Метапредметный урок "Национальные символы вернее всего отражают характер нации..."
Метапредметный урок "Национальные символы вернее всего отражают характер нации..."
Метапредметный урок на тему "Национальные символы вернее всего отражают характер нациии..." создан и проведен двумя преподавателями: учителем истории и обществохнания Сорокинй Еленой Николаевной и учителем английского языка Клаз Тамарой Борисовной, работающими в МОУ гимназии № 13 г. Волгограда. Наша гимназия работает по социально-лингвистическому уровню, что и легло в основу проведенного урока. Система заданий и активные методы преподавания в выстраивании данного урока позволили справиться с поставленными целями и задачами..
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метапредметный урок "Национальные символы вернее всего отражают характер нации..." »
Метапредметный урок
Авторы: учитель истории и обществознания Сорокина Елена Николаевна и учитель английского языка Клаз Тамара Борисовна МОУ гимназии № 13 г. Волгограда
Тема: «Национальные символы вернее всего отражают характер нации…»
Цели:
После занятия ученики смогут:
Понимать:
роль государственной символики в жизни страны,
ее значимость для граждан государства и каждого отдельного человека
Знать:
определение понятий: «символика», «флаг», «герб», «гимн»;
историю государственной символики России и США
Уметь:
формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формировать и совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенции; расширять и систематизировать знаний о языке, расширять лингвистический кругозор и лексический запас, овладевать общей речевой культурой
Отношения, ценности, внутренние установки
высказывать свое отношение к государственной символике;
формировать дружелюбное и толерантное отношение к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах.
Форма урока: Урок деловая игра
Оборудование: Мультимедийная презентация к уроку
Флаги России и США
Бейджи с изображением национальных флагов США и России.
Ход урока
Мотивация: На экране демонстрируются кадры конфликтов на Земле
- Что объединяет эти кадры?
Ученики высказывают предположение, что слайды демонстрируют конфликтные ситуации на Земле.
Учитель: Используя технологию «мозгового штурма», назовите причины, которые приводят к конфликтам.
Выполнение задания
Учитель: Вы совершенно верно называете главными причинами конфликтов на Земле следующие:
Непонимание
Неуважение
Незнание особенностей жизни народов других стран и др.
Одна из главных и насущных проблем нашего времени:
научиться понимать друг друга
найти то, что людей объединяет
помогает сотрудничать, а значит,
уйти от таких страшных фактов, которые мы только что видели
Учитель: Поэтому мы решили пригласить к нам в гимназию американских студентов, чтобы познакомиться друг с другом, узнать побольше друг о друге, попробовать найти то, что нас объединяет.
Поэтому не удивительно, что наш урок будут вести два учителя, и урок нельзя будет назвать уроком обществознания или уроком английского языка.
Введение в новый материал
Учитель: Трудно оспорить тот факт, что народы Земли очень сильно отличаются друг от друга. Но есть нечто, что в обязательном порядке присутствует в любом государстве.
Сегодня мы предлагаем вам поговорить о знаках-символах, которые мы часто используем в нашей жизни. Посмотрите на слайды. На них вы можете увидеть некоторые символы. Но это не простые образы. Они часто олицетворяют какие-то идеи или события.
Задание: Что вы понимаете под термином «символ»?
- Можете ли вы объяснить показанные символы?
Ученик: Символ – это знак, который изображает, олицетворяет что-либо, обычно какой-либо идеи, объекта, животного, признака.
Ученики дают следующие ответы:
Сердце – символ любви
Голубь – олицетворяет мир
Лавровый венок – означает победу
Два переплетенных кольца – символ бракосочетания
Пять переплетенных колец разных цветов – символ Олимпийских игр
Статуя Свободы – символ Америки
Статуя Матери Родины на Мамаевом кургане – символ Родины победительницы
Учитель: Итак, тема урока: «Национальные символы вернее всего отражают характер нации…»
Сегодняшний наш урок посвящен национальным символам двух великих государств – России и США.
Общее задание: Итак, мы собрались за круглым столом для того, чтобы, знакомя друг друга с государственными символами, сравнить их и выяснить, что имеются ли в символике наших государств нечто общее, и каковы отличия в нашем менталитете, то есть способе мышления и традициях. Мы постараемся доказать, что национальные символы вернее всего отражают характер нации.
Учитель: По ходу урока будут работать эксперты с российской и американской делегаций. Именно они по ходу заседания, будут отмечать черты сходства и отличия.
- Что такое государственные символы и чем они отличаются от остальных символов?
- Какие государственные символы вам известны?
Ученик: Государственные символы представляют официальный статус определенного государства. Для любого современного государства его символ существует в триединстве:
Герб
Флаг
Гимн
Учитель: Действительно, одной из важнейших отличительных особенностей современных государств является наличие национально-государственной символики - герба, флага, гимна. Они, являясь символами государства, отражают в своем содержании - исторические,
- политические,
- военные,
- культурные традиции государства и проживающих на его территории народов, отношения и связи с другими государствами, заимствования и переплетения межнациональных традиций и культур.
Давайте убедимся в справедливости наших выводов.
Учитель: Итак, что вы знаете о национальных флагах?
- Какова их история?
- Что означают их цветовая гамма?
- Какую роль они играют в жизни страны?
Российские ученики: 1) Термин «флаг» в переводе с греческого означает «сияние», «горение». Боевые стяги и знамена существовали на Руси еще в древности В древности вместо слов "флаг" и "знамя" употреблялось слово "стяг". Выражение "поставить стяг" означало построение дружины к битве. Стяг "стягивал" витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. На его защиту ставили стяговников-богатырей. Примечательно и происхождение слова "знамя". "Знамениями" называли изображения православных святынь. После того, как на стягах стали изображать св. Георгия и другие святые лики, они превратились в "знамения", а затем в "знамёна".
2) Первый российский флаг был принят при Петре I в 1693 году. Согласно его приказу на всех кораблях Российского флота были подняты трехцветные флаги. На красном фоне был изображен двуглавый орел. С того времени несколько видов флагов олицетворяли статус Российской державы. Современный российский национальный флаг был принят в 1991 году.
3) Красный, белый и синий цвет на флаге появился при царе Алексее Михайловиче. Почему были выбраны именно эти цвета?
«Красный» цвет имел в то время значение «красивый». Русские люди обычно использовали слово «красный», описывая солнце – «красно солнышко», дома, улицы – «красная площадь», красивый людей - «красный молодец».Согласно российской традиции невеста была одета в красное платье во время венчания.
4) Синий цвет также был очень популярен на Руси. Небо, вода, целый мир ассоциировались с синим цветом в Древней Руси. Кроме того, синий цвет являлся символом дружбы и союза для славянских народов – русского, украинского и белорусского.
5) Белый цвет являлся символом веры в Бога, царя и Родину. В России люди всегда считали, что белый цвет означает свободу, открытость и чистоту.
6) В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России:
- белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;
- синий - цвет веры и верности, постоянства;
- красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
7) Флаги в нашей стране до недавнего времени появлялись лишь в дни праздников. Теперь положение изменилось. Даже появился национальный праздник – День Флага.
Учитель: Благодарим за столь полный и исчерпывающий ответ.Теперь передаем слово нашим американским друзьям.
Pupils: The first American flag was adopted on June 14, 1777. There were 13 stars and 13 stripes on it back then. There was one star and one stripe for each state in the new country. Gradually, as new states were added to the Union, a new star was added to the national flag. There are now 50 stars and 13 stripes on the American flag.
The 13 stripes represent the original 13 states and 50 stars symbolize 50 present states, one star for each state.
The blue color of the field stands for justice which was highly valued by the early Americans and was considered to be the basis of the American society.
The white and red color of the stripes symbolize the liberty and valor which were also the main values and priorities in those days.
The American flag got different names that were given to it at different time: Old Glory, the Star-Spangled Banner, the Stars-and-stripes, Starry Flag.
Ученики вспомнили историю и символику национального флага США, различные названия флага, данных на разных этапах развития американского общества.
Учитель: А сейчас вы узнаете что-то новое. Один из наших американских гостей расскажет вам об интересной традиции, существующей в американских школах.
A pupil: In American schools the school day starts with the ceremony of hoisting the flag and at an early age children learn to recite the PLEDGE of ALLEGIANCE, which is the first formal act of citizenship, teaching the children to understand the main civic values. It says: ”I pledge allegiance to the flag of the United States of America and to the Republic for which it stands, one nation under God, indivisible, with liberty and justice for all”.
Американские ученики: Первый американский флаг был принят в июне 1777 года. На нем были изображены 13 звезд и 13 полос. По количеству штатов, образовавших новое государство. По мере присоединения новых штатов, на флаге увеличивалось количество звезд. На современном американском флаге 50 звезд и 13 полосок.
Синий цвет по полю флага означал справедливость, которую американское общество считало базовой, основной на ранних этапах формирования американского общества.
Белый и красный цвет полосок символизировал свободу и доблесть, которые также считались приоритетными в те времена для американцев.
Американцы по-разному называли свой флаг: Старая слава, Звездно-весеннее знамя, Звезды и полосы, Звездный флаг.
Часто ставят в пример отношение американцев к своему флагу. Все верно, потому что для них он ассоциируется с отношением государства к гражданину США. Гражданин США понимает, что он защищен своим государством, оно обеспечивает ему достойную жизнь. Поэтому, когда происходит какое-то несчастье, государственный флаг становится консолидирующим знаком. 11 сентября вся Америка надела значки с американским флагом.
Американские флаги вы можете увидеть практически на каждом доме, в каждом классе, государственном учреждении Америки.
В американских школах утро начинается с церемонии поднятия флага и в раннем возрасте ученики учатся декламировать Клятву Верности, которая является первым актом гражданственности, учит детей понимать главные гражданские ценности американского общества. Клятва гласит: «Я клянусь хранить верность флагу Соединенных штатов Америки…
Учитель: Спасибо за интересную информацию. А что вы знаете о своем гербе?
Российские ученики:
1) Фон герба — красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита — золотой двуглавый орел. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце. Правой лапой сжимает орел скипетр-жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава — золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орел является символом России уже более 500 лет
2) Хотя по форме современный герб как будто повторяет схему герба России империи при Петре I, на самом деле смысл его теперь трактуется по-другому.
- Двуглавый орел - символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях России, короны над главами означают прежде всего суверенитет всех субъектов федерации и могут рассматриваться также как символ союза трех ветвей власти: законодательной, административной и судебной.
- Скипетр государства и держава подразумевают сильную власть и защиту государства и его единство.
- А всадник, поражающий копьем дракона, - обозначает победу добра над злом, готовность народа защищать свою свободу и независимость от врага.
Учитель: Спасибо, слово нашим американским друзьям.
Американскиешкольники:
The American emblem has also got the image of an eagle. Since ancient times, eagles have been a sign of power. Eagles have great size and strength, and because of this, many have claimed this bird as their symbol and emblem. When it came to choosing f national bird for America after the revolutionary War, many wanted this bird to be chosen. It was a great and powerful bird, just as the new nation was great and powerful.
But not all in Congress wanted this bird as theirs. Benjamin Franklin proposed that the turkey be the national bird, because it was a true native of the country. It was finally decided that the bald eagle, which was unique to North America, be the choice. In 1782, the bald eagle was finally adopted as the national bird for the country.
The bald eagle is not really bald. The head of the adult bird is white, and was called “bald” by the people from England who first settled in America. To them, “bald” meant “white”, not hairless. This bird has also got white tail feathers.
The bald eagle still serves as the American symbol of the size and the strength of the nation and is shown on the Great Seal of the USA with a ribbon in its mouth bearing the device E pluribus unum (One out of many). In its talons are the arrows of war and an olive branch of peace. There are 13 arrows and 13 leaves on the olive branch according to the number of the first free states of the Union. The body of the eagle is covered with a shield which has 13 red and white stripes that remind us of the national flag. On the reverce side it shows an unfinished pyramid with an eye (the eye of Providence) above it.
Американскиеученики:
На национальном гербе США также изображен орел. С древних времен орел был символом власти. Орлы обладали большим размером и силой, и поэтому многие объявляли эту птицу своим гербом и символом. Когда встал вопрос о выборе национальной птицы Америки, многие выступали в пользу орла. Это была огромная и могучая птица, как и новая нация была великой и могучей. Но не все члены Конгресса были за эту птицу. Бенджамин Франклин предлагал выбрать индейку национальным символом, как истинно коренную птицу страны. В 1782 году был окончательно утвержден национальной птицей белоголовый орлан, или “лысый” орел, как его называли первые поселенцы из Англии. На самом деле орел не лысый, у взрослой птицы белые перья на голове и на хвосте. Лысый орел является символом размера и силы страны.
Герб изображен на Великой Печати США, где орел в клюве держит ленту с девизом на латинском языке (Один из многих). В своих лапах орел держит стрелы, символ войны, и оливковую ветвь. Число стрел и листьев на ветви -13, что символизирует число первых свободных штатов, объединившихся в единое государство. Число и цвет полос (красные и белые) на щите, закрывающем тело орла, также символично и напоминает государственный флаг страны.
Герб имеет обратную сторону, на которой изображена незавершенная пирамида с глазом (глаз Провидения) над ней.
Учитель: И, наконец, что вам известно о гимнах своих стран?
Американскиешкольники:
Every so often a movement is started to make “America, the Beautiful” the national anthem instead of “The Star-Spangled Banner”, because it was not written as a result of a war. The tune is beautiful and easier to sing, and the whole country is praised, not only the flag. “America, the Beautiful” was written by Katherine Lee Bates. The words and music travelled around the world, and today Mexico, Canada, and Australia sing it with their own countries’ names instead of America.
Ученики исполняют первый куплет песни.
В последние годы развернулось общественное движение, чтобы сделать национальным гимном страны песню «Прекрасна, Ты Америка!». Слова и музыка этой песни были написаны не в результате войны, кроме того здесь прославлялась вся страна, а не только боевое знамя. Мелодия песни красивая и легче в исполнении. Автором песни является Катерина Ли Бейтс. Слова и музыка быстро стали популярны в мире, и сегодня в Мексике, Канаде и в Австралии исполняют эту песню, заменив название страны на свою собственную.
Российские школьники: Гимн - слово древнегреческое, происходящее от глагола «гимено» (петь, прославлять). Гимн — торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
В отличие от прочих музыкальных произведений, гимны способны воскрешать забытые чувства и образы прошедших эпох. Более того, гимны утверждают связь поколений в жизни народа.
В истории нашего государства было несколько вариантов гимнов. До революции был гимн «Боже, Царя храни». Более 70 лет государственным гимном нашей страны был гимн Александрова на слова С.Михалкова. Но в 90-е годы под влиянием общественности от него отказались, так как он воспринимался как гимн, прославляющий советское время со страшными и жестокими страницами истории.
К 2000 году споры о новом гимне утверждением нового варианта гимна Александрова, к которому поэт Михалков написал другой текст.
Да, наша история советского периода содержит много горьких и страшных страниц. Но это наше прошлое, и от него отказываться нельзя.
Достоинство гражданина своей страны в том, чтобы помнить прошлое и не повторять ошибок.
Учитель: Какие чувства вы испытываете при звуках Гимна?
- Как ведут себя люди в ваших странах, когда звучит Гимн?
Выслушиваются ответы американских и российских учеников
Учитель: А давайте исполним по одному куплету наших гимнов.
Учащиеся исполняют свои Гимны.
Учитель: Большое спасибо. А теперь выполним следующее задание.
Задание: На столах американских и российских учеников находятся тексты российского и американского гимнов.
Внимательно изучите их, сравните и найдите черты сходства и различия.
Сравните церемонию исполнения гимна в наших странах. Имеет ли смысл данные церемонии? Какие чувства испытывает человек при исполнении гимна своей страны?
По ходу выполнения задания будут звучать Гимны наших стран.
Выполнение задания
Учитель: Итак, слово нашим экспертам
- На какие черты сходства в российской и американской символике вы обратили внимание?
- Какие черты различия вы увидели?
Эксперты выполняют задание.
В ходе их ответов звучат следующие мысли:
Символы государства – это видимые знаки общности государства, как российского, так и американского, они являются признаками объединения в рамках страны.
Государственная символика отражает национальные традиции, историю развития и формы устройства государства.
Государственная символика в наших странах тесным образом связана с историей народа
Наши народы испытывают гордость за свои страны. Верность своим символам и способность пронести их сквозь века составляют особую гордость и служат залогом преемственности исторической жизни народов
Очень похожи цветовые гаммы, используемые в государственных символах
Отличия:
Различия в церемониях
Отсутствие клятвы верности российскому флагу
Учитель: Мы поняли, что российским ребятам очень понравилась отношение американцев к своему флагу. И в нашем государстве постепенно идет процесс возрождения гордости за национальный флаг. Свидетельство тому новая традиция – 22 августа является Днем Государственного флага Российской Федерации.
Задание: Российские школьники получили опережающее задание: придумать текст Клятвы на верность российскому флагу. Давайте познакомимся с результатами этого учебного проекта.
Выслушиваются проекты учеников
Выводы: Кроме официальной символики, у некоторых стран существуют свои собственные девизы. Девиз страны, как правило, отражают основную идею всего общества, нации.
Задание: Познакомьтесь с таблицей, которая познакомит вас с девизами государств.
- Девиз какой из названных в таблице стран вам понравился больше других? Свой ответ объясните.
- В этой таблице не указан девиз России. Девиз какой страны, по вашему мнению, более всего подошел бы России? Почему? Что бы вам в нем хотелось изменить?
- При желании вы можете предложить свой вариант девиза.
Мы предлагаем при выполнении данного задания объединить усилия российских и американских ребят.
Девизы государств
Государство
Девиз
Андорра
Мужество – единственная удача
Бельгия
Союз дает силу
Великобритания
Бог и мое право (бывший боевой клич английских королей)
Испания
Великая свобода без предела
Мальта
За храбрость
Нидерланды
Я сдерживаю (боевой клич принца Вильгельма Оранского)
Франция
Свобода, Равенство и Братство
США
При разнообразии – едины
Канада
От моря до моря
Бразилия
Порядок и прогресс
Гондурас
Свобода, Суверенитет и Независимость
Колумбия
Свобода и Порядок
Панама
По милости всего света
Парагвай
Мир и Законность
Суринам
Справедливость, Благочестие, Доверие
Чили
За разум и силу
Ямайка
Из многих отдельных людей – один народ
Индонезия
Единство в многообразии
Непал
Знание – сила, труд – необходимость
Гана
Свобода и Справедливость
Камерун
Мир, Труд, Родина
Уганда
За хорошую и мою страну
Чад
Единство, Труд, Прогресс
Проверка выполнения задания
Подведение итогов занятия
Учитель: Вот и подошло к концу наше совместное заседание.
- Как вы думаете, прав ли был В.Вундт, утверждавший, что национальные символы вернее всего отражают характер нации?
Выслушиваются ответы учеников.
Учитель: Означает ли данное высказывание то, что народы каждой страны объединяются внутри своих стран, существуют отдельно друг от друга и не в состоянии понять друг друга?
Выслушиваются ответы учеников.
Учитель: В заключение, продолжите фразы (одну на выбор):
Я узнал (а)…
Я понял(а)…
Я хочу …
Учитель: Подводя итоги нашей встречи, хотелось бы отметить, что мы являемся представителями разных культур, говорим на разных языках, но нужно помнить, что нас многое объединяет. Не искать изъяны, не противопоставлять себя другим, а находить то, что нас может объединить
Например, язык улыбки объединяет нас всех, народы всего мира улыбаются одинаково. Наши американские друзья приготовили нам сюрприз.
Ребята декламируют стихотворение «If All the Trees Were Oaks» и его перевод в стихотворной форме.
If All the Trees Were Oaks
What if all the trees were oaks,
How plain the world would seem;
No maple syrup, banana splits,
And how would orange juice be?
Wouldn’t it be a boring place,
If all the people were the same;
Just one color, just one language,
Just one family name!
But -
If the forest were the world,
And all the people were the trees;
Palm and pine, bamboo and willow,
Live and grow in harmony.
Aren’t you glad, my good friend,
Different though we be,
We are here to help each other,
I learn from you, and you from me.
Наш Чудный Мир.
Наш чудный мир совсем не прост,
В нем сотни тысяч разных судеб;
Смешенье разных языков, фамилий, веры –
Мир таков, и скучным никогда не будет.
Я очень рад, друзья мои,
Что все на свет мы рождены,
Чтобы учиться друг у друга.
Мы – разные, и в этом суть;
Движенье вверх, источники прогресса.
И я наш мир сравнить не побоюсь
С деревьями из сказочного леса.
Осинка, клен, сосна, бамбук и пальма,
Как цвет волос, привычки, глаз разрез.
Мы – разные, так пусть цветами яркими
Играет и искрится этот лес.
На экране демонстрируется фотография улыбающихся детей разных национальностей.
Объявлениедомашнегозадания
Мы предлагаем вам создать символику Земли, то есть выступить в роли граждан Мира.