kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока: "Начало освоения Новороссии и Крыма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по теме: "Начало освоения Новороссии и Крыма"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока: "Начало освоения Новороссии и Крыма"»


Тема: «Начало освоения Новороссии и Крыма».

Цель: создать условия для формирования представлений о начале освоения Новороссии и Крыма

Задачи: рассмотреть переселенческую политику России при Екатерине II, проследить процесс образования городов; способствовать развитию у учащихся умения дискутировать, вести диалог, развитию толерантного поведения, способность к рефлексии, оценке собственных возможностей; создать условия для воспитания патриотизма, гражданственности; развивать духовные качества, направленные на сохранение исторических памятников, традиций, преемственности поколений. Предметные результаты  Ученик будет знать и понимать: – образование Новороссии – причины и ход переселенческой политики; – когда был присоединен Крым в состав Российской Империи; – основные мероприятия освоения Крыма; – Итоги и значение освоения Новороссии и Крыма для России.

Ученик научится: – выявлять причины освоения Новороссии и Крыма – объяснять переселенческую политику при Екатерине II; – Выделять основные этапы освоения Крыма и Новороссии; – выделять значение освоения Новороссии и Крыма для России Личностные результаты: – выражать оценочные суждения о присоединении Крыма; – воспитание уважения к демократическим ценностям и свободе личности; – формирование у обучающихся активной жизненной позиции; – воспитание уважения к событиям истории нашей Родины. Метапредметные результаты: Познавательные решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания; - извлекать информацию из исторической карты; - - переводить информацию в новые знаковые системы (схемы, таблицы, диаграммы); - подводить итоги по изученному материалу.

Основные понятия: переселенческая политика, курени, диаспора

Оборудование: учебник, проектор, компьютер, презентация, карта.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Актуализация изученного.

  3. Изучение новой темы.

Тема на доске «Освоение Новороссии и Крыма..»

Учитель:

- Мы изучили с вами тему «Внешняя политика Екатерины II», и сегодня наш урок является в какой-то степени продолжением предыдущей темы.

- «Что бы вы хотели узнать в рамках данной темы урока?» 

- «Как вы думаете, какова сегодня цель урока?» (учащиеся проговаривают цель урока), 

- Какие задачи во внешней политике были решены при Екатерине 2? (предполагаемый ответ: Завоевал выход в Черное море.)

- Кто назовет проблемное поле урока?

Проблемный вопрос: 

- Какое значение для России имело освоение Новороссии и Крыма?


План

1) Образование Новороссии.

2) Переселенческая политика.

3) Образование новых городов.

4) Освоение Крыма. Основание Севастополя.

5) Поездка Екатерины II по Новороссии и Крыму.

6) Значение освоения Новороссии и Крыма для России.


Учитель:

В рамках цели нашего урока мы сегодня познакомимся с основными этапами освоения новых земель северное Причерноморье или юг России.

- В давние времена это место называли Диким полем. Оно разделяло русские земли с Крымским ханством и Речью Посполитой. Однако чёткой границы между государствами здесь не было. На протяжении XV–XVII веков на месте будущей Новороссии располагалось Крымское ханство, Молдавское княжество и земли запорожских казаков, подчинённых Речи Посполитой.

Земли Дикого поля входили в Российскую империю постепенно, в результате русско-турецких войн.

Тогда эти земли представляли собой неосвоенные степи с редкими кочевьями. Однако благодаря грамотной политике за короткий промежуток времени удалось превратить абсолютно пустой регион в мощный промышленный регион, который стал основой экономики Российской империи.

Учитель: открываем тетради, записываем определение

«Дикое поле» - естественный буфер между Россией, Крымским ханством и Речью Посполитой»

Теперь давайте посмотрим карту «Россия в 18 веке»

Учитель:

- Почему эти территории получили название Дикое поле?

Ожидаемый ответ учащихся….

Власти ставили перед собой задачу не только заселить регион, но и добиться эффективного его развития. 

В 1762 г. создан Манифест с призывом иностранцев на территорию Новороссии. (Запись в тетради)

Переселенческая политика Самая главная задача государства – заселение этих земель. С 1762 года – заселение территории иностранцами. Через 50 лет – более 100 тысяч выходцев из Европы.

Работа с учебником (стр.50 п.2 )

- Назовите первых колонистов.

- датчане

- германцы

- австрийцы

- сербы

- греки

Запишите в тетрадь.

Для чего царское правительство в 1779 году потребовало от крымского хана переселить христиан-греков в пределы Новороссии?

(Чтобы нанести удар по экономике ханства, в которой греки играли очень важную роль)

- Что такое диаспора?

Диа́спора (греч. «рассеяние») — часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания.

- Каким способом власти привлекали переселенцев на земли?

Переселенческая политика Российскому дворянству предоставлялись огромные участки земли – от 1,5 до 12 тысяч десятин, если в ближайшие годы он был готов обеспечить поселение в них определенного количества крестьянских семей.

Переселенческая политика Князь А. А. Вяземский получил 200 тысяч десятин земли Генерал-губернатор Новороссии Г. А. Потемкин – 150 тысяч десятин земли.

-  К чему привела политика переселения?

- Спустя 50 лет: население – более 100 тысяч, весомый доход в казну государства.

 Особое значение в освоении и развитии новых территорий имело казачество. В 16 веке украинские казаки несли службу в Речи Посполитой, охраняя ее границы и полтора века были зависимы от Польши. С приходом к власти Екатерины Великой Запорожская Сечь была ликвидирована, часть казаков приняли решение уйти на территории, принадлежавшие Турции, другие были переселены на Кубань и побережье Азовского моря. Туда же были переселены и волжские казаки. Благодаря эффективным мерам вновь освоенный регион стал не только многочисленным, но и многонациональным.

Выход к Черному и Азовскому морям потребовал строительства портов, городов. Откройте учебник на стр. 52, пункт 3. Прочитайте и составьте хронологию образования новых городов в России.

Название города

Год основания

Место основания















Присоединение Крыма к России в 1783 г. стало переломным пунктом в освоении Новороссии. Теперь в составе империи оказалось всё Северное Причерноморье. Население Крыма было невелико. В 1783 г. оно насчитывало не более 60 тыс. человек. В основном это были крымские татары. Предпринятыми властью усилиями вскоре здесь стали проживать многие русские, а также болгары, греки, немцы. Императрица не ввела на Крымском полуострове крепостное право. Вместо этого местное население было объявлено казёнными крестьянами. Оно продолжило заниматься разведением коров, овец и другого домашнего скота. Земли и доходы, принадлежавшие крымскому хану, перешли теперь к российской казне. Однако отношения между крымской знатью и зависимым от неё населением не были изменены. В результате проводимой Россией политики больших волнений населения после присоединения Крыма к России не было.

Административным центром полуострова вместо прежнего Бахчисарая стал Симферополь (Ак-Мечеть). В 1783 г. были отменены внутренние торговые пошлины, после чего сразу заметно вырос торговый оборот внутри Крыма. Это помогло вырасти доходам крымских городов: Карасубазара, Бахчисарая, Феодосии, Евпатории, Симферополя. С весны 1784 г. в Крыму началась раздача казённых земель и расселение русских казённых крестьян из центральных областей России. Селились здесь также отставные военные, выходцы из Турции и Речи Посполитой. В Крым были приглашены иностранные специалисты, помогавшие наладить на полуострове садоводство, шелководство, лесное хозяйство, виноградарство и виноделие.

По указу Екатерины II от 13 августа 1785 г. все крымские порты стали практически свободной экономической зоной. Они были освобождены от уплаты таможенных пошлин сроком на 5 лет, а таможенная стража была переведена на Перекоп. Для государственной поддержки предпринимательства в Крыму была создана особая контора для руководства и развития «земледелия и домоводства Таврической области». Всего за полтора десятка лет население полуострова увеличилось более чем в полтора раза, а обороты черноморской торговли — в несколько тысяч раз. К концу века они составили огромную сумму в 2 млн руб. Такого стремительного развития Крым не знал никогда ранее в своей истории.

- С каким крымским городом торговали московские купцы в XIV—XV вв.?

Уже в апреле 1783 г. Екатерина II приказала заложить военно-морскую базу в Крыму. Место для неё было найдено у посёлка Ахтиар, неподалёку от легендарного Херсонеса Таврического. Императрица приказала назвать новый город Севастополем. В переводе с греческого это означало «высокочтимый, священный город». Однако «Севастос» издавна считался равноценным латинскому титулу «Август». Поэтому Севастополь означал ещё и «августейший город», «императорский город», «величественный

записать в тетрадь- Основание Севастополя в 1783г.

1783 год: 60 тысяч населения,

- Основная часть - крымские татары.

- Административный центр – Симферополь (вместо Бахчисарая)

- Не было введено крепостное право

- Крестьяне объявлены казенными и занимались по-прежнему разведением домашнего скота.

- С 1784 года началось переселение русских и иностранцев на территорию Крыма.

- С 1785 года крымские порты становятся свободной экономической зоной (освобождены от госпошлин на 5 лет) обороты черноморской торговли к концу века 2 млн. рублей.

Работа с учебником: п. 5 прочитать и ответить на вопрос: «В чем состоял смысл путешествия Екатерины II на юг в 1787 г.?»

- Расскажите о поездке Екатерины II по Новороссии и Крыму.

- В чем состоял смысл путешествия Екатерины II на юг в 1787 г.

Работа с учебником: п.6 стр. 54

- Найдите в тексте учебника и запишите в тетрадь значение освоения Новороссии и Крыма для России.

Проблемный вопрос: 

- Какое значение для России имело освоение Новороссии и Крыма?(Ответы учеников)



Закрепление изученного.

Подведение итогов, выставление оценок.

Задание на дом.

Пар. 23, выучить термины. 

По желанию:

1.Выясните, какую роль в освоении Новороссии играли иностранные переселенцы. Какие народы заселяли Новороссию?

2.Используя дополнительную литературу и Интернет, подготовьте доклад о Г. А. Потёмкине. Выскажите свою точку зрения о роли личности в истории.

3.Существует выражение «потёмкинские деревни». Проведите исследование: как возникла поговорка, насколько достоверным является общепринятая версия её происхождения. Кто был заинтересован в распространении слухов и искажении действительности?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока: "Начало освоения Новороссии и Крыма"

Автор: Меркулова Вита Гурамовна

Дата: 03.04.2021

Номер свидетельства: 577396


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства