Тема: Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами
Цель:
- выяснение особенностей императорской власти в Византийской империи;
- изучение внутренней политики Юстиниана, его реформ, способствовавших укреплению его власти;
- развитие умений работы с историческими источниками и исторической картой;
- закрепление и расширение понятийного аппарата учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, подборка документов, карта «Византийская империя и славяне в VI-XI вв.»
Оформление доски: тема урока, новые слова (евразийское, скипетр, римское право, Равенна, Босфор), известные понятия из нового параграфа для повторения (купец, свита, венец, казна, тиран, религия, мозаика, закон, юрист, провинция), план урока.
Ход урока
Организационный момент.
Объявление темы и целей урока, актуализация знаний (слайд 1).
Вспомните о судьбе Римской империи (ответ: в 395 году она была разделена на Восточную и Западную. Показать на карте).
Что произошло с Западной Римской империей? (ответ: в 476 году она пала под натиском варваров).
А сегодня нам предстоит узнать о Восточной Римской империи, которая просуществовала намного дольше Западной, почти на тысячу лет. Почему, что происходило в её границах? На эти вопросы мы и будем отвечать, работая по плану (слайд 2)..
Тема урока «Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами» (запись в тетрадях).
Повторим некоторые известные вам понятия из текста учебника: купец, свита, венец, казна, тиран, религия, мозаика, закон, юрист, провинция (слайд 3).
Изучение нового материала.
План.
Особенности развития Византии.
Деятельность Юстиниана.
Внешняя политика Юстиниана.
А) Самостоятельная работа с учебником: §6, вступление и пункт 1.
Прочитать ответить на вопросы и выполнить задания (слайд 4):
- почему Восточная Римская империи называлась Византией;
- показать и назвать территории, входившие в состав Византийской империи (карта слайд 5) ;
- что значит понятие «евразийское» (на доске записано в списке новых понятий, учитель обратится к этому списку) государство?
- показать и назвать византийские города;
- в чём заключалось преимущество расположения Константинополя (работа с новым понятием –Босфор);
- назовите особенности развития Византии.
Б) рассказ учителя в пределах п.2.
Задание учащимся: определить особенности императорской власти в Византийской империи, назвать её внешние проявления (слайд 6)
Ответ: деспотический характер власти, наследственная власть, большое количество чиновников, распоряжение казной. Внешние проявления: блестящая свита, прекрасные дворцы, торжественные выходы императора, дорогие одежды, венец, скипетр (работа с новым понятием. (слайд 7) Скипетр - (от греч. skeptron), жезл, один из знаков монархической власти).
Вопрос 1 на стр.60 (после параграфа): Чем различалось управление государством в Византии и в империи Карла Великого?
Ответ: Карл Великий дважды в год собирал совет высшей знати и с их согласия издавал указы, а Юстиниан принимал единоличные решения, ни с кем не деля власть.
В) Самостоятельная работа с текстом учебника. Выписать в тетрадь реформы Юстиниана (п.3).
Проверка (слайд 8). Работа с новым понятием. Римское право - система права, законов, сложившаяся в Древнем Риме, которая регулировала поведение людей. В Древнем Риме впервые в мире появляются ученые правоведы – юристы.
Учитель добавляет к записям детей две реформы: «Введение новых налогов» и «Установление пошлины на все ввозимые в Константинополь товары», спрашивая детей, для чего нужны были именно эти реформы (возможный ответ: на содержание роскошных дворцов и пр., но подвести нужно к следующему вопросу по плану урока – завоевательные походы Юстиниана)
Г) Работа с картой. Изучив легенду, выяснить, какие территории завоевал император Юстиниан в период своего правления. Одновременно два ученика, сидящие за одной партой, отвечают на этот же вопрос с помощью текста учебника (п.4) по окончании работы полученные данные сопоставляются, территории показываются на карте (Северная Африка, юг Италии, юго-западная часть Испании).
Д) Составление таблицы (при наличии – в рабочих тетрадях Е.А.Крючковой к учебнику Е.В.Агибаловой и Г.М.Донского «История средних веков»; задание 3 к §6). Для оптимизации работы, учащиеся делятся на три группы, каждая из которых готовит данные для таблицы по своему пункту (п.4,5,6) (слайд 9)
Век | Противники Византии | Чем закончилось столкновение |
VI | Вандалы в Северной Африке | Византийцы победили и заняли столицу вандалов Карфаген |
VI | Остготы в Италии | Византийцы победили и заняли Рим и столицу остготов Равенну (новое понятие) |
VI | Вестготы в Испании | Византийцы заняли юго-запад Испании |
VI | Государство Иран | Византийцы уступили часть территории и платили дань Ирану |
VI | Славяне | Славяне становятся подданными Византии, заселяя Македонию, Грецию |
VII | Арабы | Византийцы теряют Палестину, Сирию Египет, всю Северную Африку |
VIII | Арабы | Византийцы отвоевали часть Малой Азии, Сирии, Закавказье, острова Кипр и Крит |
Закрепление изученного материала.
А) Работа с документом на стр.58 «Приём иностранных послов». (слайд 10)
- Подтверждение каким вновь полученным знаниям по теме мы находим в этом документе?
Ответ: неограниченная власть, которая проявляется и в великолепии дворца,, и в церемонии встречи с императором).
- Какие новые выводы можно сделать?
Ответ: высокий уровень развития искусства и техники в Византийской империи: поющие механические птицы, подъёмный механизм трона, механические львы и т.д.
Б) Проблемный вопрос: Почему попытка Юстиниана восстановить Римскую империю была обречена на неудачу?
Ответ: это требовало огромных средств, а народ не мог выносить постоянное бремя налогов на военные расходы; захваченные территории сопротивлялись грабительской политике Византии, там постоянно вспыхивали восстания.
В) Работы по закреплению новых понятий, изученных в ходе урока: (слайд 11)
евразийское, скипетр, римское право, Равенна, Босфор.
6. Домашнее задание. §6, п.3-6, задание 1 в рабочей тетради, вопрос 6 на стр.60 учебника.