Методическая разработка урока истории в 5 классе "Чему учил мудрец Конфуций"
Методическая разработка урока истории в 5 классе "Чему учил мудрец Конфуций"
Методическая разработка урока истории в 5 классе с целью сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории в 5 классе "Чему учил мудрец Конфуций"»
Чему учил китайский мудрец Конфуций
Тема урока: Чему учил китайский мудрец Конфуций.
Цель: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.
Задачи:
Познавательные задачи:
освоение системы теоретических знаний: основных событий, исторических личностей и практическое знание карт;
формирование исторического подхода к событиям;
создание условий для адекватной оценки результатов обучения и самооценки у учащихся 5 классов
Развивающие задачи:
развитие творческого мышления учащихся;
развитие самостоятельности;
развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;
развитие умения использования информационных технологий в процессе обучения.
Воспитательная задача:
воспитание уважения людей друг к другу.
Основные результаты обучения:
1. Актуализации опорных знаний по прошедшему материалу (работа с карточками).
2. Учащиеся, знакомясь с основами конфуцианства, приобретаю опыт, формируют представления о древних цивилизациях и формах и правилах взаимодействия людей.
3. Отработка навыка работы с картой (акцент на обозначение на карте исторических объектов);
4. Освоение технологии проблемного изучения учебного материала. Анализируя, систематизируя и обобщая исторические факты и события доказали проблему, поставленную в начале урока «Китай – удивительная, мудрая, уникальная страна»;
5. Формирование навыка работы с различными источниками информации (учебник, справочная литература Интернет-ресурсы) Учащиеся готовят самостоятельно сообщения по новой теме (опережающее обучение);
6. Экспресс-опрос, в виде тестового задания использованного в конце урока оптимизирует проверку усвоения учебного материала новой темы и мотивирует учащихся на работу с электронными учебными пособиями.
Структура: урок изучение нового материала.
Методы управления учебной деятельностью и восприятия информации:
а) по источнику передачи и восприятия информации – словесные, наглядные, практические; б) по логике передачи и восприятия информации – индуктивные и дедуктивные; в) по степени самостоятельности учащихся – репродуктивные и проблемно-поисковые; г) по степени управления учебной деятельностью – учебная деятельность, организованная и управляемая учителем, самостоятельная деятельность учащихся, работа с учебником.
Система контроля, оценивания:
а) фронтальная работа с карточками;
б) экспресс-опрос;
в) самоконтроль
Оборудование:
Мультимедиапроектор, доска-экран, презентации;
Учебник «История Древнего мира» 5 класс (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. 2014 г.)
Основные понятия урока:
Великая Китайская равнина, река Хуанхэ, река Янцзы, мудрец Конфуций, манеры, циновка, драконы, бамбуковая книга, иероглиф.
За неделю до проведения урока ребята получают задания: подготовить сообщения (на 2 - 3 минуты) по темам: «Великая Китайская равнина», «Река Хуанхэ», «Река Янцзы»
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний по теме: «Природа, люди, касты Древней Индии».
Работа с карточками (5 мин.)
1. Берега Индии с запада, востока и юга омывают воды ______________________ океана. (Индийского)
2. С севера границей Индии являются самые высокие в мире горы _________________________.(Гималаи)
3. Самые многоводные реки Индии это ______________________ и ______________________ . (Инд и Ганг)
4. Густые, труднопроходимые леса в Индии называются ____________________. (джунгли)
5. В Индии выращивали ______________________ , ______________________ , ______________________ . (рис, сахарный тростник, хлопчатник)
6. В _______веке до нашей эры почти все индийские царства объединились под властью царя ___________. (в III веке, царя Ашока).
7. По верованиям древних индийцев, бог ____________создал людей из разных частей своего тела. (Брахма)
8. ___________________ – группа людей с определенными правами и обязанностями. (каста)
9. Древнеиндийское общество в Индии делилось на ______________________ , ______________________ , ______________________ , ______________________ , ______________________. (брахманы, воины, земледельцы, слуги, «неприкасаемые».
10. Индийский мудрец ____________________учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение. (Будда)
После выполнения заданий, карточки переверните и оставьте на партах, в конце урока мы на них выполним ещё одно небольшое задание.
1 .Формулирование проблемы «Китай – уникальная, мудрая, удивительная страна»
– Мы должны доказать (привести примеры), что «Китай – уникальная, мудрая, удивительная страна». Сегодня познакомимся с географическим положением Китая и особенностями климатических условий, узнаем о жизни китайского общества, об учении Конфуция, Рассматривая новый материал, мы будем возвращаться к поставленной проблеме, и стараться её доказывать.
2. Работа с картой
Слайд Карта «Китай в древности»
Сообщения
Великая Китайская равнина
Река Хуанхэ
Река Янцзы
3. Изложение нового материала
– Конфуций учил: «Воспитанного человека легко узнать по его манерам»
– Объясните, как вы понимаете слово «манеры». (Манера – обычный для данного лица, вошедший в привычку образ действия; та или иная особенность поведения). – Учтивый китаец перед входом дом снимал туфли и шел босиком
– Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось неприлично. – Объясните, как вы понимаете слово «циновка». (Циновка – ковер, сплетенный из тростника)
– Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди.
– Большое внимание уделялось внешнему виду человека. Древние китайские мужчины носили прически из длинных волос, которые укладывались в тугие пучки на темени. Надо лбом, на висках и на затылке волосы тщательно приглаживались. Узел закреплялся шпилькой (напоминает «шишку»). Женские прически были очень сложные, но производили впечатление легкости, украшались цветами, а на праздники причёски украшались драгоценными камнями.
– Обычно китайцы носили халат. У простых людей они были из дешевой материи, а знатные и богатые китайцы одевались в шелковых халаты, украшенные дорогой и красивой вышивкой. На одежде императора вышивался дракон – символ божественности. Император считался «Сыном Неба».
Возврат к проблеме: «Китай – уникальная, мудрая, удивительная страна»»
– Жизненный уклад китайского народа подчинен дисциплине, порядку, уважению и почитанию старших и младших.
– О чем говорит китайская мудрость: «Мудрость – в знании старинных книг»? – Что изображено на слайде?
Сообщение «Бамбуковая книга Древнего Китая»
– Как называлась письменность, изображенная на бамбуковых книгах? – Что такое иероглиф?
– Письменные принадлежности, несмотря на кажущуюся простоту, были очень дорогими. Писали кистями, обмакивая их в чернила изготовленные из золы.
– Как и другие народы, китайцы верили в сверхъестественные силы – богов, духов, драконов, обитающих в реках или горах. Но самым высшим существом для древних китайцев было – Небо. По их представлениям Небо – это предок правителя, поэтому императора в Китае называли – «Сын Неба», а подчиненные ему земли – Поднебесной.
Возврат к проблеме: «Китай – уникальная, мудрая, удивительная страна»
Для того, чтобы проверить как вы поняли сегодняшний материал, я предлагаю выполнить тест.
Рефлексия
На ваших партах остались карточки с ответами, запишите на них несколько слов, которые запомнились вам и характеризовали бы ваше отношение к Китаю, к его древним мудростям.
Итоги урока
Китай – это страна, в которой всё уникально, мудро, удивительно! В этой стране всё величественно и потрясает воображение: Великая Китайская равнина, реки Хуанхэ и Янцзы. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта.