kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Международные отношения в XVI-XVIII вв

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с целью сформировать у учащихся  представление о причинах территориальных изменений XVI - середины XVII веков и их значении в мировой истории.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Международные отношения в XVI-XVIII вв»

Тема урока: Международные отношения в XVI-XVIII вв.

Цели урока: Сформировать у учащихся представление о причинах территориальных изменений XVI - середины XVII веков и их значении.

Тридцатилетняя война за­вершила эпоху религиозных войн; что Вестфаль­ский мир заложил основы новых отношений между государствами Европы, привел к распа­ду Священной Римской империи германской на­ции, к усилению политической власти герман­ских князей и затормозил процесс национального объединения Германии; что ситуация в Европе определялась усилением Франции и ослаблени­ем Габсбургов.

Основные понятия: Коалиция, батальон

Тип урока: Комбинированный

Структура урока:

  1. Организационный момент (7 мин)

  2. Повторение ранее пройденного материала и домашнего задания (24 мин)

  3. Переход к изучению нового материала (3 мин)

  4. Изучение нового материала (30 мин)

  5. Закрепление (5 мин)

  6. Домашнее задание (3 мин)



Оборудование урока:

А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М. Ванюшина «Новая история 1500-1800», М., 2005.

Ход урока:

Организационный момент (2 мин)

Повторение ранее пройденного материала и домашнего задания (10 мин)

На доске: план урока:   1. Начало Тридцатилетней войны.

                                        2. Война периода Валленштейна.

                                       3. Вступление Швеции в войну.

                                        4. Вестфальский мир. Европа  в 18 веке.

Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку и запись в журнал отсутствующих .

Проверка д.з.: в конце урока сдают тетради на проверку (часть учащихся)


Фронтальный опрос класса:

1.Почему Англию назвали «владычицей морей»?

Господство на морях перешло к Англии, после победы в 1588 г. над Испанской «Непобедимой армады». После чего Англия превратилась в сильную морскую державу, «владычицу морей». (При Елизавете I)

  1. Третья ветвь христианства распространившегося по всей Западной Европе и направленного на преобразование христианской церкви.

Термин «протестантизм» происходит от протеста, заявленного немецкими князьями и рядом имперских городов против отмены принятого раннее постановления о праве местных правителей выбирать веру для себя и своих подданных. 


  1. На какие уступки  борцам Реформации за церковь вынужден был пойти император Карл V?

В 1555 г. заключил Аугсбургский мир. Католичество и протестантство равноправными. Признание легитимности лютеранства, амнистия для всех тех кто был осужден за вероисповедание.


Все то, что  вы сейчас ответили, это относится к одной из причин международных конфликтов, но сегодня мы так же рассмотрим и остальные не маловажные проблемы и причины, которые вызывали противоречия между европейскими государствами, помимо всего прочего рассмотрим, ход Тридцатилетней войны, ее причины, участников, какие методы были использованы в ведение войны, а также итоги Вестфальского мира.


Во первых, в Европе продолжалась эпоха религиозной нетерпимости и вражды. Борьба между католиками и протестантами достигла колоссальных масштабов. С другой стороны, происходил натиск такого противника как турки и османы, которые в середине XVI века уничтожили Византию (восточную Римскую империю). Турки планировали подчинить себе всю Европу и зеленое знамя Ислама донести до отдаленных областей этого континента.

Во вторых, на карте Европы появляются новые сильные государства, которые претендуют на то, чтобы главенствовать или господствовать (осуществлять гегемонию), в тех областях Европы где они располагаются, а в некоторых случаях когда речь идет об Испании и Франции (франко испанское соперничество), претендуют практически на континентальное господство.

В результате чего, в XVII в. возникает множество взаимосвязанных конфликтов, войн и.т.д.


К этому времени Англия господствует на морях, но не претендовала на господство на континенте или на то, чтобы отбирать у Испании какие-то её владения.

Голландия в XVII в переживает мощный расцвет, это самый крупный торговый флот. Колоссальная морская торговля, создание больших торговых экспедиций которые действуют также в России. Рост городов, расцвет ремесла, науки и искусства.

Также в это время расцветает Шведское королевство, на тот момент сильнейшее государство северной Европы – протестантское королевство. Швеция претендует на господство в Скандинавии и кругом от Балтийского моря. Шведы хотят взять под контроль все устья рек, все точки побережья важного стратегического торгового отношения.


В международной жизни Европы в 16-18 вв. существует 2 точки зрения, на то как должно быть устроено  политическое устройство.

Империя Габсбургов Карла V и Филиппа II это XVI в. была наиболее сильной в это время и претендовала на господство в Западной Европе. Правители Священной Римской империи - Габсбурги,  считали, что должна существовать лишь одна единая империя, которая бы объединяла европейские страны, в главе, которой бы стоял - католический император, поддерживаемый Папой Римским, а все остальные должны являться ее вассалами.

Вторая точка зрения, она принадлежит Англии и Франции: в Европе должны существовать самостоятельные национальные абсолютистские государства.

- Как вы думаете, все-таки как же были устроены европейские государства? Правильно, потому, что большинство стран стремилось к абсолютизму.

- А теперь давайте откроем ваши тетрадки и запишем дату урока, а также тему: Международные отношения  в 16-18 вв. и запишем



Причины международных конфликтов:

1. Религиозное столкновение католиков и протестантов;

2. Экономические противоречия  (т.е. это борьба за колонии, за рынки, за господство на морских торговых путях)

3. Столкновения интересов Франции, Англии и Испании (борьба Франции и Испании за влияние в богатой Италии привело к Итальянским войнам(1494-1559гг.)

4. Начало 30-ей войны .

Предварительно начертив ее на доске:

Объяснение  и заполнение таблицы по 30-ей войне:

Причины

Религиозные противоречия  между католиками и протестантами


Состав участников

На стороне католиков и Габсбургов: Австрия, Германия и Испания

Протестанты: Дания, Швеция, Франция и Россия


Театр военный действий

Территория Германии, переходили на земли Франции, Испании, Италии, Польши, Нидерландов


Итоги и значение

Был заключен Вестфальский мир





В 1618- 1648г – период Тридцатилетней войны. Это первая общеевропейская война в которой участвуют две коалиции, но состав был разный кто-то выходил, кто-то присоединялся. Война была невероятно опустошительна, по некоторым сведениям население Германии уменьшилось в 2-3 раза.

Эта война началась как религиозная война, между католиками и протестантами. Но на самом деле, она была войной за господство (контроль над разными территориями «гегемонию»).


Как я уже говорила, в начале это выглядело как религиозный конфликт на территории священной Римской империи германской нации. В которое входили Германские земли, северная Италия, Богемия (Чехия).

Австрийский Габсбург повел себя антипротестански. (Этот конфликт означал уменьшение самостоятельности Чехов, контроль над ними государства)

Война делится на 4 периода:

  1. Чешский (1618-1625)

  2. Датский (1625-1629)

  3. Шведский (1630-1635)

  4. Франко-Шведский (1635-1648)


  1. Поводом для войны стало восстание в Праге, столице Чешского королевства, которая в то время была под властью Габсбургов. В 1617г. Чешский сейм под давлением признал королем ставленника Габсбургов Фердинанда II (1578-1637). Он был крайне непопулярной фигурой, преимущественно в протестантской Чехии, что и послужило поводом для восстания. Толпа ворвалась в Пражский град и выбросила из окна 3-х представителей Габсбургского правительства.


В XVII веке складывается два противоборствующий союза:

Евангелическая уния

Католическая лига

Объединила протестантские земли Германии; Англия; Республика Соединенных провинций; Дания; Швеция; Франция

Объединила католические земли Германии; Испания; Польша; Португалия; Папа Римский; Австрия


Чехи пригласили на свой престол главу евангелической унии, однако в 1620 г. Император Фердинанд II отправил против повстанцев большую армию, в 1620 г. Чешская армия была разбита, в битве у белой горы - католической лигой.


Первый период войны закончился победой Габсбургов. Это заставило антигабсборгскую коалицию сплотиться.


  1. В 1625 г в войну вступает Дания, у католиков не было средств для продолжения военных действий. На помощь католикам приходит Альбрехт Валленштейн (дворянин чешского происхождения, талантливый полководец). Он предлодил узаконить взимание денежных средств с населения, которое проживало на завоеванных территориях, благодаря этому он смог собрать большую армию и в 1626 г разбить Датчан.

  2. В 1630 г. в войну вступает Швеция, шведское войско возглавил Густав II Адольф ему удалось разбить войска католической лиги в битве при Брейтенфельде в 1631 г. и в сражении при Лютцине в 1632. Сам Густав II погиб при Лютцинском сражении. Некотрое время спустя из-за конфликта с императором был убит Альбрехт Валленштейн.

  3. В 1635 г заключив союз со Швецией, Франция вступила в войну (до этого поддерживающая протестантов только деньгами как и Англия). Силы Испанских Габсбургов на себя отвлекла Республика Соединенных провинций. Поэтому в 1648 г. франко- шведские войска нанесли ряд серьезных поражений войскам католической лиги и следующий уже император Фердинанд III был вынужден пойти на заключение мира.


В 1648 г. был заключен Вестфальский мир в ходе, которого:

1) Франция получила Эльзас;

2) Швеция  контрибуции и господство над Балтикой, контроль р.Одер, Эльба и Везер;

3) Получила независимость Голландия от Испании;

4) Политическая раздробленность  Германии;

5) Решились религиозные вопросы, которая уравняла католическую и протестанскую церковь;

6) Священная Римская империя распалась.


Согласно которому Республика Соединенных провинций и Швейцарский союз признавались суверенными государствами. Швеции была выплачена контрибуция, также она получила Западную Померанию с портом Штедтен, часть восточной Померании и право на Померанский залив с прибрежными городами. Под контроль Швеции перешли устья крупнейших рек северной Германии Везер, Эльба, Одер. Франция получила Эльзас и часть Латарингии, свои владения расширили также некоторые германские княжества.


Сейчас же вы должны будете поработать по учебнику стр.165-166, также я вам сейчас раздам задания, которое Вы должны будете сделать в течение 5 мин.

Задания на листочках

Подчеркните какие нижеперечисленные факты относятся к Валленштейну:

Родился в семье чешского дворянина, герцог Мекленбургский и Померанский, был королем Богемии, являлся генералиссимусом, в 1630 г. стал императором, разгромил шведов у Лютцена, захватил Балтийское побережье, генералиссимус Балтийского и Океанского морей.


Закрепление нового материала:

1.Как были устроены международные отношения европейских государств?

2.Что было сделано шведским королем для усиления армии?

3.Каков был итог Тридцатилетней войны?

Рефлексия: что вы у знали и какой вывод к теме урока можете сделать?

Запись д.з.  п.18, и сделать таблицу по пункту «Европа в 18 веке»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Международные отношения в XVI-XVIII вв

Автор: Игнатьева Марина Александровна

Дата: 12.12.2018

Номер свидетельства: 490472


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства