Тема урока «Отечественная война 1812 года. Первый этап» ( 1-й урок из 2 часов )
Класс – 8 кл
Цели урока:
Цель – достичь образовательных результатов
1. Личностный результат –
-осознавать трагедию нашествия Наполеона для русского народа, влияние войны 1812 года на судьбы людей и на дальнейшее развитие России;
-ощутить чувство гордости за свою страну и свой народ;
- формировать положительную мотивацию к обучению;
- создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету.
2. Метапредметный результат –
-самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
-организовывать и регулировать свою деятельность
- владение умениями работать с разными источниками информации, анализировать и обобщать факты,
- формулировать и обосновывать выводы.
- сотрудничать с соучениками.
3. Предметный результат –
-знать основные причины войны 1812 года, основные события 1 этапа войны,
-понимать причины отступления русской армии;
-уметь читать историческую карту и соотносить её с контурной картой, извлекать нужную информацию из исторического источника
Задачи урока:
1. На основе работы с текстом учебника и историческими источниками, с исторической картой, анимированными схемами узнать об основных событиях, связанных с нашествием Наполеона
2. В ходе коллективного обсуждения осознать причины нашествия Наполеона, определить причины отступления русской армии на первом этапе войны
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-исследование
Технологии: элементы технологии критического мышления, проблемное обучение, ИКТ
Оборудование урока:
1. Тексты исторических документов, рабочий лист урока, контурная карта
2. Компьютер, презентация к уроку,
Структура урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД (универсальные учебные действия) |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, организация внимания учащегося. | Включается в деловой ритм урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация обучения |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация повторения знаний учащегося. | Участвует в работе по повторению: -объяснение причинно-следственной связи | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем. |
3. Постановка цели и задач урока. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащегося, вместе с ним определяет цель урока; внимание на актуальность темы. | Записывает дату в тетрадь и тему. | Регулятивные: умение определять цель и составлять план дальнейшей работы на уроке Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. |
4. Изучение нового материала Закрепление первичных знаний | Сформировать представление о причинах, характере, ходе первого этапа войны; познакомить учащегося с историческими деятелями - участниками войны; | Организация и контроль над процессом усвоения материала. | Работает над поставленными задачами | Познавательные: умение извлекать информацию из разных источников, перерабатывать ее и представлять в разных формах; формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; умение доносить свою позицию; слушать и понимать речь других. |
5. Рефлексия | Дать оценку работы учащегося. | Подведение итогов работы учащегося . | Учащийся высказывает мнение о собственной деятельности на уроке | Регулятивные: оценивание собственной деятельности уроке. |
6. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Записывает в дневник задание. | |
Ход урока
2. Учитель: Сегодняшний урок я хотела бы начать с цепочки событий, произошедших в начале правления Александра I. (слайд 1) Вопросы:
- к каким последствиям привели или могли привести страну эти события?
- какие у вас возникли гипотезы?
-подтвердите фактами предложенную гипотезу.
Подтверждает ли ваше предположение предложенный ассоциативный ряд? (слайд 2)
3. Итак, ваше предположение подтвердилась.
- попытайтесь сформулировать тему урока (Отечественная война 1812 года) (слайд 3)
- актуальна ли эта тема в наше время? (ответы детей)
-Что вы знаете о ней?
Используя стратегию «З-Х-У» (знаю, хочу узнать, узнал) заполните первую часть таблицы (учащиеся заполняют в таблице ЗХУ графу «знаю» у себя на рабочих листах к уроку). На основе ответов учащихся заполняется на доске таблица ЗХУ графа «знаю»
- Вспомните алгоритм изучения войн (см. приложение №1).
- Сформулируйте вопросы к графе «Хочу узнать» таблицы «ЗХУ используя алгоритм войн» Учащиеся с помощью учителя формулируют вопросы для 2 графы таблицы ЗХУ. (см. приложение 2).
На всем протяжении урока учащиеся заполняют в таблице ЗХУ в графу «узнал» в соответствии с поставленными вопросами.
4. Учитель: В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона численностью около 420 тыс. человек начали вторжение в пределы России. Их возглавляли сам император и его прославленнне полководцы, покорившие всю Европу. (слайд 4)
С какой же целью Наполеон напал на Россию? Определить это нам поможет документ
1-й документ «Приказ Наполеона при переходе армии через Неман. 10 июня 1812 г».
« Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Францией и в войне с Англиею. Ныне она нарушила свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на ее произвол. Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течении пятидесяти лет оказывала на дела Европы»
Вопрос: Каковы причины и повод войны, по словам Наполеона?
Вывод: Наполеон открыто говорит о том, что не желает иметь в Европе государство, сильнее, чем Франция. Повод нарушение Тильзитского договора.
Учитель: Да действительно, Наполеон писал: “Надо отбросить русских в их льды, чтобы в течение 25 лет они не вмешивались в дела цивилизованной Европы”. Наполеон, стремясь к мировому господству, захватив пол Европы, решил захватить Россию. Война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.
- какова же была цель России в этой войне? Обратимся к документу 2.
2-й документ «Приказ Александра I по русской армии. Вильно, 13(25) июня 1812 г.»
« Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне. Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия. Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как призвав на помощь свидетеля и защитника правды, всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами. На начинающего бог. (Александр)»
Вопросы:
Приведите слова, доказывающие, что Россия сама не хотела развязывать войну.
Проанализировав документ, определите характер войны со стороны России? (освободительный)
Учитель: заслушав отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», определите, каков был характер войны со стороны Франции? (в ходе дискуссии учащиеся приходят к выводу – захватнический характер войны)
Работа с картиной «Переход армии Наполеона через Неман». (слайд 4)
Картина иллюстрируется чтением отрывка из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», (т. 3, ч.1):
«С конца 1811-го года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году силы эти… двинулись с запада на восток, к границам России, к которым точно также с 1811-го года стягивались силы России. Двенадцатого июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война…
12-го числа рано утром Наполеон вышел из палатки, раскинутой в этот день на крутом левом берегу Немана, и смотрел в зрительную трубу на выплывающие из Вильковысского леса потоки своих войск, разливающихся по трем мостам, наведенным на Немане. Войска знали о присутствии императора, искали его глазами и, когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки и кричали: «Да здравствует император!», и одни за другим, не истощаясь, вытекали, все вытекали из огромного скрывавшего их доселе леса и, расстроясь, по трем мостам переходили на ту сторону».
Учитель: После нарушения Россией условий Тильзитского мира обе страны готовились к войне. С обеих сторон разрабатывались и наступательные и оборонительные планы. Давайте познакомимся с силами и планами воюющих сторон и их готовностью к войне (слайд5).
Работа в парах. Прием «Мозговой штурм»
Задание: 1) ознакомившись с численностью и расположением армий, составьте прогноз, каков же должен быть итог войны? Сделайте вывод и объясните почему. (Ответ: победа французов: 1.Французская армия: в 2 раза превосходила по численности русскую армию. 2. Русская армия состояла из 3-х армий, которые были далеко друг от друга)
2) спрогнозируйте возможные действия русской и французской армий в такой ситуации.
3) используя карту учебника, обозначьте на контурной карте расположение русских войск на западной границе к началу войны. Надпишите фамилии командующих войсками. ( индивидуальная работа учащихся )
4) прочитай слова Наполеона, и определите, куда он хотел нанести основной удар. ( “Если я займу Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму за голову; заняв Москву – я поражу её в сердце”).
Обобщение учителем ответов учащихся (слайд 6-7)
Так как Александр не знал, куда Наполеон нанесет первый удар, он разделил армию на три части. Предполагалось, что Наполеон будет наступать на Петербург, поэтому определяя планы войны, Александр I рассчитывал на то, что силами армии Барклая де Толли удастся задержать французов, а Багратион, со своей армией ударив в тыл французам, заставит их отступить. Затрудняло военные действия и то, что первоначально главнокомандующим был сам Александр – человек, далекий от военного дела. Вскоре его убедили уехать из армии. С отъездом в Петербург Александра общее руководство войсками принял на себя военный министр Барклай де Толли
Было решено, что первая армия Барклая де Толли и вторая Багратиона, отступая, соединяться в Вильно и дав здесь сражение, разобьют Наполеона. Но Багратион не успел подойти к Вильно в назначенное время и отступление продолжалось. (слайд 8)
Моделирование ситуации. Работа в парах (слайд 9)
Задание: 1) используя прием «Мозговой штурм», предположите, как бы вы поступили на месте Барклая-де-Толли? Правильную ли тактику он избрал? Обсудите ответ с товарищем. Каковы ваши предположения. Аргументируйте свой ответ.
2) используя карту учебника, выполните задание 2 на контурной карте. Обозначьте стрелками нашествие войск Наполеона на Россию в 1812 году.
Учитель: Война принимала затяжной характер, все планы Наполеона рушились. Русская армия продолжала отступать.
Мы долго молча, отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки»-
Писал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино».
Зарядка для глаз (слайд 10)
Барклай де Толли и Багратион решили соединиться в Смоленске. Уклоняясь от окружения и от сражения, русские армии отходили на восток (показ на карте, слайд 11)
В начале августа под Смоленском произошло крупное сражение, ставшее одной из героических страниц в истории России. (просмотр анимированной схемы сражения, слайд 12)
Задание: 1) используя карту учебника, выполните задание 3 на контурной карте. Отметьте место соединения армий Багратиона и Барклая-де-Толли.
2) Обратите внимание на картину пылающего Смоленска прочитайте слова очевидца тех событий. «Спектакль без зрителей, победа почти без плодов, кровавая слава, дым, который окружал нас, был, казалось единственным нашим приобретением» Ф. П. Сегюр
- Что вы поняли? (примерные ответы: Наполеону ничего не удалось захватить) (слайд 13)
Учитель: Правильно, несмотря на то, что город удержать не удалось, французы потеряли под его стенами около 20 тыс. своих солдат. После того, как русские покинули город, противнику достались лишь обугленные руины. Ни продовольствия, ни фуража им захватить не удалось.
После победы под Смоленском Наполеон пытался вынудить Россию заключить мирный договор, но русская армия начала отступление вглубь страны. Это уже не входило в планы Наполеона. Война затягивалась. Росли потери французской армии, ухудшалось снабжение войск. Наполеоновские войска оставляли после себя разорённые сёла. На оккупационных землях поднялась волна партизанского движения. Из Смоленска Наполеон направил Александру I заключение мирного договора, но ответа от императора не получил.
Неудачи первых недель войны, отступление русских армий без сражений породили в обществе и при дворе разговоры об измене. Главной фигурой критики стал Барклай-де-Толли, которого с учетом его шотландского происхождения обвинили в предательстве. Все чаще раздавались призывы к назначению главнокомандующим русской армией чрезвычайно популярного в народе генерала М.И.Кутузова.
Задание: просмотрев видеофрагмент подумайте, в чем причины неприятия Александром I М.И.Кутузова. (слайд 14-15)
(Примерные ответы учащихся: Александр I не любил Кутузова, не мог простить ему поражения под Аустерлицем, не мог простить самостоятельности и популярности, однако был вынужден уступить)
Учитель: Вступив в командование армией в августе, Кутузов объявил, что действия Барклая де Толли были вполне верными, и отступил ещё ближе к Москве. (слайд 16)
Организует работу по закреплению первичных знаний
Вопросы учащимся: 1) в чем особенность первого этапа войны? (внимание на контурные карты)
2) Для чего была выбрана именно такая тактика М. Барклаем – де – Толли, а позже и М.И. Кутузовым?
3) на какие вопросы мы должны найти ответ на следующем уроке?
5. Рефлексия (слайд 17)
6. Информация о домашнем задании (слайд 18) Обязательный уровень: параграф 4, с.24-26. Выучить основные даты первого этапа войны, знать хронологию событий
Дополнительное задание: (на выбор)
подготовить сообщение о героях партизанах В. Кожиной, Д. Давыдове, А. Сеславине, А. Фигнере в письменном или электронном виде
- нарисовать плакат «Война Народная
Литература
1. Данилов.А.А., Косулина Л.Г., История России XX век-М.: Просвещение,2012г.
2. http://2mir-istorii.ru/lichnosti-novaya-istoriya/505- otechestvennaya-voyna-1812-goda.html
3. анимированные схемы, видео с сайта «Про школу ру»
6