kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока "Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок, посвященный одному из спорных периодов Отечественной истори.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока "Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 имени Героя Советского Союза

Олега Васильевича Гудкова













Урок

«Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева»


9 класс








Автор:


Саркисян Сусанна Михайловна,

учитель истории и обществознания

г. Георгиевска Ставропольского края












г. Георгиевск

2016

Цели урока:

- раскрыть причины, содержание, итоги экономических реформ, проводимых в СССР в 1953-1964 гг.; показать противоречивый характер реформ

- развивать навыки проведения исследовательской работы, анализа, обобщения результатов

- формировать умения поиска и отбора информации, практического применения школьных знаний в различных ситуациях;

- усилить мотивацию обучающихся к самостоятельному познанию; способствовать обогащению их социального опыта.


Задачи урока:

 - углубить знания о причинах и последствиях  экономических реформ в

период с1953- 1964гг

- применить имеющиеся у обучающихся знания для систематизации материала, прогнозирования результатов преобразований в экономике.

- продолжить формирование умений устанавливать причинно- следственные

связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники.

- развивать навыки работы в группе, аргументированно защищать свои

выводы, оппонировать собеседнику.


Форма организации познавательной деятельности: групповая.

План урока:

- противоречия промышленного развития страны

- противоречия развития сельского хозяйства

- реформы государственного и хозяйственного управления

- социальные реформы

Оборудование: рабочие листы (приложение 4-7), раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска.

Основные понятия: волюнтаризм, «кукурузная эпопея», целина


Ход урока


I этап. Организационный. Перед началом урока, при помощи  жребия, учащиеся распределяются на 4 группы.

Этап вызова.

Учитель: Мы продолжаем рассматривать эпоху правления Н.С.Хрущева (приложение 1).Сегодняшний урок будет посвящен его реформам. Но прежде обратите внимание на надгробный памятник, на Новодевичьем кладбище, работы известного российского скульптора Эрнеста Неизвестного - бронзовая фигура на фоне мраморной плиты, одна половина которой – белая, другая черная (приложение 2).

- Используя метод «мозгового штурма» предположите, какую мысль хотел передать автор скульптуры?

(Обучающиеся высказывают свои предположения)

- Известно, что создав памятник из белого и черного мрамора, скульптор сказал: «Я так и не понял, чего в нем было больше: белого или черного…»

- Попытаемся ответить на этот вопрос мы с вами. Для этого нам придется погрузиться в ту эпоху.

- Хрущевская эпоха нашла отражение во множестве анекдотов.

Анекдоты про  Н.С.Хрущева:

– Почему в продаже нет обуви? – Босиком легче догнать и перегнать Америку.


Колхозник говорит: «Вам, писателям, хорошо: в литературе Никита Сергеевич понимает».

Хрущеву после смещения предложили возглавить онкологический центр. Никита Сергеевич: - Но, я же в этом деле ничего не понимаю! - Ничего страшного. Вы же руководили сельским хозяйством – и хлеба не стало, займетесь онкологией, может быть, и рака не станет.


- У. Черчилль: «Я думал, что умру от старости. Но когда Россия, кормившая всю Европу хлебом, стала закупать зерно, я понял, что умру от смеха…»


Хрущев выступает на Кировском заводе: - Мы, товарищи, скоро не только догоним, но и перегоним Америку! Голос из толпы: - Догнать Америку мы, Никита Сергеевич, согласны. Только перегонять бы не надо. - А почему? -А голый зад будет видно!


Учитель: Выделите важнейшие экономические проблемы в начале правления Н.С. Хрущёва, используя метод «мозгового штурма».

(Подвести обучающихся к мысли о том, что анекдоты наглядно иллюстрируют остроту социально – экономических проблем того периода времени).

II этап. Осмысление

Учитель: Широкую известность получило обещание Н. С. Хрущёва 22 мая 1957 года в речи на зональном совещании работников сельского хозяйства областей и автономных республик СССР «догнать и перегнать Америку» за три года по производству мяса, молока и масла на душу населения (приложение 3). Сама эта формулировка означала признание того факта, что СССР отставал от США по ряду экономических показателей.


- Посмотрим, какими методами намеревался Н.С.Хрущев преодолеть отставание от США.

После визита Н.С.Хрущева в США(1959 г.) всем хозяйствам – по его настоянию – рекомендовалось переходить к посеву кукурузы. Дорого обошлась крестьянству печально известная «кукурузная кампания». На Ставрополье площади посевов кукурузы достигли 1 млн га (1960г.). Указания «сверху» привели к ликвидации в крае чистых паров, повсеместному искоренению травосеяния. Кормовая база животноводства была серьёзно подорвана. В ряде районов края значительно снизились урожаи и валовые сборы озимой пшеницы. Далее обучающиеся работают с текстами документов.

(каждой группе выдаются рабочие листы с документальным материалом – «кейсы» (приложение 4-7). Члены группы должны проанализировать документы и методом «кластера» воспроизвести материал.

Работа выполняется на время – 10-15 минут. По истечение 15 минут, каждая группа комментирует свои выводы).

Учитель: Что характерно для всех реформ Н.С. Хрущева?

( подвести обучающихся к выводу о том, что реформы Н.С. Хрущева носили волюнтаристский характер. Четкая программа преобразований отсутствовала, почти все зависело от мнения самого Н.С.Хрущева).

Запись в тетрадь: Волюнтаризм – политика, не считающаяся с объективными законами, реальными условиями и возможностями.

III этап. Осмысление полученной информации.


Учитель: Наш урок подходит к завершению. Обратимся к проблемному вопросу, обозначенному в начале урока «что в Н.С.Хрущеве было больше: белого или черного». Выполним задание «дерево Хрущева» (обучающимся раздаются рабочие листы с изображением дерева (приложение 8)).


- У нашего дерева два ствола – толстый и тонкий. Вам надо подписать, какой из них «сельскохозяйственный», а какой «промышленный», исходя из того, какой развивался лучше. На дереве вырастут листочки. Они символизируют отдельные реформы, проведенные в сер.50-х-сер.60-х гг. Каждый лист на дереве пронумерован. Нарисуйте листочки на соответствующем стволе так, чтобы на ветках, смотрящих вверх, отразились положительные преобразования, способствующие развитию страны. На ветках, смотрящих вниз, соответственно те мероприятия, которые не дали положительного результата.

Подведение итогов. Высказывание различных мнений, суждений, подчас противоречивых.

Учитель: Я выслушала ваши мнения, доводы. У каждого из вас своё видение проблемы. Так и должно быть. Действительно, в данной проблеме не может быть однозначной оценки. В завершение сказанному, мне бы хотелось привести слова Михаила Ромма, советского кинорежиссера:

«…Забудется и Манеж, и кукуруза…

А люди будут долго жить в его домах.

Освобожденные им люди…и зла к нему

Никто не будет иметь…»

Рефлексия. Был ли этот урок для каждого из вас уроком – открытием.

Какие новые знания и умения он помог сформировать.

С какими трудностями вы столкнулись.

Появился ли у вас интерес к изучаемому периоду.

Домашнее задание: §31, составить синквейн «Н.С.Хрущев»


Список использованной литературы

1. Учебник С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева. История России 9 класс. – М.:Русское слово, 2012

2. Т.В. Перевезенцева. История России. Книга для учителя. – М.: Русское слово, 2012

3. О.Ю. Стрелова, В.А. Шестаков. История России XX – начало XXI века. Хрестоматия – практикум. – М.:Русское слово,2010

4. А.И.Кругов. Ставропольский край в истории России. – М.: Русское слово,2006

5. Журнал «Преподавание истории в школе» №2, 2010

6. Источник http://festival.1september.ru/

7. Источник https://ru.wikiquote.org/

8.Источник https://ru.wikipedia.org/


























Приложения

Приложение 1











































Приложение 2



Приложение 3












Документ для 1 группы: Приложение 4


Реформы в промышленности


Из речи Председателя Совета министров СССР Г.М. Маленкова на сессии Верховного совета СССР (8.08.1953г.)

До сих пор у нас не было возможностей развивать легкую и пищевую промышленность такими же темпами, как тяжелую промышленность. В настоящее время мы можем и, следовательно, обязаны в интересах обеспечения более быстрого повышения материального и культурного уровня жизни народа всемерно форсировать развитие легкой промышленности…

Из доклада Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС (1956г.)

Нашлись “мудрецы”, которые начали противопоставлять легкую промышленность тяжелой индустрии, уверяя, что преимущественное развитие тяжелой индустрии необходимо было лишь на ранних ступенях советской экономики, а теперь нам осталось только форсировать развитие легкой промышленности…

Только неисправимые хвастуны могут закрывать глаза на то, что в экономическом отношении мы еще не перегнали наиболее развитые капиталистические страны, что уровень производства у нас пока еще не достаточен для обеспечения зажиточной жизни всех членов общества, что в стране еще много недостатков и не организованности в хозяйственном и культурном строительстве.


Из постановления пленума ЦК КПСС 10-18 января 1961г.

Советский Союз находится ныне на новом этапе исторического развития – на этапе развернутого строительства коммунистического общества. Сейчас наша страна имеет такую мощную индустрию, такую могучую оборону, что она не в ущерб дальнейшему развитию промышленности и укреплению обороны может выделить больше средств для дальнейшего подъема благосостояния народа.


- Какие последствия для развития промышленности имело решение XX съезда КПСС и постановление пленума ЦК КПСС? Как обстояло дело в действительности?










Приложение 5

Документ для 2 группы:


Реформы в сельском хозяйстве

Из докладной записки Н.С.Хрущева «О решении зерновой проблемы и возможности освоения целинных и залежных земель» (1954 г.)


«…Сейчас перед страной стоит задача искать возможности резкого увеличения производства зерна…Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на залежных и целинных землях в Казахстане, Западной Сибири, а также частично в районах Поволжья и Северного Кавказа и проведение мероприятий по всемерному повышению урожайности во всех регионах страны…»

Чем вы можете объяснить необходимость освоения целинных и залежных земель?


Из воспоминаний целинника.


«…Ясно видятся мне недостатки в организации грандиозной целинной эпопеи, неразумность иных решений, непродуманность составляющих стратегии, которые впоследствии во многом свели на нет достигнутые итоги. У нас на глазах приходила в негодность техника, стянутая на целину со всей страны. Сбивались с ног тысячи людей, не успевая собрать урожай с гигантских площадей. На корню гибли посевы, негде было хранить зерно. Происходила колоссальная растрата миллиардных сумм, материально – технических средств, живого труда. Целина дорого обошлась стране. Сегодня я думаю, что все тогдашние затраты могли бы принести большую отдачу при ином подходе к решению зерновой проблемы. Но иной подход в то время был невозможен»


Существовали ли иные пути решения проблемы обеспечения страны зерном?

В чем вы видите причины колоссальных издержек в освоении целины?

Согласны ли вы с мнением целинника о том, что “иной подход был бы в то время невозможен”? Почему?

Из выступления в Новочеркасске 3 июня 1962г. Члена Президиума ЦК КПСС, секретаря ЦК Ф.Р. Козлова.

«…Мы принимали это решение (о повышении цен на мясо и масло с 1 июня) с болью в сердце. Однако партия и правительство пошли на этот шаг. Почему? Потому что эти мероприятия партии и правительства – это единственно правильный путь, обеспечивающий подъем животноводства в стране, изобилие сельскохозяйственной продукции. Это мероприятие продиктовано заботой об улучшении благосостояния народа»

- Чем объяснить принятие такого решения? Как обосновывает Козлов решение партии о повышении цен?

Из воспоминаний первого секретаря ЦК КП Украины П.Е. Шелеста.

8 августа 1963г., из Москвы мне позвонил Подгорный и по поручению Хрущева передал, что Украина должна сдать не менее 750 млн. пудов хлеба. В стране очень тяжелое положение с хлебом, из Казахстана ожидали получить 960 млн. пудов, а получили не более 200-250. Сибирь и Алтайский край должны были дать 250 млн. пудов, а дадут 10-15 млн. Подгорный продолжал: “На закупку хлеба за границей не пойдем. Надо максимально провести экономию хлеба, сократить ассортимент выпечки хлебобулочных изделий, в том числе и белого хлеба. При выпечке хлеба подмешивать картофель, отруби, кукурузу, увеличить влажность хлеба, добавить соли при выпечке хлеба. Возможно, ввести карточки на хлеб”.

- Чем можно объяснить резкое падение сельскохозяйственного производства в 1963 г.?

Из программы КПСС, принятой XXII съездом партии

На определенном этапе общественное хозяйство колхозов достигнет такого уровня развития, когда станет возможным за счет его ресурсов полностью удовлетворять потребности колхозников. На этой основе личное подсобное хозяйство постепенно себя изживет экономически. Когда общественное хозяйство колхозов сможет полностью заменить личное подсобное хозяйство колхозников, когда колхозники сами убедятся в том, что им не выгодно иметь приусадебное хозяйство, они добровольно откажутся от него.

- Какие последствия для развития сельского хозяйства СССР имела реализация партийной установки? К чему это привело на практике?

Из воспоминаний А.Н. Шелепина, председателя КГБ с 1958 г.

«…Никита Сергеевич говорил с крестьянами села Калиновка Курской области 2 часа – убеждал односельчан отказаться от приусадебных участков: « Земляки, поддержите меня. Зачем вам свиньи, коровы – возиться с ними? Колхоз и так вам всё продаст по государственной цене». Из толпы послышался возглас: «Никита, ты что, сдурел?» И сельчане стали расходиться. Хрущев обозлился и уехал».

- Какие последствия для развития сельского хозяйства СССР имела реализация партийной установки? К чему это привело на практике?

Из записки председателя КГБ В.Е.Семичастного в ЦК КПСС «О событиях в Новочеркасске» (2 июня 1962 г.)

«…Неправильно было принято постановление о запрещении иметь в пригородных посёлках и в некоторых селах скот. Если бы разрешили рабочим и крестьянам иметь скот и разводить его, то этого бы не случилось, мясных продуктов было бы сейчас достаточно…Индивидуальных коров порезали, телят не растят. Откуда будет мясо? Тут какой – то просчет…»



Приложение 6

Документ для 3 группы:


Реформы административные


Из воспоминаний К.Ф. Катушева, работавшего в 50-е гг. секретарем парткома Горьковского автомобильного завода.

На первом этапе, когда совнархозы создавались с учетом существующего административного деления в каждой области, они оказали благотворное влияние на экономическую деятельность регионов тем, что успешно преодолевали межведомственные и отраслевые барьеры, способствовали оперативному решению многих хозяйственных вопросов, развивали инициативу и самостоятельность местных советских и хозяйственных органов.

К сожалению, этот период оказался непродолжительным …Хрущев, послушав советы тех, кто больше всего боялся децентрализации управления, пошел на укрупнение совнархозов. Теперь они уже создавались как межобластные управления народного хозяйства и, естественно, вызывали конфликты местных и областных… органов с руководителями совнархозов… В результате, разумный поиск более совершенной системы управления после отставки Хрущева был похоронен.

- Какие достоинства и недостатки выделяет источник в создании совнархозов?





















Приложение 7

Документ для 4 группы:


Социальные реформы

Из информации в ЦК КПСС

Пенсионер т. Таганов на партсобрании коллектива крытого рынка Кировского района г. Куйбышева заявил, что не видит никакого улучшения в жизни, получает пенсию 300 рублей на семью в десять человек и что дочь, которая окончила 8 классов, нигде не может устроиться на работу. Коммунисты осудили это выступление Таганова, разъяснили незрелость и вредность его суждений. Его поведение рассмотрено на партбюро.

Как оценивают современники свое материальное положение в связи с реформами?

Какие реформы могли повлиять на состояние колхозников?

Из Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии жилищного строительства в СССР.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР считают, что в настоящее время дальнейшее развитие жилищного строительства, имеющего всенародное значение, является одной из важнейших задач всех партийных, советских, профсоюзных, хозяйственных органов, всего советского народа. План жилищного строительства на шестую пятилетку должен быть не только выполнен, но и перевыполнен.

Партия и правительство систематически занимаются изысканием дополнительных средств и материальных ресурсов для максимального развития жилищного строительства в стране

Указ Президиума Верховного Совета СССР о сокращении продолжительности рабочего дня рабочих и служащих в предвыходные и в предпраздничные дни. 8 марта 1956 г.

Установить с 10 марта 1956 г. для рабочих и служащих в предвыходные и в предпраздничные дни сокращенный, против нормального , на два часа рабочий день, то есть продолжительностью шесть часов.

Из Указа Президиума Верховного Совета СССР об отмене судебной ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и за прогул без уважительной причины.

1. Отменить судебную ответственность рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и за неоднократный или длительный прогул без уважительной причины.

2. Снять судимость с граждан, отбывших наказание за самовольный уход с предприятий и из учреждений и за прогул, а также освобожденных от наказания на основании настоящего Указа.


Приложение 8




Приложение 8


1) списание долгов с колхозов и уменьшение налогооблажения колхозов

2) необоснованное расширение посевов кукурузы

3) первый полет человека в космос

4) необоснованные задания по заготовке мяса, значительное сокращение поголовья скота

5) освоение добычи нефти в открытом море

6) ликвидация МТС и продажа техники колхозам (1958г.)

7)сокращение личных приусадебных хозяйств

8) создание атомного ледокола «Ленин»

9) развитие новых отраслей машиностроения

10)повышение закупочных цен в 1953-1958 гг.

11) освоение целины

12 экстенсивное развитие промышленности

13) закупка зерна за границей

14) производство товаров группы Б

15) повышение розничных цен. Трагедия в Новочеркасске (1962 г.)

16) укрупнение населенных пунктов, что привело к оттоку населения из сел в города и нехватке рабочих рук на селе.

17) разделение обкомов и райкомов на промышленные и сельскохозяйственные, что привело к разрастанию бюрократического аппарата.

18) введение денежной оплаты труда колхозников

19) повышение минимальной зарплаты на 35%

20) расширение хозяйственной самостоятельности, введение хозрасчета, создание фонда развития производства



16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Саркисян Сусанна Михайловна

Дата: 21.03.2018

Номер свидетельства: 462846


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства