kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока истории в 8 классе "Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов"  с презентацией при изучении новой темы. В ходе урока учащиеся раскрывают  причины возникновения и цели участников тайных организаций; рассматривают причины, ход и значение выступления декабристов.Урок направлен на развитие навыков аналитической работы с историческими документами, текстом учебника, художественной литературой. В ходе урока активизируются имеющиеся знания учащихся, происходит самостоятельная добыча информации при работе в группах, формулировка несложных выводов.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Тема: Общественное движение при Александре I.

Выступление декабристов.


Цель: раскрыть причины возникновения и цели участников тайных организаций; рассмотреть выступление декабристов;

развивать умения работать с учебником, историческими документами, умение работать в группах;

вызвать интерес к историческим событиям 1825г., его участникам; продолжить формирование личностной патриотической позиции учащихся.


Оборудование: учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХIХ век; мультимедийный проектор; компьютер.

План урока

  1. Зарождение организационного общественного движения.

  2. Первые тайные общества.

  3. Династический кризис. Выступление 14 декабря 1825 года.

  4. Историческое значение движения декабристов.

Основные понятия и даты: декабристы; «Союз Спасения» (1816-1817), «Союз благоденствия» (1818- 1821), Южное общество(1821-1825), Северное общество(1822-1825); 14 декабря 1825г., Конституция.

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Вступительное слово учителя:

Урок мне хочется начать поэтическими строчками замечательного поэта. Вслушайтесь в них. Подумайте, кому они посвящены, кто их автор.

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора. . .

А.С. Пушкин.


- Кому посвящено это стихотворение?(декабристам)

- А кто автор?

- знаете ли вы, кто такие декабристы?

- Известно ли вам что- нибудь о них?

- Я не случайно прочитала эти строки в начале урока. Пушкин написал это послание своим опальным друзьям и передал его им женой декабриста Муравьева в далекую Сибирь.

И сегодня речь пойдет, в том числе и о них.

- Я предлагаю вам тему нашего урока: Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов.(запишите)

- Внимательно вдумайтесь в тему урока. Чем сегодня мы будем заниматься? Что сегодня мы узнаем? Чему мы все вместе научимся? И что каждый из нас сумеет сделать? (ответы детей)

- На уроке мы познакомимся с причинами возникновения и программами (целями) тайных обществ, рассмотрим выступление декабристов, выявим значение данного события в истории России, мы будем учиться сообща работать в группах, попытаемся выразить свою личную позицию к людям, событиям, фактам.

- А сейчас мы перенесемся с вами в тот далекий ХIХ век, в эпоху царствования Александра I: не простое время для России: непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты, но победа досталась ценою больших потерь. Постепенно налаживается жизнь: в экономике крепнет капиталистический уклад, дворяне расширяют свои привилегии, а крестьяне по-прежнему находятся в позорной крепостной зависимости, которая является «пороховым погребом» под зданием могущественной империи.

О начале правления Александра I А.С. Пушкин писал: «Дней Александровых прекрасное начало . . . »

Актуализация знаний учащихся

- Какие надежды возлагал на Александра I русский народ?

- Перечислите самые важные, на ваш взгляд, преобразования.

- Какие настроения существовали в обществе в отношении политики царя? (Ответы детей)

III. Изложение нового материала.

После Отечественной войны 1812г. и заграничных походов русская армия вернулась на родину. Офицеры-дворяне познакомились с жизнью и просветительскими идеями Западной Европы, многие из которых приобщились к масонским организациям. (новый термин, пометьте в словарь: Масоны- члены религиозно- политической организации, которая своей целью провозглашает объединение человечества.). Участие в масонстве давало сторонникам идей либерализма опыт, необходимый для создания и деятельности их собственных организаций.

Первыми носителями освободительных идей в России выступили лучшие представители привилегированного сословия- дворянства. Люди состоятельные, начитанные, среди которых есть художники, поэты, музыканты, начали по-иному смотреть на российские порядки.

Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ и кружков.


Причины образования тайных обществ (слайд )

1. Война 1812г. и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все русское общество.

2. Заграничные походы русской армии 1813-1815гг. и знакомства офицеров с политическим устройством европейских государств.

3. Чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения.

4. Крепостное право, военные поселения.

5. Революционные события в Западной Европе.


Тайные общества и кружки (слайд )

1. «Союз Спасения»(1816-1818).Руководитель: Муравьев А.Н., члены – Трубецкой Сергей, Никита Муравьев, Павел Пестель, Иван Пущин и др. Программа: введение конституции и гражданских свобод, ликвидация крепостничества, ограничение самодержавия.

2. «Союз Благоденствия»(1818- 1821).В него входили почти все те же члены. Программа: введение конституции, ликвидация самодержавия, утверждение конституционной монархии.


3. Южное общество(1821-1825). Руководитель: Пестель П.И. Программа «Русская правда».


  1. Северное общество(1822-1825). Руководитель: Муравьев Н.М. Конституция Муравьева Н.М.

Период с 19 ноября по 14 декабря 1825г. носил название междуцарствие, т.к. Александр I внезапно скончался осенью 1825г., а нового царя еще не было. Императором должен был стать брат Александра I- Константин, который в это время был наместником в Польше. Он устно отрекся от трона, а манифест об этом не был издан. После издания манифеста Николай I стал царем. «Переприсяга» новому императору была назначена на 14 декабря 1825г.

А в это время на квартире у отставного поручика поэта Кондратия Рылеева собрались члены тайного общества.

Свечи горят в подсвечниках. Виден в углу камин. Подошел Рылеев к камину. К поленьям свечу поднес. Побежал огонек. Заиграло пламя.

Тайных обществ в России два. Одно – в Петербурге, на севере. Оно так и называлось – Северным тайным обществом. Второе возникло на юге, на Украине. Оно называлось Южным. Члены тайных обществ называли себя декабристами.

Шумно сейчас у Рылеева. Все веселее гудит камин. Обсуждается план восстания, назначенное на 14 декабря 1825г. Решительный наступил момент. 14-го декабря утром должен собраться Сенат. Будет оглашен манифест о новом российском царе. Сенаторы принесут присягу. И с этой минуты великий князь Николай станет царем Николаем I .

- Не быть Николаю царем!

План у молодых офицеров таков: вывести 14 декабря 1825г. утром войска на Сенатскую площадь, заставить сенаторов отклонить манифест, а затем собрать представителей ото всех областей России и вместе с ними решить, кому и как дальше Россией править.

Проблемный вопрос: Почему участники выступления 14 декабря 1825г. на Сенатской площади не одержали победу?

- Об этом мы скажем после групповой работы.

Итак, мы приступаем к работе в группах. Напоминаю правила работы в группе.


IV. Самостоятельная работа с учебником, историческими документами в группах.

Изучение программ тайных обществ и события выступления проводится по группам.

1 группа: «Члены Южного общества»

Задание:

  1. Прочитайте пункт «Южное общество»( параграф 8), с.48 -50.

  2. Определите участников и основные идеи их программы.

3. Представьте себя участниками этого общества и передайте основные идеи программы от первого лица.

4. Обсудите предлагаемые вопросы и подготовьте ответ в группе.


2 группа: «Члены Северного общества»

Задание:

  1. Прочитайте пункт «Северное общество»(параграф 8), с.50-51.

  2. Определите участников и основные идеи их программы.

3. Представьте себя участниками этого общества и передайте основные идеи программы от первого лица.

4. Обсудите предлагаемые вопросы и подготовьте ответ в группе.


3 группа: « участники выступления »

Задание:

  1. Прочитайте пункт «Выступление 14 декабря 1825 года» (параграф 9), с.53-54.

  2. Расскажите о событие 14 декабря 1825 года от лица участника.

  3. Подумайте, почему декабристы не рассказали выведенным ими на Сенатскую площадь солдатам об истинных причинах выступления?

4. Познакомьтесь с документом «Из «манифеста к русскому народу» декабристов»(с.55-56), ответьте на вопросы после него.

5. Обсудите предлагаемые вопросы и подготовьте ответ в группе.

4 группа: « участники выступления »

Задание:

  1. Прочитайте по ролям эпизод «Морской офицер».

МОРСКОЙ ОФИЦЕР

Начались допросы декабристов. Вел допросы сам царь Нико­лай I. Гордо держали себя декабристы во время следствия. По Петербургу ползли слухи о смелом ответе царю Николая Бестужева.

Морской офицер Николай Бестужев был старшим братом Александра Бестужева. Во время восстания он привел на Сенат­скую площадь гвардейский морской экипаж.

Стоят друг против друга царь Николай I и Николай Бес­тужев.

Внимательно смотрит на декабриста царь.

  • Ты Николай Бестужев?

  • Так точно, ваше величество, я и есть Николай Бестужев.

  • Значит, поднял руку свою на отечество?

  • Никак нет, ваше величество. За святынь почитаю родину. Ценю превыше всего отечество.-

  • Против чего же ты бунтовал?

— Против негодных порядков, ваше величество!

— Да знаешь ли ты, — Николай I заметно повысил голос,—
что все вы в моих руках...

— Знаю,— спокойно ответил Бестужев.

Спокойный ответ и взорвал царя.

— Ах, знаешь! — закричал Николай I.— Нет, ты пока ничего
не знаешь. Хочешь, тебя помилую?

Не отвечает Бестужев.

  • Хочешь, тебя повешу? Не отвечает Бестужев.

  • Да знаешь ли ты, слово одно государя — и...

Вот тут-то Николай Бестужев и произнес ту самую фразу, о которой потом говорил Петербург:

— Ваше величество, в том-то и все несчастье, что каприз
царей в России превыше любых законов. Против порядков этих
я и поднял с друзьями меч.


  1. Какие качества личности Бестужева проявились в этом эпизоде


5 группа: «Историки»

Задание:

  1. Прочитайте пункты «Следствие и суд над декабристами», «Историческое значение и последствия восстания декабристов» (параграф 9), с.55.

  2. ответьте на вопросы:

- Как расправились с участниками выступления?

- В чем состояло историческое значение восстания декабристов?

3.Обсудите предлагаемые вопросы и подготовьте ответ в группе.


- Итак, приступаем к озвучиванию результатов вашей работы. Порядок таков: группа выступает, все остальные – слушают и дополняют, основные результаты будем фиксировать в тетради.


Каждая группа представляет свой ответ.

Отвечают на проблемный вопрос.


V.Итог урока

Выступление декабристов потерпело поражение.

К причинам поражения можно отнести:

  1. Узкая социальная база (офицеры-дворяне);

  2. отсутствие необходимого единства и согласованности действий;

  3. неготовность большей части образованного общества, дворянства к ликвидации самодержавия и крепостничества;

  4. культурная отсталость крестьянства и рядового состава армии.

Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением ХIХ века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить все усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Идеи декабристов оказали значительное влияние на творчество таких видных представителей российской культуры, как Пушкин А.С., Грибоедов А.С. и других.

Значение восстания декабристов:

  1. Началась борьба с крепостным правом и самодержавием.

  2. Оказало огромное влияние на развитие русской культуры.

  3. Первое крупное оппозиционное политическое выступление ХIХ века;

  4. Вдохновили последующих борцов за свободу.


- Вы помните, какими строчками я начала урок – это строки Пушкина А.С. «Послание в Сибирь». И эти строки дошли до декабристов


Одоевский Александр Иванович - поэт-декабрист в 1827 году написал ответное стихотворение Пушкину А.С.:

Но будь покоен, бард: цепями,

Своей судьбой гордимся мы,

И за затворами тюрьмы

В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет,

Из искры возгорится пламя,

И православный наш народ

Сберется под святое знамя.

VI.Рефлексия

Мне на уроке открылись:

Три самых важных имени:

Три самых важных чувства:

Три самых важных качества:


VII. Домашнее задание: на выбор

- Параграфы-8,9;

- заполнение сравнительной таблицы:

«Конституция» Муравьева Н.М.

«Русская правда» Пестеля П.И.

- мини – сочинение «Я - участник выступления 14 декабря 1825 года»


- Царь разгромил декабристов. Сгноил в Сибири. Лишь через 30 лет, уже после смерти царя Николая I, декабристам разрешили вернуться с каторги. Дожили до этого момента всего лишь несколько человек.

Декабристы погибли. Но не стихла борьба в России. На смену одним героям, как волны в открытом море, девятым валом пришли другие. Но это темы следующих уроков.

Спасибо за сотрудничество.






7



Просмотр содержимого презентации
«презентация 8 класс»

« Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.  Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора …»  А.С.Пушкин

« Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора …»

А.С.Пушкин

политика Александра I ; война 1812г. и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все русское общество; заграничные походы русской армии 1813-1815 гг.; чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения; крепостное право; революционные события в Западной Европе.
  • политика Александра I ;
  • война 1812г. и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все русское общество;
  • заграничные походы русской армии 1813-1815 гг.;
  • чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения;
  • крепостное право;
  • революционные события в Западной Европе.
« Союз Спасения » (1816-1818) Руководитель – Муравьев А.Н. Программа:

« Союз Спасения » (1816-1818)

Руководитель – Муравьев А.Н.

Программа:

  • введение конституции и гражданских свобод;
  • ликвидация крепостничества;
  • ограничение самодержавия.
Программа:   введение конституции;  ликвидация самодержавия;  утверждение конституционной монархии

Программа:

  • введение конституции;
  • ликвидация самодержавия;
  • утверждение конституционной монархии

* узкая социальная база (офицеры-дворяне); * отсутствие необходимого единства и согласованности действий; * неготовность большей части образованного общества, дворянства к ликвидации самодержавия и крепостничества; * культурная отсталость крестьянства и рядового состава армии.

* узкая социальная база (офицеры-дворяне);

* отсутствие необходимого единства и согласованности действий;

* неготовность большей части образованного общества, дворянства к ликвидации самодержавия и крепостничества;

* культурная отсталость крестьянства и рядового состава армии.

явилось первым крупным оппозиционным политическим выступлением Х I Х века; направило все усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием; оказало огромное влияние на развитие русской культуры; вдохновило последующих борцов за свободу
  • явилось первым крупным оппозиционным политическим выступлением Х I Х века;
  • направило все усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием;
  • оказало огромное влияние на развитие русской культуры;
  • вдохновило последующих борцов за свободу
«Но будь покоен, бард: цепями, Своей судьбой гордимся мы, И за затворами тюрьмы В душе смеемся над царями.  Наш скорбный труд не пропадет, Из искры возгорится пламя, И православный наш народ Сберется под святое знамя. . .»

«Но будь покоен, бард: цепями,

Своей судьбой гордимся мы,

И за затворами тюрьмы

В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет,

Из искры возгорится пламя,

И православный наш народ

Сберется под святое знамя. . .»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Емельянова Наталья Ивановна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102089


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства