Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»
Смолина Ольга Александровна.
Филиал МОУ СОШ с. Куриловка Новоузенского района Саратовской области в
с. Бессоновка
Урок истории в 10 классе
по курсу «Региональная история. Саратовское Поволжье в 1914-1945 годах»
1. Тема урока: «Всё для фронта, всё для Победы»
2. Тип урока: урок изучения нового материала
3. Цель урока: формирование исторических знаний о роли тыла в подготовке Победы над врагом.
Задачи:
Обучающие:
расширить представлениеучащихся о ВОВ,показать всю глубину опасности, нависшей над СССР, в связи с вероломным нападением фашистской Германии;
выяснить роль тыла как одного из факторов победы советского народа над Германией;
раскрыть проблемы и трудности, с которыми столкнулся советский народ в годы ВОВ;
показать вклад нашего края в разгром врага.
Развивающие:
1) развивать навыки самостоятельной работы со справочной и дополнительной литературой;
2) продолжить формирование умения анализировать, делать выводы, сравнивать.
Воспитательные:
1) воспитывать чувства патриотизма, гордости за свой народ на примере героизма и мужества советских людей во время Великой Отечественной войны;
2) способствовать развитию интереса обучающихся к истории родного края.
4.План:
1. Самая страшная война.
2. Тыл в годы войны.
3. Вклад нашего края в разгром врага.
5.Планируемые образовательные результаты:
В результате изучения темы учащиеся смогут
- дать определение понятий тыл, фронт;
-назвать не менее 3 эпизодов тылового Новоузенского района, которые вошли в историю страны;
-формировать умения работать с историческими источниками;
- дать оценку вклада тыла в победу над фашизмом в годы ВОВ;
-развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах, составлять синквейн.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся.
-Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке.
Мотивационно-целевой этап.
Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент «И тыл был фронтом…Сельское хозяйство в годы войны» (с Ютуба) и внимательно вслушаться в слова исполняемой песни.
(И война над страною кружила…
Тыл продолжением фронта был.)
Вступает в диалог с учащимися и выясняет, что они знают о ВОВ:
-Слышали ли Вы эту запись?
-О чем она?
-Какому событию посвящена?
-Что испытали Вы, слушая эти строки?
Актуализация опорных знаний.
Учитель: Нет в истории человечества войны более жестокой и страшной, чем Великая Отечественная. Вероломное нападение Германии на Советский Союз заставило весь народ мобилизовать свои силы, чтобы после первых неудач Красной Армии дать достойный отпор врагу.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение Великой Отечественной войны, но речь пойдет не о великих сражениях. Тему нашего занятия вы определите из стихотворения Б.Полякова, которое я взяла в качестве эпиграфа к уроку.
(чтение стихотворения учителем сопровождается показом презентации «Плакаты времен ВОВ о роли тыла»)
Эпиграф к уроку:
Когда земля от крови стыла, Когда горел наш общий дом, Победу труженики тыла Ковали праведным трудом. Когда фашизму рвали тело Отцы, мужья и сыновья, В тылу бурлило и кипело – Трудилась Родина моя. Сильнее стали женщин плечи, Взрослели дети на глазах. Горели доменные печи, Рожь колосилась на полях. Все для Победы! Все для фронта! А сами – в поле и к станку, Чтобы отправить хлеб и танки На фронт солдату-мужику. Все отдавали: силы, средства… Война тащила за собой Детей, не ведающих детства, И женщин с горькою судьбой. Кто был в окопах, те – герои, Остановившие фашизм, Но тыл решительным настроем Не меньший выдал героизм. Жива еще в потомках память Тех героических времен – Советским труженикам тыла Низкий наш земной поклон!
Б. Б. Поляков
-Чему посвящено стихотворение?
-Определите тему занятия.
-Чтобы говорить о теме, давайте выясним значение тех понятий, которые упоминает автор в стихотворении:
-война;
-фронт;
-тыл;
Как вы понимаете их значение?
А теперь обратимся к словарю и посмотрим, как определяет данные понятия С.И.Ожегов.
(запись определений в тетрадь)
Изучение нового материала.
Учитель:
-Война создала смертельную угрозу всему советскому народу и каждому человеку в отдельности. Она вызвала огромный морально-политический подъем, энтузиазм и личную заинтересованность большинства людей в победе над врагом. Это стало основой массового героизма на фронте и трудового подвига в тылу. Программой деятельности тружеников тыла стал лозунг «Все для фронта, все для победы!» Все трудности легли на плечи женщин, стариков и детей.
Вы уже знаете, как трудно было солдатам на фронте, но без помощи тыла им было бы еще трудней. Армию нужно было кормить, обувать, одевать, обеспечивать боеприпасами, техникой, горючим.
Все это создавалось тружениками тыла.
«Мозговой штурм» (Что вы слышали о трудовом героизме в тылу?)
И так было во всех уголках Советского Союза. Не была исключением и наша с вами Саратовская земля. Сегодня мы попытаемся выяснить, какой вклад внесли жители нашего региона в Победу над врагом.
Перед началом вашей работы хочется обратить внимание на статистический материал:
Всего за период Великой Отечественной войны регион направил в действующую армию свыше 530 тыс. человек, более трети лошадей, автомобилей, тракторов, имевшихся в области.
В городах и посёлках области было размещено почти 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны.
На полях области осенью 1941 г. трудились 40 тыс. рабочих и служащих, 200 тыс. школьников и студентов.
Работа в группах:
1 группа – изучить вклад жителей Саратовской области в дело Победы (по материалам учебного пособия «Саратовский край») Л.Ф.Курбанов (стр 52-56)
2 группа – изучить вклад тылового Новоузенска в Победу (по материалам газеты «Новая степь»)
3 группа – изучить вклад жителей села Бессоновка в Победу (по материалам книги В.Е.Свистунова «Вклад новоузенцев…», материалам школьного краеведческого уголка)
Каждая группа должна предоставить материал в форме кластера:
1группа – Саратовская область фронту.
2 группа – Новоузенский район фронту.
3 группа – Село Бессоновка фронту.
Самоконтроль и самооценка.
Учитель: мы сейчас снова вернемся к теме нашего урока.
1. Вступает в диалог с учащимися:
- Что означали слова «Все для фронта, все для Победы»?
- Как их осуществляли жители нашего региона?
-Какими были основные ценности тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны?
-Можно ли было победить на фронте без помощи тыла?
-Каково ваше мнение о роли тыла в годы войны?
2. Работа с картой. Интерактивная анимированная карта.
(http:/ school-collection.edu.ru. Hачало Великой Отечественной войны, ресурс №182583)
-Как далеко от линии фронта находился наш регион?
-Можно ли предположить, что угроза была серьезной?
-На чем основаны Ваши предположения?
3. Первичная проверка понимания.
Прошу написать синквейн: слова – 1 вариант - тыл,
2 вариант - фронт.
4. Блиц-опрос.
Учитель предлагает учащимся индивидуально решить «блиц-опрос» и
самостоятельно проверить, что они усвоили и осознали на уроке.
Заполнить пропуски.
Лозунг тружеников тыла
«Александр Невский»
2500 новоузенцев были награждены медалью
Жители Новоузенского района собрали и отправили на фронт
6.Домашнее задание
Разноуровневое:
Для всех: § 24 учебник региональной истории, написать эссе на тему «Труженики тыла в моей семье»
По выбору:
-найти фотографии тружеников тыла села Бессоновка и оформить выставку в школьном краеведческом уголке: