Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Греко-персидские войны"»
Методическая разработка проблемно-диалогического урока в 5 классе по теме: «Греко-персидские войны».
Дидактические материалы: учебник (Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова. Всеобщая история. Древний мир: учебник для 5-го класса. – М., 2011), презентация «Эллины против «царя царей», карта «Греко-персидские войны».
Задачи урока по линиям развития личности:
Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.
Из фактов истории древнегреческой цивилизации научить выявлять главное в Греко-персидских войнах.
Линия 3. Историческое мышление.
Анализируя события Греко-персидских войн, научить выявлять варианты причин и следствий, определивших победу греков над персами.
Линия 4. Нравственное самоопределение.
При оценке Греко-персидских войн, научить выявлять гуманистические, нравственные ценности и давать оценку действиям государств и отдельных личностей в ходе главных сражений.
Линия 5. Гражданско-патриотическое самоопределение.
Научить определять, объясняя, с гражданских позиций свои оценки качествам, проявленным древнегреческими гражданами в войнах с персами.
План урока:
I. Создание проблемной ситуации.
1. Формулировка проблемы урока: почему греки смогли победить в Греко-персидских войнах?
2. Актуализация знаний
II. Поиск решения проблемы:
1. Причины войны
2. Основные события
3. Итоги войны
III. Выражение решения проблемы, применение нового знания.
I. Создание проблемной ситуации (7 минут).
1. Формулировка проблемы урока: почему греки смогли победить в Греко-персидских войнах?
1. Для постановки проблемы урока используется диалог двух героев, помещенного в конце параграфа (между пятиклассником Антошкой и Археологом). Ученики, сравнивая два мнения, выявляют противоречие и формулируют проблему урока (предлагают разные варианты): почему греки смогли победить персов? Что позволило грекам одержать победу? В тетрадях записывается окончательный вариант проблемы: почему греки смогли победить в Греко-персидских войнах? (ребята списывают вопрос с проектора)
Далее ученики предлагают свои версии решения проблемы. Зачастую ребята уже на этом этапе дают ответы, которые находят свое подтверждение при подведении итогов урока. Так, обратившись к своим ученикам с вопросом, какие у них есть версии, я получила следующие ответы: хорошая тактика и стратегия, искусство полководцев, мужество и героизм греческих воинов (эти версии подтвердились в ходе урока).
2. Актуализация знаний (7 минут). Перед тем как начать поиск проблемы, я предложила ученикам вспомнить ключевые термины, которые были уже изучены на предыдущих уроках: полис, восточная деспотия, фаланга. После предлагаю вспомнить устройство Персидской державы с опорой на схему в учебнике, отличия гражданина греческого полиса от подданного восточной деспотии.
II. Поиск решения проблемы (25 минут).
1. Причины войны. Ученики уже знакомы с текстом параграфа (образовательная программа «Школа 2100» предусматривает опережающее домашнее чтение параграфа). Изучение новой темы начинается с изучения причин греко-персидских войн. Читая и анализируя первый пункт параграфа, ученики формулируют причины войн для Персии и Греции. Поиск происходит совместно с учителем:
- Используя первый пункт, сформулируйте причины войн для персов. Как они вели себя при завоевании греческих полисов?
Ответы учеников:
- Персы захватывали греческие города в Малой Азии, значит они хотели получить новые земли.
- В ходе завоеваний персы обращали местных жителей в рабов, значит еще одна причина – захват рабов.
- Завоевав новые земли, персы заставляли местных жителей платить им налоги, значит третья причина – жажда наживы.
Сформулировав причины войны для Персии, ученики делают вывод и формулируют причины войны для греков: греки были вынуждены обороняться, защищать свою родину, свободу, независимость, демократию.
2. Основные события.
Ученики получают продуктивные задания и ищут ответы (задание выполняется в течение 5 минут). Задание следующее:
1. Прочитайте второй пункт учебника. Найдите и выпишите основные события греко-персидских войн.
2. Сформулируйте причины побед греков. Что позволило им одержать победу над персами?
Перед тем как начать говорить о событиях войн, ученики знакомятся с картой в учебнике и картой, висящей на доске. Я называю первое сражение, ученики находят его местоположение сначала в карте учебника, затем предлагаю выйти одному из учеников и показать место сражения на большой карте (вышедший к карте ученик находит место Марафон, найдя область Аттика)
Говоря о первой победе греков над персами в битве при Марафоне, ученики формулируют первую причину победы греков: искусство полководца Мильтиада, построение греков в виде фаланги (учитель показывает на экране слайд с записью причиной побед греков, ребята записывают ее в тетрадь).
После мною был задан следующий вопрос: кто знает, какие спортивные состязания называются «марафонскими»? Ребята вспоминают, что так называется дистанция на 42 км, которая включена в программу Олимпийских игр, тем самым уясняют для себя, что память о тех событиях до сих пор жива, люди помнят о героизме греков, сражавшихся за свою родину.
Продолжая говорить о событиях войн, ученики вместе со мной формулируют следующие причины побед. Из сведений о гражданине Фемистокле, который уговорил греков построить быстроходные корабли, ученики приходят к выводу, что следующей причиной стало строительство быстроходных боевых кораблей-триер. Союз греческих полисов объединил греков – и это тоже стало причиной побед (учитель показывает на экране слайд с записью причиной побед греков, ребята записывают ее в тетрадь).
Далее ученикам предлагается найти следующие места сражений на карте: битва при Фермопилах, Саламинское сражение. Найдя места битв на карте в учебнике, двое учеников выходят к доске и находят места сражений на большой карте (ребята правильно находят места битв). Говоря о Фермопильской битве, ученики приходят к выводу: несмотря на поражение греков, нравственное значение битвы велико: они показали себя настоящими воинами, гражданами и патриотами своей страны, дав пример следующим поколениям. Поэтому еще одна причина побед греков – мужество, смелость, героизм, самоотверженность греческих воинов). Учитель открывает нужный слайд, ребята фиксируют в тетрадях причину побед греков.
Завершая изучение событий войн, ребята говорят о том, что все греческие полисы объединились в Афинский морской союз, который стал воплощением единства всех полисов Греции. Грекам удалось закрепить успех и одержать победу над персами благодаря уже названным причинам.
3. Итоги войны.
Сформулировав основные причины побед греков над персами, я предлагаю ребятам подвести итог войн. В течение минуты ученики обдумывают вывод и поднимают руки. Наиболее удачным, на мой взгляд, был следующий ответ: греческие полисы смогли отстоять независимость, свои ценности (демократия, свобода). Поражает то, что маленькие полисы смогли одержать победу над огромной Персидской державой, что доказывает тот факт, что важно не количество воинов и кораблей, а тактика, стратегия, особое устройство кораблей и боевое построение воинов. Все это позволило грекам одержать великую победу над персами.
III. Выражение решения проблемы (5 минут).
Я обращаюсь к ученикам с вопросом: какой ответ на главный вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Ребята формулируют полный вывод и называют все уже названные причины побед греков. Выясняется, что все версии, которые были выдвинуты ребятами в начале урока, подтвердились.
В конце урока ученики записывают домашнее задание (пересказ, опережающее чтение следующего параграфа, письменно ответить на вопросы перед параграфом).