РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Управление образования администрации г. Орла
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 3 им. А.С. Пушкина г. Орла
302009, Орловская область,
г. Орел, ул. Л.Толстого,6 тел./факс (04862)46-68-73
ИНН/КПП 5751018106/575101001 skhool3.25@mail.ru
Методическая разработка интегрированного урока по литературно - историческому краеведению
Русско-японская война в судьбах орловцев и на страницах рассказа Л.Н. Андреева «Красный смех».
Материал может быть использован при изучении творчества
Л.Н. Андреева в 11 классе. Учебник по литературе под редакцией
В.В. Агеносова.
Продолжительность урока - 40 минут
Учитель истории Бородина Елена Яковлевна
Учитель литературы Новикова Нина Александровна
Орел-2014
Русско-японская война в судьбах орловцев и на страницах
рассказа Л.Н. Андреева «Красный смех».
Цель урока - формирование восприятия событий русско-японской войны и участия орловцев в ней на основе исторических фактов и через изучение рассказа Л.Н. Андреева «Красный смех».
ЗАДАЧИ.
Образовательные.
Углубить и расширить знания школьников о Дальневосточном направлении внешней политики Российской империи в начале XX века.
Познакомить школьников с героизмом наших земляков на полях сражений русско-японской войны и показать вклад гражданского населения Орловщины в поддержку русской армии.
На материале рассказа «Красный смех» Л.Н. Андреева показать, как отражаются в творчестве писателя события русско-японской войны.
Воспитательные.
1. Воспитывать у учащихся чувство гордости за героизм своих земляков и уважение памяти о героях.
2. Воспитывать чувства неприятия жестокости и антигуманности.
Развивающие.
Развивать навыки исследования исторических источников.
Продолжить работу по развитию умений и навыков учащихся анализировать художественные произведения, используя знания по истории.
Продолжить работу по развитию речи учащихся.
Оборудование.
Портрет Л.Н. Андреева.
Видеофильм о гибели крейсера «Варяг».
Фотографии Великой княгини Елизаветы Федоровны, отца Митрофана Сребрянского, вице-адмирала С.О. Макарова, К.К. Юрасовского, броненосца «Петропавловск», крейсера «Варяг», канонерской лодки «Кореец», Покровской церкви.
Историческая карта «Русско-японская война в 1904 -1905 г.г.».
Иллюстрации учащихся.
Музыкальные фрагменты: военный марш, вальс «На сопках Манчжурии», песня «Варяг».
ЭТАПЫ УРОКА
I. Оргмомент
II. Мотивация
III. Актуализация знаний
IV. Целеполагание
V. «Открытие» нового знания:
1. Историческая справка о подготовке к участию в русско-японской войне жителей Орловщины и об участии их в военных операциях.
2. Просмотр видеофильма о гибели крейсера «Варяг».
3. Анализ рассказа Л.Н. Андреева «Красный смех».
4. Мини-дискуссия «О чем заставил задуматься рассказ Леонида Андреева?».
5. Работа с иллюстрациями.
6. Справка о сохранении памяти о героях войны.
VI. Рефлексия и оценивание
VII. Задание на дом
VIII. Итог урока
Прослушивание вальса «На сопках Манчжурии» в исполнении ученика (игра на аккордеоне).
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Организация индивидуальной и групповой работы.
Опережающие задания.
Рассказ учителя.
Выразительное чтение учащихся.
Анализ художественного произведения.
Исследовательская работа.
Анализ исторических документов.
Работа с наглядными материалами, иллюстрациями, картой.
Мини-дискуссия.
Исполнение вальса учеником-аккордеонистом.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
№ п/п | Этапы урока | Работа на уроке |
учителей | учеников |
1 | Оргмомент | Привлекают внимание к словам Л.Н. Толстого, которые написаны на доске | Анализируют цитату |
2 | Мотивация | Организуют учеников на мини-дискуссию | Обсуждают проблему, отраженную в словах Л.Н. Толстого |
3 | Актуализация знаний | Задают вопросы | Отвечают |
4 | Целеполагание | Организуют | Формулируют тему урока тему, записывают в тетради тему, эпиграфы. Выстраивание целей работы |
5 | «Открытие» нового | Организуют работу с картой, индивидуальную работу и работу в группах, организуют ход урока. | Сообщают новые сведения, слушают одноклассников, смотрят видеофрагмент, индивидуально подготовленные ученики выступают, выразительно читают отрывки произведения, все принимают участие в работе по анализу рассказа, высказывают свою точку зрения, делают выводы, принимают участие в мини-дискуссии, анализируют работу одноклассников. |
6 | Рефлексия и оценивание | Организуют | Подводят итоги, оценивают работу одноклассников |
7 | Задание на дом | Объясняют, что нужно сделать дома, указывают литературу, которая поможет в выполнении домашней работы. | Записывают в дневник. |
8 | Итог урока | Направляют работу. | Выступают, подготовленный ученик исполняет вальс «На сопках Манчжурии» на аккордеоне, слушают своих одноклассников. |
Эпиграфы к уроку
Опять война. Опять никому не нужные, ничем не вызванные страдания, опять ложь, опять всеобщее одурение, озверение людей.
Л.Н. Толстой
...война сумасшедших с сумасшедшими - достояние отчасти настоящего, отчасти близкого будущего. Моя тема: безумие и ужас.
Л.Н. Андреев
...ничего более сильного о войне не появилось в текущей литературе.
Журнал «Русский вестник»
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Учитель литературы
Привлечение внимания к словам Л.Н. Толстого: «Опять война. Опять никому не нужные, ничем не вызванные страдания, опять ложь, опять всеобщее одурение, озверение людей».
-Какая проблема затрагивается Л.Н. Толстым, и почему мы сегодня не можем не говорить о ней?
Ученики:
- Л.Н. Толстой говорит о войне. Проблема войны всегда волновала умы лучших людей нашей страны. Сегодня мы не можем не говорить об этой проблеме, так как войны не прекращаются.
Учитель истории
- Какой век, на Ваш взгляд, является веком великих потрясений?
II. Мотивация. Прослушивание записи песни «Варяг»
- Какое внешнеполитическое событие начала XX века отражает эта песня?
- Почему мы сегодня вспоминаем его?
III. Актуализация знаний
Ученики
XX столетие стало для России временем великих потрясений. Прологом именно к такому развитию событий оказалась в известной мере неудачная для нашей страны война с Японией в 1904 - 1905 годах. Она завершилась 110 лет назад.
IV. Целеполагание
Учитель истории
- Какой вклад внесла Орловщина в историю русско-японской войны? Кто из орловских принимал непосредственное участие в боевых действиях? Как Орёл встречал героев-моряков? На все эти вопросы вы и узнаете ответы на нашем уроке.
Учитель литературы
Мучительно переживал русско-японскую войну наш земляк - писатель Леонид Николаевич Андреев, чей 135 - летний юбилей со дня рождения мы отмечали в августе 2006 года. Рассказом «Красный смех», написанным, по признанию Леонида Николаевича, «кровью сердца», он выразил своё безоговорочное осуждение «безумной бойни». Как и многие другие произведения Андреева, этот рассказ - свидетельство необыкновенной чуткости писателя к самым острым вопросам современности, его умения немедленно и страстно откликаться на события, волнующие общественность.
Сегодня мы увидим, как события русско-японской войны преломляются в творчестве этого писателя «редкой оригинальности, редкого таланта». Исходя из сказанного, сформулируйте тему нашего урока.
V. «Открытие» нового знания
1. Русско-японская война в судьбах орловцев. Историческая справка
Ученица
Поражение от маленькой Японии, о которой не всем русским людям было известно и население которой император Николай II перед началом войны называл «макашками», глубоко уязвило национальную гордость, традиционные патриотические чувства, которым с незапамятных времен в нашей стране придавалось столь большое значение.
Престижу самодержавной власти, лично императора, российского генералитета, да и всей армии был нанесен тяжелый удар, оказавшийся тем болезненнее, чем явился совершенно неожиданным.
С.Ю. Витте, представлявший Россию во время переговоров о мире с Японией при посредничестве Соединенных Штатов Америки в американском городе Портсмуте летом 1905 года, пишет по этому поводу в своих «Мемуарах»: «Тяжело быть представителем великой военной державы России, так ужасно и так глупо разбитой. И не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки или, правильнее, наше мальчишеское управление 140-миллионным населением в последние годы.
Звучит военный марш
Ученица
6 мая 1904 года в Покровской церкви города Орла - полковом храме 51-го Черниговского драгунского полка, шефом которого с 1897 по 1910 год являлась Великая княгиня Елизавета Федоровна, прошло богослужение, на котором присутствовал Император Николай II, Великий князь Николай Николаевич, Великий князь Михаил Александрович и Великий князь Сергей Александрович.
В день своего 36-летия Государь иконою Покрова Божьей Матери благословил воинов - оружием поддержать честь и достоинство России в навязанной её врагами войне на Дальнем Востоке. В память этого события решением Государственной думы улица садовая была переименована в Николаевский бульвар (в настоящее время площадь Ленина и часть улицы Горького до городского сада).
Ученица
Прошло чуть больше месяца, и 11 июня 1904 года при огромном стечении народа черниговские драгуны во главе со своим командиром полковником B.C. Зенкевичем отбыли к театру военных действий.
После прибытия в Манчжурию полк был включен в состав 2-й отдельной бригады 17-го армейского корпуса, которой командовал генерал Н.В. Степанов. Боевое крещение драгуны получили в стычке с японцами 15 августа 1904 года в ходе большого сражения под Ляояном. Полк почти все время должен был находиться на передовых позициях, ведя разведку или прикрывая пехотные части. Несмотря на немалые потери, драгуны в течение всей кампании с честью выполняли свой воинский долг. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что уже к концу сентября 1904 года в рядах полка сражалось 14 Георгиевских кавалеров.
Учитель литературы
Одним из участников этих событий был настоятель Орловского Покровского полкового храма отец Митрофан Сребрянский, единственный священнослужитель среди орловских воинов. Отец Митрофан регулярно отсылал в Орел свои дневниковые записи родным, а те по горячим следам публиковались на страницах журнала «Орловские епархиальные ведомости». О чем писал отец Митрофан Сребрянский?
Ученик читает из дневниковых записей отца Митрофана Сребрянского
17 августа.
Мы пошли на стену и оттуда смотрели это побоище: батареи ясно видны, все горы вокруг Ляояна. Беспрестанно вспыхивают огнями от выстрелов, и вверху, в небе, с огнем и треском рвутся снаряды; буквально гремит, как страшные раскаты грома. Ужас! Господи, когда же кончится война?
Посмотришь на этот ад - все сожмется в груди.
О своей участи не думаешь, а только сердечно жаль людей и животных!...
Господи, прекрати битву.
Ученица
В конце декабря 1904 года - начале 1905 года Черниговский драгунский полк принял участие в известном в истории русско-японской войны кавалерийском рейде отряда генерала Т.И. Мищенко на Инкоу - в глубокий тыл японской армии. Отряду была поставлена задача вывести из строя железную дорогу на участке Ляоян - Дальняя, по которой перебрасывались из-под Порт-Артура к позициям на реке Шахе 3-я японская армия генерала Ноги.
Ученик
30 декабря 1904 года кавалерия генерала П.И. Мищенко в составе около 75 эскадронов и сотен при 22 орудиях уже стояла перед портом Инкоу. Ночью начался шторм города, однако разрозненные атаки успеха не имели. Зарево подожженных огнем русской артиллерии складов позволило японцам вести прицельный огонь и отбить нападение. При приближении значительных сил противника отряд генерала П.И. Мищенко отступил в расположение российской Манчжурской армии, пройдя за 8 дней около 270 километров, повредив железнодорожное полотно в японском тылу, разгромив ряд тыловых команд японской армии и уничтожив до 600 повозок с запасами.
На заключительном этапе русско-японской войны черниговские драгуны в составе кавалерийского отряда генерала М.И. Грекова вновь несли боевую службу на передовых позициях - на аванпостах около города Чжанцзятуня.
Учитель истории
На театр военных действий Русско-японской кампании вместе с 51-м Черниговским драгунским был направлен 52-й Неженский драгунский полк, расквартированный в городе Ельце, части, традиционно формируемых в Орловской губернии, 138-го Волховского, 21-го Елецкого, 34-го Севского, 35-го Брянского, 36-го Орловского пехотных полков.
Музыкальный фрагмент песни «Варяг»
Учитель истории
Большое воодушевление и волну патриотизма в начале войны вызвал бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».
Фрагмент видеофильма о гибели крейсера «Варяг»
Ученик
Не желая сдаваться врагу, команда крейсера «Варяг» потопила свой корабль и взорвала канонерскую лодку «Кореец». Свидетелей подвига русских моряков в нейтральном корейском порту Чемульпо было много: тысячи жителей города толпились на набережных, сотни иностранных моряков стояли на палубах своих кораблей с обнаженными головами под приспущенными флагами, отдавая последние почести беспримерному подвигу.
Экипажи русских кораблей как спасённые при кораблекрушении были приняты на иностранные суда, стоявшие в порту. Затем через нейтральные воды русские моряки были переправлены в Россию. Пароход «Малакка» 19 марта 1904 года доставил их в Одессу, а отсюда они поездом направились в Петербург. На всем протяжении маршрута героев-моряков, отмеченных Георгиевскими крестами и специальной чеканки медалями, восторженно встречал народ.
Ученица
13 апреля 1904 года такая встреча состоялась в Орле. На железнодорожном вокзале в ожидании севастопольского поезда собрались тысячи орловцев. Тут уже шеренги солдат Можайского, Звенигородского и Черниговского полков с оркестрами, воспитанники кадетского корпуса.
Но вот показался поезд. Раздалась команда «смирно», оркестр заиграл «встречу», послышалось «ура» на перроне, а в ответ загремело «ура» героев-моряков. Гостей приветствовала городская депутация с хлебом-солью. В качестве подарка В.Ф. Рудневу был преподнесён кортик с выгравированной надписью: «Командиру «Варяга», 13 апреля 1904 г., г. Орел», подпись: «От истинно русских людей»
Всем морякам был предложен обед. Жители города с интересом знакомились и беседовали с моряками, благодарили их, обменивались адресами. То тут, то там вдруг возникало веселое оживление: по русскому обычаю в знак особого расположения орловцы «качали» многих моряков.
Но вот прозвучал звонок, и поезд медленно отправился в дальнейший путь. Снова «ура» провожающих - и ответное мощное «ура» героев- моряков.
Ученик
За две недели до посещения станции Орел моряками крейсера «Варяг» произошли события по значимости и драматизму не менее важные, чем бой «Варяга» при Чемульпо, повлиявшие в определенной мере в дальнейшем на ход военных действий на море и суше.
Ранним утром 31 марта недалеко от Потр-Артура неравный бой с японской эскадрой принял миноносец «Страшный» под командованием капитана II ранга, болховского дворянина Константина Константиновича Юрасовского. Расстреливаемый в упор японскими кораблями экипаж вел огонь до конца, сумев вывести из строя один японский крейсер, и ещё трем нанес серьезные повреждения. Капитана К.К. Юрасовского разорвало одним из японских снарядов. Заменивший его в бою лейтенант Е.А. Малеев стрелял по японцам из пулемета вплоть до погружения и затопления миноносца.
Ученица
В район боя миноносца «Страшный» с японцами из Порт-Артура вышла эскадра с главнокомандующим флотом адмиралом Макаровым. Японцы отошли в море, но на фланге обнаружилась другая японская эскадра из 9 броненосцев.
При отходе русских кораблей к внутреннему рейду Порт-Артура броненосец «Петропавловск», командиром которого был мценский помещик, капитан I ранга Н.М. Яковлев, подорвался на двух японских минах и затонул.
В тот момент на «Петропавловске» находился весь штаб Тихоокеанской эскадры. Погибли прославленный флотоводец и ученый, вице-адмирал Степан Осипович Макаров, художник Василий Васильевич Верещагин, духовник броненосца и Благочинный Тихоокеанской эскадры иеромонах Алексий.
На месте гибели броненосца «Петропавловск» во время спасения оставшихся в живых моряков на поверхность моря, вопреки всем законам физики, неожиданно всплыло большое тяжелое Евангелие в золотом и серебряном окладе. Об этом написали многие российские газеты.
Ученица
В поселке Хомутово Орловской области на аллее Славы находится мемориальная плита с надписью «За веру, Царя и Отечество живот свой положившим в войне с Японией в 1904 - 1905 годах Матроса 1-ой статьи Степана Васильевича Чугунихина деревни Старой Барановки, погибшего на Броненосце «Петропавловск». Упокой, Господи»
2 Анализ рассказа Л.Н. Андреева «Красный смех»
Учитель литературы
Леонид Николаевич Андреев не являлся участником боевых действий русско-японской войны, однако это не помешало ему изобразить войну так, как никто другой. Ведь не случайно в журнале «Русский вестник» писали о «Красном смехе» Андреева: «Ничего более сильного о войне не появилось в текущей литературе». В чем заключаются идейная сила этого художественного произведения и мастерство писателя, нам предстоит понять. Обратимся к истории создания рассказа «Красный смех».
3. История создания рассказа
Ученица
«Красный смех» был создан в самый разгар боевых действий на Дальнем Востоке, в начале ноября 1904 года, когда уже стали известны жуткие подробности кровопролитных боёв под Ляояном на реке Шахэ, где русские и японские войска потеряли 120 тысяч человек. Рассказ был написан на основе впечатлений от газетной информации о русско-японской войне и немногих воспоминаний очевидцев.
«Я писал рассказ девять дней, прямо начисто и даже без плана, и больше я не мог работать ни одного часа: нервы не выдержали», - говорил Леонид Николаевич о работе над «Красным смехом».
Этот рассказ впервые был опубликован в сборнике товарищества «Знание» книге 3 за 1904 год.
Учитель литературы
Когда Андреев писал «Красный смех», то по ночам, как вспоминают современники, его самого трепала лихорадка, он приходил в такое нервное состояние, что боялся быть один в комнате.
- А какое впечатление произвел «Красный смех» на вас?
- В чем необычность повествования?
(Рассказ состоит из отдельных отрывков, эпизодов)
- Попробуйте его пересказать.
4. Краткий пересказ произведения одним учеником
Учитель литературы
Как Вы заметили, картину братоубийственной бойни Андреев рисует в коротких бессвязных отрывках «из найденной рукописи». Отдельные разрозненные эпизоды не имеют ни начала, ни конца. Дело в том, что «Красный смех» принадлежит к категории так называемых «бессюжетных» рассказов, которыми изобилует проза «серебряного века», бессюжетном в традиционном понимании: в нем нет череды событий, из которых строится сюжет. «Сюжет» образуют переживания героев, их восприятие событий. И если исходить из более поздних высказываний Андреева: «жизнь стала психологичнее», «душа мира» переместилась в глубь человеческой души - то становятся понятны установка на бессюжетность, отказ от зрелища. Для него было важно показать не столько сам процесс войны, сколько то, какое воздействие она производит на души людей. Отсюда и необычность темы, как отметил сам писатель, тема его рассказа - безумие и ужас.
- Можем ли мы утверждать, что тема заявлена в самом названии рассказа? Что помогает нам это понять?
- Постройте ассоциативные ряды слов «красный» и «смех».
(Красный - кровавый - кровь - боль - страдания - смерть - ужас - крик души; смех - звук - радость - насмешка - злорадство - истерика, которая бывает от боли, от страданий.)
Вывод: понятие «Красный смех» - это не только название рассказа, но и его тема.
5. Работа по тексту. Анализ эпизодов
- Какие эпизоды передают безумие войны?
(Смерть молодого фейерверкера, гибель людей у проволочного заграждения)
- Как изменяются границы катастрофы?
(Человек - дорога — вся земля - вселенная)
- С чем сравнивается положение людей на войне?
(С грешниками в аду)
- Как война воздействует на людей? Перечитайте эпизоды.
(Одни сходят с ума, другие кончают жизнь самоубийством, третьи ожесточаются, ненавидят всех и себя в том числе)
- Есть ли в рассказе счастливые? Почему именно они. ( Мертвые, им завидуют живые, потому что те уже не мучаются)
- Что помогает людям выжить в нечеловеческих условиях? (Воспоминания о доме)
- Приведите примеры, когда воспоминания о доме не радуют. Почему такое происходит?
(Война искалечила души людей, они боятся мира, тишины. И, вернувшись домой, они не могут найти применение себе в мирной жизни, как не смог найти себя герой - искусствовед)
- Почему у героя нет имени?
(Искусствовед - один из тех, кто был на войне. Они единая масса -пушечное мясо, человек обезличен, он часть механизма страшной машины, уничтожающей всех. Люди начинают стрелять по своим. Уничтожается поезд с ранеными.)
Выразительное чтение отрывка:
«...это было безбожно, это было беззаконно. Красный Крест уважается всем миром, как святыня, и они видели, что это идет поезд не с солдатами, а с безвредными ранеными, и они должны были предупредить о заложенной мине. Несчастные люди, они уже грезили о доме...»
- Что стоит за словами «безбожно» и «беззаконно»?
(Мысли писателя об антигуманности войны, античеловечности, жестокости, нелепости)
- В словах какого героя звучит призыв остановить кровавую бойню? (Жена главного героя произносит: «Какой ты был! Ведь тебе только тридцать лет. Молодой, красивый.»
- К чему может привести жестокость людей?
(К самоуничтожению)
6. Мини-дискуссия
- Так что же хотел сказать своим произведением Леонид Андреев? В чем заключается идея этого произведения?
Вывод
Рассказ «Красный смех» не только повествует о событиях русско-японской войны, но и предупреждает о последствиях любой войны, и особенно тех, что будут впереди.
7. Проверка домашнего задания к рассказу
В чем заключается своеобразие художественного мира рассказа «Красный смех»? Что вы узнали, читая учебник?
Ответ содержится в статье учебника «Русская литература» под редакцией В.В. Агеносова. Ч. 1, глава Леонид Андреев.
8. Работа с иллюстрациями учащихся к рассказу «Красный смех»
- Как использованы в художественно-образном строе рассказа «Красный смех» приёмы живописи, световые и цветовые контрасты?
-Удалось ли вашим одноклассникам своими рисунками передать цветовую гамму произведения?
- Какую роль в раскрытии идейного содержания играет цветовая гамма рассказа?
- Красный цвет в рассказе - символ горя, страдания, душевной боли, безумия.
Учитель литературы
Сегодня, обращаясь к страницам этого произведения, мы попытались представить тот ад, который пережили люди на той войне. Имена героев навеки остались в памяти потомков. А рассказ Андреева для нас не просто художественное произведение, а духовный памятник погибшим русским людям, напоминающий о страшной трагедии начала XX века.
VI Рефлексия и оценивание:
Заполните анкеты, в которых оцените урок и вашу работу.
VII. Домашнее задание
Напишите небольшое эссе на тему: «О чем я размышлял(а), читая «Красный смех» и изучая исторические документы?»
VIII. Итог урока
Учитель истории
События русско-японской войны 1904 - 1905 годов, представляющие для нас сейчас, через сто лет, своеобразный юбилей «страдания и подвига», являются пусть горьким, но весьма поучительным уроком. Они нуждаются в глубоком и беспристрастном осмыслении и анализе. Ведь страницы отечественной истории не могут не привлечь наше пристальное внимание, не тронуть сердце как в период успехов, так и неудач, и в ясный день, и в непогоду.
Ученик
7 октября 1912 года в память о тех событиях в Орле был освящен храм-часовня Всех Святых на братском воинском кладбище, примыкающем к территории Троицкого кладбища.
Часовня была возведена на средства местных полков, пожертвования чинов Орловского гарнизона, военнослужащих других частей русской армии и флота - уроженцев Орловской губернии.
Среди главных жертвователей был с 1909 года командир, а с 1910 года шеф в 1907 году переименованного из 51-го драгунского в 17-й Чениговский гусарский полк Великий князь Михаил Александрович - родной брат Царя -почётный гражданин Орла.
Ученица
Судьба большинства святынь и реликвий прославленных когда-то воинских частей Российской империи после революции 1917 года была печальна. Не сохранились и Покровская полковая церковь, построенная в Орле 1899 года великой княгиней Елизаветой Федоровной и отцом Митрофаном Сребрянским. Были разрушены Братское Воинское кладбище и часовня Всех Святых, где покоился прах офицеров и солдат, умерших от ран в госпиталях, погибших на полях русско-японской, первой и второй мировых войн. В 1999 году орловскими энтузиастами ОрёлГТУ (ныне ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК») и отделением Охраны исторических памятников на месте гарнизонного кладбища поставлен памятный знак.
Учитель литературы
Щемящие вальсы-прощания до сих пор волнуют нас так, будто мы снова на гулких морозных вокзалах провожаем своих сестер и братьев на желтые сопки Манчжурии, на зелёные берега Амура.
Урок завешается музыкальным фрагментом вальса «На сопках Манчжурии» в исполнении ученика-аккордеониста.