Методическая разработка урока по предмету "История Казахстана" - "Верования и представления казахского народа"
Методическая разработка урока по предмету "История Казахстана" - "Верования и представления казахского народа"
В разработке урока по предмету "История Казахстана" - "Верования и представления казахского народа" представлены методические рекомендации с нетрадиционным подходом, с элементами методики интерактивного обучения (Метод «ажурная пила»). Цели урока: создать условия для углубления знаний верованиях и представлениях казахского народа; способствововать развитию умений: самостоятельно работать с учебной информацией, с различными источниками знаний; элементарно анализировать учебную информацию; работать в команде; способствовать воспитанию у учащихся коммуникативности, чувства ответственности за порученное дело; интереса к предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по предмету "История Казахстана" - "Верования и представления казахского народа" »
Учитель: Ельжасов И.Б.
5 класс, история Казахстана.
Урок 46. Верования и представления казахского народа.
Тип урока – изучение нового материала.
Вид урока - нетрадиционный, с элементами методики интерактивного обучения (Метод «ажурная пила»).
Цели: 1) создать условия для углубления знаний верованиях и представлениях казахского народа ;
2) способствовать развитию умений: самостоятельно работать с учебной информацией, с различными источниками знаний; элементарно анализировать учебную информацию; работать в команде;
3) способствовать воспитанию у учащихся коммуникативности, чувства ответственности за порученное дело; интереса к предмету.
Оборудование – интерактивная доска, презентация, «Художественно-историческая хрестоматия. С древнейших времен до конца 19 в.» 5-9 кл., Сарсекеев Б.С., Алматы, «Атамура». Информация о толерантсности: «Во что верит Казахстан».
ХОД УРОКА.
Этапы урока
Содержание учебного материала
Подготовка к ПГК, ЕНТ
1.Оргмомент.
2. Подготовка к осознанному усвоению нового материала.
3. Изучение нового материала.
1.Религиозные представления дренего мира.
2.Первоначаль-ные верования казахского народа: а)тенгрианство, б) религии, распространяв-шиеся по Великому Шелковому пути; в) ислам. 3. Во что верит Казахстан.
4.Закрепление.
5. Д/з
6. Рефлексия.
7. Итоги урока.
Настрой класса на урок.
2. Игра «Базар головоломок».
Приготовленные дома кроссворды, ребусы, чайнворды, викторины и т.п. разгадываются домашними группами учащихся. Учитель отмечает и оценивает труд и тех, кто работал дома и тех, кто работал на уроке.
3.
Экспертные группы – 22 мин.
Ма «Базар головоломок».
Приготовленные дома кроссворды, ребусы, чайнворды, викторины и т.п. разгадываются домашними группами учащихся. Учитель отмечает и оценивает труд и тех, кто работал дома и тех, кто работал на уроке.
3.
Экспертные группы – 22 мин.
Момашние» группы (5 чел.). Они распределяют роли как обычно: ведущий, секретарь, репортер и т. п. Затем, рассчитавшись по порядку номеров(1, 2,3…), учащиеся собираются в новые (рабочие) группы по номерам(1-е – одна группа, 2-е…). Это экспертные группы, которые изучают какой-либо вопрос (вдумчиво читают –7мин., разбирают информацию, выделяют главное и т.д. – 5мин.). Затем, возвращаясь в свои «домашние» группы, «эксперты» излагают свою часть учебного материала –10мин. В результате, в каждой группе сложится целая картина изучаемого материала.
Учитель формирует группы, которые получают задания.
1-я группа. Религиозные представления дренего мира. 2-я гр. Первоначальные верования казахского народа.
3-я гр. Тенгрианство. 4-я гр. Религии, распространявшиеся по Великому Шелковому пути. 5-я гр. Ислам. 6 –я гр. Во что верит Казахстан.
Кроме текста учебника, группы получают тексты из хрестоматии (Художественно-историческая хрестоматия. С древнейших времен до конца 19 в. 5-9 кл., Сарсекеев Б.С., Алматы, «Атамура», 2005, стр.19-22).
Правила:
- нейтральный способ деления на группы;
- распределение ролей и обязанностей внутри группы;
- отводится строго определенное время;
- соблюдение тишины во время чтения и письма;
- внимательно выслушать и только после этого внести свои дополнения.
4. Обсуждение результатов работы (презентация) – 10 мин.
Каждая «домашняя» группа готовит небольшую презентацию с целью проверки усвоения учебной информации:
1-я гр.- составить ОК;
2-я гр. - составить глоссарий по своей части темы;
3-я гр.-мини - сценка;
4-я гр.-. мини – сценка;
5-я гр.- мини – сценка. 6-я гр. – викторина. 5.
Составить ОК по теме; тесты (15 вопросов), мини-справочники. Учащиеся выполняет задание по собственному выбору.
6.
Работа с оценочными листами (5 мин.):
- самооценка своего участия (отметка за работу на уроке);
- оценивание каждого участника в «домашней» и «экспертной» группах (отметка()кека зей и экспертной ия,ритории ения союзов сакских племен.
тенгрианство, религия, ислам, христианство, буддизм мировые религии, Великий Шелковый путь
Учитель: Тислюк С.В. 14. 05. 2011 г. 5 класс.
Классный час: Проблемы толерантности в современном мире. Цели: 1) дать детям опыт личного проживания ситуации общения с «чужими» и «своими».
Предложить модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как чужие.
Способствовать развитию чувства эмпатии, принятия человека, не похожего на других, толерантности.
Дать возможность пересмотреть и изменить прежние негативные представления о том, кто воспринимался как чужой. Оборудование:
На классную доску вывешивается плакат с изображением мозаики, где на каждом звене нарисована фигура школьника и одно звено отсутствует. Также имеется надпись: ПРИСОЕДИНЯЙСЯ!, которая закрыта листом бумаги. Ход занятия.
В. - Проблема толерантности во второй половине XX века обрела международный характер, так как ее положительное решение позволяет развязать нити многочисленных международных и внутристрановых конфликтов. Достижение компромиссов в диалоге конфликтующих сторон невозможно без определенного уровня взаимной терпимости, признания права другого.
Единственным выходом из нынешнего тупика, по убеждению большинства социальных мыслителей, является переход к новому типу социальных отношений, основанному на принципах плюрализма, толерантности и сотрудничества. Как справедливо отметил американский ученый Л. Айзенберг, «идея братства не нова, но отличительным для нашего времени является то, что братство превратилось в условие выживания»
Беседа с классом:
В. - Что здесь изображено? (Мозаика).
В. А что на мозаике изображено /рисунок, какой/? (Класс, коллектив, группа…..)
Затем класс делится на две команды и им выдается детская игра “Мозаика”, при чём у одной мозаики отсутствует одно звено. Учащимся предлагается очень быстро собрать данные изображения. В итоге одна команда проигрывает, т. к. у них не хватает одного звена.
В. - Что произошло? Почему при выполнении простого задания оказались проигравшие? (Дети комментируют)
После этого внимание детей снова обращаю на плакат:
В. Почему именно этот плакат я выбрала для вас? О чём я хочу поговорить с вами? (О взаимоотношениях) В. - Какая связь между мозаикой и вашими взаимоотношениями? Вспомните работу в группах. Чтобы составить мозаику необходимо учитывать у каждого звена цвет, рисунок, форму и т.д. И как было трудно второй команде, когда звенья были маленькими, рисунок трудно узнаваем, одно звено отсутствовало, и не все принимали участие.
маленькими, рисунок трудно узнаваем, одно звено отсутствовало, и не все принимали участие.
В. - А мы с вами разные? (рост, глаза, причёска, цвет волос, фигура, характер и т.д.)
В. - Какие мы?
Рассматриваем второй плакат, на котором изображены дети в виде геометрических фигур, линий, цвета … Кроме рисунка на плакате имеется надпись: НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ! (Слова – “А цените”, закрыты листом бумаги) В. - Ребята, все мы очень разные. Как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое /картинку/, так из вас разных можно собрать единый сплочённый коллектив, объединённый общими целями, интересами.
В. - А что у нас общее?
а) учёба;
б) цель – получить образование
в) класс, т.е. коллектив;
г) возрастные интересы.
И чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями.. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
Возвращаемся к плакату с мозаикой.
В. - Как вы думаете, по какой причине отсутствует заключительное звено в мозаике? /Можно уточнить/ Кого здесь нет? /Дети выдвигают разные версии/
В. - Что нужно сделать, чтобы мозаика (т.е. коллектив) была собрана, целая?
/Создать такую обстановку, чтобы этому человеку было здесь комфортно./
В. - С каким призывом вы могли бы обратиться к тому из вас, кого до сих пор вы не принимали в свою компанию? Считаете не достойным его вашего общества?
В. - Так что написано на этом плакате? /Внимание детей обращаю на первый плакат/
/Дети выдвигают разные версии/.
Затем снимаю лист бумаги с плаката, и школьники сразу могут оценить правильность своего ответа.
Очень хотелось, чтобы вы никогда об этом не забывали. Например, такая ситуация: вы просите классного руководителя о том, чтобы вас пересадили от этой ……..; от этого ……..; потому что он такой-то ……
В. - А вы задумывались над тем - ему это приятно слышать? А ты сам-то достоин, сидеть с ним?………… /
Внимание детей обращаю на второй плакат. Пытаемся определить, какое слово закрыто. Мы с вами очень разные. Давайте не оценивать людей, а…
1)……………………
2)……………………
Все варианты записываю на доске. После этого открываю закрытое слово.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
В. А какими вы видите себя? Не только внешность, но и характер и ……….. Вам необходимо нарисовать себя в виде какой-либо геометрической фигуры, линий, цвета или какого-либо художественного образа. (Классный руководитель также выполняет свой рисунок).
После завершения творческого задания начинаем монтировать вернисаж картин.
В. Ребята, где мне можно расположить свой рисунок? В какой части доски?
/Дети дают комментарии, после этого прикалываю работу. Затем беру перепутанные заранее детские рисунки и прикалываю их к доске вокруг работы классного руководителя.
Посмотрите, какой получился разнообразный коллектив нашего класса! Но я надеюсь, что мы будем дружными.
ИТОГ: Какая на ваш взгляд самая важная фраза прозвучала.