kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой поурочную разработку, конспект урока на тему "Опричнина". По учебнику И.Л. Андреева История России 7 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Тема урока: Опричнина

Цель урока: познакомить учащихся с историческим явлением опричниной, ее основными событиями и последствиями

Задачи урока:

- рассмотреть обстоятельства, приведшие к прекращению деятельности Избранной рады и изменения прежнего политического курса царя;

- определить факторы, способствовавшие усилению царской власти;

- охарактеризовать опричнину, выделив ее причины и итоги.


Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий земщина, опричнина; применять основные хронологические понятия, термины; описывать причины разрыва Ивана Грозного со своими сподвижниками; высказывать суждения о причинах, характере и итогах опричнины; метапредметные УУД – 1) владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со взрослыми и сверстниками; 2) регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач: соотносить свои действия с планируемым результатом; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи;

3) познавательные: применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседе; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; осмысливать социально-нравственный опыт предыдущих поколений; оценивать исторические события и роль личности в истории.


Оборудование: учебник, карта «Россия в XVI в.», проектор

Тип урока: урок открытия нового знания

План проведения урока:

  1. причины опричнины

  2. проведение политики опричнины

  3. итоги опричнины


ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка и актуализация знаний. Учитель организует устный опрос по домашнему заданию о внешней политике Ивана Грозного:


- какие территории вошли в состав российского государства в период правления Ивана Грозного? Покажите их на карте

- назовите даты присоединения Казанского, Астраханского ханств и Западной Сибири

- назовите имя донского атамана с именем которого связывают начало покорения Сибири

- перечислите причины Ливонской войны и назовите дату начала Ливонской войны

- расскажите о начальном этапе Ливонской войны


III. Изучение нового материала

Учитель: вы знаете, что царь Иван Грозный изначально правил вместе с кружком ближайших ему людей – Избранной радой. С ней он советовался и принимал важнейшие государственные решения, проводил реформы. Но в силу разных причин Иван Грозный резко поменял свое политическое поведение, решив возвысить непосредственно царскую власть. Царь решил стать самодержавным правителем в полной мере, чтобы решать все вопросы единолично и без чьего-либо совета и вмешательства.


Предположите, почему царь поменял свое политическое поведение?


Изменившаяся политика Ивана Грозного получает название опричнины.

Знакомо ли вам слово «опричнина»? Предположите, о чем пойдет разговор сегодня на уроке. Учащиеся высказывают предположения.


Учитель: царь Иван Грозный не выдумал это слово. Оно уже существовало. Происходит оно от слова «опричь», то есть кроме. Первоначально опричниной на Руси было принято называть удел, который выделялся вдове князя в пожизненное пользование.


Постановка главного (проблемного) вопроса

«Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец. Попробуйте объяснить слова летописца (дети понимают, что царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли). Только ли запустение принесла опричнина, а было ли что-то положительное? На этот вопрос, ребята, мы постараемся ответить в конце урока.


Рассказ учителя: в декабре 1564 г. царь внезапно уезжает в Александровскую слободу и отправляет оттуда в Москву две грамоты, в которых говорится о том, что он отказывается от царства из-за гнева и обиды на изменников: бояр, приказных, служилых людей. Все пришли в смятение. Верхи, испугавшись угроз низов общества, уговорили Ивана грозного вернуться на царства, но перед возвращением он поставил одно условие, которое вы можете увидеть на странице 52. Какое условие поставил царь и какой порядок управления установил?

Ученики: Условие, что царь сам накажет всех провинившихся перед ним. Для этого он изменил порядок управления страной: разделил ее на опричнину (особый царский удел) и земщину (вся остальная земля) с соответствующим разделением органов власти и управления.

Учитель: откройте в конце учебника словарь понятий и терминов и перепишите определения опричнины и земщины. Ученики переписывают.

Учитель: опричнина проводилась с 1965 по 1972 годы. Запишите и эти даты.

В стране параллельно действовали два органа управления Опричная дума и Земская боярская дума, опричное войско и земское войско и т.д.

Опричное войско было символом опричнины. Посмотрите на странице 53 как выглядели опричники. Что характеризовало опричников и каково было их предназначение?

Ученики: Их предназначением были карательные походы. Опричники должны были выискивать измену, которой считался даже умысел. Следовательно, обвинить в подобном могли кого угодно. Внешний вид опричника: к седлу были привязаны метла и голова собаки – знаки того, что опричники вынюхивали, выискивали и выметали измену.

Учитель: давайте выясним, в чем же причины опричнины?

Царь начал Ливонскую войну в 1558 г. за выход к Балтийскому морю, но многие приближенные, бояре Ивана Грозного были против ведения этой войны, которая затянулась. К тому же неудачи в войне настраивали царя против бояр и приближенных и он все чаще думал о них как об изменниках, неспособных и нежелающих ему в полной мере помогать. Хотя Россия проигрывала из-за своей неподготовленности к войне.

Постепенно царь начал терять интерес и доверие к Избранной раде, так как хотел усиления царской власти, единоличного самодержавного правления, поэтому постепенно отношения с членами Избранной рады ухудшились. Царь начал карать всех своих приближенных. Многие бежали от ярости царя, например князь Андрей Курбский. На странице 51 мы можем увидеть исторический источник – переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским, где сбежавший князь обвиняет царя в несправедливых казнях. Что же ему отвечает Иван Грозный, как обосновывает свои действия?

Ученики: царь указывает ему, что он сбежавший изменник и не вправе жаловаться и говорит: «зачем же самодержцем называться, если сам не управляет?».


Учитель: Царь уподоблял свою власть божественной власти и считал, что должен спасти государство от изменников, жестоко карая их.


Исходя из причин предположите цели опричнины.

Ученики:

1) установление неограниченной власти царя

2) борьба с злоупотреблениями бояр и приближенных

3) необходимость строжайшей дисциплины в условиях тяжелой Ливонской войны

Учитель: В ходе политики террора происходили массовые пытки, казни в огромных масштабах. Царь жестоко истребил практически все свое окружение. Однако политика террора Ивана Грозного была направлена не только против своих приближенных и известных людей, но и против обычных людей. Получив ложное известие о намерении новгородцев изменить ему, Иван Грозный совершил жестокий поход в Новгород в 1570 г., в ходе которого погибли тысячи людей, город был разграблен.

1571 г. произошло страшное бедствие. Крымский хан Девлет-Гирей напал на Москву, выжег ее и увел с собой большое число пленных. Здесь Иван Грозный воочию убедился в трагических последствиях опричнины. Опричное войско больше походившее на банду разбойников никак не смогло противостоять крымскому войску. К новому вторжению крымского хана Иван Грозный объединил все войска под началом земского воеводы Михаила Воротынского и только чудом в битве у села Молоди смогли отбить нападение.


Что подтолкнуло Ивана IV к отмене опричнины?

Ответ учеников: нападение крымского хана и неспособность Российского государства противостоять ему

Учитель: после этих событий царь в 1572 г. отменил опричнину. Дава йте подумаем, к чему привела политика опричнины, каковы ее последствия.

Ученики высказываются. Учитель обобщает:

  1. убийство тысяч людей разных сословий

  2. бегство людей, запустение многих территорий

  3. экономический кризис, падение хозяйства

  4. неудачи и последующее поражение в ливонской войне

  5. усиление царской власти

  6. способствовало становлению крепостного права, так как в 1581 г. Иван Грозный вводит заповедные лета – запрет перехода от одного землевладельца к другому

Теперь мы можем ответить на главный вопрос урока:

Только к отрицательным ли последствиям привела опричнина?

Ученики: опричнина привела к укреплению царской власти, безоговорочному послушанию многих людей, но все это было достигнуто высокой ценой.


IV. Закрепление изученного материала. Тест «Опричнина»

  1. В каких годах происходила опричнина:

а) 1562-1571

б) 1565-1572

в) 1569-1570

г) 1556-1579

2. Ханом какого государства был Девлет-Гирей?

а) Сибирского ханства

б) Ногайской Орды

в) Крымского ханства

г) Казанского ханства

3. В каком году произошел набег Девлет-Гирея на Москву?

а) 1572

б) 1569

в) 1570

г) 1571

4. В каком году произошел поход Ивана Грозного на Новгород?

а) 1571

б) 1574

в) 1570

г) 1569

5. Как звали князя, который был во главе земских войск в битве у села Молоди?

а) Андрей Курбский

б) Иван Грозный

в) Алексей Адашев

г) Михаил Воротынский



V. Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке. Домашнее задание: подготовить пересказ об опричнине.







6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка

Автор: Ахметгараева Айгуль Назимовна

Дата: 11.07.2018

Номер свидетельства: 474924

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Методическая разработка по теме "My family''"
    ["seo_title"] => string(42) "mietodichieskaiarazrabotkapotiemiemyfamily"
    ["file_id"] => string(6) "282871"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453739739"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami"
    ["file_id"] => string(6) "322321"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569081"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami1"
    ["file_id"] => string(6) "322322"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569088"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami2"
    ["file_id"] => string(6) "322323"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569094"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami3"
    ["file_id"] => string(6) "322324"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства