедшим в законную силу.

6. Приговор постановляется не иначе как по поверке и дополне­нии в заседании суда доказательств, обнаруженных предварительным следствием.

7. Заседания, кроме случаев, указанных в законе, происходят публично.

10. По делам о преступлениях и проступках, влекущих за собою наказания, соединенные с лишением всех прав состояния или с по­терею всех или некоторых особенных прав и преимуществ, опреде­ление вины или невинности подсудимых предоставляется особым присяжным заседателям. Сие правило не распространяется на дела о преступлениях государственных

17. Различие подсудности по сословиям отменяется

Ст. 125. При каждом окружном суде и при каждой судебной палате состоит особый прокурор и определенное штатами чис­ло заместителей прокурора...

Ст. 153. Судебные заседания для решения уголовных и граж­данских дел происходят публично...

Ст. 165. О делах, производившихся в публичных заседани­ях судебных мест, дозволяется печатать для всеобщего сведе­ния...

Ст. 353. Присяжные поверенные (адвокаты) состо­ят при судебных местах для занятия делами по избранию и по­ручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участ­вующих...

Ст. 393. В делах уголовных присяжные поверенные прини­мают на себя защиту подсудимых.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Методическая разработка урока истории на тему: Либеральные реформы 1860-1870-х годов

Автор: Старкова Татьяна Владимировна

Дата: 22.08.2017

Номер свидетельства: 425926

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства