Методическая разработка на тему: "Опыт использования нетрадиционных форм обучения (ролевых игр) на уроках истории в старших классах"
Методическая разработка на тему: "Опыт использования нетрадиционных форм обучения (ролевых игр) на уроках истории в старших классах"
Данная методическая разработка содержит не только теоретический материал по теме "ролевые игры на уроках истории", но и конспекты уроков, которые могут быть полезны для учителей, работающих в 11 классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Опыт использования нетрадиционных форм обучения (ролевых игр) на уроках истории в старших классах"»
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6»
Методическая разработка
Опыт использования нетрадиционных форм обучения (ролевых игр) на уроках истории в старших классах
Автор:
учитель истории и обществознания
Сулина
Екатерина
Владимировна
г. Переславль-Залесский,
2017 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………… ………………стр. 3
1. Понятие «игровые ситуации на уроках истории», их психологическая и педагогическая основа………………………………………………………………..…..стр. 4
2. Методические приемы игровой деятельности на уроках истории…….…....стр. 4
3. Эффективность использования ролевых игр на уроках истории…….…..…стр. 7
Заключение…………………………………………………………………………….….стр. 8
Список литературы………………………………………………………………………стр. 10
Последнее время всё большее количество учителей применяет на своих уроках нетрадиционные формы обучения. Это связано не только со становлением нового стиля педагогического мышления, но и с необходимостью усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности обучающихся.
С каждым днем учителю становится труднее удивлять своих учеников презентациями или фрагментами видеоуроков. Ведь современный школьник – это, своего рода, профессионал, пользующийся всеми благами цивилизации, в том числе компьютерами, сетью Интернет и «навороченными» гаджетами. По этой причине, учителю приходится искать такие формы обучения, которые не просто были бы интересны всем обучающимся, но и давали положительный результат.
С другой стороны, перед современным учителем истории уже целое десятилетие стоят проблемы, навеянные пересмотром содержания предмета – альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, выбор пути развития в тот или иной период, прогнозирование событий и явлений, нравственно-этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения опыта ведения диалога, спора и приобщения к творческой деятельности. Умелое общение становится важнейшим фактором в нашей непростой жизни и залогом успеха подрастающего поколения в их последующей деятельности. Коммуникативный диалог и способность к моделированию – это важные умения человека будущего1.
Из всех четырех видов человеческой деятельности (игра, обучение, труд, общение) игра является самой близкой и, можно сказать, родной для ребенка. В ходе игры, обучающиеся перенимают роли исторических деятелей, помещают себя на их место, в ту эпоху, пытаются понять, чем руководствовались исторические личности в принятии тех или иных решений. Игра увлекает ребенка в мир прошлого, а значит, не только развивает интерес к обучению, но и способствует формированию знаний.
Использование ролевых игр на уроках истории актуально на сегодняшний день потому, что имеет непосредственное отношение к введению ФГОС. Несмотря на то, что в старшей школе мы пока еще работаем по старым стандартам, все же можно выстроить некую перспективу использования данной технологии и связать ее с новыми стандартами.
Игровая технология позволяет организовать работу в группах, при этом можно выделить индивидуальную форму работы с обучающимися. По моему мнению, в процессе игровых методов обучения формируются коммуникативные и личностные УУД.
Получаемые во время игры знания позволяют сохранять заинтересованность школьников на протяжении всего урока, что как раз способствует формированию познавательных УУД. Конечно, игровой компонент составляет основную часть урока, но согласно плану на этапе мотивации и целеполагания мы развиваем регулятивные УУД.
Таким образом, ролевая игра – одна из форм игровой технологии, которая особенно хорошо работает на новые стандарты.
Целью данной работы является обобщение опыта применения игровых технологий на уроках истории.
Среди задач, которые помогают достичь цели, можно выделить следующие:
Познать роль игры на уроке истории в старших классах.
Рассмотреть какое место отводится игре в учебном процессе.
Дать определение понятию игра и рассмотреть различные виды игр.
Разработать памятки участникам ролевой исторической игры
Объектом исследования данной работы является учебный процесс по истории в школе.
Предметом исследования – методика использования игры на уроках истории.
Изучением этой темы я занимаюсь уже шестой год, периодически совершенствую наработанный материал. Первым моим опытом в освещении данного вопроса было выступление на августовской городской конференции «Ярмарка педагогических идей» в 2011 году. Считаю, что такой интересный и одновременно сложный вопрос, как возможность и необходимость применения игровых ситуаций на уроках истории, требует особого внимания. К тому же, в рамках введения новых стандартов эта тема оказалась бы не менее актуальной.
1. Понятие «игровые ситуации на уроках истории», их психологическая и педагогическая основа
Ролевая игра – процесс создания игрового мира с погружением в него игрока как самостоятельной личности2.
Игровой мир может отражать реальный мир, а может и не отражать его, будучи миром условно историческим или вымышленным организаторами игры.
Ролевые игры рассчитаны на приобретение способностей самовыражения, понимание обучаемым самого себя и позиции других людей.
Для создания «атмосферы» свободного разыгрывания ролевой ситуации необходимо помнить о некоторых важных моментах:
- во-первых, исключение порицания и критики;
- во-вторых, полноценное участие учителя в разыгрывании ситуации (участник игры – наблюдатель).
Учитель выступает лишь в качестве координатора действий обучающихся, создает для детей такую ситуацию, в которой они смогли бы реализовать себя и свои знания в качестве самостоятельных субъектов учебного процесса. В то же время, на учителя налагается немаловажная роль в корректировке тех знаний, которые ученики получают в процессе игры. Порой бывает сложно на сто процентов смоделировать историческую ситуацию, ведь прошло немало лет, а может и столетий с того момента, который пытаются восстановить ученики вместе с учителем, но это возможно и интересно. А ведь именно заинтересованность детей в самом процессе обучения – это один из кирпичиков в здании под названием «Знание».
Ярким примером урока с применением ролевых игр является тема, которая могла бы вызвать определенные затруднения у старшеклассников («Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Становление российского парламентаризма»). Но в силу того, что я уже в течение 5 лет провожу этот урок с использованием ролевой игры, обучающиеся не только усваивают эту тему на должном уровне, но и проявляют свой творческий потенциал в подготовке к уроку (Приложение 1).
Для более эффективного использования игровых ситуаций на уроках истории, среди обучающихся было проведено анкетирование, целью которого являлось выявление отношения учеников к этому приему. Анкета и результаты представлены в Приложении 2.
2. Методические приемы игровой деятельности на уроках истории
Подготовка к реализации ролевой игры – процесс не простой, зачастую требующий дополнительных затрат времени, сил, нервов, знаний. Но, как говорил Лесков Н.С.: «благородная цель может быть достигнута только благородными средствами». Так и учитель, ставя перед собой цель погрузить учеников в историческую эпоху, донести до них ее особенности, должен потратить немало сил для реализации данной цели.
Как любая деятельность, историческая ролевая игра, имеет определенные этапы подготовки:
Учащиеся в игре выступают в следующих ролях: актеры, зрители, эксперты. Актеры принимают участие в сценах, проговаривают тексты ролей. Зрители изучают дополнительную литературу, выполняют задания и принимают участие в обсуждении. Эксперты анализируют игру и каждого участника в отдельности, сравнивают моделируемую ситуацию с реальной.
Актеры воссоздают в процессе игры образ созданного в их сознании персонажа, осуществляют осознанные и целенаправленные игровые действия в соответствии с целью игры, ее сюжетной линией и содержанием роли. Актеры взаимодействуют со зрителями, отвечают на вопросы и защищают свою позицию. Главная их задача – достоверно и эмоционально передать содержание изображаемого ими образа. Нередко они сопереживают своему герою.
Зрители осмысливают игровую задачу и сюжетную линию игры, выражают свое отношение к происходящему с помощью мимики, жестов, реплик, вопросов, смеха. В процессе разыгрывания ситуации зрители формулируют свою позицию по отношению к героям игры, соотносят увиденные образы с собственной системой ценностей, «вживаются» в игровой контекст и мысленно создают свой собственный план игры, ставят себя на место актеров.
Эксперты оценивают создаваемые в игре образы – содержание роли, ее убедительность, достоверность, артистические способности и творчество исполнителей. В задачу экспертов входит очень сложная задача – проанализировать и сам процесс игры, ее результативность, поэтому по ходу они делают записи, создают карточки анализа. В конце игры они выступают с результатами, отмечают наиболее и наименее удачные моменты, выступления, реплики, выставляют оценки участникам. При анализе игры эксперты обращают внимание на игровое поведение персонажей, адекватность реакции зрителей, анализ деятельности ведущего, увлекательность и занимательность всего хода игры.
Деятельность каждого участника игры должна быть оценена. Существует несколько вариантов контроля знаний:
Оценка за работу на уроке, т.е. непосредственное участие в игре в работе своей группы.
Оценка за подготовку к игре дома (рисунок, схема, костюм, кроссворд, сообщение и др.)
Работа в тетради по ходу игры (запись в тетради, таблица, лента времени, ключевые слова)
На следующем уроке – проверочная работа, тест, исторический диктант и др.
Ход ролевой игры может состоять из следующих элементов:
Организационный момент.
Собственно ролевая игра.
Рефлексия: устный анализ в конце урока, анкета, заметка в школьную газету, выставка творческих заданий и др.
Немаловажную роль играет последний этап, а именно рефлексия, на котором происходит обсуждение того, что понравилось больше всего, была ли достигнута поставленная вначале игры цель, и если нет, то почему. Дети имеют право высказаться, внести свои коррективы, предложения, а также выразить свое собственное отношение к этой нетрадиционной форме обучения.
Методисты давно выделили два важных признака исторической игры: наличие прямой речи (диалогов) участников и воображаемой ситуации в прошлом или настоящем (но с обсуждением прошлого). Проводя такое деление, ученые затронули вопрос о классификации игр по истории.
Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности.
Н.К. Ахметов и Ж.С. Хайдаров выделили имитационные, символические и исследовательские игры. Первые ассоциируются с игровым моделированием той или иной сферы труда (имитация реальности), вторые основаны на четких правилах и игровых символах, третьи - связаны с новыми знаниями и способами деятельности3.
В.Г. Семенов выделил: 1) интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды); 2) интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевые игры); 3) не интерактивные (индивидуальные игровые задания). Этот же исследователь классифицирует игры по степени импровизации: 1) игры с ролями и сюжетом (импровизационные); 2) игры с четким каноническим сюжетом (канонические); 3) бессюжетные игры (кроссворды)4.
Г.К. Селевко разделяет игры на сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и драматизации5.
Возможно, что в приведенных педагогических классификациях, безусловно, есть смысл: они показывают, прежде всего, различие между играми с четкими внешними заданными правилами (или жестко прописанным сюжетом), отступать от которых нельзя, и играми без внешних правил, основанных на импровизации и внутренней логике моделируемого процесса. Эти игры существенно различаются не только по своим целям и содержанию, но и по степени воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферы учеников.
Хотелось бы выделить три основных вида ролевых игр: деловая игра, игра-исследование, ретроспективная игра.
Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эры по сравнению с изучаемой исторической обстановкой, ученик получает в ней роль нашего современника либо потомка, исследующего исторические действия (археолога, писателя, журналиста). При этом очевидно прослеживается два подвида таковой игры. Один из них – игра-дискуссия, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией. Таковая игра строится на учебном диалоге, но даже при определенной программе деятельности проводится с большой долей импровизации ребят.
Игра-исследование строится на воображаемой ситуации современности, изучающей прошедшее, но, в различие от предшествующей формы, строится на личных действиях «героя», который пишет очерк, письмо, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том либо ином историческом событии.
Ретроспективная игра моделирует ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошедшем, каждый ученик получает роль представителя определенной публичной группы либо даже исторической личности. Основным признаком игры такового типа является «эффект присутствия» и принцип исторической беллетристики. Школьник для таковой игры, как правило, выдумывает имя, факты биографии, профессию, социальное положение собственного «героя», и даже в ряде случаев готовит костюм, продумывает внешний вид. При этом он обязан иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взорах персонажа. Ретроспективные игры помогают ученику «войти» в историческое время, ощутить спектр эры, познать конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени. Ретроспективные игры можно поделить на ролевые и неролевые. Ролевые игры ретроспективного характера основаны на разыгрывании ролей – участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошедшего. Они делятся на следующие подвиды: театрализованное представление, театрализованная игра и проблемно-дискуссионная игра. Театрализованное представление имеет верно обозначенный и прописанный сценарий, по которому и разыгрывается, как на сцене театра, действие. Оно воссоздает разные виды и картины прошедшего. Все атрибуты театральной постановки, включая декорации, костюмы актеров, обязаны иметь место. Смысл таковой игры для школьников заключается не только лишь в воспроизведении прошедших эпох, но и в последующем обсуждении этих сцен всем классом. Дети распознают время и место исторического явления и его участников – представителей определенных социальных слоев по действиям героев представления. В театрализованной игре тексты персонажей составляют сами дети. Основным её различием является крупная доля импровизации участников игры. Но в данной игре театрализованное действие все же приближено к той эре, которая изучается. Модернизация прошедшего тут не допускается.
Существует несколько приемов ролевой игры, которые возможно применять на уроках истории:
Персонификация
Интервью
Путешествие
Историческое письмо или телеграмма.
Исторический документ.
Рассказ-защита
Текст с ошибками или пропусками.
Кроссворды, тесты, понятия, даты и др.
Все эти приемы помогают реализовать игровые ситуации на уроке.
3. Эффективность использования ролевых игр на уроках истории
Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и «действуют» люди – участники исторической драмы. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности. Ученики заполняют историю персонажами, которые они сами же и изображают в исторических играх разного типа.
Историческая игра эмоциональна по своей природе и потому делает самую сухую информацию яркой и запоминающейся.
Игра вовлекает в активную работу на уроке каждого ученика. Игра – форма работы, противостоящая пассивному слушанию. У детей в процессе игры формируются не только знания, но и устойчивый интерес к процессу обучения. Такой вывод можно сделать согласно данным опроса, который проводится регулярно в старших классах, а также согласно наблюдениям учителя. Целью этих исследований является выявление не только отношения обучающихся к приемам использования игровых ситуаций на уроках, но и эффективность их применения. Как на стандартных уроках, так и на уроках с применением игровых технологий, мы обязаны формировать у обучающихся ряд компетенций. Сравнение уроков и уровней развития этих компетенций приведено в Приложении 3.
Кто-то скажет, что игра – это не серьезно. Мы с моими учениками можем поспорить. Ролевая игра не только одна из самых серьезных технологий, она прививает ребенку чувство такта, воспитывает дисциплину, развивает интерес к учебе, вырабатывает умение работать в команде и является эффективным способом изложения материала.
Конечно, не на каждом уроке можно использовать ролевую игру. Всё должно быть в меру. Ведь ребенок не должен «заигрываться». Эта технология нужна лишь для того, чтобы повысить интерес к обучению, повысить успеваемость, но ни в коем случае не является самоцелью. Игра ради игры – это не наш случай. Игра – как «палочка-выручалочка» для учителя – возможно. Игра – как эффективная педагогическая технология – да.
Сложно, конечно, оценивать в итоге работу обучающихся. Но заранее оговоренные с ребятами критерии оценки, намного упрощают контроль. Во-первых, не нужно забывать о том, что непосредственной нашей обязанностью является необходимость научить детей самоконтролю, адекватному, правильному и обдуманному. И, во-вторых, коллектив так же должен уметь оценивать своего коллегу, его работу, уровень подготовки и результат.
Заключение
В заключении хотелось бы отменить, что применение нетрадиционных форм обучения, в частности ролевых игр, на уроках истории довольно эффективно.
У этого приема, несомненно, есть свои плюсы: это и вовлеченность всех обучающихся в образовательный процесс, и возбуждение познавательного интереса, и практика для использования знаний, и активизация психологических процессов участников игровой деятельности (внимание, восприятие, мышление, запоминание).
Но нельзя обойтись и без недостатков. Во-первых, ролевые игры нельзя использовать постоянно. По возможности один раз в четверть на конкретной, заранее выбранной теме. Во-вторых, подготовка к ролевой игры требует определенного времени, в том числе и на уроке. Ведь не всегда можно уложиться в проведении игры в один урок. Необходимо постоянно контролировать дисциплину, а также научный подход. В конце может возникнуть вопрос объективности выставления отметок. Данная проблема послужила для меня катализатором к разработке определенных памяток для участников игры (Приложение 4).
Но, несмотря на такой обширный список недостатков, с ними можно справиться и побороть свой страх в использовании ролевых игр на уроках истории.
Ведь, как говорилось ранее, «благородная цель» получения знаний через эмоционально окрашенный процесс игры, оправдывает средства, затраченные на подготовку. Этот багаж знаний, который ученик приобретает в процессе игры, поможет ему в дальнейшем осознать то, как и почему поступали те или иные исторические деятели в конкретную эпоху. Ученик научится сопереживать, анализировать, понимать, а значит, станет еще на шаг ближе к серьезной, самостоятельной жизни, которая ждет его за порогом школы.
Итак, цель, поставленная в начале работы, была реализована. Опыт применения мной ролевых ситуаций на уроках истории в старших классах обобщен. Но не считаю нужным на этом останавливаться. Ведь прогресс не стоит на месте. В школу приходят совершенно другие дети, требующего иного подхода. Внедряются новые стандарты. И в рамках новых ФГОС можно найти место для дальнейшего исследования этой проблемы. В моих планах рассмотрение вопроса о необходимости и продуктивности применения игровых ситуаций на уроках истории в средней школе.
Конечно, не на всех темах можно применить ролевые игры. Наиболее удачные – это те, где ученики могут поставить себя на место исторической личности. Или урок-интервью, игра в «журналистов». Придумать и сформулировать вопросы для интервью – дело непростое. Интервью помогает раскрыть некоторые стороны личности исторического деятеля, дать ему возможность оправдаться перед судом истории. Ученики брали интервью у Александра Македонского, у Ивана Грозного, у Горбачева М.С. и т.д.
Сложно было не только самому герою, но и журналистам, ведь правильно подобранный вопрос показывает не только уровень грамотности, но и помогает ученику «играющему» роль исторической личности. Несомненно, что журналисты, готовящие интервью, должны хорошо знать своего героя. Таким урокам всегда предшествует тщательная подготовка. Вопросы ребята придумывают оригинальные, злободневные, с долей хорошего юмора. На таких уроках ребята учатся формулировать и отстаивать свою точку зрения, рассматривать проблемы с разных сторон. Таким образом, развиваются коммуникативные компетенции. Интервьюирование – хороший способ связать изученное на уроках с реальной жизнью, расширить социальные представления обучающихся, развить у них навыки общения с различными людьми.
В 11 классе при изучении темы «СССР в 1953-1964 годах» во время подготовки круглого стола, посвященного деятельности Никиты Сергеевича Хрущева, ребята берут интервью у своих бабушек и дедушек, у тех, кто помнит это десятилетие после смерти Сталина. И это уже не просто игра в журналистов, а серьезная работа и большая ответственность. История глазами очевидцев всегда вызывает особый интерес, так как эпоха предстает перед нами наиболее отчетливо и зримо, ученики получают возможность прикоснуться к прошлому.
Список литературы
Алапьева В.Г. Методические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
Алексеева Н.М. Игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1994. №4.
Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985.
Борзова Л.П. Игры на уроках истории. М.: Владос-пресс, 2001.
Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1996. №6.
Занько С.Ф., Тюников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. В 2 т. М., 1992.
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. М., 2000.
Селевко Г.К., Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование, Ярославль, 1991.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Семенов В.Г. Динамическая классификационная модель игры. Киев, 1984.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
Список использованных Интернет-ресурсов
1. Короткова М.В. Нетрадиционные формы урока истории: игры и дискуссии [Электронный ресурс] / Короткова М.В. — Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/history/35704.php
2. Обучение в сотрудничестве [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://ininfo.mggu-sh.ru/data/resources/collaborative-learning/book/role-games.htm
Приложение
Приложение 1.
Конспект урока по теме «Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Становление российского парламентаризма».
Раздел:«Россия в 1900-1917 гг.»
Тип урока:урок-практикум
Современная пед.технология:деловая игра
Методическая цель:применение метода опережения.
Цель:сформировать представление об изменениях политической системы страны на рубеже веков.
Задачи: 1. Воссоздать историю образования, программы и деятельность наиболее значительных российских партий; их роль и значение в общественно – политической жизни страны в период революции 1905-1907 гг.;
2. Формирование умения сравнительного анализа, выводов;
3. Формирование навыков самостоятельности, работы в группе, развитии коммуникативных навыков;
4. Формирование навыков ретроспективного мышления.
Основные знания: формирование политических партий (социал-демократы, социалисты-революционеры, кадеты, октябристы, монархисты), политические деятели (Гучков А.И., Милюков П.Н., Ленин В.И., Чернов В.М., Пуришкевич В.М.), I Государственная дума (выборы, работа, разгон), II Государственная дума.
Основные понятия: парламент, конституционная монархия.
План урока: 1. Выступление лидеров партий со своими программами (История в лицах – применение элементов ролевой игры). 2. Первые думы: что не устраивало власть?
Ход урока:Обучающиеся, заранее разделившись по группам и распределив между собой партии, выступают по очереди со своими лозунгами, призывами и программами перед аудиторией. Ученики, которые не вошли в работу групп, являются экспертами и по оценочному листу проставляют баллы за работу выступающим. Выступающие, в свою очередь, соблюдают регламент, и проявляют должное уважение к коллегам. Вторая часть урока посвящена проблеме работы первых Государственных дум и выяснению причин их роспуска. В конце урока проводится рефлексия, самоанализ, самооценка и оценка выступающих экспертными группами
Ученики 11 класса 2011 год
Ученики 11 класса 2014 год
Ученики 11 класса 2015 год
Приложение 2.
11 классу после проведения урока с использованием технологии «ролевая игра» было предложено ответить на вопросы анкеты. Цель анкеты – узнать мнение обучающихся о данном приеме, уместно ли проводить уроки с использованием элементов ролевой игры, а также насколько эффективны такие уроки.
Вопросы анкеты:
1.Понравился ли Вам урок? (Да/Нет. Почему?)
2.Трудно ли Вам было подготовиться к этому уроку? (Да. В чем трудность?/Нет)
3.Изучение темы «Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Становление российского парламентаризма» оставить в обычной форме или использовать в дальнейшем элементы ролевой игры? (Оставить/Нет, не оставлять, почему?)
4. В чем, на Ваш взгляд, преимущества урока в форме ролевой игры?
Данные анкетирования показали, что единого мнения по этому вопросу у обучающихся нет.
100% обучающихся отметили, что урок им понравился.
90% респондентов на вопрос о том, трудно ли вам было подготовиться к уроку, ответили отрицательно. Пара человек указала 2 фактора, вызывающиеся дискомфорт при подготовке: поиск информации в сети Интернет и плохую организованность групп.
70% предпочли оставить изучение данной темы в форме ролевой игры, остальные 30% высказались о том, что лучше было бы провести урок в обычной, стандартной форме, так как обучающиеся получили бы более качественные знания не только по той партии, информацию о которой готовили, но и о других партиях. И такой урок (в стандартной форме) был бы более конструктивным.
На последний вопрос о преимуществах применения ролевых игр на уроках истории обучающиеся ответили по-разному. Итак, в чем же, по их мнению, преимущества урока с использованием элементов ролевой игры:
1. Каждому ученику удается попробовать себя в роли политика.
2. Процесс усвоения материала интереснее и продуктивнее.
3. Складывается ощущение, как будто ты сам проживаешь то, что было в прошлом.
4. Материал распределен между группами, каждый готовит свое.
5. Материал воспринимается легче.
6. Проще понять тему, углубиться в нее.
7. Оценки хорошие.
И один человек не увидел никаких преимуществ в использовании ролевых игр на уроках истории.
Судя по анкетам, можно сделать вывод о некоторых недостатках применения данной технологии.
1.Внимание обучающихся не всегда в полной мере направлено на урок, на выступающих.
2.Сложно собирать в группы (если это предполагает ролевая игра) из-за высокой занятости детей в послеучебное время.
3.Не для всех обучающихся ясна цель – погружение в историческую действительность.
4.Регламент времени. Не все выступающие укладываются в определенное ранее время.
Но, не смотря на эти недостатки, я, как и большинство респондентов, считаю применение ролевых игр на уроках истории продуктивным.
Приложение 3.
Сравнительная диаграмма стандартных уроков и уроков с применением игровой технологии.Ось х – процентное соотношение учеников, ось y - показатели для сравнения.
Приложение 4.
Памятка участнику ролевой исторической игры
1. Изучи рекомендованную литературу, в том числе и Интернет-ресурсы. «Фильтруй» информацию. Не используй непроверенные источники.
2. Изучи быт, нравы, одежду людей рассматриваемой эпохи.
3. Попытайся «вжиться в роль». Изучи биографию исторической личности, черты характера, манеру, темперамент, особенности поведения. Представь его (ее) внешний облик.
4. Изучив особенности эпохи, постарайся ответить на вопрос: что волнует этого человека, чем он живет, какие чувства его переполняют?
5. Составь небольшую автобиографию своего героя. Постарайся рассказывать от первого лица, используя выражения того времени.
Памятка участнику любой исторической игры
1. В чем состоит задача игровой ситуации?
2. Постарайся взглянуть на игровую ситуацию со всей долей серьезности.
3. Выбери роль, которая тебе подходит, с которой ты мог бы справиться, исходя из своего опыта, способностей, характера и интересов.
4. Готовься к игре добросовестно.
5. Относись ко всем участникам игровой ситуации с уважением, умей выслушать и адекватно высказать свою точку зрения. Избегай необоснованной критики.
6. Не нарушай правила игры.
7. Принимай участие в подведении итогов игры и рефлексии.
8. Проведи самоанализ и самоконтроль (выстави себе оценку и обоснуй ее).
Оценка подготовки участников исторической игры.
№
Критерий
Балл (0-5)
1
Активное участие в игре
2
Владение стилем общения
3
Соответствие внешнего вида особенностям эпохи
4
Правильное использование дат, имен, терминологии
5
Выполнение правил ролевой игры
6
Выдержанный стиль общения в ходе игры
7
Историческая задача выполнена
8
(Свой критерий)
Средний балл
1 http://www.portal-slovo.ru/history/35704.php (Короткова М.В. Нетрадиционные формы урока истории: игры и дискуссии)
2 http://ininfo.mggu-sh.ru/data/resources/collaborative-learning/book/role-games.htm (Обучение в сотрудничестве)
3 Н.К. Ахметов, Ж.С. Хайдаров. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985
4 Семенов В.Г. Динамическая классификационная модель игры. Киев, 1984
5 Г.К. Селевко, А.В. Басов. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование, Ярославль, 1991; Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. М., 1998