kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока по истории Тверского края

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время особую актуальность приобретают знания о родном крае.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по истории Тверского края»


Министерство образования Тверской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение « Савеловский колледж»
















Методическая разработка открытого занятия по истории Тверского края


Тема занятия:

Бывшие владельцы села Кимры и их вклад в развитие нашего края














Автор: Чакал Ольга Анатольевна,

преподаватель истории и обществознания















г. Кимры

2018




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методической разработке урока по истории Тверского края

В данную методическую разработку входят:


 технологическая карта урока-проекта;

 приложение: презентация, карточка контроля знаний;

Цели:

 познакомить студентов с бывшими владельцами села Кимры,

 определить вклад владельцев села Кимры в развитии нашего края.

Задачи:

 анализировать используемые материалы с точки зрения заданной темы;

 научить студентов обмениваться информацией, поддерживать разговор, умению изложить свою тему и развить ее;

 научить студентов работать индивидуально и в группе по заданной теме;

 развивать умение отстаивать собственное мнение в оценке исторических событий, фактов;

 научить анализу и оценке собственных творческих и возможностей.


Адресат:

 преподаватели истории;

 преподаватели других предметов (данную разработку можно взять за основу при создании сценариев внеклассных мероприятий по любому предмету);

 Классные руководители, организаторы внеклассной работы (данную разработку можно взять за основу при создании сценария внеклассного мероприятия).


Используемые образовательные технологии:

 технология проектной деятельности;

 технология КВО (коллективного взаимообучения);

 тестовая технология;

 ИК технология.


Направленность, возможности применения разработки:

Материалы урока могут быть использованы:

 на уроках истории;

 на внеклассных мероприятиях;

 в рамках предметной или межпредметной недели.


Актуальность:

 данное мероприятие является универсальным по адресату применения;

 нацелено на повышение мотивации к обучению;

 является примером применения нескольких образовательных технологий в рамках одного мероприятия;

 даёт возможность каждому студенту применить свои знания;

 презентацию урока можно взять за основу для проведения других внеклассных мероприятий.


Условия реализации:

 выставка книг, посвященная владельцам села Кимры;

 историческая карта Калининской области,

 наличие интерактивной доски и мультимедиа-аппаратура;

 позитивный настрой преподавателя и студентов.


Урок рассчитан по времени на 45 минут

Список использованной литературы и ресурсов:

  1. Алексей Столяров «Село Кимры и его обитатели». Кимры, «Кимрская краеведческая библиотечка», 1992 г.                                                                

  2. Александр Суханов «Бывшие владельцы села Кимры 16-19 в.в» Кимры, «Кимрская краеведческая библиотечка», 1997 г.       

  3. В.И. Коркунов «Страницы истории кимрского края». Тверь, 2008 г.

  4. В.М. Воробьев «История Тверского края». Изд-во «Созвездие», Тверь, 1996 г.


Интернет – источники:

http://tvermuzeum.ru/

http://kimrymuseum.ru

http://www.history.tver.ru/book/tom11/Razdel1/index.html





Тематический план структурных элементов занятия



Название этапа

Содержание этапа

Время

Организация деятельности

Мотивация, целеполагание, планирование

3 мин.

Изучение нового материала

Представление информации, которая необходима для усвоения студентами

25 мин.

Закрепление

Этап выполнения конкретных действий по присвоению информации

9 мин.

Контроль и рефлексия

Сопоставление хода деятельности с внешними критериями, эталонами, образцами

8 мин.

Итого:

45 мин.





Структурный план хода занятия

Урок разработала Чакал Ольга Анатольевна, учитель истории и обществознания ГБП ОУ «Савеловский колледж»

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний;

Форма урока: урок-проект;

Тема проекта: Бывшие владельцы села Кимры и их вклад в развитие нашего края.

Цель проекта: познакомить студентов с владельцами села Кимры, определить их вклад в развитие нашего края;

Задачи:

  1. Анализировать используемые материалы с точки зрения заданной темы;

  2. Научить студентов обмениваться информацией, поддерживать разговор, умению изложить свою тему и развить её.

  3. Научить студентов работать индивидуально и в группе по теме проекта;

  4. Развивать умение отстаивать собственное мнение в оценке исторических событий, фактов;

  5. Научить анализу и оценке собственных творческих возможностей.

Оборудование: тетради, интерактивная доска, презентация по теме, буклеты, наработанные в творческой группе, чистые листы на столах для « Книги отзывов и предложений».

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1. Самоопределение деятельности. Организационный.

Создание доброжелательного настроя, организация внимания, включение студентов в деловой ритм.

Приветствует студентов.

Приветствуют преподавателя.

2. Этап актуализации субъективного опыта студентов.

Мотивация;

Актуализация знаний о родном крае;

Создание условий для формирования чувства патриотизма и гражданского самосознания;

Сообщение темы урока и цели урока.

На интерактивной доске демонстрируется презентация к уроку «Бывшие владельцы села Кимры и их вклад в развитие нашего края»

Слайд № 1. Бывшие владельцы села Кимры и их вклад в развитие нашего края.

В настоящее время особую актуальность приобретают знания о родном крае. Почему сегодня так важно знать, кто и когда владел Кимрами? Да потому что каждый из владельцев внёс хоть малую, но лепту в развитие села. Целью нашего урока является ознакомление с бывшими владельцами села Кимры, определить их вклад в развитие нашего края.

При подготовке к уроку творческая группа потрудилась, изучая материалы экспозиции Кимрского краеведческого музея, различных литературных источников и готова поделиться с нами полученными знаниями.

1. Когда и где впервые упоминаются Кимры?

2. Какие причины способствовали становлению Кимр как крупного торгового центра?

Во время урока прошу делать записи в тетрадях, которые помогут в закреплении материала.

Студенты слушают сообщения преподавателя, отвечают на вопросы




















Отвечают студенты, восстанавливают в памяти имеющиеся знания о родном крае.

3. Постановка учебной задачи

Определить вклад бывших владельцев села Кимры в развитие нашего края

Слайд № 2. Иван IV














Слайд № 3.Славное село Кимры.


Привычка московских царей рассчитываться за государеву службу дворцовыми землями пошла с Ивана IV. На протяжении трёх веков Кимрская дворцовая волость применялась в виде этой формы оплаты. С первых дней присоединения Тверского княжества к Московскому – Кимры периодически становились то частным владением, то дворцовым селом. Сегодня на занятии мы познакомимся с бывшими владельцами села Кимры и определим их вклад в развитие нашего края.

Во время урока попрошу делать записи в тетрадях.

Студенты чувствуют дефицит знаний, осознают цель предстоящей работы.

4. Этап изучения нового материала

Слайд № 4 Старинная гравюра села Кимры.




Слайд № 5. Грамота Ивана IV































Слайд № 6 Петр I

Впервые дворцовое село Кимра упоминается в 1546 г. в грамоте Ивана IV. Грамота была дана настоятелю Кирилло-Белозёрского монастыря с братией на право беспошлинной покупки 10 тыс. пудов соли в Каргополе. Копия документа хранится в Кимрском краеведческом музее.

Второе известное упоминание – царская грамота в Дмитров, адресованная Грише Оникееву, о содействии Дмитровскими и Кимрскими таможенниками в сборе таможенных пошлин с торговых людей, по случаю уничтожения тарханов и в отношении к тем сборам. Документ датирован 1549 годом.

В 1635 году в Кимрах насчитывалось 104 двора, причём обычные сёла того времени насчитывали 10-15 дворов.

В 1660-ые годы в Кимрах уже началось развитие обувной промышленности. К середине XVII века более половины крестьянских семей Кимр занималось сапожным промыслом.

В 1708 году некоторые оброчные крестьяне заключили соглашение с канцелярией Петра I на поставку для нужд армии нескольких тысяч пар обуви, кожаных мундиров и сёдел в течение нескольких лет.

Во второй половине XVIII века Кимры фактически становятся центром российского обувного промысла, налаживается торговля хлебом.

- Какое место занимали Кимры в промышленности всей страны?

Студенты слушают рассказ преподавателя.


















































Студенты высказывают свою точку зрения, учатся рассуждать.

5. Учебные действия по реализации проекта. Применение нового знания.

Сообщения студентов о владельцах села Кимры.

Слайд № 7-14 Портреты бывших владельцев села Кимры.


























































































































































































































































































































































































































Слайд №15 Гостиный двор























































































































Слайд №17 « Графская гора»



































Создаёт ситуацию успеха для каждого, поддерживает интерес и познавательную активность студентов




































































































































































































































































































































































































































































































































































































- Ребята, сегодня на занятии мы узнали много новой информации, в частности о том , кто владел Кимрами, какую роль они сыграли в их судьбе. Как вы считаете важно ли знать историю своей малой Родины?

Сообщения студентов

Студент 1:Князь Старицкий

За особые военные заслуги при Иване IV село Кимры было пожаловано во владение воеводе, боярину, удельному князю Владимиру Андреевичу Старицкому, дружина которого наряду с другими полками нанесла главный удар при взятии Казани. Стоит обратить внимание на то, что Кимрами одаривали «за государеву службу», как правило, царских родственников. Так, например, князь Старицкий доводился двоюродным братом Ивану Грозному. Кстати, отец князя владел княжеством и городом Старица, оттуда и пошла их фамилия. В 1553 году Иван IV серьёзно заболел и, ожидая кончины, отказал престол сыну-младенцу. Часть бояр, в том числе и Старицкий, который имел свои виды на престол, присягать младенцу отказались… Правда, позже князь присягнул, но… Выздоровевший Иоанн не был бы Грозным, если бы прощал подобные поступки. С дороги князя вызвали к государю в Александровскую слободу, а на пути его уже поджидали Малюта Скуратов и Василий Грязнов, с ложным обвинением в покушении на царя. Сам князь и вся его семья силой были вынуждены принять яд… Таким образом претендент на престол был устранён. Из документов в центральном архиве сохранилась подлинная жалованная грамота от 10 марта 1555 года, где упоминались Кимры. После смерти князя село вновь приобретает статус дворцового.

Студент 2:Князь Мстиславский

В июле 1591 года владельцем Кимр становится князь Федор Иванович Мстиславский, опять же – за государеву службу. Сын Ивана Грозного Федор пожаловал Мстиславскому «шубу с царского плеча» и пригород Кашин с уездом, к которому относились и Кимры. Столь значительные подарки князь получил за то, что сумел отличиться в разгроме подошедшего к Москве крымского князя Гирея. Кто такой князь Мстиславский? Он был потомком великого князя Литовского Гедемина. После смерти царя Федора Иоанновича боярин Мстиславский назывался в числе претендентов на трон. Умер князь в 1622 году бездетным… И опять Кимры вернулись в дворцовое хозяйство.

Студент 3: Князь Львов

В 1635 году Кимры были пожалованы боярину князю Алексею Михайловичу Львову «за посольскую службу». Князь был видным государственным деятелем времён царствования Михаила Фёдоровича. Когда в 1647 году князь Львов ушёл от мирской суеты и постригся в монахи, Кимрской вотчиной управляли его родственники, состоявшие в придворной службе. После смерти бездетного князя в 1656 году Кимры конфисковываются в казну и в 1666 году уже упоминаются в числе дворцовых сёл.

Студент 4:Боярин Салтыков

После смерти царя Фёдора Алексеевича, в 1682 году, на престол были посажены два его меньших брата: Иван V и десятилетний Пётр I. Правила же в период их малолетства царевна Софья Алексеевна. Она женила Ивана на красавице Прасковье Салтыковой. Отец её – Фёдор Петрович Салтыков принадлежал к древнему роду, известному с XIII века. В связи с женитьбой дочери ему пожаловали в вотчинное (потомственное) владение торговое село Кимры и «таможню со всеми строениями и таможенным сбором», а также 71 деревню. Грамота датирована 1688 годом.

Студент 5: Графиня Головкина

После смерти боярина Салтыкова селом владели его родственники, и, в конце концов, оно перешло к внучке боярина Екатерине Ивановне Ромодановской, по мужу Головкиной. Екатерина Ивановна была дамой образованной, знала два языка, блистала на ассамблеях, слыла любимицей Петра. В 1722 году её выдали замуж за Михаила Гавриловича Головкина, сына государственного канцлера России, состоявшего в отдалённом родстве с Петром I. Достоверные источники гласят: Михаил Гаврилович Головкин (1699-1755 гг.) – граф, русский дипломат, государственный деятель – был послан за границу учиться, а затем в 1722 году занял пост русского посла в Берлине. После воцарения Анны Иоанновны его назначают сенатором и ставят во главе мюнхенской канцелярии и денежного двора. Граф пользовался исключительным доверием и влиянием Анны Леопольдовны, которая назначила его на вновь созданную должность вице-канцлера внутренних дел. После дворцового переворота в 1741 году Головкина приговорили к смертной казни, но заменили её ссылкой в Якутию, где он и умер впоследствии. Село Кимры конфисковали. Графиня Екатерина Ивановна молила императрицу о пересмотре дела, но та обещала сохранить за ней все привилегии статской дамы и имения в случае отказа от мужа. Ответ был следующим: «На что мне почести и богатства, когда не могу разделить их с другом моим. Любила мужа в счастьи, люблю и в несчастьи, и одной милости прошу, чтобы с ним была неразлучна». Екатерина Ивановна поехала в ссылку, а после смерти мужа в 1755 году вернулась в Москву. Благородный поступок её, предвосхитивший поведение жён декабристов, вызвал уважение в обществе, в том числе и Екатерины II. Умерла графиня в 1791 году, не оставив после себя потомства.

Студент 6: Скавронские

Кимры дарованы Анне Карловне Воронцовой, урождённой Скавронской, приходившейся родной племянницей императрице Екатерине, супруге Петра I, в 1762 году. В 1742 году Анна Карловна обвенчалась с графом Воронцовым, который сыграл в судьбе Кимр особую роль, но к этому мы вернёмся позже. После смерти Воронцовой-Скавронской имение перешло к её брату, затем – племяннику, далее – супруге племянника Екатерине Васильевне Скавронской, по второму мужу – графине Литта. Екатерина Васильевна была фрейлиной Екатерины II, а особое внимание ей уделял фаворит Екатерины – граф Потёмкин. После смерти мужа в 1793 году Екатерина Васильевна вышла замуж за Юрия Помпеевича Литта – рыцаря Мальтийского ордена. Но он, как и граф Воронцов, заслуживает отдельного разговора.

Студент 7: Графиня Самойлова

Старшую дочь Екатерины Васильевны от графа Воронцова – Екатерину в 1800 году выдали за князя Петра Ивановича Багратиона, героя суворовских походов 1812 года. Семейная жизнь их не сложилась, и она фактически всё время пребывала за границей, где и умерла в 1857 году. Младшая сестра её имела одну дочь, ставшую впоследствии знаменитой благодаря своим похождениям – графиню Юлию Павловну Самойлову. В 1827 году Самойлова, будучи женой Карла Павловича Брюллова, сыграла в его жизни и творчестве громадную роль. В 1832 году Самойлова едет в Италию, где Брюллов увековечил её образ в картине «Последний день Помпеи». Найти её можно в левом углу полотна, в образе матери с двумя детьми. Есть и другие картины с изображением Самойловой. В 1846 году графиня вторично выходит замуж, выбрав в спутники жизни безвестного итальянского певца. Это лишило её графского титула, русского подданства и прав на недвижимое имущество. Старость она провела под Парижем, где и умерла в нищете в 1875 году.

Студент 8: Граф Воронцов

Юридически графа Михаила Илларионовича Воронцова считать владельцем Кимр нельзя. Владела селом его жена, но… Исторические источники гласят, что Воронцов был русским дипломатическим деятелем, канцлером, участником дворцового переворота, 1741 года, возведшего на престол Елизавету Петровну. С 1744 года – вице-канцлер. В 1748 году скомпрометирован близостью с прусским послом. Но, несмотря на все «дворцовые передряги», оставался канцлером и при Петре III, и при Екатерине II. Интересовался успехами науки, покровительствовал Ломоносову. Что можно добавить к этим сухим строчкам? Испытывая определённые финансовые трудности, граф предпринял ряд мер для повышения доходности имения. Меры эти распространялись на развитие сапожного промысла и оживление торговли. Один из исторических источников 1865 года писал: «Граф Воронцов был замечательным для Кимр тем, что положил основание торговли кимрской и заставил кимряков быть торговыми людьми. Он устроил за свой счёт на самом видном и удобном месте каменный корпус лавок, давал крестьянам свои деньги на торговлю в Кимрах». Конечно, и до появления графа в Кимрах было «купечество немалое и торг каждодневный». Уже в начале XVII века, при боярине Салтыкове, Кимры приобрели всероссийскую известность как крупный центр обувной промышленности. Наши сапожники выполняли заказы для создаваемой Петром I регулярной двухсоттысячной армии. Заказы выполнялись с использованием частных подрядов. Так, например, в 1708-09 годах оброчный крестьянин села Кимры Григорий Пустынин поставил на армию 10 тысяч сапог, а Борис Лукьянов – несколько тысяч. По преданию, царь Пётр посылал в Кимры немецких сапожников для обучения наших жителей секретам новой технологии шитья. С прекращением армейских заказов, которые приносили сапожникам высокий и стабильный заработок, кимрякам вновь пришлось возвращаться к работе на рынок, что сильно подняло роль ярмарок. Граф Воронцов отслеживал все эти процессы и принимал меры, способствующие улучшению качества, что влияло на повышение доходов его имения. Он также пытается найти учителей среди иноземцев, правда, в отличие от царя – в Лондоне, но надо признать, что вклад иностранных учителей в развитие кимрского сапожного промысла был вовсе не так велик. Швед Стралленберг, побывавший в Кимрах в 1710 году, писал: «Здесь, в этой местности, находятся самые лучшие портные, сапожники и другие ремесленники, известные по всей России и считающиеся самыми лучшими». Дошло до того, что кимрский рынок был уже не в состоянии «переваривать» всю выпускаемую на селе обувь, а купцы не располагали такими капиталами, чтобы скупать товар для дальнейшей перепродажи в других городах. Но Воронцов вовремя и правильно оценил ситуацию, начав предоставлять кимрякам свои поручительства и неограниченные кредиты под небольшой процент – всем желающим завести или расширить своё дело. Кредиты Воронцова подняли на ноги предпринимателей: Башилова, Мошкина, Малюгина, Рыбкина, Собцова и других. Сапожный промысел захватывает всё большее число окрестных деревень и превращает Кимры в столицу обширного «царства обуви». Граф Воронцов как крупный государственный чиновник понимал, что внешний вид Кимр имеет большое значение. Во-первых, это село напрямую связывали с его именем, во-вторых, крупное торговое село должно внушать уважение приезжим купцам. А потому в 1767 году граф строит на самом высоком месте, за Троицкой церковью, Гостиный двор с тридцатью каменными лавками. Весь ансамбль выходил на торговую площадь, на которой теснилось ещё порядка семи десятков деревянных лавок. Кроме этого, были построены новая хорошая дорога и каменная стена вокруг села (Достраивать Гостиный двор с лавками пришлось графине Скавронской).

Студент 9: Граф Литта

Юлий Помпеевич Литта (1763-1839 гг.). Потомок древнего аристократического рода, уроженец Милана, рыцарь Мальтийского ордена. В 1789 году поступил на русскую службу и при Павле I сделал блестящую карьеру. В Санкт-Петербурге Юлий Помпеевич встретил вдовствующую владелицу села Кимры Екатерину Васильевну Энгелгард-Скавронскую и в 1798 венчался с ней. Принял русское подданство. В 1801 году Александр I назначает графа смотрителем императорских дворцов и садов Павловска, Петергофа, Царского села, Гатчины и Ораниенбурга. Кроме того, Литта состоял членом комиссии по строительству Исаакиевского собора. После дворцового переворота впал в немилость и был сослан имение жены – Кимры. Очень богатый человек, привыкший окружать себя роскошью и жить в собственное удовольствие, а кроме того – страстный театрал и охотник, граф Литта решил обустроить свою кимрскую жизнь согласно привычкам. Началось строительство усадьбы, достойной знатного вельможи. К этому располагало и веяние того времени. К концу XVIII века Москву окружили прекрасные дворцово-парковые ансамбли: Останкино, Архангельское и другие. Усадьбу графа можно было отнести к лучшим из подмосковных усадеб. Если Салтыков поставил хоромы рядом с церковью, Гостиным двором и торговой площадью, что составило главные приметы села, то Литта вынес свою усадьбу за околицу Кимр, в район деревни Сельцо. По словам купца Малюгина, описавшего в 1875 году остатки усадьбы, это был каменный трёхэтажный дворец, занимавший высокий холм древнего городища на берегу Волги. В парадном дворе располагался цветник, за ним брала своё начало рукотворная роща. В парке был устроен лебединый пруд, а далее, в сторону села, располагались террасные, самоизливающиеся пруды, с выложенными белым старицким мрамором берегами. Пруды были обсажены деревьями, воду к ним подвели каналами из шевелевского болота. За террасными прудами, в одной из берёзовых рощ, граф устроил зверинец. Животные в нём жили «на свободе», отделённые от внешнего мира высоким забором и глубоким рвом. От усадьбы ветвями отходили две дороги, окопанные канавами и обсаженные липами. Различные садовые павильоны и декоративные устройства дополняли дворцово-парковый ансамбль, гармонично вписавшийся в окружающую природу. Преданья говорят, что Литта хотел создать в Кимрах нечто похожее на бывшую резиденцию французских королей – Версаль. Через четыре года граф Литта получил высочайшее разрешение на возвращение в Петербург. Неоконченное строительство постепенно пришло в запустение, и в 1816 году граф разрешил разобрать дворец, а кирпич пустили на строительство пятиглавого Покровского собора. Место, где располагался дворец, зовётся сейчас «Графская гора», а от террасных прудов осталась лишь небольшая грязная лужа. Но времена Литта отличались не только развитием дворцового строительства в Кимрах. В эти годы появилось множество различных перекупщиков и посредников. Система армейских заказов давала возможность этой прослойке общества наживать солидные капиталы, а сами исполнители имели лишь небольшую прибавку к жалованью. Работа на казённом подряде была настоящей «золотой жилой» для предприимчивых людей. Граф, выдавая кредиты и используя личные связи, проложил торговые пути из Кимр за границу. Кроме этого, графские именные доверенности ограждали крестьян от непомерных пошлин и вымогательства чиновников. Благодаря протекции владельца села, кимрские сапожники имели большие государственные заказы на производство обуви, особенно армейской. Это помогало не только жителям села, но в результате приносило и самому графу колоссальные доходы, позволяя заниматься благотворительностью – на его содержании в богадельнях находилось порядка полутысячи стариков и инвалидов.














Отвечают студенты.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа с карточкой контроля знаний

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная работа

7. Рефлексия деятельности

Работа с буклетом

Предлагает вспомнить тему, задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели.

Написать в буклете оценочное суждение о вкладе владельцев села Кимры в развитие нашего края.

8. Домашнее задание

Эссе по изученному материалу

Урок окончен. Спасибо за работу. До свидания.






Приложения

Приложение 1

Карточка контроля знаний

  1. Когда впервые упоминается дворцовое село Кимры?

  1. 1446г.

  2. 1546г

  3. 1646г.

  1. В грамоте какого правителя упоминается село Кимры?

  1. Ивана III

  2. Василия III

  3. Ивана IV

  1. Согласно данным из писцовой книги, сколько в 1635 г. в Кимрах насчитывалось дворов?

  1. 15

  2. 100

  3. 200

  1. Какой вид промыслов был развит в Кимрах?

  1. Гончарный

  2. Кузнечный

  3. Обувной

  1. Какие причины способствовали становлению Кимр как крупного торгового центра?

  2. Соотнесите фото с текстом с помощью стрелок

графиня Головкина

граф Литта

графиня Самойлова

граф Воронцов



Приложение 2

Презентация «Бывшие владельцы села Кимры и их вклад в развитие нашего края» (файл прилагается)

Приложение 3

Буклет « Бывшие владельцы села Кимры» ( файл прилагается)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Методическая разработка открытого урока по истории Тверского края

Автор: Чакал Ольга Анатольевна

Дата: 15.05.2018

Номер свидетельства: 469722


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства