- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: сенат, республика, монархия, империя;
- извлекая необходимую информацию, анализировать правление двух императоров – «преемников Августа»;
- выделять причинно-следственные связи, проводить связь между правлением гос. деятелей Древнего мира и современного общества;
- развитие умения выражать в речи свои мысли, привлекая житейский опыт.
- работать в парах, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;
- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.
1. Мотивационно-целевой этап (7мин.).
2. Ориентировочный этап (5 мин.).
3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (20 мин.).
5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.).
6. Домашнее задание (3 мин.).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Мотивационно-целевой этап ( 7 мин.) | |
1. Организационный момент | Добрый день! Проверяет, кто отсутствует. Выясняет, кто дежурные и всё ли они приготовили к уроку (атласы, тетради) на каждой парте | Приветствуют учителя | |
2. Актуализация знаний | Для того чтобы определить тему, предлагаю выполнить задание. Я задаю вопросы, если на него правильно ответили, то слово «исчезает». На экране появляются слова: Сенат, триумвират, патриции, трибун, цивитас, империя. Остаётся понятие «Империя». | Поднимая руку, отвечают на вопросы: 1) Высший орган власти в Римской республике? 2) «Союз трёх мужей»? 3)Свободные граждане Рима? 4) должностное лицо, защищавшее права плебеев? 5) Община граждан | |
3. Мотивация | Дайте определение этому понятию | Формулируют определение понятия «империя» | |
| Даётся цитата «В чести и силе та держава, где правит здравый ум и право, а где дурак стоит у власти, там людям горе и несчастье» | Объясняют, как они понимают эти слова | Коммуникативные УУД Излагать своё мнение, аргументируя его. |
| Показывает слайд презентации, где записана цитата | | |
2. Ориентировочный этап (5 мин.) | |
| Вступительное слово учителя Какой вопрос мы должны с вами решить сегодня на уроке? | Вступительное слово в размере 1 пункта параграфа 58 Формулируют конечный вопрос – выяснить какие факты свидетельствуют об усилении императорской власти в Риме? | Регулятивные УУД 1. Определять проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. |
3. Поисково-исследовательский этап с представлением материала (20 мин.) | |
1. Работа в парах по изучению нового материала | Представляет слайды презентации, где даны бюсты Нерона и Веспасиана. Выступление учащихся с подготовленными сообщениями о Нероне и Веспасиане Представляет слайды презентации по ходу рассказа учащихся | Представляют, слушают сообщения, анализируя сказанное | Познавательные УУД 1. Анализировать (выделять главное). 2. Сравнивать объекты по заданным критериям. 3. Выделять причины и следствия. 4. Делать выводы. 5. Находить достоверную информацию в разных источниках (текстах учебника, картах, схемах). 6. Представлять информацию в разных формах (таблица, текст). Коммуникативные УУД 1. Излагать своё мнение, аргументируя его. 2. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 5. Работать в парах. Личностные УУД 1. Оценивать события с позиции гражданина и патриота России. |
Предлагает провести сравнительный анализ правления императоров, основываясь на рассказах одноклассников и материале учебника | Заполнение таблицы, представленной на доске |
Предлагает сделать вывод и ответить на проблемный вопрос. дать определение понятиям: республика. монархия. | Отвечают на вопрос, делая вывод |
Предлагает провести следственные связи между правителями древнего мира и другого времени . Обращение к собственному опыту | Приводят примеры правлений других правителей. |
5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.) | |
1. Подведение итогов | Предлагает вспомнить и озвучить цитату урока. Какую цель и задачи ставили в начале урока? Проводит дисскусию | Выражают своё мнение о цитате уже на уровне полученных знаний | Коммуникативные УУД 1. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей. |
2. Систематизация знаний, первичное закрепление изученного материала | Предлагает оценить свои результаты, отвечая на вопросы игры «крестики-нолики» Представляет слайд презентации с правильным ответом на заданный вопрос | Записывают в тетрадь: плюс - если ответ правильный, минус - если ответ не правильный | |
| Предлагает выполнить задание в тетради | Выполняют задание в рабочей тетради | |
3. Оценка и самооценка урока | Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке | Оценивают результаты своей деятельности на уроке, пользуясь историческими афоризмами «Ахиллесова пята», «Перейти Рубикон», «Троянский конь» | Регулятивные УУД 1. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. |
| Оценивает результаты работы класса, благодарит за участие в работе. Предлагает оценить результаты деятельности учителя | Если урок понравился поднимают большой палец, если нет опускают его вниз. | |
6. Домашнее задание (3 мин.) | |
| Параграф 58. Дома записать таблицу в тетрадь, прибавив дополнительно характеристику ещё одного императора, используя или материал учебника или дополнительный материал. Подготовить мини-презентацию о гибели Помпеи. | Записывают в дневник домашнее задание, определяя его по уровню своих знаний | |