Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»
Тема урока: Опричнина
Цель урока: познакомить учащихся с историческим явлением опричниной, ее основными событиями и последствиями
Задачи урока:
- рассмотреть обстоятельства, приведшие к прекращению деятельности Избранной рады и изменения прежнего политического курса царя;
- определить факторы, способствовавшие усилению царской власти;
- охарактеризовать опричнину, выделив ее причины и итоги.
Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий земщина, опричнина; применять основные хронологические понятия, термины; описывать причины разрыва Ивана Грозного со своими сподвижниками; высказывать суждения о причинах, характере и итогах опричнины; метапредметные УУД – 1) владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со взрослыми и сверстниками; 2) регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач: соотносить свои действия с планируемым результатом; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи;
3) познавательные: применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседе; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; осмысливать социально-нравственный опыт предыдущих поколений; оценивать исторические события и роль личности в истории.
Оборудование: учебник, карта «Россия в XVI в.», проектор
Тип урока: урок открытия нового знания
План проведения урока:
причины опричнины
проведение политики опричнины
итоги опричнины
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка и актуализация знаний. Учитель организует устный опрос по домашнему заданию о внешней политике Ивана Грозного:
- какие территории вошли в состав российского государства в период правления Ивана Грозного? Покажите их на карте
- назовите даты присоединения Казанского, Астраханского ханств и Западной Сибири
- назовите имя донского атамана с именем которого связывают начало покорения Сибири
- перечислите причины Ливонской войны и назовите дату начала Ливонской войны
- расскажите о начальном этапе Ливонской войны
III. Изучение нового материала
Учитель: вы знаете, что царь Иван Грозный изначально правил вместе с кружком ближайших ему людей – Избранной радой. С ней он советовался и принимал важнейшие государственные решения, проводил реформы. Но в силу разных причин Иван Грозный резко поменял свое политическое поведение, решив возвысить непосредственно царскую власть. Царь решил стать самодержавным правителем в полной мере, чтобы решать все вопросы единолично и без чьего-либо совета и вмешательства.
Предположите, почему царь поменял свое политическое поведение?
Изменившаяся политика Ивана Грозного получает название опричнины.
Знакомо ли вам слово «опричнина»? Предположите, о чем пойдет разговор сегодня на уроке. Учащиеся высказывают предположения.
Учитель: царь Иван Грозный не выдумал это слово. Оно уже существовало. Происходит оно от слова «опричь», то есть кроме. Первоначально опричниной на Руси было принято называть удел, который выделялся вдове князя в пожизненное пользование.
Постановка главного (проблемного) вопроса
«Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец. Попробуйте объяснить слова летописца (дети понимают, что царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли). Только ли запустение принесла опричнина, а было ли что-то положительное? На этот вопрос, ребята, мы постараемся ответить в конце урока.
Рассказ учителя: в декабре 1564 г. царь внезапно уезжает в Александровскую слободу и отправляет оттуда в Москву две грамоты, в которых говорится о том, что он отказывается от царства из-за гнева и обиды на изменников: бояр, приказных, служилых людей. Все пришли в смятение. Верхи, испугавшись угроз низов общества, уговорили Ивана грозного вернуться на царства, но перед возвращением он поставил одно условие, которое вы можете увидеть на странице 52. Какое условие поставил царь и какой порядок управления установил?
Ученики: Условие, что царь сам накажет всех провинившихся перед ним. Для этого он изменил порядок управления страной: разделил ее на опричнину (особый царский удел) и земщину (вся остальная земля) с соответствующим разделением органов власти и управления.
Учитель: откройте в конце учебника словарь понятий и терминов и перепишите определения опричнины и земщины. Ученики переписывают.
Учитель: опричнина проводилась с 1965 по 1972 годы. Запишите и эти даты.
В стране параллельно действовали два органа управления Опричная дума и Земская боярская дума, опричное войско и земское войско и т.д.
Опричное войско было символом опричнины. Посмотрите на странице 53 как выглядели опричники. Что характеризовало опричников и каково было их предназначение?
Ученики: Их предназначением были карательные походы. Опричники должны были выискивать измену, которой считался даже умысел. Следовательно, обвинить в подобном могли кого угодно. Внешний вид опричника: к седлу были привязаны метла и голова собаки – знаки того, что опричники вынюхивали, выискивали и выметали измену.
Учитель: давайте выясним, в чем же причины опричнины?
Царь начал Ливонскую войну в 1558 г. за выход к Балтийскому морю, но многие приближенные, бояре Ивана Грозного были против ведения этой войны, которая затянулась. К тому же неудачи в войне настраивали царя против бояр и приближенных и он все чаще думал о них как об изменниках, неспособных и нежелающих ему в полной мере помогать. Хотя Россия проигрывала из-за своей неподготовленности к войне.
Постепенно царь начал терять интерес и доверие к Избранной раде, так как хотел усиления царской власти, единоличного самодержавного правления, поэтому постепенно отношения с членами Избранной рады ухудшились. Царь начал карать всех своих приближенных. Многие бежали от ярости царя, например князь Андрей Курбский. На странице 51 мы можем увидеть исторический источник – переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским, где сбежавший князь обвиняет царя в несправедливых казнях. Что же ему отвечает Иван Грозный, как обосновывает свои действия?
Ученики: царь указывает ему, что он сбежавший изменник и не вправе жаловаться и говорит: «зачем же самодержцем называться, если сам не управляет?».
Учитель: Царь уподоблял свою власть божественной власти и считал, что должен спасти государство от изменников, жестоко карая их.
Исходя из причин предположите цели опричнины.
Ученики:
1) установление неограниченной власти царя
2) борьба с злоупотреблениями бояр и приближенных
3) необходимость строжайшей дисциплины в условиях тяжелой Ливонской войны
Учитель: В ходе политики террора происходили массовые пытки, казни в огромных масштабах. Царь жестоко истребил практически все свое окружение. Однако политика террора Ивана Грозного была направлена не только против своих приближенных и известных людей, но и против обычных людей. Получив ложное известие о намерении новгородцев изменить ему, Иван Грозный совершил жестокий поход в Новгород в 1570 г., в ходе которого погибли тысячи людей, город был разграблен.
1571 г. произошло страшное бедствие. Крымский хан Девлет-Гирей напал на Москву, выжег ее и увел с собой большое число пленных. Здесь Иван Грозный воочию убедился в трагических последствиях опричнины. Опричное войско больше походившее на банду разбойников никак не смогло противостоять крымскому войску. К новому вторжению крымского хана Иван Грозный объединил все войска под началом земского воеводы Михаила Воротынского и только чудом в битве у села Молоди смогли отбить нападение.
Что подтолкнуло Ивана IV к отмене опричнины?
Ответ учеников: нападение крымского хана и неспособность Российского государства противостоять ему
Учитель: после этих событий царь в 1572 г. отменил опричнину. Дава йте подумаем, к чему привела политика опричнины, каковы ее последствия.
Ученики высказываются. Учитель обобщает:
убийство тысяч людей разных сословий
бегство людей, запустение многих территорий
экономический кризис, падение хозяйства
неудачи и последующее поражение в ливонской войне
усиление царской власти
способствовало становлению крепостного права, так как в 1581 г. Иван Грозный вводит заповедные лета – запрет перехода от одного землевладельца к другому
Теперь мы можем ответить на главный вопрос урока:
Только к отрицательным ли последствиям привела опричнина?
Ученики: опричнина привела к укреплению царской власти, безоговорочному послушанию многих людей, но все это было достигнуто высокой ценой.
IV. Закрепление изученного материала. Тест «Опричнина»
В каких годах происходила опричнина:
а) 1562-1571
б) 1565-1572
в) 1569-1570
г) 1556-1579
2. Ханом какого государства был Девлет-Гирей?
а) Сибирского ханства
б) Ногайской Орды
в) Крымского ханства
г) Казанского ханства
3. В каком году произошел набег Девлет-Гирея на Москву?
а) 1572
б) 1569
в) 1570
г) 1571
4. В каком году произошел поход Ивана Грозного на Новгород?
а) 1571
б) 1574
в) 1570
г) 1569
5. Как звали князя, который был во главе земских войск в битве у села Молоди?
а) Андрей Курбский
б) Иван Грозный
в) Алексей Адашев
г) Михаил Воротынский
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке. Домашнее задание: подготовить пересказ об опричнине.