kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой поурочную разработку, конспект урока на тему "Опричнина". По учебнику И.Л. Андреева История России 7 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Тема урока: Опричнина

Цель урока: познакомить учащихся с историческим явлением опричниной, ее основными событиями и последствиями

Задачи урока:

- рассмотреть обстоятельства, приведшие к прекращению деятельности Избранной рады и изменения прежнего политического курса царя;

- определить факторы, способствовавшие усилению царской власти;

- охарактеризовать опричнину, выделив ее причины и итоги.


Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий земщина, опричнина; применять основные хронологические понятия, термины; описывать причины разрыва Ивана Грозного со своими сподвижниками; высказывать суждения о причинах, характере и итогах опричнины; метапредметные УУД – 1) владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со взрослыми и сверстниками; 2) регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач: соотносить свои действия с планируемым результатом; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи;

3) познавательные: применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседе; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; осмысливать социально-нравственный опыт предыдущих поколений; оценивать исторические события и роль личности в истории.


Оборудование: учебник, карта «Россия в XVI в.», проектор

Тип урока: урок открытия нового знания

План проведения урока:

  1. причины опричнины

  2. проведение политики опричнины

  3. итоги опричнины


ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка и актуализация знаний. Учитель организует устный опрос по домашнему заданию о внешней политике Ивана Грозного:


- какие территории вошли в состав российского государства в период правления Ивана Грозного? Покажите их на карте

- назовите даты присоединения Казанского, Астраханского ханств и Западной Сибири

- назовите имя донского атамана с именем которого связывают начало покорения Сибири

- перечислите причины Ливонской войны и назовите дату начала Ливонской войны

- расскажите о начальном этапе Ливонской войны


III. Изучение нового материала

Учитель: вы знаете, что царь Иван Грозный изначально правил вместе с кружком ближайших ему людей – Избранной радой. С ней он советовался и принимал важнейшие государственные решения, проводил реформы. Но в силу разных причин Иван Грозный резко поменял свое политическое поведение, решив возвысить непосредственно царскую власть. Царь решил стать самодержавным правителем в полной мере, чтобы решать все вопросы единолично и без чьего-либо совета и вмешательства.


Предположите, почему царь поменял свое политическое поведение?


Изменившаяся политика Ивана Грозного получает название опричнины.

Знакомо ли вам слово «опричнина»? Предположите, о чем пойдет разговор сегодня на уроке. Учащиеся высказывают предположения.


Учитель: царь Иван Грозный не выдумал это слово. Оно уже существовало. Происходит оно от слова «опричь», то есть кроме. Первоначально опричниной на Руси было принято называть удел, который выделялся вдове князя в пожизненное пользование.


Постановка главного (проблемного) вопроса

«Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец. Попробуйте объяснить слова летописца (дети понимают, что царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли). Только ли запустение принесла опричнина, а было ли что-то положительное? На этот вопрос, ребята, мы постараемся ответить в конце урока.


Рассказ учителя: в декабре 1564 г. царь внезапно уезжает в Александровскую слободу и отправляет оттуда в Москву две грамоты, в которых говорится о том, что он отказывается от царства из-за гнева и обиды на изменников: бояр, приказных, служилых людей. Все пришли в смятение. Верхи, испугавшись угроз низов общества, уговорили Ивана грозного вернуться на царства, но перед возвращением он поставил одно условие, которое вы можете увидеть на странице 52. Какое условие поставил царь и какой порядок управления установил?

Ученики: Условие, что царь сам накажет всех провинившихся перед ним. Для этого он изменил порядок управления страной: разделил ее на опричнину (особый царский удел) и земщину (вся остальная земля) с соответствующим разделением органов власти и управления.

Учитель: откройте в конце учебника словарь понятий и терминов и перепишите определения опричнины и земщины. Ученики переписывают.

Учитель: опричнина проводилась с 1965 по 1972 годы. Запишите и эти даты.

В стране параллельно действовали два органа управления Опричная дума и Земская боярская дума, опричное войско и земское войско и т.д.

Опричное войско было символом опричнины. Посмотрите на странице 53 как выглядели опричники. Что характеризовало опричников и каково было их предназначение?

Ученики: Их предназначением были карательные походы. Опричники должны были выискивать измену, которой считался даже умысел. Следовательно, обвинить в подобном могли кого угодно. Внешний вид опричника: к седлу были привязаны метла и голова собаки – знаки того, что опричники вынюхивали, выискивали и выметали измену.

Учитель: давайте выясним, в чем же причины опричнины?

Царь начал Ливонскую войну в 1558 г. за выход к Балтийскому морю, но многие приближенные, бояре Ивана Грозного были против ведения этой войны, которая затянулась. К тому же неудачи в войне настраивали царя против бояр и приближенных и он все чаще думал о них как об изменниках, неспособных и нежелающих ему в полной мере помогать. Хотя Россия проигрывала из-за своей неподготовленности к войне.

Постепенно царь начал терять интерес и доверие к Избранной раде, так как хотел усиления царской власти, единоличного самодержавного правления, поэтому постепенно отношения с членами Избранной рады ухудшились. Царь начал карать всех своих приближенных. Многие бежали от ярости царя, например князь Андрей Курбский. На странице 51 мы можем увидеть исторический источник – переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским, где сбежавший князь обвиняет царя в несправедливых казнях. Что же ему отвечает Иван Грозный, как обосновывает свои действия?

Ученики: царь указывает ему, что он сбежавший изменник и не вправе жаловаться и говорит: «зачем же самодержцем называться, если сам не управляет?».


Учитель: Царь уподоблял свою власть божественной власти и считал, что должен спасти государство от изменников, жестоко карая их.


Исходя из причин предположите цели опричнины.

Ученики:

1) установление неограниченной власти царя

2) борьба с злоупотреблениями бояр и приближенных

3) необходимость строжайшей дисциплины в условиях тяжелой Ливонской войны

Учитель: В ходе политики террора происходили массовые пытки, казни в огромных масштабах. Царь жестоко истребил практически все свое окружение. Однако политика террора Ивана Грозного была направлена не только против своих приближенных и известных людей, но и против обычных людей. Получив ложное известие о намерении новгородцев изменить ему, Иван Грозный совершил жестокий поход в Новгород в 1570 г., в ходе которого погибли тысячи людей, город был разграблен.

1571 г. произошло страшное бедствие. Крымский хан Девлет-Гирей напал на Москву, выжег ее и увел с собой большое число пленных. Здесь Иван Грозный воочию убедился в трагических последствиях опричнины. Опричное войско больше походившее на банду разбойников никак не смогло противостоять крымскому войску. К новому вторжению крымского хана Иван Грозный объединил все войска под началом земского воеводы Михаила Воротынского и только чудом в битве у села Молоди смогли отбить нападение.


Что подтолкнуло Ивана IV к отмене опричнины?

Ответ учеников: нападение крымского хана и неспособность Российского государства противостоять ему

Учитель: после этих событий царь в 1572 г. отменил опричнину. Дава йте подумаем, к чему привела политика опричнины, каковы ее последствия.

Ученики высказываются. Учитель обобщает:

  1. убийство тысяч людей разных сословий

  2. бегство людей, запустение многих территорий

  3. экономический кризис, падение хозяйства

  4. неудачи и последующее поражение в ливонской войне

  5. усиление царской власти

  6. способствовало становлению крепостного права, так как в 1581 г. Иван Грозный вводит заповедные лета – запрет перехода от одного землевладельца к другому

Теперь мы можем ответить на главный вопрос урока:

Только к отрицательным ли последствиям привела опричнина?

Ученики: опричнина привела к укреплению царской власти, безоговорочному послушанию многих людей, но все это было достигнуто высокой ценой.


IV. Закрепление изученного материала. Тест «Опричнина»

  1. В каких годах происходила опричнина:

а) 1562-1571

б) 1565-1572

в) 1569-1570

г) 1556-1579

2. Ханом какого государства был Девлет-Гирей?

а) Сибирского ханства

б) Ногайской Орды

в) Крымского ханства

г) Казанского ханства

3. В каком году произошел набег Девлет-Гирея на Москву?

а) 1572

б) 1569

в) 1570

г) 1571

4. В каком году произошел поход Ивана Грозного на Новгород?

а) 1571

б) 1574

в) 1570

г) 1569

5. Как звали князя, который был во главе земских войск в битве у села Молоди?

а) Андрей Курбский

б) Иван Грозный

в) Алексей Адашев

г) Михаил Воротынский



V. Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке. Домашнее задание: подготовить пересказ об опричнине.







6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка

Автор: Ахметгараева Айгуль Назимовна

Дата: 11.07.2018

Номер свидетельства: 474924

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Методическая разработка по теме "My family''"
    ["seo_title"] => string(42) "mietodichieskaiarazrabotkapotiemiemyfamily"
    ["file_id"] => string(6) "282871"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453739739"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami"
    ["file_id"] => string(6) "322321"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569081"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami1"
    ["file_id"] => string(6) "322322"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569088"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami2"
    ["file_id"] => string(6) "322323"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569094"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami3"
    ["file_id"] => string(6) "322324"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства