методическая разработка к уроку истории по теме "Москва на подъеме"
Методическая разработка к уроку истории по теме "Москва на подъеме"
Урок для 6 класса по программе курсов "История России с древнейших времен до конца XVIII века": для 6-7 классов основной школы. Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения, классифицировать материал, работать с источниками информации.
Цель урока: продолжить формирование представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики князя Дмитрия; выявить причины победы русских войск на Куликовом поле,, значимость победы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«методическая разработка к уроку истории по теме "Москва на подъеме"»
Методическая разработка
к уроку истории на тему
«Москва на подъеме»
для обучающихся 6 класса
Составила: Говорина Т.И.
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
2013-2014 учебный год
Аннотация
Урок для 6 класса по программе курсов «История России с древнейших времен до конца 18 века»: Для 6-7 классов основной школы. Автор – Пчелов Е.В. М «Русское слово», 2007. «Москва на подъёме» - второй урок по разделу «Объединение русских земель вокруг Москвы». Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала, продолжить формирование представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики князя Дмитрия; выявить причины победы русских войск на Куликовом поле, значимость победы.
Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения, классифицировать материал, работать с источниками информации.
Применение технологии проблемного обучения на уроке способствует обеспечению актуализации предметных знаний и умений обучающихся, развитию критического мышления, созданию наглядной опоры для обучения приемам анализа текста, созданию проблемно-диалогической ситуации, формированию коммуникативной культуры.
Полноценное диалогическое общение на уроке возможно при соблюдении следующих условий:
- равенство личностных позиций учителя и ученика;
- приобретение нового знания в процессе рассуждения;
- предоставление возможности определить собственную позицию при наличии различных точек зрения;
- стимулирование самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
Применение ИК - технологии способствует созданию полной, достоверной информации по изучаемой теме, поддержанию интереса, организации самоконтроля и коррекции результатов собственной деятельности обучающимися, обеспечению оптимального объёма передачи и усвоения научной информации. Сопровождение изучения новой темы показом слайдов и просмотром анимации создаёт высокий воспитательный настрой урока.
Личностно-ориентированное обучение на уроке благоприятствует развитию ребёнка как личности, развивает у обучающихся стремления к самостоятельному открытию новых знаний; формированию коммуникативных умений, необходимых каждому ребёнку для того, чтобы он мог успешно проявить себя в современной действительности. Результатом урока должны стать выводы, подтверждающие достоверность гипотез, выдвинутых в ходе урока. Результативность урока отслеживается по ходу решения кроссворда.
Название УМК Учебник: Е.В. Пчёлова. История России с древнейших времён до конца XVI века. М. «Русское слово», 2013г. Место и роль урока в изучаемой теме: «Объединение русских земель вокруг Москвы»
Тип урока: урок формирования новых знаний
Тема: «Москва на подъеме»
Цель: продолжить формирование представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики князя Дмитрия; выявить причины победы русских войск на Куликовом поле, значимость победы. Задачи: образовательная: создать условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с ходом Куликовской битвы; выяснение причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране перед Куликовской битвой и после неё; развивающая: развитие коммуникативных навыков, развитие умений и навыков работы с историческими источниками и картой, формирование интереса к самостоятельной поисковой деятельности, излагать собственную точку зрения; воспитательная: воспитание чувства гордости за предков, отстаивавших свободу и независимость родной земли, за героизм воинов, шедших на смерть, ради спасения Отчизны.
Создание психологической атмосферы урока, введение учащихся в деловой ритм урока.
Вводно-мотивационный этап.
Учитель: (слайд)
Кличет князь всю страну
На священную войну:
«Не довольно ль, братцы даром
Отдавать добро татарам?
Сбросить иго, не пора ли?
Сколько лет нас обирали!
Ой, вы, силы молодые,
Выше копья поднимай!
Возомнил себя Батыем
Злой татарин, хан Мамай.
Он путем Батыя старым
Всей ордой пошел на Русь.
Надо дать отпор татарам
Я вас в бой вести берусь!
Учитель: Ребята, как вы думаете, кто и к кому обращается в своем послании?
О каком событии идет речь?Учитель:
Сегодня на уроке мы познакомимся с яркими событиями в русской истории – это укрепление Москвы при её новом правителе и с героической страничкой в истории нашей Родины – Куликовской битвой.
Тема урока: «Москва при Дмитрии Донском» (слайд)
Целеполагание.
- На какие вопросы истории нам предстоит ответить?
- С кем была эта битва?
- Где она была?
- Как происходил ход битвы?
- Кто победил в этой битве?
Постановка обучающимися задач урока
На уроке мы узнаем: (слайд)
Об укреплении Московского княжества в XIV в.
2. О князе Дмитрии Донским.
3. О борьбе Руси с Ордой.
4. О Куликовской битве.
Проблема урока: (слайд)
«Московское государство родилось на Куликовом поле»
В.О. Ключевский
Как вы понимаете слова В.О. Ключевского?
Проблемная задача: В ходе урока мы выясним, что позволило Дмитрию Донскому одержать убедительную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве? (слайд)
Актуализация знаний.
Фронтальная беседа по вопросам: (слайд)
- Каковы причины объединения русских земель?
- Почему Москва стала центром такого объединения?
- Назовите имена первых московских князей. Какую политику они проводили? (слайд)
Организация ролевой игры. (творческое домашнее задание)
Обучающиеся с помощью карты рассказывают о борьбе Московского и Тверского княжеств от имени их князей. (доска SMART - перо)
Индивидуальный опрос: Опираясь на известные вам факты, дайте характеристику Ивану Калите.
Почему время правления Ивана Калиты летописцы называли «великой тишиной»? (слайд)
Работа в парах: Соедини даты и события (доска SMART)
1223г. Нашествие монголо-татар на Русь
1237г. Битва на реке Калке
1380г. ?
С каким событием можно соотнести эту дату?
Фронтальная работа (проверка).
Изучение нового материала.
План (слайд)
I. Москва при князе Дмитрии Ивановиче.
II. Борьба с Ордой.
III. Куликовская битва.
I.Москва при князе Дмитрии Донском.
Прием «Я знаю».
Ученики называют то, что знают о Дмитрии Донском: «Я знаю, что …».
Учитель рассказывает о начале княжения Дмитрия Ивановича. Обращает внимание на то, что Русская Православная Церковь в лице митрополита Алексея поддержала молодого князя. (слайд)
При Дмитрии Ивановиче происходит дальнейшее усиление Москвы как крепости, были возведены новые стены Московского Кремля – белокаменные.
Работа с репродукцией картины А.М. Васнецова «Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском». (Слайд)
Вопрос: С какой целью был построен белокаменный Кремль?
Учитель: Кремль демонстрирует силу и мощь Москвы, ее превосходство над другими русскими княжествами.
Дмитрий продолжал расширять пределы своего княжества, включив в состав своих владений Углич, Галич и Белоозеро и приобретя ряд новых городов с их округами. Важным направлением деятельности князя Дмитрия Ивановича является борьба с Тверью. Но главной целью политики Дмитрия было объединение Руси.
II.Борьба с Ордой.
Великая Замятня. Характеристика Золотой орды во второй половине XIV века. (Слайд)
Со времён похода хана Батыя на Русь зависимость её от Золотой Орды ослабла.
Прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором. (доска SMART)
1.В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь…
…русские уже сами собирали дань со своих земель.
2.Со времён Ивана Калиты…
…стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду.
3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича…
…дань собирали монгольские баскаки.
Князья к хану ездили редко, дань выплачивали нерегулярно.
Дмитрий Иванович, не обращал внимания на требования хана, не хотел ему платить той дани, которую платили прежде московские князья.
Прием «Погружения…»
Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве... На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде, а ваш князь, стал неуважительно относится к завоевателям. (доска SMART)
Подчеркнув нужное слово, укажите, какое чувство у вас возникает:
а) боязнь, страх, испуг, ужас;
б) гордость;
в) удивление, недоумение;
г) радость.
-Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)
- Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.
- 1378г поражение русских войск у реки Пьяны и победа на реке Воже. (Слайд)
Получив сведения о движении врага на Москву, Дмитрий решил не допустить его в пределы Московской земли и разбить на территории Рязанского княжества. Русская рать, встретилась с войсками Бегича на берегах реки Вожи, где и произошло кровопролитное сражение. Поражение монголо-татар было полное. Назревало решающее сражение между Русью и Ордой.
Работа с текстом учебника на стр. 160- 161.
Задание: (слайд)
- Назовите союзников хана Мамая.
- Как готовились, и какие цели ставили перед собой обе стороны?
- Найдите общее в подготовке Москвы и Орды.
Физминутка. Комплекс упражнений для глаз.
III. Куликовская битва.(Слайды)
Учитель: Большую роль в поднятии национального самосознания сыграла православная церковь. По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троицкий монастырь и получил благословение отца Сергия Радонежского на борьбу с захватчиками. Сергий пользовался всеобщим уважением. Его молитвам приписывали большую силу; за ним признавали дар пророчества. Сергий не только ободрил Дмитрия, но и предсказал ему победу. Предсказание, сделавшись известным, сильно возбудило в войске отвагу и надежду на победу. В ополчение было направлено много монахов монастыря, среди них выделялись богатыри Пересвет и Ослябя. Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия.
- Объясните, в чем состоит христианский подвиг преподобного СергияРадонежского. Церковь всегда стремилась к единству русских земель, народа, видя могущество государства только в единстве, благословил на битву.
Работа с репродукцией картины А.П.Бубнова «Утро на Куликовом поле». (Слайд)
8 сентября 1380 года – Куликовская битва.
Просмотр флеш – фильма «Куликовская битва».
Беседа с обучающимися
- Ребята, что вы знали о Куликовской битве?
- Что узнали нового?
- Что еще хотите узнать?
- Вспомните, в каком году происходили описанные события?
С каким событием можно соотнести эту дату?
Давайте вспомним, какая проблемная задача была поставлена вначале урока.
Проблемная задача: Что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве?
Ответы учащихся: (доска SMART)
1. Полководческое искусство Дмитрия Донского
2. Героизм русских воинов.
3. Объединение части русских княжеств.
4. Ослабление Орды в результате усобиц.
Значение Куликовской битвы.
Прием «Архивариус». Работа в группах: определение значения Куликовской битвы с разных позиций.
Делим учеников на 3 группы.
Попробуйте определить значение Куликовской битвы:
1) с позиции ордынцев
2) с позиции Дмитрия Донского
3) с позиции русского народа.
Учитель: Ребята сделайте вывод о значении Куликовской битвы.
Эта первая крупная победа Руси над Ордой.
Стало ясно, что только при объединении русских земель возможно свергнуть монгольское иго.
Итог.
Ребята, наступило время обсудить проблему нашего урока, как вы понимаете слова В.О. Ключевского том, что Московское государство родилось на Куликовом поле.
Битва подорвала могущество Золотой Орды и ускорила ее распад.
Поднялся авторитет Московского княжества как собирателя русских земель.
Победа способствовала росту и объединению русского государства.
Победой в Куликовской битве Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя, а ее князья – защитников земли Русской.
Вывод: Победа русских в Куликовской битве всколыхнула национальное самосознание народа, дала надежду на избавление от ненавистного ордынского ига. Это была первая серьезная победа над татарами, показавшая мощь объединенных русских сил. Москва при этом, выступила подлинным лидером объединения и освобождения Руси. Московский князь вошел в историю под именем Дмитрия Донского.