Методическая разработка урока "Культура и религия народов Кубани"
Методическая разработка урока "Культура и религия народов Кубани"
~~Тема: "Культура и религия народов Кубани".
Тип урока: усвоение новых знаний на основе имеющихся.
Цели урока.
Образовательная: рассмотреть культуру и религию народов Кубани на примере адыгского этноса.
Развивающая: развивать речь, внимание обучающихся, умение сравнивать, делать выводы, обогащать словарный запас.
Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию активности
самостоятельности обучающихся.
Методы обучения: словесные (фронтальный опрос, эвристическая беседа, индивидуальный опрос); наглядные (демонстрация фрагментов видеоролика с разъяснением).
Оборудование: ноутбук, проэктор, экран, демонстрация документального фильма "Адыгэ Хабзэ - Адыгский этикет", демонстрационные куклы в национальных костюмах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип урока: усвоение новых знаний на основе имеющихся.
Цели урока.
Образовательная: рассмотреть культуру и религию народов Кубани на примере адыгского этноса.
Развивающая: развивать речь, внимание обучающихся, умение сравнивать, делать выводы, обогащать словарный запас.
Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию активности
самостоятельности обучающихся.
Методы обучения: словесные (фронтальный опрос, эвристическая беседа, индивидуальный опрос); наглядные (демонстрация фрагментов видеоролика с разъяснением).
Оборудование: ноутбук, проэктор, экран, демонстрация документального фильма "Адыгэ Хабзэ - Адыгский этикет", демонстрационные куклы в национальных костюмах.
1) Орг. моменты. 2 мин.
2) Проверка домашнего задания по предыдущей теме (фронтальный опрос). 7 мин.
1. Расскажите об административно-территориальном делении Кубани.
2. Каковы были основные направления в сельском хозяйстве региона?
3) Изучение нового материала. 20 мин.
Слово учителя.
Предки адыгов, именуемые зихами, меотами, керкетами и т. д., вошли в историю начиная с VI века до нашей эры, так как описаны античными авторами, а их культура последовательно подтверждена памятниками майкопской культуры, дольменной культуры, меотской культуры и других археологических культур.
Обучающиеся записывают в тетрадь.
Адыгская культура — малоизученный феномен, результат длительного отрезка времени жизни народа, в течение которого культура испытала на себе различные внутренние и внешние воздействия, среди которых длительные контакты с греками, генуэзцами и другими народами, длительные феодальные междоусобицы, войны, махаджирство, социальные, политические и культурные потрясения.
Слово учителя.
Морально-нравственный кодекс, именуемый Адыгагъэ, выступает культурным ядром или главной ценностью адыгской культуры; он включает в себя человечность, почтительность, разум, мужество и честь.
Религия
Вопрос обучающимся: какие вы знаете религии? Какую религию исповедуют адыги?
Предки современных адыгов (зихи, меоты, керкеты и т. д.) последовательно прошли через исповедование различных религий — монотеизм, его синкретизм с христианством, затем ислам, а в советский период — атеизм. В настоящее время возрождается ислам. Моздокские кабардинцы (кабардинцы, проживающие в районе Моздока) — в основном православные христиане
Адыгский этикет.
Адыгский этикет занимает особое место в культуре, как система связей (или канал информационных потоков), воплощённая в символическую форму, посредством которой адыги вступают в отношения друг с другом, хранят и передают опыт своей культуры. Причём, адыгами были выработаны этикетные формы поведения, которые помогали существовать в горном и предгорном ландшафте.
Обучающиеся записывают в тетрадь.
Адат (от араб. обычай) - неписанный закон, обычное право у кавказских народов (демонстрация фрагмента фильма).
Куначество — старинный кавказский обычай, согласно которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что эти отношения по своему смыслу близки к кровнородственным отношениям, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и защиту (демонстрация фрагмента фильма).
Аталычество имеет тюрское происхождение (где аталык — отец) — древний обычай зафиксированный в этнографии Кавказа, по которому, ребёнок вскоре после своего рождения, переходит на некоторое время (для воспитания) в другую семью, а затем возвращается к своим родителям (по истечению определенного обычаем времени (демонстрация фрагмента фильма).
Слово учителя.
Наиболее значимые отличия от гостеприимства следующие.
- обычай гостеприимства запрещал хозяину интересоваться личными или иными делами (проблемами) гостя, а куначество, наоборот, обязывало кунака активно интересоваться и знать всё, что беспокоит его друга-кунака, чтобы своевременно оказать помощь.
- обычай гостеприимства обязывал хозяина обеспечивать защиту гостя лишь в пределах
собственных владений, а кунак отвечал за безопасность друга-кунака, где бы он ни был, более того, обязывал даже мстить за обиду или смерть друга-кунака. Одежда и оружие.
Слово учителя.
Живописной была одежда адыгов. Женщины носили длинные платья и шаровары. Платье украшалось золотым или иным шитьём и затягивалось таким образом, чтобы подчеркнуть стройность и достоинства фигуры. Женская одежда отличалась цветовой гаммой : платья были синего, темно – зеленого, черного, коричневого, темно – красного цветов. Головным убором женщин считались платки, шапочки. Девочки и замужние женщины носили платки, девушки – шапочки. Женщины – простолюдинки носили шапочки разных цветов, за исключением красного. При выходе из дома набрасывали покрывало, чтобы скрыть лицо (демонстрация куклы в черкесском девичьем национальном костюме).
Вопрос обучающимся: как вы думаете, почему у многих народов, в том числе и у адыгов женщина обязана была покрывать голову?
Поверх широких шальвар надевали длинные платья с застежками на груди. Женщины из дворянских и княжеских семей носили красные сафьяновые туфли без подметок, простолюдинки вместо туфель надевали простые сандалии, но чаще ходили босиком. Девушки носили широкие длинные панталоны и длинную рубашку, которую на поясе стягивали лентой или полоской кожи. Праздничная одежда представляла собой полукафтан из шелка или хлопчатобумажной ткани, поверх которого надевалась длинная безрукавка из сукна. Чтобы сохранить стройность, девочки из княжеских и дворянских семей с десяти лет постоянно носили корсет из кожи или сафьяна (демонстрация кукол в народных костюмах).
Еще более экзотичен был мужской костюм. Верхнюю его часть составляли штаны, бешмет (полукафтан типа рубахи), черкеска (узкий длинный кафтан без ворота), башлык (суконный капюшон с большими концами), бурка, папаха. На черкеске по обеим сторонам груди пришивались гнезда для патронов, которые помещались в специальных гильзах (газырях). Знатные адыги носили белые черкески, остальные – черные. Верхней плечевой одеждой являлась бурка. Она в ХУIII веке была короткой, иногда значительно выше колен, что делало ее удобной и всаднику, и пешему. Носили бурку на левом плече, так, чтобы разрез приходился на правую руку и правая рука могла свободно двигаться. При сильном ветре буркой накрывали обе руки. Бурку делали из овчины шерстью наружу и из войлока. Помимо валяных бурок встречались накидки из шкур животных, но в основном их носили простолюдины, чтобы укрываться от дождя. При переездах бурка служила постелью. Штаны (шальвары) были суконные, с лампасами из серебряных галунов. Их шили широкими вверху и зауженными книзу. Головной убор адыги носили разной формы: высокие бараньи шапки на толстой подкладе и фески из сукна. Бараньи шапки были низкими, с узким меховым околышком и суконным верхом, щедро обшитые галуном. В плохую погоду поверх шапки голову покрывали башлыком.
Голову черкесы брили наголо или стриглись очень коротко, оставляя на макушке клок волос длиною в палец. В ХVIII – середине ХIХ вв. нередко можно было встретить адыга с бородой, а некоторые мужчины носили только усы (демонстрация куклы в черкесском мужском национальном костюме).
Обучающиеся записывают в тетрадь.
Вывод: таким образом культура адыгского населения имела ряд особенностей, что отличало ее от других народов Кубани и придавало особое своеобразие. Наличие определенных правил поведения, пронизывающих все стороны жизни общества позволило сохранить эту культурную основу до сегодняшних дней.
4).Закрепление (индивидуальный опрос). 7 мин.
1. Назовите особенности адыгской культуры.
2. Перечислите основные хозяйственные занятие адыгов.
3. Дать определение понятию аталычество, куначество, адат.
5). Домашнее задание, подведение итогов. 4 мин.
Параграф учибника 3.3., с. 93-97, а также записи в тетради.
Индивидуальные задания: подготовить краткие сообщения на тему: "Культура и религия народов Кубани" (на примере русского этноса, армян, греков, грузин и т.д.).