kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока: "Общество Древнего Египта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: охарактеризовать общество Древнего Египта.

Основное содержание: Положение фараона. Положение и обязанности чиновников. Положение и обязанности писцов. Положение и обязанности воинов. Положение и обязанности земледельцев и ремесленников. Рабы – говорящие орудия труда.

Основные понятия и термины: фараон, деспотия, вельможи, чиновники, налоги, папирус.

Оборудование урока: карта «Египет и Передняя Азия», учебники, выдержки из хрестоматии.

План урока:

1. Проверка знаний.

2. Общество Древнего Египта:

Фараон.

Чиновники.

Писцы.

Воины.

 Жрецы.

Земледельцы и ремесленники.

Рабы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока: "Общество Древнего Египта" »

Уроки 10 - 11. § 8—9. Общество Древнего Египта


Цель урока: охарактеризовать общество Древнего Египта.

Основное содержание: Положение фараона. Положение и обязанности чиновников. Положение и обязанности писцов. Положение и обязанности воинов. Положение и обязанности земледельцев и ремесленников. Рабы – говорящие орудия труда.

Основные понятия и термины: фараон, деспотия, вельможи, чиновники, налоги, папирус .

Оборудование урока: карта «Египет и Передняя Азия», учебники, выдержки из хрестоматии.


План урока:

1. Проверка знаний.

2. Общество Древнего Египта:

Фараон.

Чиновники.

Писцы.

Воины.

Жрецы.

Земледельцы и ремесленники.

Рабы.


Урок 1

Проверка домашнего задания

1. Объясните: пороги, дельта, фараон, саркофаг, государство

2. Покажите на карте территорию Древнего Египта в начале его истории. Опишите словами его географическое положение. Что благоприятствовало и что затрудняло развитие этих территорий?

3. Расскажите об образовании государства в Египте.

4. На какие этапы ученые делят историю Древнего Египта? Проверка решения задач. Что интересного произошло в течение каждого этапа?

5. Письменно: а) В древнеепипетской «Повести о двух братьях» старший брат говорит младшему : «Давай приготовим упряжку быков, потому что пашня вышла из-под воды…»

Объясните слова старшего брата. Что он имел в виду?

Что собираются делать братья?

Какую роль в жизни египтян играла река?

б) Объясните почему египтяне называли свою страну «даром Нила», «страной большого Хапи»?


Первый_этап_урока

Итак, мы знаем, что государством называют территорию, на которой организовано управление проживающим здесь населением. Государства появились тогда, когда в результате развития хозяйства появилось неравенство и усложнились отношения между людьми. Тогда и понадобилась организация власти для решения всех вопросов.

Каждый человек в государстве занимал свое место и отличался от других своими обязанностями и правами, и поэтому общество этого периода изображают в виде пирамиды – чем выше в пирамиде положение человека, тем большей властью он обладает, но тем меньше таких людей.


На уроке мы рассмотрим структуру (устройство) египетского общества и узнаем о том, как оно управлялось.


Рассказ учителя с использованием иллюстрации на с. 38 («пирамида» египетского общества):

• фараон;

• вельможи и чиновники;

• жрецы;

• воины;

• писцы;

• земледельцы;

• купцы и ремесленники;

рабы.


Форма пирамиды дает нам возможность сделать важный вывод об устройстве древнеегипетского общества:

Чем ниже располагается группа, тем она многочисленнее и тем меньше у нее власти в государстве.


Информация из раскопок гробниц, жилищ и записей на папирусе – материал для письма из тростника.


Второй_этап_урока


Фараон – верховный правитель.


Прочитать отрывок из документа на 39

Какая роль отводилась фараону? - Египтяне верили в божественное происхождение фараона. Боялись произносить даже имя – «Великий дом повелел…»


Обладал неограниченной властью – деспот. Государство – деспотия.


Внешний вид фараона – информация их гробниц – илл стр 28 и 47 (одежда, корона, оплечье, украшения, парик)

Символы власти: стр 29 (шлем со змеей – наместник бога, жезл и плеть – власть)


Жизнь фараона была строго регламентирована. Утром он читал донесения и отчеты. После умывания облачался в цар­ское одеяние, приносил жертвы, слушал молитвы, наставле­ния великого жреца, назидательные истории. Дальнейшее его бремя распределялось между приемами, судебными заседа­ниями, прогулками и развлечениями.

Многие фараоны наверняка относились к своим обязан­ностям очень серьезно. Они ежедневно получали срочные донесения и были в курсе всех событий. Фараоны диктова­ли ответы, а при надобности созывали своих советников.

Фразой: «Пришли доложить его величеству...» — начинаются надписи на многих стенах.

По книге: Мотье П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М., 2000.


Выполнение каких обязанностей фараона изображены на илл стр 47?


Дворец фараона: илл стр 47

Чтение раздела «Дворец фараона» § 10

Как был укреплен дворец? Зачем?

Как был украшен дворец? Почему для украшения были выбраны именно эти мотивы?


Третий этап урока


Фараону помогали управлять чиновники – люди на службе у фараона.

Высший слой чиновников – самые знатные и богатые – назывались вельможами.


Внешний вид чиновников: Илл. стр 40


Обязанности чиновников: стр 40 – 41.

Налоги – продукты труда, которые собирались в казну фараона для организации жизни государства.


Илл стр 41 – Какие виды налогов платили египтяне?


В течение своей службы чиновники часто меняли должности.






Как характеризует положение чиновников документ?


Приключения Синухета

Египетский вельможа Синухет сопровождал сына фараона во вре­мя военного похода. Он случайно узнал, что в лагерь прибыл гонец, сообщивший о смерти владыки Египта. Сын фараона тотчас же помчался в столицу, опасаясь, что кто-нибудь из братьев захватит престол. Сам же Синухет испугался, что между наследниками фараона начнется война, в которой он может погибнуть, и бежал из Египта. Он долго шел по пескам азиатской пус­тыни, задыхался от жажды, его гор­ло пылало, и думал он: «Это вкус смерти». Но потом встретил Сину­хет пастухов, которые отвели его к местному князю. Тот полюбил его, поставил во главе войска и от­дал свою дочь в жены. Однажды местный силач вызвал пришельца на единоборство — тот, кто победит в этой схватке, заберет весь скот и имущество побежденного. Синухет принял вызов. Все племя собралось смотреть на этот поединок. Противник выпустил несколько стрел, но промахнулся. А когда он подо­шел ближе, Синухет пронзил его копьем.

Прошло много лет. Молва о Синухете достигла Египта, и фараон прислал ему письмо: «Царь Египта, сын Солнца предлагает своему вельможе вернуться». Вернулся Си­нухет, вошел во дворец и увидел фа­раона на троне. Он упал перед ним на живот и потерял сознание. При­казал фараон поднять вельможу, по­дарил ему дом с прудом и садом.

Слуги побрили Синухета и приче­сали, омыли, одели в одежды из тонкой ткани, душистым маслом на­терли его тело. Спал он теперь на постели, а не на земле, как кочев­ники азиаты. По приказу фараона каменщики соорудили вельможе гробницу. А внутри нее поставили его статую, украшенную золотом. Со слов Синухета рассказ о его приключениях составил ученый пи­сец, и этот рассказ тоже положи­ли в гробницу.


(Зависимое положение чиновников: «Царь – это пища». Зачем эту истории записали и положили в гробницу чиновнику?)



Как характеризует деятельность чиновников данные документы?

По ука­зу фараона Хоремхеба судья, злоупотреблявший своим служебным положе­нием, подвергался позорной казни: ему отрезали нос и ссылали на каторгу. В царствование фараона Сети I чиновник за разграбление храмов был приговорен к 100 ударам палкой и должен был возместить ущерб в стократном размере.



Дом чиновника: илл стр 49, вопрос к иллюстрации

Чтение текста раздела «Поместье богатого вельможи» § 10



Домашнее задание к уроку 1

§ 8- 9 п 1,2

§ 10 п 1,2

Рассказ «Один день из жизни…»



Урок 2


Проверка домашнего задания

1. Объясните: фараон, государство, чиновник, вельможа, налоги, папирус

2. Покажите на карте территорию Древнего Египта в начале его истории. Опишите словами его географическое положение. Что благоприятствовало и что затрудняло развитие этих территорий?

3. Заслушать по одному рассказу о жизни фараона и чиновника.


Работа по схеме стр 38




Четвертый этап урока


Чтение раздела «Жрецы»

Беседа по вопросам:

  1. Кто такие жрецы?

  2. Почему их положение в обществе определено как важное? (умели общаться с богами, владели особыми знаниями и секретами)

  3. Как к жрецам относились фараоны? Почему?



Пятый этап урока


Чтение документа стр 42

Какая профессия названа наиболее важной? Почему? (уважаемый, менее тяжелый труд)

Как вы думаете для кого написан этот текст?


Илл стр 42



Шестой этап урока


Вооружение и подготовка войска (использовать учебник Вигасина § 9)


От ополчения к регулярному войску + наемники


Завоевательные походы (использовать учебник Вигасина § 9 и карта стр 44 – Какие страны были завоеваны? Название и географическое положение страны.)

Покажите на карте территорию Древнего Египта после завоеваний.

Фараон Тутмос III – XVI в до н. э.


Добыча: золото, древесина, шерстяные ткани, украшения.


Воины ходили с фараоном в завоевательные походы, были его опорой в государстве. В благодарность получали от фараона часть захваченной добычи.


Вот как в одном из папирусов описывается судьба воина: «Удары на животе его, побои на глазах его, синяки над бровями. Го­лова его проломлена. Когда он идет в поход в Сирию, поднимается в горы, его хлеб и вода у него на плечах, как у осла. Его спина согнута, он пьет гнилую воду. Когда он возвращается в Египет, он бывает как дерево, изъеденное червями. Он болен и ложится в постель».


Седьмой этап урока


Практическая работа с иллюстрациями учебника.

Далее учитель отмечает, что невозможно представить себе повседневную жизнь без труда ремесленни­ков и земледельцев. Именно они обеспечивали про­цветание египетского общества.

Для дальнейшей работы разделите класс на две группы.

Одна группа получает задание внимательно рассмотреть иллюстрации на с. 45 и с. 35 – 37 учебника Вигасина и рассказать о работе египетского земледельца (чем занимаются, какие орудия и каких животных используют).

Дополнение:

Тяжелый труд (осушали болота, проводили каналы)


Другая группа рассказывает о труде ремесленни­ка, используя иллюстрации на с. 46 и с.38 – 39 учебника Вигасина. (чем занимаются, какие орудия труда используют).


Эти задания учат использовать иллюстративный материал, вырабатывают умение извлекать из него необходимую полезную информацию.



При наличии времени возможен просмотр сюжета «Пекарни на строительстве пирамид» ВВС


Дом ремесленника: §10 – чтение раздела


Трудовая неделя у древних египтян продолжалась десять дней, после нее наступал выходной. В праздники отдыхали и веселились. Наиболее любимыми были Новый год и праздне­ство в честь разлива Нила. Новый год отмечали по всей стра­не. Его праздновали а день, когда на небе появлялась звез­да Сириус (примерно 19 июля по юлианскому календарю). С этим днем был связан подъем воды в Ниле. Все египтяне в день Нового года обменивались поздравлениями и подар­ками.

Второй большой праздник приходился на время разлива Нила («ахет»). Сельскохозяйственные работы прерывались, бесчисленные толпы египтян собирались на берегах Нила. По пути к реке египтяне пели, плясали, мужчины играли на флейтаx, женщины — на трещотках. Сельские жители отправлялись на лодках по Нилу в города, чтобы принять участие в больших юродских празднествах.

В праздничные дни надевали новую одежду, но считалось плохой приметой начинать в этот день новое дело. Кроме общих праздников каждая область устраивала торжества в честь своего бога и покровителя.

Андреевская Т. П. Древний Восток. М., 1998. С. 28—29



В данную структуру египетского общества не включены рабы. Они находились на самой низшей ступеньке общества, не имели никаких прав. Попадали в рабы пленники. Сначала их просто убивали, т.к. прокормить их было невозможно, но с развитием хозяйства пленных стали оставлять в живых и использовать на самых тяжелых работах. С этих времен сохранились образные названия рабов: «живые мертвые» и «говорящие орудия труда».

Вигасин – стр 47




Домашнее задание: § 8 – 9, 10

Рассказ «Один день из жизни…»





5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока: "Общество Древнего Египта"

Автор: Гладких Ирина Николаевна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198456


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства