kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме: «Победа греков над персами в Марафонской битве»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока истории включает в себя тестовые задания для проверки знаний учащихся по изученному материалу, вопросы для актуализации опорных знаний, таблицу для заполнения по итогам изучения новой темы, способствует формированию у учащихся умений и навыков работы с историческими картами и схемами, а также поможет воспитать чувство уважения и гордости к героической борьбе греков против персидского нашествия, отметить роль и значение высокого боевого духа  воинов, их мужества, доблести, храбрости, патриотизма, уверенности в своей правоте как главного источника любой победы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме: «Победа греков над персами в Марафонской битве» »




Методическая разработка

урока истории в 5 классе по теме:

«Победа греков над персами в Марафонской битве»




















Тема урока: Победа греков над персами в Марафонской битве.

Цель урока: кратко повторить основные сведения о Персидской державе, обратить внимание учащихся на её военное могущество, рассмотреть ход Марафонской битве и её результаты, дать понятие новых терминов «стратег», «фаланга»;

продолжить формирование у учащихся умений и навыков работы с историческими картами и схемами;

показать героическую борьбу греков против персидского нашествия, отметить роль и значение высокого боевого духа воинов, их мужества, доблести, храбрости, патриотизма, уверенности своей правоте как главного источника любой победы; воспитывать чувство гордости за данные качества.


Ход урока.

I. Организационный момент.


II.Проверка знаний учащихся по изученному материалу.

Работа по карточкам (3чел)

Устный ответ учащихся (2чел)


Карточка№1. Тестовое задание (выбрать правильный ответ)


1. Кто является автором поэм «Илиада» и «Одиссея»:


1) Геродот;

2) Гомер;

3) Гефест.


2.Три брата бога, согласно греческой мифологии поделили между собой власть над миром, кто из них господствовал на небе:

1) Посейдон;

2) Аид;

3) Зевс.

3. Где находились Афины:

1) в Аттике; (Средняя Греция; посмотреть карту).

2) на севере Греции;

3) на острове Крит.


4. Где находилась Спарта:

1) на острове Сицилия;

2) в Средней Греции;

3) в долине реки Еврот в Лаконии (Южная Греция;

посмотреть карту).

5. Чем занимались спартанцы:

1) ремеслом;

2) военным делом;

3) земледелием


Карточка№2. Дать определение следующим понятиям.


1) Демократия – это… (власть народа).

2) Ареопаг – это… (совет знати).

3) Архонты – это… (девять правителей, избираемых ареопагом Афин).

4) Полис – это… (город – государство).

5) Илоты – это… (по-гречески « захваченные», рабы в Спарте).

Карточка №3 по теме «Греческие колонии» (Дать краткий ответ на вопросы).


1) Почему греки покидали свою родину и селились на чужих землях?

(В Греции было мало земель, пригодных для земледелия, не хватало продуктов питания, велась борьба между демосом и знатью: всё это заставляло греков покидать свою родину и осваивать новые земли – колонии).

2) Назовите несколько известных греческих колоний? (показать на карте)

(Самые известные колонии на побережье Чёрного моря - Ольвия, Херсонес, Пантикапей; на побережье Средиземного моря – Карфаген, Сиракузы).


3) Что привозили купцы из Греции в колонии?

( В колонии из Греции привозили вино, оливковое масло, ремесленные изделия – оружие, ткани, вазы.)


4) Что вывозили из колоний в Грецию?

( Вывозили из колоний в Грецию пшеницу, хлеб, мёд, шкуры, животных, рабов).

5) Что объединяло греков в колониях со своей родиной?

( Где бы ни жили греки - они говорили на одном языке, пользовались одним и тем же письмом, поклонялись одним и тем же богам и называли себя эллинами, а свою Родину Грецию - Элладой).


Устный ответ учащихся по теме «Олимпийские игры в древности»

(1,2 пункт – один; 3,4,5- второй учащихся).


Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач.



Пятиборье

1) Бег. 4) Метание диска

2) Прыжки в длину 5) Борьба.

3) метание копья

Другие состязания: гонки колесниц на ипподроме, кулачный бой, бег с оружием.

Даты


776 год до н.э. - первые Олимпийские игры, от этой даты греки вели свое летоисчисление.


В 392 год н.э. состоялись последние Олимпийские игры древности. Через два года, в 394году н.э. римский император Феодосий I отменил их. Олимпийское движение было прервано на длительный срок.

В конце XIX века появились первые международные спортивные объединения, стали проводится соревнования с участием атлетов из разных стран. Французский общественный деятель Пьер де Кубертен (1863-1937 г.г.) выступил с предложением возобновить Олимпийские игры. Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество «дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования», будут способствовать культурному сотрудничеству народов. В парадном зале Парижского университета 25 ноября 1892 года Кубертен прочитал лекцию о возрождении Олимпийских игр и произнес свою знаменитую фразу: «Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры»

В июне 1894 года в Париже состоялся конгресс сторонников Олимпиады. На нем было принято решение о проведении Олимпийских игр и создании Международного олимпийского комитета. Чтобы связать две цивилизации - эллинскую и современную, местом проведения первых Олимпийских игр современности была выбрана столица Греции - Афины. Годом первой Олимпиады стал 1896 год. С тех пор каждые четыре года по планете пробегает огонь, зажженный на древнем алтаре Олимпии. И только в 1916, 1940, 1944 годах Олимпийские игры не проводились из-за первой и второй Мировых войн.

8 – 25 февраля 2002года в США в Солт-Лейк-Сити состоялись 19 Олимпийские зимние игры.


III Переход к изучению новой темы.


Устраивая Олимпийские игры, элинны развивали и демонстрировали свою силу, ловкость, упорство. Все эти качества были необходимы греческим воинам при защите своей родины от нападения персов. В начале V в.до н.э. владыка огромной Персидской державы, могущественный царь Дарий I задумал подчинить себе всю Элладу. Первым серьезным испытанием для греков стало Марафонское сражение.


Итак, тема нашего урока «Победа греков над персами в Марафонской битве».

План.

1)Угроза порабощения греков.

2)Марафонская битва.

3)Причины победы греков.


Мы кратко вспомним основные сведения о Персидской державе и ее военном могуществе, узнаем о героической борьбе греков с персидскими захватчиками, рассмотрим ход Марафонской битвы и ее результаты, ознакомимся с новыми военными терминами (понятиями), выясним причины победы греков в Марафонской битве.

В начале изучения темы перед вами поставлен вопрос «Почему греки смогли победить персов в Марафонской битве?» (запись на доске). В конце урока вы должны попытаться дать ответ на этот вопрос.


Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Персидская держава».

Итак, прежде чем говорить о нашествии персов на Элладу, давайте вспомним, что представляла собой Персидская держава в VI веке до н. э; для этого посмотрим на карту «Персидское царство в VI веке до н. э. и попытаемся ответить на ряд вопросов:

1.Где находилось территория, на которой проживали племена персов? (Это побережье Персидского залива).

2. Как называлось государство персов? Назовите его столицу? (Государство называлось Персида, столица - Персеполь.)

3. Чем в основном занимались персы? (Жители этого государства в основном занимались скотоводством, были лихими наездниками и стрелками (лучниками).

4. Какие крупные государства покорили персы? (Мидию, Лидия; Вавилон - 538г. до н.э., завоевал Кир; Египет - 525г. до н.э. - сын Кира - Калебис.)

5. Кто был самым могущественным царем Персидской державы? (Дарий I. В результате завоеваний было создано огромное Персидское царство, границами которого были четыре моря (Каспийское, Черное, Средиземное, Красное) и Персидский залив. Такого огромного государства еще не было до тех пор.)

6. Какие государства Балканского полуострова покорили персы? К территории какого государства они приблизились? ( Фракию, Македонию, Фессалию, приблизились к границам Греции). (Сравнить ее размеры с размерами Персидской державы.)

7. Почему персы стремились к новым завоеваниям? (Новые земли, богатства были нужны персидской знати. У Дария были сильное войско и флот. Ядро персидского войска составляли 10 тысяч отборных пехотинцев, которых называли «бессмертные». Если часть этих воинов погибала в бою, их место занимали столько же новых воинов, поэтому общее число бессмертных не менялось. Персидское войско славилось конными и пешими лучниками, боевыми колесницами, к колесам которых были приделаны ножи, косы, серпы.)


IV. Изучение новой темы.

На доске и в тетрадях записи темы урока, плана, новых слов: стратег, фаланга, Марафон, Платеи, Мильтиад.


В начале 5-го века до н.э. царь Персидской державы Дарий I задумал подчинить себе всю Элладу. Он направляет своих послов в города Греции с требованием покориться ему. Многие полисы посчитали сопротивление персам бесполезным. Только Афины и Спарта решили противостоять сильному противнику. (карта стр.160)

490г. до н.э.- Марафонская битва. На должность стратега Народное собрание избрало Мильтиада, хорошо знавшего военные приемы персов. Десятитысячное пешее войско двинулось навстречу врагу.

Спартанцы пообещали помочь афинянам, но попозже, ссылаясь на старый обычай, запрещавший до полнолуния выступать в поход. Город Платеи отважился на борьбу и прислал тысячу воинов.

Превосходство персов по числу воинов было очевидным.


Рассказ о ходе Марафонской битве (схема стр.159)


Дополнительная информация: Согласно преданию, ещё не отшумела битва, как Мильтиад отправил в Афины воина сообщить о разгроме персов. Он бежал до города без отдыха и остановок 42 км, чтобы как можно скорее передать афинянам радостную весть «Радуйтесь, мы победили!» - воскликнул воин и упал мёртвым: сердце не выдержало напряжения.

В память об этом событии было установлено спортивное состязание – Марафонский бег на дистанцию 42км. 195 м.


Угроза захвата персами Афин.


Битва при Марафоне закончилось победой греков. Отныне персы перестали считаться непобедимыми. Афиняне первыми одержали над ними победу.


Записи в тетрадях новых терминов, имен, географических названий.


Стратег – по-гречески «военачальник», командующий войском.


Фаланга – боевое построение греческих воинов в виде прямоугольника, состоявшего обычно из восьми рядов (шеренг) пехотинцев.


Мильтиад – стратег афинского войска.

Марафон – место, где произошла в 490г. до н.э. Марафонская битва.

Платеи – город, приславший в помощь афинянам тысячу воинов.



Ответ учащихся на вопрос, поставленный в начале изучения темы «Почему греки смогли победить персов в Марафонский битве?»


Зачитать следующий текст: в честь победителей при Марафоне была сделана надпись на гробнице:


Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава,

Здесь поразили они гордые персов войска,

Пешими поднялись против Азии конницы сильной,

Чтобы Эллады земля рабского дня не узнала.


Объясните смысл этой надписи. Можно ли догадаться на ее основе, какова была одна из главных причин победы греков в войне с персами.

Ответ: Греки обладали такими качествами как мужество, доблесть, храбрость греческих воинов, греки защищали свою Родину, это придавало им сил для борьбы а также талант военачальника Мильтиада его умелые, просчитанные действия как командующего войском; помощь воинов города Платеи.


V. Закрепление изученного материала

Начало заполнения таблицы в тетради (образец на доске) «Греко – персидские воины»


Дата

Сражение

Результаты сражения

1) 490 год до н.э.

Марафонская битва

Победа греков

2) 480г. год до н. э.

Бой в Фермопильском ущелье.

Поражение греков


3) 480год до н. э.


Саламинское сражение

Победа греков

VI. Подведение итогов урока. Оценки ответов и работы учащихся, домашнее задание.

§ 34, стр. 158 – 161. Подготовить развёрнутый ответ по теме «Как проходила Марафонская битва». Прочитать дополнительный материал «Крёз и персидский царь Кир» и ответить на вопросы к нему.


8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Самусь Владимир Анатольевич

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161676

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства