Тема: Общественное движение при Александре I.
Выступление декабристов.
Цель: раскрыть причины возникновения и цели участников тайных организаций; рассмотреть выступление декабристов;
развивать умения работать с учебником, историческими документами, умение работать в группах;
вызвать интерес к историческим событиям 1825г., его участникам; продолжить формирование личностной патриотической позиции учащихся.
Оборудование: учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХIХ век; мультимедийный проектор; компьютер.
План урока
Зарождение организационного общественного движения.
Первые тайные общества.
Династический кризис. Выступление 14 декабря 1825 года.
Историческое значение движения декабристов.
Основные понятия и даты: декабристы; «Союз Спасения» (1816-1817), «Союз благоденствия» (1818- 1821), Южное общество(1821-1825), Северное общество(1822-1825); 14 декабря 1825г., Конституция.
Ход урока
Орг. момент.
Вступительное слово учителя:
Урок мне хочется начать поэтическими строчками замечательного поэта. Вслушайтесь в них. Подумайте, кому они посвящены, кто их автор.
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора. . .
А.С. Пушкин.
- Кому посвящено это стихотворение?(декабристам)
- А кто автор?
- знаете ли вы, кто такие декабристы?
- Известно ли вам что- нибудь о них?
- Я не случайно прочитала эти строки в начале урока. Пушкин написал это послание своим опальным друзьям и передал его им женой декабриста Муравьева в далекую Сибирь.
И сегодня речь пойдет, в том числе и о них.
- Я предлагаю вам тему нашего урока: Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов.(запишите)
- Внимательно вдумайтесь в тему урока. Чем сегодня мы будем заниматься? Что сегодня мы узнаем? Чему мы все вместе научимся? И что каждый из нас сумеет сделать? (ответы детей)
- На уроке мы познакомимся с причинами возникновения и программами (целями) тайных обществ, рассмотрим выступление декабристов, выявим значение данного события в истории России, мы будем учиться сообща работать в группах, попытаемся выразить свою личную позицию к людям, событиям, фактам.
- А сейчас мы перенесемся с вами в тот далекий ХIХ век, в эпоху царствования Александра I: не простое время для России: непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты, но победа досталась ценою больших потерь. Постепенно налаживается жизнь: в экономике крепнет капиталистический уклад, дворяне расширяют свои привилегии, а крестьяне по-прежнему находятся в позорной крепостной зависимости, которая является «пороховым погребом» под зданием могущественной империи.
О начале правления Александра I А.С. Пушкин писал: «Дней Александровых прекрасное начало . . . »
Актуализация знаний учащихся
- Какие надежды возлагал на Александра I русский народ?
- Перечислите самые важные, на ваш взгляд, преобразования.
- Какие настроения существовали в обществе в отношении политики царя? (Ответы детей)
III. Изложение нового материала.
После Отечественной войны 1812г. и заграничных походов русская армия вернулась на родину. Офицеры-дворяне познакомились с жизнью и просветительскими идеями Западной Европы, многие из которых приобщились к масонским организациям. (новый термин, пометьте в словарь: Масоны- члены религиозно- политической организации, которая своей целью провозглашает объединение человечества.). Участие в масонстве давало сторонникам идей либерализма опыт, необходимый для создания и деятельности их собственных организаций.
Первыми носителями освободительных идей в России выступили лучшие представители привилегированного сословия- дворянства. Люди состоятельные, начитанные, среди которых есть художники, поэты, музыканты, начали по-иному смотреть на российские порядки.
Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ и кружков.
Причины образования тайных обществ (слайд )
1. Война 1812г. и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все русское общество.
2. Заграничные походы русской армии 1813-1815гг. и знакомства офицеров с политическим устройством европейских государств.
3. Чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения.
4. Крепостное право, военные поселения.
5. Революционные события в Западной Европе.
Тайные общества и кружки (слайд )
1. «Союз Спасения»(1816-1818).Руководитель: Муравьев А.Н., члены – Трубецкой Сергей, Никита Муравьев, Павел Пестель, Иван Пущин и др. Программа: введение конституции и гражданских свобод, ликвидация крепостничества, ограничение самодержавия.
2. «Союз Благоденствия»(1818- 1821).В него входили почти все те же члены. Программа: введение конституции, ликвидация самодержавия, утверждение конституционной монархии.
3. Южное общество(1821-1825). Руководитель: Пестель П.И. Программа «Русская правда».
Северное общество(1822-1825). Руководитель: Муравьев Н.М. Конституция Муравьева Н.М.
Период с 19 ноября по 14 декабря 1825г. носил название междуцарствие, т.к. Александр I внезапно скончался осенью 1825г., а нового царя еще не было. Императором должен был стать брат Александра I- Константин, который в это время был наместником в Польше. Он устно отрекся от трона, а манифест об этом не был издан. После издания манифеста Николай I стал царем. «Переприсяга» новому императору была назначена на 14 декабря 1825г.
А в это время на квартире у отставного поручика поэта Кондратия Рылеева собрались члены тайного общества.
Свечи горят в подсвечниках. Виден в углу камин. Подошел Рылеев к камину. К поленьям свечу поднес. Побежал огонек. Заиграло пламя.
Тайных обществ в России два. Одно – в Петербурге, на севере. Оно так и называлось – Северным тайным обществом. Второе возникло на юге, на Украине. Оно называлось Южным. Члены тайных обществ называли себя декабристами.
Шумно сейчас у Рылеева. Все веселее гудит камин. Обсуждается план восстания, назначенное на 14 декабря 1825г. Решительный наступил момент. 14-го декабря утром должен собраться Сенат. Будет оглашен манифест о новом российском царе. Сенаторы принесут присягу. И с этой минуты великий князь Николай станет царем Николаем I .
- Не быть Николаю царем!
План у молодых офицеров таков: вывести 14 декабря 1825г. утром войска на Сенатскую площадь, заставить сенаторов отклонить манифест, а затем собрать представителей ото всех областей России и вместе с ними решить, кому и как дальше Россией править.
Проблемный вопрос: Почему участники выступления 14 декабря 1825г. на Сенатской площади не одержали победу?
- Об этом мы скажем после групповой работы.
Итак, мы приступаем к работе в группах. Напоминаю правила работы в группе.
IV. Самостоятельная работа с учебником, историческими документами в группах.
Изучение программ тайных обществ и события выступления проводится по группам.
1 группа: «Члены Южного общества»
Задание:
Прочитайте пункт «Южное общество»( параграф 8), с.48 -50.
Определите участников и основные идеи их программы.
3. Представьте себя участниками этого общества и передайте основные идеи программы от первого лица.
4. Обсудите предлагаемые вопросы и подготовьте ответ в группе.
2 группа: «Члены Северного общества»
Задание:
Прочитайте пункт «Северное общество»(параграф 8), с.50-51.
Определите участников и основные идеи их программы.
3. Представьте себя участниками этого общества и передайте основные идеи программы от первого лица.
4. Обсудите предлагаемые вопросы и подготовьте ответ в группе.
3 группа: « участники выступления »
Задание:
Прочитайте пункт «Выступление 14 декабря 1825 года» (параграф 9), с.53-54.
Расскажите о событие 14 декабря 1825 года от лица участника.
Подумайте, почему декабристы не рассказали выведенным ими на Сенатскую площадь солдатам об истинных причинах выступления?
4. Познакомьтесь с документом «Из «манифеста к русскому народу» декабристов»(с.55-56), ответьте на вопросы после него.
5. Обсудите предлагаемые вопросы и подготовьте ответ в группе.
4 группа: « участники выступления »
Задание:
Прочитайте по ролям эпизод «Морской офицер».
МОРСКОЙ ОФИЦЕР
Начались допросы декабристов. Вел допросы сам царь Николай I. Гордо держали себя декабристы во время следствия. По Петербургу ползли слухи о смелом ответе царю Николая Бестужева.
Морской офицер Николай Бестужев был старшим братом Александра Бестужева. Во время восстания он привел на Сенатскую площадь гвардейский морской экипаж.
Стоят друг против друга царь Николай I и Николай Бестужев.
Внимательно смотрит на декабриста царь.
Ты Николай Бестужев?
Так точно, ваше величество, я и есть Николай Бестужев.
Значит, поднял руку свою на отечество?
Никак нет, ваше величество. За святынь почитаю родину. Ценю превыше всего отечество.-
Против чего же ты бунтовал?
— Против негодных порядков, ваше величество!
— Да знаешь ли ты, — Николай I заметно повысил голос,—
что все вы в моих руках...
— Знаю,— спокойно ответил Бестужев.
Спокойный ответ и взорвал царя.
— Ах, знаешь! — закричал Николай I.— Нет, ты пока ничего
не знаешь. Хочешь, тебя помилую?
Не отвечает Бестужев.
Хочешь, тебя повешу? Не отвечает Бестужев.
Да знаешь ли ты, слово одно государя — и...
Вот тут-то Николай Бестужев и произнес ту самую фразу, о которой потом говорил Петербург:
— Ваше величество, в том-то и все несчастье, что каприз
царей в России превыше любых законов. Против порядков этих
я и поднял с друзьями меч.
Какие качества личности Бестужева проявились в этом эпизоде
5 группа: «Историки»
Задание:
Прочитайте пункты «Следствие и суд над декабристами», «Историческое значение и последствия восстания декабристов» (параграф 9), с.55.
ответьте на вопросы:
- Как расправились с участниками выступления?
- В чем состояло историческое значение восстания декабристов?
3.Обсудите предлагаемые вопросы и подготовьте ответ в группе.
- Итак, приступаем к озвучиванию результатов вашей работы. Порядок таков: группа выступает, все остальные – слушают и дополняют, основные результаты будем фиксировать в тетради.
Каждая группа представляет свой ответ.
Отвечают на проблемный вопрос.
V.Итог урока
Выступление декабристов потерпело поражение.
К причинам поражения можно отнести:
Узкая социальная база (офицеры-дворяне);
отсутствие необходимого единства и согласованности действий;
неготовность большей части образованного общества, дворянства к ликвидации самодержавия и крепостничества;
культурная отсталость крестьянства и рядового состава армии.
Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением ХIХ века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить все усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Идеи декабристов оказали значительное влияние на творчество таких видных представителей российской культуры, как Пушкин А.С., Грибоедов А.С. и других.
Значение восстания декабристов:
Началась борьба с крепостным правом и самодержавием.
Оказало огромное влияние на развитие русской культуры.
Первое крупное оппозиционное политическое выступление ХIХ века;
Вдохновили последующих борцов за свободу.
- Вы помните, какими строчками я начала урок – это строки Пушкина А.С. «Послание в Сибирь». И эти строки дошли до декабристов
Одоевский Александр Иванович - поэт-декабрист в 1827 году написал ответное стихотворение Пушкину А.С.:
Но будь покоен, бард: цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя,
И православный наш народ
Сберется под святое знамя.
VI.Рефлексия
Мне на уроке открылись:
Три самых важных имени:
Три самых важных чувства:
Три самых важных качества:
VII. Домашнее задание: на выбор
- Параграфы-8,9;
- заполнение сравнительной таблицы:
«Конституция» Муравьева Н.М. | «Русская правда» Пестеля П.И. |
- мини – сочинение «Я - участник выступления 14 декабря 1825 года»
- Царь разгромил декабристов. Сгноил в Сибири. Лишь через 30 лет, уже после смерти царя Николая I, декабристам разрешили вернуться с каторги. Дожили до этого момента всего лишь несколько человек.
Декабристы погибли. Но не стихла борьба в России. На смену одним героям, как волны в открытом море, девятым валом пришли другие. Но это темы следующих уроков.
Спасибо за сотрудничество.
7