Методическая разработка урока "Кубань - многонациональный край"
Методическая разработка урока "Кубань - многонациональный край"
Данная разработка урока составлена в соответствии с ФГОС, будет интересна и полезна учителяи кубановедения и класным руководителям. Осноной метод - метод проекта. Предполагается работа над терминами, со статистическим материалом, картой. Данный матриал несет в себе огромный воспитательный потенциал. Любовь к малой Родине, толерантность должны быть не пустыми словами для подрастающего поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Кубань - многонациональный край" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 станицы Старолеушковской
«Кубань – многонациональный край»
5 класс
Савченко Татьяна Александровна
Учитель истории и обществознания
Цели урока:
образовательная: познакомить учащихся с национальным составом Краснодарского края; дать знания о языковых группах, семьях, особенностях национального состава, языка, показать роль русского языка в межнациональном общении. воспитательная: сформировать представление о культуре народов (религии, жилище, пище, одежде, праздниках, этических нормах); воспитывать толерантность. развивающая: развивать умение работать с дополнительной литературой, выступать с сообщением и слушать выступления своих товарищей.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, кубанский народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с кубанской художественной культурой.
регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
познавательные:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, и классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
-владеть рядом общих приёмов решения задач.
коммуникативные:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра.
Предполагаемый результат:
ученик должен знать (понимать):
источники информации о своей малой родине;
основные этапы и ключевые события истории Кубани в древности;
виды хозяйственной деятельности и занятия населения;
религиозные представления и особенности культурного развития представителей разных национальностей Кубани;
мифологию народов, населявших Кубань в древности;
уметь:
- показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;
- работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности;
- отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев - от реальных исторических лиц;
- высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;
- излагать в устной и письменной форме полученные знания по кубановедению, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты), занимаясь проектной деятельностью;
использовать приобретённые знания и умения в практических целях:
- при оценке особенностей повседневной жизни жителей Кубани в различные исторические периоды;
- при освоении историко-культурного наследия малой родины.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Определение темы и проблемы урока
Чтение эпиграфа к уроку
У всех народов края общий путь – Путь дружбы – и с него нельзя свернуть! Народы вместе сквозь века прошли, В пути друзей надежных обрели.
-Какова главная мысль стихотворения?
-О каких друзьях идет речь?
-Много ли народов населяют наш край?
-Каким термином можно назвать в связи с этим нашу малую Родину? (многонациональная)
-Всегда ли народы края жили в дружбе? Приведите примеры из истории.
Значит, многонациональность отрицательно сказывается на развитии Кубани?
-Какое наблюдается противоречие? Сформулируйте проблему урока!
Слушают, анализируют.
формулируют тему урока
«Кубань-многонациональный край!»
Формулируют
проблему урока
«Как влияет многонациональный состав на развитие Кубани?»
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Планирование деятельности
Что нам необходимо узнать для решения проблемы?
Предлагают план действий:
Этнический состав Кубани.
Особености культур народов населяющих Кубань.
Пути взаимодействия народов Кубани.
планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Актуализация знаний по теме
-Вспомним, что знаем!
Работа с терминами: этнос, народ, нация, национальность
Народ - понятие, обычно подразумевающее все население данного государства (Толковый словарь Ожегова)
Этнос – исторически сложившаяся этническая общность - племя, народность, нация
Нация - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующихся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.
Национальность - принадлежность к какой-нибудь нации, народности
Работа с картой:
1.В какой части РФ расположен Краснодарский край? 2.К какому экономическому району относится? 3.В какой федеральный округ вход край? 4.С какими субъектами РФ граничит край? 5. Назовите пограничные государства и их столицы. 6. В каком районе края мы проживаем. Как называется центр района?
Дают определения, в случае затруднения обращаются к Словарю
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые)
Открытие нового знания
Физминутка
Защита проектов
Оценка и самооценка деятельности каждой группы
1.Краснодарский край – полиэтнический субъект Российской Федерации. Здесь проживают более 120 народов - самобытных, со своей культурой, ценностями, привычками. И одна из главных задач в воспитании - воспитание толерантности, потому что мир может быть тогда, когда будет дружба и единение народов.
Давайте познакомимся с численностью населения Краснодарского края и его динамикой. Изучение и анализ таблицы:
Численность представителей отдельных национальностей, проживающих на территории Краснодарского края ( тыс.чел.)
Национальности
1989
1997
2002
2010
Всего
4620,9
5010,5
5045,4
5125,221
Из них русские
4006,8
4321,8
4294,01
4436,27
армяне
171,8
232,4
24646
274
украинцы
182,1
200,9
193,58
131,77
белорусы
34,7
40,1
37,88
26,26
греки
28,4
30,7
30,79
26,54
адыгейцы
20,8
19,8
19,3
15,8
грузины
12,1
16,7
18.18
20,5
Татары крымские
17,1
17,0
17,0
26,0
Немцы
29,9
18,9
14,70
18,4
Татары
14,6
14,1
14,13
25,58
Танцевальные движения под песню «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» в исполнении С. Ротару
2. При подготовке к уроку за 1 неделю до его проведения класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает задание: подготовиться к выступлению о культуре народов, проживающих на Кубани по плану.
План выступления и подготовки презентации. 1.История заселения территории края народом. 2.Языковая семья и группа. 3.Религия и религиозные традиции, нормы поведения. 4.Национальная одежда 5.Кухня и гостеприимство. 6.Пословицы и поговорки. 7.Праздники. 1 группа – русские 2 группа - армяне 3 группа - украинцы 4 группа - грузины 5 группа - греки 6 группа - народы Дагестана
Оцените по 4-балльной системы работу каждой группы (голосование, словесная оценка)
Наша Конституция гарантирует равенство прав и возможностей для всех этносов на основе принципов патриотизма, взаимоуважения, взаимопонимания. Изучая прошлое своего края, района, населенного пункта, мы учимся уважать и понимать друг друга. Язык – основа каждого народа. Каждый народ гордится своей историей, духовными ценностями, традициями, обычаями, своим языком. «Жизнь народа в его языке» - мы читаем слова Расула Гамзатова. Лучше, наверное, не скажешь. Нет на свете лучшего средства общения. В школах Краснодарского края учащиеся по желанию изучают национальный язык. В крае есть национальные диаспоры, центры национальной культуры цель и задачи которых сохранять и развивать народные традиции. Каждая нация делится плодами своей культуры. Но беднее от этого не становится, ибо взамен получает искреннее уважение, поддержку и понимание. Мотивы переезда народов разные! Но заметьте такую деталь! Мучительное раздвоение между главными «родинами», в конце концов приводит к мудрому равновесию мысль, что истинная родина этих людей – Русский язык! Его они никогда не покидали, не предавали, не эмигрировали из него. Они в нем живут, думают на русском, пишут на русском – и в этом смысле их связь с первоначальной Родиной ни на мгновенье не прерывается. Для этих людей русский язык был, есть и остается языком общения, межнационального общения.
3. Как же влияют разные народы, населяющие Краснодарский край друг на друга?
Сделайте выводы по проблеме урока!
Делают выводы:
-Наш край населяют около 120народов (в таблице представлены 10)
-Больше всего русских
-На втором месте украинцы
-Меньше всего адыгейцев
Защита проектов
Ответы детей:
-обогаща-
ют, насыщают, наполняют культуру, делают интереснее жизнь. Но при этом необходимо с уважением относиться к представителям всех народов, их культуре! Стремиться к миру и пониманию!
Смысловое восприятие текста, выделение существеннойинформации из сообщений разных видов
Задают вопросы;
контролируютдействия партнёра;
строят сообщения в устной и письменной форме.
Формируют основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, кубанский народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
Формулирование собственного мнения и позиции
Домашнее задание
1. Для тех, кто любит рисовать: изобразить дружбу народов Кубани.
2. Для тех, кто увлекается компьютером: сделать презентацию, посвященную культуре народа, чьи представители обучаются в вашем классе или школе.
3. Для тех, кто любит исследовать: проследить становление многонациональности в нашем крае и подготовить реферат на эту тему.
Рефлексия
Закончите фразы (по цепочке):
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я научился…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
Заканчивают предложение
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности