kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока: "Вводный урок по истории Древнего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать представление пятиклассникам об истории как науке, помогающей узнать далекое прошлое человечества и всей планеты.

Основное содержание: Источники сведений о народах Древнего мира, «науки-помощницы».

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

 2. Введение.

Ход урока

1. Во вступительном слове учитель после знакомства с учащимися сообщает сведения организационного характера об изучаемом в 5-м классе курсе, количестве часов, учебниках, рабочих  тетрадях, требованиях к ответам и критерии оценок.Необходимо предупредить, что при написании контрольных ра­бот грамматические ошибки в исторических терминах (названиях стран, городов, фамилиях и именах исторических лиц и т.д.) учи­тываются как исторические ошибки и оценка снижается.Подписать тетрадь.Экскурсия по учебнику: оглавление, структура параграфа (части, иллюстрации, вопросы на полях, слова, вопросы к параграфу, вопросы на размышление)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока: "Вводный урок по истории Древнего мира" »

3



Урок 1 Введение


Цель урока: дать представление пятиклассникам об истории как науке, помогающей узнать далекое прошлое человечества и всей планеты.

Основное содержание: Источники сведений о народах Древнего мира, «науки-помощницы».

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Введение.



Ход урока


1. Во вступительном слове учитель после знакомства с учащимися сообщает сведения организационного характера об изучаемом в 5-м классе курсе, количестве часов, учебниках, рабочих тетрадях, требованиях к ответам и критерии оценок.


Необходимо предупредить, что при написании контрольных ра­бот грамматические ошибки в исторических терминах (названиях стран, городов, фамилиях и именах исторических лиц и т.д.) учи­тываются как исторические ошибки и оценка снижается.


Подписать тетрадь.


Экскурсия по учебнику: оглавление, структура параграфа (части, иллюстрации, вопросы на полях, слова, вопросы к параграфу, вопросы на размышление)


2. Введение.


А) Что изучает история? Нужна ли эта наука?


История — наука о прошлом (о жизни людей).


Важно: место, дата, суть события, почему произошло, к чему приведет (можно оформить в виде «звездочки»)


Историк В. Б. Кобрин пишет: «Мы прекрасно знаем, что без физики, химии и математики мы ездили бы на лошадях и волах, не имели бы холодильников, не смотрели бы кино и телевидение, пе­реписывали бы от руки книги. Без астрономии и географии невоз­можны ни мореплавание, ни сухопутные путешествия, а без биоло­гии - медицина и сельское хозяйство. А история зачем?».

Как бы вы ответили на этот вопрос?


Зачем?: интересно, опыт, независимость.


Полибий (древний историк): «...уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию общественными делами...»

Диодор Сицилийский (древний историк): «Накоплен­ные на основе исторических трудов знания и понимание причин как успехов, так и неудач других людей приводят к познанию опыта жизни безопасным путем. Ведь это очень хорошо, что мы можем использовать чужие ошибки в качестве поучительных примеров для различных случаев в течение всей нашей жизни и что нам не при­дется самим задумываться над тем, как нам следует поступить, а можно будет только подражать тому, что было правильно сделано».

Гегель (немецкий философ): «единственное, чему мы можем научиться у истории, — это тому, что она никого и ничему не учит».


Есть и еще один ответ на вопрос «Зачем изучать про­шлое?» Человека, не имеющего знаний, своего мнения очень легко обмануть.


Б) Откуда историки узнают о прошлом?

Ведь его нет, оно прошло, исчезло! Исчезло, но не бесследно, а оставив СЛЕДЫ.

Следами мы привыкли называть отпечат­ки ног или лап. Историки же называют следа­ми все, что осталось от прошлого, что может нам рассказать о прошлом. Труд историка и работа следователя здесь тоже сходны: сы­щик по следам восстанавливает ход преступ­ления, а историк - картину прошлого. Эти следы в истории принято называть историческими источниками.

Все следы прошлого принято делить на вещественные (разные предметы и здания), письменные (книги и надписи) и устные (рас­сказы о прошлом бывалых людей, древние обычаи, пословицы и поговорки).

Учитель представляет эти сведения в виде схемы на доске, ученики перерисовывают ее в тетради.


Практическая работа:

Вещественные источники:

Стр. 4: Что мы можем узнать о жизни людей по этим находкам?

Письменные источники:

«Я царь великий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, 6 тысяч воинов убил, 20 городов сжег, 10 тысяч мужчин и женщин в плен взял, коней, верблюдов, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги».

Устные источники:

Даже детские считалочки и присказки могут быть следами прошлого.

Дождик, дождик пуще,

Дам тебе я гущи! -

кричат дети во время дождя и даже не подо­зревают, что это древнее обещание подарка богу дождя. Оно осталось от тех времен, ко­гда наши предки верили в таких богов.

Творческое задание: Какую историческую информацию можно подчерпнуть из русских сказок?


Трудности «прочтения» источников: найти, понять, сохранить.


В) Как найти след? Науки-помощницы истории.

Некоторые следы ис­кать не надо - они у всех на виду. Это, на­пример, знаменитые египетские пирамиды или Великая китайская стена. Но много сле­дов со временем затерялось. Их поиском за­нимаются ученые археологи. Иногда весть о новом археологическом открытии облетает весь мир. Обычно так происходит, когда ученые находят прекрасные изделия древних мастеров из золота и драгоценных камней. Но опытному историку даже обычный глиняный черепок может помочь вос­становить картину прошлого.


Археология – наука, изучающая прошлое человечества на основании матери­алов раскопок.


Любят раскапывать древние города, могильники, мусорные ямы. Как вы думаете, почему?


Обычаи народов изучают ученые - этнографы.

Этнография — наука, изучающая жизнь и обычаи отдельных народов.


Особенно пристально они исследуют жизнь отсталых народов. Мно­гие древние обычаи у них сохранились в не­прикосновенности, потому что эти народы живут в далеких, труднодоступных местах, ни с кем не сообщаясь.

Хронология – наука о времени.


При наличии времени: генеалогия (родословные), геральдика (гербы), метрология (меры длины, веса и т.д.), нумизматика (монеты) и другие ВИД.


Г) Линия времени.

Учитель разъясняет, что в 5-м классе предстоит изучение истории Древнего мира — составной части истории человечества. Хронологические рамкиот отделения человека от стада человекообразных обезьян до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.


Д) Карты.

Предназначение карты. Легенда карты.

Практическая работа c картой

Контурные карты. Правила заполнения контурных карт.


Д/З: стр 3, творческое задание для желающих.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока: "Вводный урок по истории Древнего мира"

Автор: Гладких Ирина Николаевна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198453


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства