Образовательные: дать представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показать различия в развитии Севера и Юга, рассмотреть причины и итоги Гражданской войны.
Воспитательные:сформировать у учащихся отношение к рабовладению как к безнравственному явлению, противоречащему христианским нормам морали и положениям Декларации Независимости.
Развивающие: продолжить формировать умения работать с исторической картой, иллюстративным материалом, текстами документов, схемами, диаграммами, составлять конспект текста учебника, оценивать исторические явления, устанавливать причинно-следственные связи. развивать навыки сравнения, навыки самостоятельно работы, умение составлять схемы. Развивать логическое мышление.
Основные понятия: рабовладение, расизм, аболиционизм, конфедерация, гражданская война, гомстед.
Оборудование урока: карта «США в конце XVIII – первой половине XIX вв», школьные атласы, компьютеры, интерактивная доска, презентация Power Point, тексты документов, интерактивные контурные карты. Раздаточный материал (конспекты для заполнения для всех учащихся, таблица « Экономическое развитие Севера и Юга США)
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Методы обучения:
проблемный;
частично-поисковый;
иллюстративный;
* словесный;
Межпредметные связи: история, география, политология, литература.
Коммуникативные компетенции : планируют учебное сотрудничество с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли и идеи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
8 КЛАСС
Учитель истории Салимова С. Н.
Тема урока: « Соединенные Штаты Америки в 1800-1870 гг».
Цели урока.
Образовательные: дать представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показать различия в развитии Севера и Юга, рассмотреть причины и итоги Гражданской войны.
Воспитательные:сформировать у учащихся отношение к рабовладению как к безнравственному явлению, противоречащему христианским нормам морали и положениям Декларации Независимости.
Развивающие: продолжить формировать умения работать с исторической картой, иллюстративным материалом, текстами документов, схемами, диаграммами, составлять конспект текста учебника, оценивать исторические явления, устанавливать причинно-следственные связи. развивать навыки сравнения, навыки самостоятельно работы, умение составлять схемы. Развивать логическое мышление.
Основные понятия: рабовладение, расизм, аболиционизм, конфедерация, гражданская война, гомстед.
Оборудование урока: карта «США в конце XVIII – первой половине XIX вв», школьные атласы, компьютеры, интерактивная доска, презентация Power Point, тексты документов, интерактивные контурные карты. Раздаточный материал (конспекты для заполнения для всех учащихся, таблица « Экономическое развитие Севера и Юга США)
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Методы обучения:
проблемный;
частично-поисковый;
иллюстративный;
* словесный;
Межпредметные связи: история, география, политология, литература.
Коммуникативные компетенции : планируют учебное сотрудничество с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли и идеи.
Ход урока
I. Организационный момент:
Приветствие. Нацеливание на активную деятельность на уроке. Здравствуйте ребята!Наш урок мы начнём с акции «Подари улыбку» Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь ,соседу, и с улыбкой начнём наш урок. Правила урока: Плохих идей не бывает Мыслите творчески Рискуйте ,Не критикуйте
2 Опрос домашнего задания по раннее изученному материалу
Попытайтесь предположить, как личностные качества нового императора повлияли на жизнь в России, способен ли был Александр к управлению империей, вывод докажите.
Все эти высказывания очевидно, разняться по времени. Возможно, что они отразили перемены и в самом Александре, и его внутриполитическом курсе.
2) Задачи царствования.
Он вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой. А вот что он понимал под этими словами – счастливая страна? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать?
Учащиеся сначала индивидуально, затем в парах, формулируют важнейшие проблемы России в виде кластера.
Итог работы – общеклассный кластер на доске. Среди выделенных целей царствования Александра обязательно прозвучат и такие, как:
- ликвидация последствий правления Павла I;
- отмена крепостного права;
- введение конституции;
- усовершенствование государственного аппарата, создание парламента;
- развитие образования в стране.
Выход России из международной изоляции
1869 г. – франко-русский союз
1870 г. – Россия начинает строить укрепления на Черном море (отмена Парижских статей)
1873 г. – Союз трех императоров (Россия, Германия, Австрия)
3) Присоединение Средней Азии к России
годы
Территория, присоединенная к России
1865
Ташкент (Кокандское царство). На этой территории создано Туркестанское генерал-губернаторство
1868 г.
Бухара объявила войну России. Бухарский эмират попал под протекторат России
1873
Установлен протекторат над Хивинским ханством
1876
Кокандское ханство вошло в состав Туркестанского генерал-губернаторства
а) часть крестьянского надела, оказавшейся "лишней" по сравнению с установленной в 1861 г. нормой;
б) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян;
в) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861 г.
На каких условиях по реформе, отменившей крепостное право, крестьяне получили землю (размер надела, выкуп).
Обьяснение новой темы
На предыдущих уроках мы говорили о том, как проходил процесс модернизации в Великобретании. Ребята, на прошлом уроке я попросила вас найти определение некоторых понятий. Первое –«аболиционизм». Верно, аболиционизм –движение за отмену рабства. Аболиционист Джон Браун, был белым фермером, переправлял рабов в Канаду, а в 1859 г. создав отряд из 32 человек, поднял восстание в Виргинии. Однако, отряд был разбит, а сам Браун казнен.
Учащиеся работают по карте
В США существовало деление на две системы хозяйства: промышленный север и плантаторский юг.
Север имел значительно более развитую сеть железных дорог и судоходных каналов.
В целом (и главным образом на Севере) экономическое развитие шло в США быстрыми темпами. В стране широко использовались европейские технические и научные достижения, что было одной из особенностей промышленного переворота.
Промышленная революция почти не коснулась юга. Здесь правил король – хлопок. В южной части новых земель преобладали большие плантации — крупные земельные участки, занятые той или иной сельскохозяйственной культурой. На них использовался труд чернокожих рабов.
Гражданской войне, лежало сохранение рабства. Ряды противников рабства множились. В 1854 году они объединились в республиканскую партию. В 1860 году 6 ноября состоялись президентские выборы, на которых победила республиканская партия, и Авраам Линкольн был избран президентом. А что за человек такой был, нам расскажет (сообщение учащегося).Эта победа на выборах послужила для рабовладельцев сигналом к действию. Еще до выборов общественность Юга, предвидя подобный исход, широко обсуждала возможность отделения южных штатов. Южная Каролина первой осуществила отделение –20 декабря 1860г. она заявила о своем выходе из США, затем –еще 10 штатов. 4 февраля 1861г. отделившиеся штаты образовали рабовладельческое государство –Конфедерацию Американских Штатов со столицей в Ричмонде (штат Виргиния). Ее президентом стал Джефферсон Дэвис. Раскол страны стал фактом, это и был повод к войне.
Авраам Линкольн, вступая на пост президента 4 марта, заявил, что его правительство не собирается отбирать рабов у южан и не будет нападать на Конфедерацию. На пути развития капитализма в США остро встал вопрос о различном положении территорий США. Развитие ЮГА тормозило развитие ВСЕЙ территории .Плантаторы Юга не намеревались проводить реформы.
ПрограммаРеспубликанской партии:
1. запрет распространения рабства на западные земли
2. принятия более умеренного закона о наделении поселенцев на Западе государственными землями.
3. установить высокие пошлины на ввозимые товары
Программа Демократической партии:
1. свобода распространения рабства на западные земли
2. законодательное закрепление рабства
3. низкие таможенные пошлины на ввоз зарубежных промышленных товаров
В 1860 году на очередных президентских выборах победу одержал представитель Республиканской партии Авраам Линкольн.
Республиканцы были сторонниками коренных преобразований в стране, в том числе и по вопросу о статусе чернокожих рабов. Так или иначе, победа Линкольна означала потерю представителями плантаторского рабовладельческого Юга всей полноты власти. В современных учебниках по истории, хоть наших, хоть американских, Гражданская война представляется учащимся и студентам как конфликт прогрессивного промышленно развитого Севера и глухого, забитого рабовладельческого Юга. Республиканцы-северяне хотели по доброте душевной освободить всех черных из рабства, а демократы-южане им в этом препятствовали. Так ли это было на самом деле? Главной причиной Гражданской войны в США послужило все-таки не рабство в южных штатах, а слишком большая разница в уровне экономического развития между Севером и Югом.
Северянам надоел "экономический сепаратизм" Юга, когда сырье, так нужное промышленным гигантам Севера, уходило в Европу, прежде всего, в Великобританию. В обмен на сельскохозяйственное сырье Юг получал английские станки, оборудование, машины, лишая тем самым промышленность Севера рынков сбыта своей продукции. К тому же плантаторы Юга, идя по экстенсивному пути развития своих хозяйств, часто расширяли свои владения за счет земель Дикого Запада, на которые имели виды и фермеры-северяне.
Запись в тетради
Закон о гомстедах. Ликвидация рабства В мае 1862 г. правительство Линкольна провело через Конгресс закон о гомстедах (Гомстед Акт).
Гомстед ( «место для дома») – участок земли на Диком Западе площадью 160 акров (64 га)
под строительство фермы, который любой гражданин мог взять в аренду за
символическую плату
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Разделение учащихся на 2 группы по вариантам. 1 группа- армия Юга. 2 группа – армия Севера. Заполнение сравнительной таблицы. Работа учащихся с текстом учебника.
Венн диаграмма
Южные штаты
Северные штаты
Сохранение рабства как уклада развития хозяйства и обогащения плантаторов. Протест против политики президента США.
Отмена рабства как препятствия для развития США по пути капитализма.
Сохранение целостности государства.
Плантаторы, жители южных штатов
Негры- рабы, фермеры, буржуазия, рабочие
Армия Конфедерации.
Федеральная армия
партии демократов
Партия республиканцев во главе с президентом А. Линкольном
по численности и вооруженности слабая
по численности и вооруженности сильная.
Борьба против демократов, террор против негров- бывших рабов
Начало демократических реформ, бывшим неграм- рабам давали гражданские права.
Учащиеся работают по тестам
1 Выберите и запишите правильный ответ.
Когда в США было отменено рабство.
А. 1861 г. Б. 1857 г.
В. 1848 г. Г. 1901 г.
2. Выберите и запишите правильный ответ.
В каком году была принята Четырнадцатая поправка Конституции США , в которой говорилось о том, что ни один штат не может никого лишить жизни, свободы или собственности без соответствующей закону процедуре; не может отказать человеку в законной защите.
А. 1861 г. Б. 1868 г.
В. 1874 г. Г. 1789 г.
3. Запишите правильный ответ.
Политическое движение конца ΧVΙΙΙ – ΧΙΧ вв. за отмену рабства, работорговли и освобождение рабов в Западной Европе и Америке называлось:
4. Запишите правильный ответ.
Общее название первых десяти поправок к Конституции США, которые гарантируют отдельные личные права граждан и ограничивают полномочия государственных органов.
Комментирование подведение итогов урока и оценивание учащихся оценок
Домашнее задание
Методом скелет – рыбы самостоятельно разберите письменно