Методическая разработка открытого занятия на тему: «Итоги Великой Отечественной Войны. Историческое значение победы Советского Союза над нацизмом и фашизмом»
Методическая разработка открытого занятия на тему: «Итоги Великой Отечественной Войны. Историческое значение победы Советского Союза над нацизмом и фашизмом»
Данная разработка призвана на основе осмысления студентами исторического значения победы Советского Союза в Великой Отечественной Войне, вклада в разгром нацизма и фашизма, формировать у студентов представление о масштабах о великой отечественной войне, о людских потерях, о решающем вкладе советского народа в победе над нацизмом и фашизмом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия на тему: «Итоги Великой Отечественной Войны. Историческое значение победы Советского Союза над нацизмом и фашизмом»»
ОСП «Индустриальный техникум»
ГОУ ВПО ЛНР «Донбасский государственный технический университет»
Методическая разработка
открытого занятия
по дисциплине
"История Отечества"
Алчевск, 2019
Разработал: Пожидаева А.Е. – старший преподаватель высшей категории.
«Утверждаю»
Заместитель директора по УВР,
председатель методического совета
______________ Л. Л. Кузьмина
«_____» ______________ 2019 г.
Рассмотрено и согласовано на заседании
цикловой комиссии «социально-гуманитарных дисциплин»
Протокол от «____»____________2019 г. № ___
Председатель комиссии________ А.Е. Пожидаева
Открытое занятие по дисциплине «История Отечества»
Тема: «Итоги Великой Отечественной Войны. Историческое значение победы Советского Союза над нацизмом и фашизмом»
Цели: на основе осмысления студентами исторического значения победы Советского Союза в Великой Отечественной Войне, вклада в разгром нацизма и фашизма. Сформировать у студентов представление о масштабах о великой отечественной войне, о людских потерях, о решающем вкладе советского народа в победе над нацизмом и фашизмом.
Развивать способности студентов, сопоставлять различные версии и оценки. Воспитывать гражданские качества личности (нравственность, социальная активность, ответственность)
Задачи: систематизировать, обобщить, закрепить знания студентов по теме «СССР в годы 1941-1945»; сформировать понимание исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной Войне;
Совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой, интернет ресурсом, навыки подготовки выступлений и участие в дискуссиях.
Предметные результаты
В результате проведения занятия студенты должны:
Уметь разоблачать фальсификаторов Великой Отечественной Войны, приводить доказательства, аргументы и факты.
Называть главную причину победы нашего народа в Великой Отечественной Войне.
Определять историческое значение победы Советского Союза над нацизмом и фашизмом.
Метопредметные результаты
Анализировать информацию, полученную из разных исторических источников интернет ресурсов
Сравнивать различные точки зрения вопросу цены победы.
Личностные результаты
Высказывать собственную точку зрения по вопросу оценки вклада народов СССР и союзников в победу над нацизмом и фашизмом.
Тип
Совершенствование знаний и навыков.
Учебно-методическое обеспечение
Проектор, компьютер, историческая карта, раздаточные листы и материал.
Основные понятия
Патриотизм, Родина, Блицкриг, Антигитлеровская коалиция, Второй Фронт, Ленг-Лиз, нацизм, фашизм.
Ход занятия
Вступительное слово преподавателя
Мы сегодня с вами проводим необычное занятие, а очень сложное, потому что нам предстоит совместными усилиями разоблачать фальсификаторов и клеветников, которые стараютсяисказить правду о войне, замолчать, затушевать решающий вклад Советского Союза в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии. И надо чётко осознавать, что фальсификация истории, хода и исхода Великой Отечественной войны – это не заблуждение несведущих людей, не информированных неучей, не прихоть дилетантов. Это осознанные действия.Ревизия Ялтинских, Потсдамских соглашений, пересмотр итогов 2-й мировой войны – это долговременная стратегия США в борьбе за мировое господство.Ну а цель фальсификации истории, ревизии и пересмотра итогов 2-й мировой войны – устранить конкурента, утвердить единоличное лидерство США на планете, новый мировой порядок по-американски, приписать Америке, Великобритании решающую роль в разгроме Германии.
В учебниках по истории, по которым преподают историю Второй мировой войны в учебных заведениях Соединенных Штатов, Англии, Польши, Украины преподносится, что решающую роль в победе над нацистской Германией и милитаристской Японией сыграли союзники (США, Великобритания и Франция) А Советский Союз и Германия – агрессоры. Многие молодые люди не знают о победе Советского Союза над нацизмом и фашизмом. Некоторые «горе-патриоты» предлагают забыть ужасы войны и вообще не травмировать войной неокрепшие души.
Мне хочется привести слова Виктора Астафьева, участника Великой Отечественной Войны «Но когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле – почаще вспоминайте нас: это мы, недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей, вытерпевшие такую душевную боль, такое неслыханное страдание, подарили миру продолжительную паузу. На благодарность не , но на справедливую честную память мы, битые войной и мяты послевоенной жизнью солдаты, надеется имеем право. Хотя бы ее – то мы заслужили»
1.Миф 1. Cталин и Гитлер в одинаковой степени виновны в развязывании II Мировой войны.
В ходе холодной войны на Западе возник и все более раздувается миф о том, что Советский Союз готовился к нападению на Германию, сгруппировав на своих западных границах мощные вооружённые силы Красной армии, и это спровоцировало Гитлера на вынужденный превентивный удар 22 июня 1941 г. Тем самым, по мнению некоторых американских и европейских политиков и учёных, виновниками развязывания Второй мировой войны как минимум в равной мере являются как Германия, так и СССР, а некоторые в своих фантазиях заходят так далеко, что объявляют СССР главным виновником. Авторов этого мифа не смущает даже тот факт, что согласно общепринятой точке зрения Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 г. с нападения Германии на Польшу, а в Советский Союз гитлеровский вермахт вторгся почти на 22 месяца позже. В древние века родился афоризм: «Даже Бог не может изменить прошлое, но историки могут».
2.Миф 2 СССР напал на Германию. У СССР население 192 млн человек в небольшом германском государстве 71 млн человек. По факту против СССР воевала вся объединённая Европа. Евросоюз.
Страны, оккупированные Гитлером, всегда выставляли себя жертвами. Мол, пришли злые захватчики, что мы могли сделать против них? Бороться было невозможно. Работать заставляли под страхом смерти, морили голодом и истязали. Однако на деле оказывается, что на Западе под немцами все было не так плохо. Это наши войска, отступая, взрывали промышленные предприятия, чтобы они не достались врагу. Партизаны и жители занятых фашистами территорий устраивали саботаж и диверсии. В большинстве оккупированных европейских стран рабочие прилежно трудились, получая зарплату и попивая пиво после работы. Один только факт: вооружения, которое Германия захватила в поверженных странах, было достаточно, чтобы сформировать 200 дивизий. Нет, это не ошибка: 200 дивизий. У нас в западных округах стояло 170 дивизий. Чтобы обеспечить их вооружением, СССР потребовалось несколько пятилеток. Во Франции после ее разгрома немцы сразу же изъяли до 5000 танков и бронетранспортеров, 3000 самолетов, 5000 паровозов. В Бельгии присвоили половину подвижного состава для нужд своей экономики и войны.
- Без чешской военной промышленности и чешских танков у нас не было бы четырех танковых дивизий, что сделало бы невозможным нападение на Советский Союз, - признавался подполковник танковых войск вермахта Гельмут Ритген. Стратегическое сырье, вооружение, материалы, техника - объединенная Европа обеспечивала нацистов всем необходимым. В том числе человеческими ресурсами: около 2 000 000 человек пошли добровольцами в гитлеровскую армию.
2. Советские солдаты сражались лишь потому, что за их спиной были заградотряды, которые расстреливали отступавших из пулемётов
Так как потери немецких войск даже в начале войны, несмотря на отступление Красной Армии, были беспрецедентно высокими, а местами некоторые части и вовсе были разбиты, противникам Великой Победы пришлось придумать миф, что советских солдат заставляли воевать под пулемётами, расстреливая отступающих. Чтобы теория звучала убедительнее, расстрелы из пулемётов приписали специальным заградительным отрядам НКВД, которые якобы прятались за спинами солдат и всех отступающих просто-напросто расстреливали. В реальности, заградотряды НКВД действительно существовали, и их обязанностью было охранять тыла советских армий, как и других военных полиций в любой армии мира. Данные подразделения сыграли значительную роль в наведении порядка в войсках Красной армии. Взять к примеру данные по «Сталинградской битве»:
За август и сентябрь 1942 года заградительными отрядами Сталинградского фронта было задержано 36 109 человек. Из них: 730 чел. было арестовано. Из этих 730 арестованных 433 человека были расстреляны; 1056 человек были направлены в штрафроты; 33 человека в штрафбаты; 33851 человек были отправлены в свои части для дальнейшего прохождения службы То есть из 36 тысяч человек за серьёзные преступления были расстреляны только 433 человека, это чуть больше одного процента. И эти данные относятся к тому времени, когда якобы и происходили «зверства заградотрядов». Возможно, среди 433 расстрелянных не все были виновными настолько, что их следовало казнить, но исходя из тяжёлого положения под Сталинградом это была вынужденная мера. К тому же, ни о каком расстреле из пулемётов по своим говорить не приходится, а все задержанные были сначала арестованы и приговорены военным трибуналом. Позднее, при стабилизации фронта, к столь жёстким мерам уже не прибегали.
3. СССР завалили нацистов трупами
• В последние лет 15-20 нередко приходится слышать, что соотношение потерь СССР и Германии с союзниками во Второй мировой войне составило 1:5, 1:10, а то даже и 1:14. Дальше, естественно, делается вывод про «заваливание трупами», неумелое руководство и прочее. • Однако, математика наука точная. Так например, численность населения Третьего Рейха на начало Второй Мировой— 85 млн. человек, из них мужчин призывного возраста — более 23 млн. человек. Численность населения СССР – 196,7 млн. человек, из них мужчин призывного возраста – 48,5 млн. человек.
• Итак, даже ничего не зная о реальных цифрах потерь с обеих сторон, несложно подсчитать, что победа путём полного взаимоуничтожения мужского населения призывного возраста в СССР и Германии, достигается соотношением потерь 48.4/23 = 2.1, но никак не 10.
• Кстати говоря, тут мы не учитываем союзников немцев. Если прибавить их к этим 23 млн., то соотношение потерь станет ещё меньше. При этом надо учесть, что в самом начале войны Советский Союз потерял большие густонаселённые территории, поэтому реальная численность мужчин призывного возраста была ещё меньше. Однако, если бы, действительно, за каждого убитого немца советское командование клало бы 10 советских солдат, то после того, как у немцев погибло бы 5 млн. человек, у СССР погибло бы 50 млн. – то есть больше воевать у нас было бы некому, а в Германии ещё осталось бы аж 18 млн. мужчин призывного возраста.
4. Миф о неграмотных командующих.
Борис Соколов в своей книге « Цена победы» пишет «В целом можно заключить что не Жуков , не другие наши генералы и маршалы не обладали полководческим гением. Советские маршалы и генералы могли одерживать победы , лишь проливая целые реки солдатской крови.
Все эти мифы складываются в глобальное утверждение, выраженное одной фразой: «Победили вопреки». Вопреки неграмотным командирам, бездарным и кровожадным генералам, тоталитарной советской системе и лично Иосифу Сталину. История знает немало примеров, когда хорошо обученная и оснащенная армия проигрывала сражения из-за бездарных полководцев. Но чтобы страна победила в глобальной войне «на истощение» вопреки государственному руководству – это что-то принципиально новое. Ведь война – это не только фронт, не только вопросы стратегии и не только проблемы снабжения войск продовольствием и боеприпасами. Это и тыл, это сельское хозяйство, это промышленность, это логистика, это вопросы обеспечения населения медикаментами и медпомощью, хлебом и жильем. Советская промышленность из западных областей в первые месяцы войны была эвакуирована за Урал. Неужели эта титаническая логистическая операция была проведена энтузиастами вопреки воле руководства страны? На новых местах рабочие вставали к станкам в чистом поле, пока закладывались новые корпуса цехов, – неужели только из страха перед репрессиями? Миллионы граждан были эвакуированы за Урал, в Среднюю Азию и Казахстан, жители Ташкента за одну ночь разобрали по домам всех, кто остался на привокзальной площади, – неужели вопреки жестоким нравам советской страны? Возможно ли все это, если общество разобщено, если живет в состоянии холодной гражданской войны с властью, если не доверяет руководству? Ответ на самом деле очевиден. В заключении можно привести слова Франца Гальдера – начальника генерального штаба Германских сухопутных войск «Исторически не безынтересно исследовать, как русское военное руководство потерпевше крушение со своим принципом жесткой обороны в 1941 году, развивалась дугибкого оперативного руководства и провело под командованием маршалов ряд операций , которые по немецким масштабам заслуживают высокие оценки , в то время как немецкое командование под влиянием полководца Гитлера , отказалась от оперативного искусства и закончило его ,бедной по идее , жесткой обороне в конечном итоге, приведдший к полному поражению.
5. Гитлера победил «генерал Мороз»
Миф о том, что Советский Союз победил в войне исключительно с помощью сильнейших морозов, распутицы и метелей, является ведущим в списке мифов о войне.
Если разобраться с планами немецкого командования по наступлению на СССР, то становится ясно, что победа над основными силами Советской армии, должна была был произойти в ходе летней или в крайнем случае летне-осенней кампании. То есть Гитлер изначально не планировал вести активные боевые действия в период холодов. Но в результате мощнейших ударов и взятия ключевых городов СССР оборона Красной армии не сломалась, а немецкие части понесли потери, которых у них ещё не бывало.
До пяти дивизий немцев были разгромлены, а наступление на Москву остановилось на длительное время. Стоит заметить, что все эти события происходили летом и в начале осени. При этом погодные условия летом 1941 года, как известно, выдались практически идеальными для немецкого наступления.
Известно, что, понадеявшись закончить войну до зимы, германское командование не озаботилось своевременной закупкой зимней одежды и прочего необходимого снаряжения.
Кроме того, не стоит забывать, что распутица, замедлившая немецкое наступление под Москвой, действовала на обе стороны. Причём её действие на отступающую РККА было в некоторых отношениях даже более негативным, чем на Вермахт: для наступающей стороны застрявший в грязи танк — это лишь некоторая возня инженерных частей по его вытаскиванию, а вот для отступающей стороны застрявший в грязи танк равен танку, потерянному в бою.
Любители данного мифа распространяют его строго на 41-й, 42-й год, но не говорят о последующих годах. К примеру о Великой битве на Курской дуге или операции «Багратион» замалчивается. Данные сражения проходили исключительно в летнее время.
В ходе зимнего наступления Красной Армии 1941 – 1942 года с новой силой проявился массовый героизм нашего народа.
Об этом говорят следующие факты : за исключительное мужество и героические подвиги 110 бойцов и командиров Красной Армии были удостоены звания Героя Советского союза , 36 тыс. человек награждены орденами и медалями.
В первые в истории Второй Мировой Войны гитлеровским войскам был нанесен сокрушительный удар.
Победа советских Вооруженных Сил вызвала огромный трудовой подъем в стране. .
Победа под Москвой высоко подняла международный авторитет и его Вооруженных сил. Газета « Таймс» писала : 6 декабря Красная Армия дала особенное доказательство своей стойкости выдержки , начав после такого жестокого испытания наступление по всему Московскому фронту.
Москва была высшим испытанием , Москва была состязанием , и русские показали себя лучше чем противник. Это факт который нельзя скрыть»
Газета «НьюсКроникл» писала «Глубокое уважение русской армии и русскому народу» они показали всем нациям как воевать с «Непобедимым» врагом. Захват ими инициативы будет одним из величайших событий русской истории. Действительно , это поразительная победа оружия – гордый подъем духа и организованной силы.
6. Решающее значение второго фронта и поставок по Ленд Лизу
«Союзники» с первых дней гитлеровской агрессии против СССР ничуть не скрывали своего недружественного отношения к Советскому Союзу. А участие в войне мотивировали только корыстными интересами. Достаточно напомнить цитату из статьи будущего президента США Трумэна, которая была опубликована в «центральной» американской газете "NewYorkTimes" 24 июня 1941 года, то есть через день после нападения Германии на Советский Союз: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше» … Только один факт: их финансовые воротилы финансировали и ту, и другую стороны — ничего личного, только бизнес! Кстати, США стали после Второй мировой войны самой богатой страной мира, предварительно ограбив, обворовав и закабалив значительную часть мира. Сегодня некоторые американовлюбчивые историки с придыханием говорят о ленд-лизе (американские поставки техники и вооружения в СССР в годы войны). Но, во-первых, это — капля в море (всего 4 процента от произведенного в годы войны в нашей стране), а во-вторых, это опять-таки бизнес. Мало кто знает, что за эти «дружеские» поставки СССР, а затем и Россия расплачивались с янки вплоть до 2006 года! Никто сегодня не вспоминает, что существовали договоры так называемого "обратного" ленд-лиза, согласно которым «братья по оружию» должны были после войны предоставлять армии США товары, обслуживание, транспортные услуги и даже разрешать использование военных баз. Кстати, «обратный ленд-лиз» СССР составил $2,2 млн. Другой неблагоприятный для СССР аспект в связи с «помощью союзников». Протянув с открытием второго фронта до1944 года, США и Англия в первом же серьезном сражении с уже ослабленным Гитлером получили зубодробительный удар. Красной Армии ценой дополнительных потерь пришлось спасать «союзников». В январе 1945 года английский премьер Черчилль жалобно запросил помощи у И.В. Сталина, и тот ответил: « Мы готовимся к
наступлению, но погода сейчас не благоприятствует нашему наступлению. Однако, учитывая положение наших союзников на западном фронте, Ставка Верховного Главнокомандования решила усиленным темпом закончить подготовку и, не считаясь с погодой, открыть широкие наступательные действия против немцев по всему центральному фронту не позже второй половины января». Так что открытие второго фронта обернулось «лишними» потерями для наших войск.
7. Союзники. Операция «Немыслимое»
Мало того, что «союзники» постоянно затягивали с поставками вооружения, оттягивали открытие второго фронта, а открыли его когда исход войны был предрешён, но ещё и спланировали беспрецедентную по своему цинизму военную операцию.
В начале апреля 1945 г. перед самым окончанием Великой Отечественной У.Черчилль, премьер-министр нашего союзника – Великобритании отдал приказ начальникам своих штабов о разработке операции внезапного удара по СССР – операции «Немыслимое». Он был ему предоставлен 22 мая 1945 года на 29 страницах.
Согласно этому плану, нападение на СССР должно было начаться следуя принципам Гитлера – внезапным ударом. 1 июля 1945 года 47 английских и американских дивизий без всякого объявления войны должны были нанести сокрушительный удар не ожидавшим такой беспредельной подлости от союзников наивным русским. Удар должны были поддержать 10-12 немецких дивизий, которых “союзники” держали нерасформированными в Шлезвиг-Гольштейне и в южной Дании, их ежедневно тренировали британские инструктора: готовили к войне против СССР. Война должна была привести к полному разгрому и капитуляции СССР.
Англосаксы готовились сломить нас террором – изуверским уничтожением крупных советских городов сокрушительными ударами волн «летающих крепостей». Несколько миллионов русских людей должны были погибнуть в отработанных до мелочей “огненных смерчах”. Так были уничтожены Гамбург, Дрезден, Токио… Теперь это готовились сделать с нами, с союзниками.
Однако 29 июня 1945 года, за день до планируемого начала войны Красная армия внезапно для коварного врага неожиданно изменила свою дислокацию. Это было решающей гирей, сдвинувшей чашу весов истории – приказ войскам англосаксов отдан не был. До этого взятие считавшегося неприступным Берлина показало мощь Советской Армии и военные эксперты врага склонялись к тому, чтобы отменить нападение на СССР.
Источники, итоги и уроки Великой Отечественной войны
1. Источники. Патриотический подъем и массовый героизм советского народа на фронте и в тылу. Консолидация советского общества перед лицом фашистской агрессии. Единство всех наций и народностей СССР в борьбе с врагом. Прочность отечественной экономики. Высокие мобилизационные качества системы советского партийного и хозяйственного управления на всех уровнях. Превосходство советского военного искусства и морально-боевого потенциала советских солдат и офицеров.
2. Цена Победы. Людские потери - 26,6 млн. чел. Произошло значительное сокращение взрослого трудоспособного населения. Мужское население было подорвано. Понадобилось 10 лет, чтобы население СССР достигло довоенного уровня. Моральные потери: в СССР практически не было семьи, не потерявшей кого-либо из близких на войне. Материальные потери: за годы войны СССР потерял 1/3 своего национального богатства. Сожжено, разрушено и разграблено 1710 городов, 70 тыс. сел и деревень, 6 млн. зданий, 40 тыс. больниц, 43 тыс. библиотек, 427 музеев. Общие потери составляли гигантскую сумму в 4 трлн. долл. Результат войны - слабость экономики СССР, разруха и нужда в послевоенные годы. Лежали в руинах города и села, люди остались без крова. Понесли огромный ущерб промышленные и с\х предприятия. Ввиду мощного развития военной индустрии в экономике возникли значительные диспропорции. Трагическая ситуация сложилась в деревне. В 1945 г. объем аграрного производства снизился до 60%. Обрабатываемые площади сократились на 1/3.
3. Итоги и уроки Великой Отечественной войны.
1. Главным итогом Великой Отечественной войны Советского Союза стало то, что СССР отстоял свою свободу и независимость:
а) Советский Союз заплатил самую большую в мире цену за достижение Великой Победы: треть национального богатства; около 27 млн. человеческих жизней;
б) укрепилась безопасность советских границ. В состав СССР вошли территории, населенные этническими славянами, украинцами и белорусами; новые границы наиболее полно соответствовали исторически сложившимся условиям развития народов СССР;
в) было упрочнено военно-политическое положение СССР. На мировой арене появились государства, которые пошли на всесторонний тесный союз с нашей страной.
2. Важным итогом войны стало то, что решающим в ней был Восточный фронт. Здесь Германия потеряла 3/4 своих солдат, танков, авиации.
3. Советский народ с честью выполнил интернациональный долг, освободительную миссию. От фашистского ига были освобождены полностью или частично территории 13 стран мира. Формами освободительной миссии Советских Вооруженных Сил были следующие:
а) перемалывание фашистских дивизий в боях. Это ослабляло оккупационный режим, облегчало развитие движения сопротивления в порабощенных странах. Дорогую цену заплатил СССР за освобождение других народов. Потери составили свыше 3 млн. человек. В их числе: 600 тыс. советских воинов пали на земле Польши; 140 тыс. военнослужащих погибли при освобождении Чехословакии; более 140 тыс. - в Венгрии; 102 тыс. - в восточных районах Германии; около 69 тыс. - в восточных районах Югославии; около 26 тыс. - в Австрии;
б) оказание разносторонней помощи антифашистскому Сопротивлению: от подготовки кадров до поставок вооружения и боеприпасов;
в) создание иностранных воинских формирований. В их числе: 19 пехотных, 5 артиллерийских и 5 авиационных дивизий; 6 пехотных, 8 танковых и мотострелковых, 12 артиллерийских и минометных, 5 инженерно- саперных бригад и т.д. Общая численность иностранных воинских формирований, созданных СССР, составляла свыше 500 тыс. человек. Для их оснащения наша страна безвозмездно передала более миллиона единиц стрелкового вооружения; 16500 орудий и минометов; 1100 танков и самоходно- артиллерийских установок; более 2300 самолетов, много другого военного имущества;
г) материальная помощь в виде поставок продовольствия, восстановления мостов и дорог, разминирования улиц, зданий, крестьянских полей и т.д.
4. Итогом Великой Победы стало создание благоприятных условий для освободительной борьбы народов более чем 80 стран.
В целом, мир коренным образом изменился. Из вышеприведенных итогов войны следует ряд актуальных и поучительных уроков.
1. Недопустимость диктата политики в военном деле, монополии руководителя государства в выборе средств и способов ведения войны. Цена подобного положения, особенно в первый период войны, была исключительно тяжела. Фашистам было позволено начать кровавые расовые эксперименты. Парадоксально, но лишь с проведением разумной децентрализации властных полномочий, с прекращением вмешательства политиков в оперативно- тактические дела военных Красная Армия начала оказывать все возрастающее сопротивление врагу.
2. Необходимость единства общества в деле достижения победы.
Идеалы социальной справедливости были основой стойкости и героизма советского народа в Великой Отечественной войне.
Многонациональными были все воинские коллективы в Советских Вооруженных Силах. За подвиги на фронтах 11603 воина были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди Героев Советского Союза представители 62 национальностей.
3. Против войны надо бороться, пока она не началась. Это значит: - поддерживать усилия миролюбивых сил по обузданию войны;
- оперативно реагировать на все изменения в планах и намерениях вероятного противника, держать войска и органы управления на уровне, адекватном вероятной угрозе;
- изучать, творчески перерабатывать опыт минувшей войны и применять его с учетом современных реальностей.