Тема: Перемены в культуре и быте в первой четверти XVIII века.
Цель урока:
Познакомить учащихся с новыми явлениями в области культуры, быта, введенными Петром I;
Продолжить развитие умений работы с учебником, с дополнительной литературой; самостоятельно определять художественные достоинства произведений искусства.
Продолжить формирование умений сравнивать, делать необходимые выводы.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: раздаточный материал (карточки с датами), компьютер, проектор, мультимедийная презентация
Ход урока:
Орг. Момент (отмечаются отсутствующие, объявляется тема и цели урока)
Проверка знаний
Фронтальный опрос:
Проверяется знание дат
Какие уроки извлек Петр I из Нарвской конфузии? (для успешного продолжения войны необходимы реформы)
Какие реформы были проведены? (армия стала регулярной, стрелецкие полки были заменены полками нового строя на основе рекрутских наборов; было открыто большое количество мануфактур, металлургических заводов которые отливали пушки и другое оружие на нужды армии; открывались различные школы для подготовки военных специалистов; были приняты Военный и Морской уставы; начал строится военно-морской флот)
Каковы были условия Ништадской мира? ( Россия возвращала Швеции Финляндию, но обретала выход к морю- побережье от Балтики от Выборга до Риги переходило к России)
Как вы думаете, в чем состояло значение Северной войны? (Расширились экономические, политические связи России с европейскими странами. Победа подняла престиж России, ее международный авторитет, выдвинула Россию в разряд великих держав Европы.)
Изучение нового материала
Вводное слово учителя:
Учитель озвучивает тему урока.
Реформы Петра коснулись всех областей жизни, но наиболее яркими, особенными, были преобразования в культуре и быте.
Надо отметить, что население сопротивлялось многим нововведениям царя. Реформы Петра порождали очень горячие споры и современников, и историков.
Почему реформы Петра I встречали сопротивление населения и порождали горячие споры современников и историков?
Давайте попробуем сейчас в этом разобраться.
Образование -Рассказ учителя, сопровождается показом презентации
Образование, наука, книжное дело – это три кита, на которых держится культурная традиция не только России, но и любой страны, желающей быть просвещённой, современной, сильной и благоприятной для жизни граждан.
Петр 1 понимал, что будущее процветание государства зависит от уровня образованности населения. Сам Петр I по натуре был человеком очень любознательным. Сам по доброй воле мог освоить любую специальность. К 25 годам знал 14 ремесел и на любой мануфактуре был «как у себя дома. Интерес к знаниям у него сохранялся всю жизнь. Понимал он также то, что церковное образование не может дать необходимых знаний для молодых людей. Поэтому стал способствовать развитию светского образования и науки.
Военные и политические задачи, решаемые Россией в Петровское время требовали большого количества грамотных образованных людей, особенно в сфере технических, прикладных и военных знаний. Пётр I решал задачу образования в России двояким способом. Во-первых, посылкой молодых людей на учёбу за границу, в страны Западной Европы, особенно в Голландию и Англию, более всего – для обучения военно-морскому делу и кораблестроению. Во-вторых, организацией в Москве, а потом и в Петербурге специальных школ для обучения молодых людей «разного рода наукам», особенно – военным и военно-морским наукам.
Запись в тетрадях:
Формирование начального и профессионального образования
Открытие специальных учебных заведений, где готовили специалистов(Навигацкая школа, Морская академия, Медицинская школа)
В 1714 г. во многих губерниях России открылись цифирные школы - начальные учебные заведения, ориентированные на освоение элементарных математических знаний. Они предназначались для обязательного обучения детей дворян, чиновников, духовенства, в них обучались мальчики в возрасте от 10 до 15 лет.
Образование для детей дворян стало обязательным / дети крепостных обучаться не могли/
Наказания за отлынивание от учебы /запрет на браки дворянским детям, не имеющим образования/
Выпуск учебной литературы (учебники, справочники, наглядные пособия)- за 1 четверть 18века- больше чем за последние 150 лет
Реформа алфавита- введение гражданской азбуки- славянская азбука вместо кириллицы (М.В.Ломоносов: «При Петре 1 не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды»)
1703 г. – первая печатная газета «Ведомости» - иностранная хроника
1714 г.- Открытие кунсткамеры первый музей– помещение для редкостей- медицинские препараты, древние монеты, зоологический кабинет, глобусы, древние монеты
Военно-морской и Артиллерийский музеи
1714 г.- Открытие в Петербурге научной библиотеки
1724 г- указ об учреждение Академии наук и художеств
Наука- работа на дом
Учитель: Одновременно уделялось внимание и развитию научных знаний. Необходимость развития научных знаний объяснялось потребностями государства. Территория государства расширялась за счет дальневосточных и сибирских земель, поиском полезных ископаемых, строительством, ростом мануфактурного производства и торговли
Задание- работа с текстом (стр. 138-140), заполнить таблицу «Научные достижения первой четверти 18 века»
Область науки | Имя ученого | Открытие |
| | |
Перемены в быту (одежда, быт, развлечения, театр)- выступление учащихся
Введение европейской одежды и бритье бород, введение ассамблей – выступление ученика
Отрывок из документа «Юности честное зерцало» -то есть правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость, целомудрие. Сочинение регламентировало практически все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Книга формировала новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости и придерживающегося европейских светских манер.
«Юности честное зерцало» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе
IV. Проблемный вопрос:
Почему реформы Петра I встречали сопротивление населения и порождали горячие споры современников и историков?
Учитель, обобщает ответы учащихся
Процесс модернизации, процесс реформирования никогда не бывает простым и лёгким. Он связан с переустройством не только внешних форм жизни, быта, но и затрагивает сознание, мировоззрение людей. Петровские реформы перевернули весь строй, весь традиционный уклад русской жизни. Многие реформы воспринимались обществом как чудачество царя. Некоторые историки и образованные люди считали, что петровские реформы не позволили России развиваться своим, самобытным путем, что Россия пошла по пути Запада.
Многие реформы насаждались силой- например европейская одежда, бритье бород, обязательность обучения для дворянских детей;
Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государего Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры.
Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Куншткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.
Хранение этих экспонатов, было доверено президенту Аптекарской канцелярии Роберту Арескину. Иоганн Шумахер был назначен на специальную должность — “надсмотритель редкостей и натуралиев”. Этот музей назвали кунсткамерой, но в то время, он был недоступен для всеобщего обозрения.
Только в 1719 году, некоторые коллекции кунсткамеры, были показаны публике. Основным источником пополнения коллекций, были “Академические экспедиции” первой половины XVIII века. Так же, по распоряжению Петра I редкости покупали в разных странах Европы. В коллекции, которая была показана публике, было множество различных животных, а так же живые экспонаты. Это были люди — уроды, карлики, великаны и монстры.
В 1727 году, кунсткамера переместилась в новое место. Здание было построено по приказы Петра I, и посещение этого музея в то время было бесплатным. Петр считал, что посетители должны быть угощены “кофе и цукербродами”, ради этого, он выделил из казны определенную сумму на эти угощения. Так же, посетителей угощали закусками и венгерским вином. В кунсткамере существовали служащие, которые показывали посетителям экспонаты и рассказывали об их происхождении. Посетители всегда с большим желанием ходили в этот музей, и есть свидетельства, которые говорят о том, что в кунсткамере всегда было много разного народа. В 1741 году, издали двухтомный каталог, где были опубликованы все экспонаты кунсткамеры с их полным описанием.
Стремясь к тому, чтобы редкостей в музее становилось все больше, Петр издал специальный указ, в котором говорилось: “Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть… да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…”. Со всей России в музей стали поступать новые экспонаты, в те, кто бывал за границей, должны были привозить диковинные предметы оттуда.
Другая легенда рассказывает о Николае Буржуа. В 1717 году во Франции, Пётр увидел этого человека ростом почти 2 метра 30 сантиметров. Пётр привёз его в Россию и сделал своим личным лакеем. В 1724 году Николай Буржуа умер, его скелет был передан в Кунцкамеру. Во время пожара в 1747 году череп скелета пропал, на его место укрепили другой подходящий череп, коих в собрании было превеликое множество. С тех пор, как гласит легенда, по ночам скелет ходит по залам и ищет свою голову.
На основе коллекций Кунсткамеры, в 1836 году было создано ещё несколько академических музеев (зоологический, ботанический, этнографический и др.).