МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС по теме «1812 год – Славная страница истории России»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС по теме «1812 год – Славная страница истории России»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ИСТОРИИ РОССИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
по теме «1812 год – Славная страница истории России»
Выполнила: Усманова М.Ф
учитель истории и обществознания
МОБУ СОШ с.Красная Башкирия
МР Абзелиловский район РБ Цель урока:
Личностные: воспитание патриотических чувств; воспитание интереса к истории края, страны; развитие сотрудничества при работе в парах;; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.
Метапредметные: развитие у учащихся самостоятельности развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Предметные развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по Отечественной войне 1812г.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Планируемые достижения:
1. Образовательные:
• Усвоение определения понятий стратегия, тактика, манёвр, отечественный характер, манифест, партизанское движение, генеральное сражение, национальное самосознание, Смоленское сражение, Бородинское сражение, совет в Филях, Тарутинский маневр, сражение под Малоярославцем, сражение при Березине.
• Формирование навыков планирования ответа
• Формирование у учащихся умения выделять главные события Отечественной войны 1812 года.
• Формирование навыков сознательного и активного слушания объяснений преподавателя; установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними.
2. Развивающие:
• Умение критического мышления обучающихся
• Умения формулировать и доказывать свою точку зрения
• Умений анализировать, сравнивать, обобщать
• Умение применять новые знания
• Развитие творческих, речевых способностей учащихся
• Умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт
• Развитие умения формулировать проблему
• Развитие умения групповой и парной работы
3. Воспитательные:
• Уважение к истории своего народа
• Воспитание уважение к противоположному мнению
• Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества
• Воспитание интереса к предмету, к учению
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: ПК и мультимедиа проектор; презентация; учебник «История России XIX век», автор: Л.М.Ляшенко; документы на стр. 31-32 учебника и на листах; рабочие тетради; контурные карты.
Основные события изучаемые на уроке: переход французской армии через Неман, Смоленское сражение, Бородинское сражение, совет в Филях, Тарутинский маневр, сражение под Малоярославцем, сражение при Березине.
Основные понятия: стратегия, тактика, манёвр, отечественный характер, манифест, партизанское движение, генеральное сражение, национальное самосознание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС по теме «1812 год – Славная страница истории России»»
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Красная Башкирия МР Абзелиловский район РБ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ИСТОРИИ РОССИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
по теме «1812 год – Славная страница истории России»
Выполнила: Усманова М.Ф
учитель истории и обществознания
МОБУ СОШ с.Красная Башкирия
МР Абзелиловский район РБ
2015г.
Тема урока: "«1812 год – Славная страница истории России»"
Цель урока:
Личностные: воспитание патриотических чувств; воспитание интереса к истории края, страны; развитие сотрудничества при работе в парах;; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.
Метапредметные: развитие у учащихся самостоятельности развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Предметныеразвитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по Отечественной войне 1812г.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Планируемые достижения:
Образовательные:
Усвоение определения понятий стратегия, тактика, манёвр, отечественный характер, манифест, партизанское движение, генеральное сражение, национальное самосознание, Смоленское сражение, Бородинское сражение, совет в Филях, Тарутинский маневр, сражение под Малоярославцем, сражение при Березине.
Формирование навыков планирования ответа
Формирование у учащихся умения выделять главные события Отечественной войны 1812 года.
Формирование навыков сознательного и активного слушания объяснений преподавателя; установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними.
Развивающие:
Умение критического мышления обучающихся
Умения формулировать и доказывать свою точку зрения
Умений анализировать, сравнивать, обобщать
Умение применять новые знания
Развитие творческих, речевых способностей учащихся
Умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт
Развитие умения формулировать проблему
Развитие умения групповой и парной работы
Воспитательные:
Уважение к истории своего народа
Воспитание уважение к противоположному мнению
Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества
Воспитание интереса к предмету, к учению
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: ПК и мультимедиа проектор; презентация; учебник «История России XIX век», автор: Л.М.Ляшенко; документы на стр. 31-32 учебника и на листах; рабочие тетради; контурные карты.
Основные события изучаемые на уроке: переход французской армии через Неман, Смоленское сражение, Бородинское сражение, совет в Филях, Тарутинский маневр, сражение под Малоярославцем, сражение при Березине.
Постановка учебной задачи перед учащимися, определение ими темы урока.
Усвоение знаний новой темы.
Физкультминутка
Проверка понимания новых знаний и их закрепление.
Формулировка д.з. и консультация по его выполнению.
Рефлексия
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ:
Причины войны;
Стратегические планы противников. Характеристика полководцев.
Почему война стала Отечественной?
Бородинское сражение и его значение.
Завершающий этап войны.
Значение Отечественной войны 1812 года для России.
ХОД УРОКА
Постановка учебной задачи перед учащимися
Актуализация знаний
Учитель: На прошлом уроке мы рассмотрели русско-французские отношения и узнали о мирном договоре, который подписали эти страны. Как назывался этот договор?
Ученик: Тильзитский мир
Учитель: Когда он был подписан?
Ученик: в 1807 г.
Знакомство с историческими фактами
Учитель: Чтобы вы сами определили тему урока, я хочу предложить вам такие факты:
«Когда у находившегося на далеком острове Святой Елены Наполеона спросили, какое время своей жизни он считал самым счастливым, он произнес в ответ лишь одно слово: «Тильзит»
«Тильзит!.. (при звуке сем обидном / Теперь не побледнеет росс». А.Пушкин
Летом 1807 года Наполеон просил руки великой княжны Екатерины Павловны. Но русский императорский дом под благовидным предлогом отказал. Император французов был обижен.
В декабре 1810 года Россия установила заградительные пошлины на ввоз предметов роскоши – основной товар, поставляемый из Франции.
С 1810 году значительная часть французской армии расквартировалась в герцогстве Варшавском (граничило с Россией).
Организация работы с историческими фактами, извлечение информации методом «Мозгового штурма»
Учитель: Какие идеи у вас появились на основе этих фактов?
Выявляя противоречия, ученики строят свои предположения, выдвигают версии. Возможные варианты ответов:
- Наполеон возлагал большие надежды на мир с Россией, но они не оправдались.
- Россия не скрывала своего негативного отношения к Тильзитскому миру.
- Заключив мир, Россия и Франция так и не стали добрыми союзниками.
Знакомство с историческими фактами, которые подведут учащихся к пониманию сути вопроса:
Учитель: А вот еще исторический факт – отрывок из письма Александра 1 Кутузову, писано в марте 1812 г: «Обстоятельства час от часу становятся важнее для обоих империй, Величайшую услугу Вы окажете России поспешным заключением мира с Портою. Убедительнейше Вас вызываю любовию к своему отечеству обратить все внимание и усилия ваши к достижению сей цели. Слава Вам будет вечная. Всякая потеря времени в настоящих обстоятельствах есть совершенное зло. Отстраните все побочные занятия, и с тем проницанием коим Вы одарены, примитесь сами за сию столь важную работу».
Организация работы в парах: обсудите отрывок и выскажите друг другу предположение, о каких обстоятельствах идет речь в письме и почему продолжение войны с Турцией царь называет совершенным злом. Выскажите ту точку зрения, которая кажется вам убедительней.
Учащиеся делают вывод: Россия и Франция готовятся к войне, которая будет в 1812 году.
Учитель озвучивает тему урока. «Да, ребята. Вы правы. Сегодня мы будем изучать войну между Россией и Францией, которая вошла в историю как Отечественная война 1812 года».
Усвоение знаний новой темы
Для определения причин войны организуется «Мозговой штурм» на основе уже представленных документов и информации, полученной при изучении Всеобщей истории.
Учитель: Почему Александр 1 не доверяет Наполеону и торопит Кутузова с заключением мира с Турцией?
Учащиеся предполагают: Наполеон будет воевать с Россией, потому что стремится к мировому господству.
Учитель: Правильно. Стремление Наполеона к мировому господству – первая причина войны. Итак, заключив мир с Францией, Россия не стала ей добрым союзником. Какое положение Тильзитского мира было для России особенно невыгодным. Какой выход для себя нашла Россия?
Учащиеся предполагают: Невыгодным был пункт, по которому Россия присоединялась к континентальной блокаде Англии – её давний торговый партнер. Чтобы не допустить краха экономики наша страна продолжала торговать с Англией, нарушая мирный договор с Францией.
Учитель: Правильно. Нарушение Россией Тильзитских договоренностей стало второй причиной войны.
Организация работы с документами. Работа в парах.
Задание: Один ученик ищет информацию о стратегических планах Наполеона, а другой о планах России на стр. 19 – 21, пункты «Начало войны». Расскажите друг другу об этих планах.
Учитель: Многие народы, наряду с русскими встали на защиту Отечества. Башкиры приняли самое активное участие в этой войне, как вы подтвердите это участие 28 полков башкирских. Башкирские полки участвовали во многих крупных сражениях – Бородинское, освобождали города Берлин, Гамбург, Веймар, Лейпциг и другие. Их уважали даже враги и прозвали Северные амуры.
Сообщение ученика «Башкирский воин».
Слушание песни «Любизар» ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Отечественный характер войны.
Работа с документами: «Высочайший манифест Александра I о вторжении Наполеона. 6 июля 1812» и «Мнение историка Е.В. Тарле» на стр.32 в учебнике
Задание: найдите в документах объяснение, почему война стала Отечественной.
«Высочайший манифест Александра I о вторжении Наполеона. 6 июля 1812
Неприятель вступил в пределы НАШИ и продолжает нести оружие свое внутрь России, надеясь силою и соблазнами потрясть спокойствие Великой сей Державы. Он положил в уме своем злобное намерение разрушить славу ее и благоденствие. С лукавством в сердце и лестью в устах несет он вечные для нее цепи и оковы. Мы, призвав на помощь Бога, поставляем в преграду ему войска НАШИ, кипящие мужеством попрать, опрокинуть его, и то, что останется неистребленного, согнать с лица земли НАШЕЙ. МЫ полагаем на силу и крепость их твердую надежду, но не можем и не должны скрывать от верных НАШИХ подданных, что собранные им разнодержавные силы велики и что отважность его требует неусыпного против него бодрствования. Сего ради, при всей твердой надежде на храброе НАШЕ воинство, полагаем МЫ за необходимо нужное собрать внутри Государства новые силы, которые, нанося новый ужас врагу, составляли бы вторую ограду в подкрепление первой и в защиту домов, жен и детей каждого и всех.
МЫ уже воззвали к первопрестольному Граду НАШЕМУ, Москве, а ныне взываем ко всем НАШИМ верноподданным, ко всем сословиям и состояниям духовным и мирским, приглашая их вместе с НАМИ единодушным и общим восстанием содействовать противу всех вражеских замыслов и покушений. Да найдет он на каждом шагу верных сыновей России, поражающих его всеми средствами и силами, не внимая никаким его лукавствам и обманам. Да встретит он в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина. Благородное дворянское сословие! ты во все времена было спасителем Отечества; Святейший Синод и духовенство! вы всегда теплыми молитвами призывали благодать на главу России; народ русский! храброе потомство храбрых славян! ты неоднократно сокрушал зубы устремлявшихся на тебя львов и тигров; соединитесь все: со крестом в сердце и с оружием в руках никакие силы человеческие вас не одолеют.
Для первоначального составления предназначаемых сил предоставляется во всех губерниях дворянству сводить поставляемых им для защиты Отечества людей, избирая из среды самих себя Начальника над оными и давая о числе их знать в Москву, где избран будет главный над всеми предводитель.
АЛЕКСАНДР
В лагере близ Полоцка, 1812 года Июля 6-го дня».
Бородинское сражение. Класс делится на 6 вариантов.
Задание: прочитайте пункт параграфа «Бородино», стр. 22-24 и составьте синквейн «Бородинское сражение», за основу возьмите следующие существительные (по вариантам): 1 – битва; 2 – флеши; 3 – Багратион; 4 – Раевский; 5 – атака; 6 - Кутузов
Возможный синквейн 2 варианта
Флеши
Земляные, укрепленные
Атаковали, задержали, погибали
Земляные укрепления, которые должны были задержать стремительное продвижение противника.
Завершающий этап войны
Игра «География Отечественной войны». Узнать из учебника, с какими событиями Отечественной войны связаны следующие маленькие поселения: деревушка Фили, село Тарутино, городок Малоярославец, местечко Березино.
Учитель: Чтобы определить значение этой войны для России ответьте на вопросы.
С какой целью пришел Наполеон в Россию?
Почему его армию называли «Великой» и «двунадесяти языков»?
Что стало главной причиной русской победы над «Великой армией»?
Вывод. Таким образом, нашествие врага способствовала осознанию русскими людьми своей национальной самобытности и необходимости защищать своё право на независимость и самоопределение.
Учитель в форме диалога предлагает ребятам подумать, что они сегодня узнали и, что им стало понятно. Это прием незаконченного предложения: «Сегодня я узнал(а) …», «Теперь мне понятно …».
Можно предложить ребятам подумать, чего они раньше не знали, а теперь это им известно, используя прием приращения знаний: «Я не знал … - теперь я знаю …».
Домашнее задание выводится на экране. Прочитать § 4. 1-й уровень: выписать и выучить даты основных событий (начало и окончание войны, Смоленское сражение, Бородинское сражение, освобождение Москвы); 2-й уровень: заполнить таблицу «Русская армия в Отечественной войне 1812 года»
Этапы войны
Состояние армии
Главные события
Отличившиеся военные
На это стоит обратить внимание
12.06.1812 – 7.08.1812
14.08.1812 – 1.09.1812
2.09.1812 – 25.12.1812
3-й уровень: используя содержание пункта «Партизанское движение» и дополнительные источники, подготовить мемуары (письменные воспоминания) от имени партизана или партизанки, участника Отечественной войны.
Рефлексия. Для анализа субъективного опыта ребятам предлагается подумать, каким учебным действиям они научились, какие умения приобрели/закрепили и на каких уроках могут использовать: «Я приобрел …», «Я научился …», «Теперь я могу …», «На уроке … я буду использовать …».
Для анализа эмоционального состояния, ребятам предлагается подумать, красками какого цвета они бы в основном пользовались, чтобы нарисовать эмблему к изученной теме и почему?
Для оценки собственного участия в работе на уроке, ребятам предлагается отнести себя к одной из предложенных групп. «Сегодня на уроке я был, скорее всего, …» А) новобранец; Б) бывалый солдат; В) командир
Чтобы наметить дальнейшие цели деятельности, ребятам предлагается дать ответы на вопросы: 1. Чего мне не хватило, что бы стать бывалым солдатом/командиром? 2. Чему мне надо научиться?