Методическая разработка урока: "Вводный урок по истории Древнего мира"
Методическая разработка урока: "Вводный урок по истории Древнего мира"
Цель урока: дать представление пятиклассникам об истории как науке, помогающей узнать далекое прошлое человечества и всей планеты.
Основное содержание: Источники сведений о народах Древнего мира, «науки-помощницы».
План урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Введение.
Ход урока
1. Во вступительном слове учитель после знакомства с учащимися сообщает сведения организационного характера об изучаемом в 5-м классе курсе, количестве часов, учебниках, рабочих тетрадях, требованиях к ответам и критерии оценок.Необходимо предупредить, что при написании контрольных работ грамматические ошибки в исторических терминах (названиях стран, городов, фамилиях и именах исторических лиц и т.д.) учитываются как исторические ошибки и оценка снижается.Подписать тетрадь.Экскурсия по учебнику: оглавление, структура параграфа (части, иллюстрации, вопросы на полях, слова, вопросы к параграфу, вопросы на размышление)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока: "Вводный урок по истории Древнего мира" »
3
Урок 1Введение
Цель урока: дать представление пятиклассникам об истории как науке, помогающей узнать далекое прошлое человечества и всей планеты.
Основное содержание: Источники сведений о народах Древнего мира, «науки-помощницы».
План урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Введение.
Ход урока
1. Во вступительном слове учитель после знакомства с учащимися сообщает сведения организационного характера об изучаемом в 5-м классе курсе, количестве часов, учебниках, рабочих тетрадях, требованиях к ответам и критерии оценок.
Необходимо предупредить, что при написании контрольных работ грамматические ошибки в исторических терминах (названиях стран, городов, фамилиях и именах исторических лиц и т.д.) учитываются как исторические ошибки и оценка снижается.
Подписать тетрадь.
Экскурсия по учебнику: оглавление, структура параграфа (части, иллюстрации, вопросы на полях, слова, вопросы к параграфу, вопросы на размышление)
2. Введение.
А) Что изучает история? Нужна ли эта наука?
История — наука о прошлом (о жизни людей).
Важно: место, дата, суть события, почему произошло, к чему приведет (можно оформить в виде «звездочки»)
Историк В. Б. Кобрин пишет: «Мы прекрасно знаем, что без физики, химии и математики мы ездили бы на лошадях и волах, не имели бы холодильников, не смотрели бы кино и телевидение, переписывали бы от руки книги. Без астрономии и географии невозможны ни мореплавание, ни сухопутные путешествия, а без биологии - медицина и сельское хозяйство. А история зачем?».
Как бы вы ответили на этот вопрос?
Зачем?: интересно, опыт, независимость.
Полибий (древний историк): «...уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию общественными делами...»
Диодор Сицилийский (древний историк): «Накопленные на основе исторических трудов знания и понимание причин как успехов, так и неудач других людей приводят к познанию опыта жизни безопасным путем. Ведь это очень хорошо, что мы можем использовать чужие ошибки в качестве поучительных примеров для различных случаев в течение всей нашей жизни и что нам не придется самим задумываться над тем, как нам следует поступить, а можно будет только подражать тому, что было правильно сделано».
Гегель (немецкий философ): «единственное, чему мы можем научиться у истории, — это тому, что она никого и ничему не учит».
Есть и еще один ответ на вопрос «Зачем изучать прошлое?» Человека, не имеющего знаний, своего мнения очень легко обмануть.
Б) Откуда историки узнают о прошлом?
Ведь его нет, оно прошло, исчезло! Исчезло, но не бесследно, а оставив СЛЕДЫ.
Следами мы привыкли называть отпечатки ног или лап. Историки же называют следами все, что осталось от прошлого, что может нам рассказать о прошлом. Труд историка и работа следователя здесь тоже сходны: сыщик по следам восстанавливает ход преступления, а историк - картину прошлого. Эти следы в истории принято называть историческими источниками.
Все следы прошлого принято делить на вещественные (разные предметы и здания), письменные (книги и надписи) и устные (рассказы о прошлом бывалых людей, древние обычаи, пословицы и поговорки).
Учитель представляет эти сведения в виде схемы на доске, ученики перерисовывают ее в тетради.
Практическая работа:
Вещественные источники:
Стр. 4: Что мы можем узнать о жизни людей по этим находкам?
Письменные источники:
«Я царь великий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, 6 тысяч воинов убил, 20 городов сжег, 10 тысяч мужчин и женщин в плен взял, коней, верблюдов, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги».
Устные источники:
Даже детские считалочки и присказки могут быть следами прошлого.
Дождик, дождик пуще,
Дам тебе я гущи! -
кричат дети во время дождя и даже не подозревают, что это древнее обещание подарка богу дождя. Оно осталось от тех времен, когда наши предки верили в таких богов.
Творческое задание: Какую историческую информацию можно подчерпнуть из русских сказок?
Некоторые следы искать не надо - они у всех на виду. Это, например, знаменитые египетские пирамиды или Великая китайская стена. Но много следов со временем затерялось. Их поиском занимаются ученые археологи. Иногда весть о новом археологическом открытии облетает весь мир. Обычно так происходит, когда ученые находят прекрасные изделия древних мастеров из золота и драгоценных камней. Но опытному историку даже обычный глиняный черепок может помочь восстановить картину прошлого.
Археология – наука, изучающая прошлое человечества на основании материалов раскопок.
Любят раскапывать древние города, могильники, мусорные ямы. Как вы думаете, почему?
Обычаи народов изучают ученые - этнографы.
Этнография — наука, изучающая жизнь и обычаи отдельных народов.
Особенно пристально они исследуют жизнь отсталых народов. Многие древние обычаи у них сохранились в неприкосновенности, потому что эти народы живут в далеких, труднодоступных местах, ни с кем не сообщаясь.
Хронология – наука о времени.
При наличии времени: генеалогия (родословные), геральдика (гербы), метрология (меры длины, веса и т.д.), нумизматика (монеты) и другие ВИД.
Г)Линия времени.
Учитель разъясняет, что в 5-м классе предстоит изучение истории Древнего мира — составной части истории человечества. Хронологические рамки — от отделения человека от стада человекообразных обезьян до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.
Д) Карты.
Предназначение карты. Легенда карты.
Практическая работа c картой
Контурные карты. Правила заполнения контурных карт.