Самарской области средняя общеобразовательная школа муниципального района
Хворостянский Самарской области
Мастер-класс открытого урока по истории на тему: Русь в IX – первой половине XII века»
Автор: Крайнова Милана Петровна
Учитель истории и права
ГБОУ СОШ с.Хворостянка
Самара 2021г.
Цели:
Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX-XII вв. (домонгольский период); дать оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси; закрепить знание основных дат и понятий, значения принятия христианства на Руси, процесса раздробленности и централизации Руси; установить причинно-следственные связи между деятельностью первых князей и дальнейшим развитием Руси.
Задачи:
1. Развивать умения работать в команде, высказывать и защищать свою точку зрения, быстро и кратко давать ответ на поставленный вопрос.
2. Вовлечь слабоуспевающих учащихся в творческую деятельность, воспитывать у них веру в свои силы.
Оборудование: раздаточный материал, проектор, экран, листки для записей, ручки
Подготовительный этап:
1. Учащимся заранее дается домашнее задание - придумать название команды (2 команды по 5 человек), девиз, приветствие название. Всё должно соответствовать изученному разделу!
- подготовить по 3 вопроса соперникам по данной теме;
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята, гости!
Итак друзья внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!
Выявление психологического настроя обучающихся:
Учитель: Ребята, возьмите, пожалуйста, закладки и отметьте галочкой изображение, соответствующее вашему настроению на начало урока (Приложение 2).
Молодцы! Отложите закладки в сторону. Внимание на экран! (Слайды 2-11: Памятник Тысячелетие России).
Учитель: Этот памятник был воздвигнут в честь тысячелетия России в городе Новгород. В памятнике запечатлены основные вехи истории Российского государства. Здесь изображены князья, цари, императоры, выдающиеся полководцы, поэты и писатели, композиторы и многие другие славные Сыны России. …Верхняя часть монумента в виде шара символизирует державу - эмблему царской власти. Коленопреклонённая женщина на шаре олицетворяет Россию. Её осеняет крестом Крылатый ангел - символ православной церкви. Другого такого монумента нет во всём мире. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии.
Учитель: Скажите, ребята,
А как называлось наше государство в древности?
Учитель: Молодцы, ребята! Я уверена, что вы достаточно подробно знакомы с историей Древней Руси, поэтому я приглашаю вас совершить необычное путешествие – путешествие в Киевскую Русь - Слайд № 12.
Учитель: Цель данного путешествия - обобщение и закрепление полученных ранее вами знаний.
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле, о древнерусской,
Быль записывал монах.
И слова его простые
Сквозь века дошли до нас.
(Н. Кончаловская)
2. Формулирование темы урока, целей и задач:
Учитель:Слайд 13.
Внимание на доску. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор в своем великом произведении «Повесть временных лет», задаёт 3 главных вопроса, на которые вам предстоит ответить. Сформулируйте их.
Ответы обучающихся:
Откуда пошла русская земля?
Кто стал первым княжить в Киеве?
Как развивалась русская земля, или какие изменения происходили в государстве?
Учитель: Молодцы! Ребята, задания вы будете выполнять группами.Обращаю ваше внимание на конверты, лежащие у вас на столах. В каждом из них находится фрагмент пазла (Приложение 3), который вы получите за каждое правильно выполненное задание. Собрав пазлы, группа получит изображение, связанное с темой нашего путешествия. Итак, в путь!
Учитель: Предлагаю составить «Кластер» со словосочетаним «Киевская Русь». Назовите ключевые слова, которые вы можете соотнести с понятием «Киевская Русь»? Пожалуйста, ваши слова!
Составление кластера. (слайд №14 ).
А теперь, предлагаю сравнить его с моим. Поджалуйста, вставьте пропущенную букву и объясните значение слова.
Учитель: Молодцы, ребята! Возьмите из конверта №1 все по фрагменту пазла. (За это задание все группы получают пазл).
3.Повторение и закрепление знаний – работа с мобильным классом
Учитель:
Следующее Тестовое задание поможет вам при ответе на первый вопрос нашего путешествия. Запустите тестовик на ноутбуке, но выполняя задание, помните, что время ограничено музыкальным отрывком (работа с ноутбуком - тест в программе MyTestX):
Учитель: Кто справился. Спасибо. Хорошо, справились с заданием.
Возьмите из конверта №2 по фрагменту пазла.
Учитель: Итак, какая из групп готова ответить на первый вопрос нашего путешествия « Откуда пошла Русская земля?» Слайд 15.
Учитель:Переходим к следующему заданию. Огромная роль в развитии государства принадлежала князьям. Давайте вспомним, какой след они оставили в жизни Древнерусского государства?! Приступаем к выполнению второго задания на вашем рабочем листе. Выполнили. Меняемся листочками. Итак, приступим. Кем был Рюрик?
Соотнеси характеристику князя с именем
1. Основатель династии киевских князей - Рюрик
2. Объеденил Киев и Новгород своей властью, совершил ряд успешных походов против Византии. В знак победы прибил к воротам Царьграда свой щит. – Олег
3. Совершил неудачный поход против Византии, убит древлянами.
- Игорь
4. Провела первую государственную реформу. Ввела уроки и погосты.
Первая женщина- правительница Руси. Она первая приняла крещение. Изменила порядок сбора дани. Ввела уроки (размеры дани) и погосты (места сбора дани)
5. Посылал в иные земли [посланников] со словами: «Иду на Вы!»…». Совершал многочисленные военные походы, разгромил Хазарский каганат, погиб в столкновении с печенегами.
6. Построил пограничные укрепленные линии Принял христианство Присоединил к княжеству новые земли, которые служили преградой для кочевников. Был героем легенд, сказаний, былин.- Владимир
7. Разбил печенегов, основал Киево-Печерский монастырь, построил Софийский собор. Время его княжения - период политического могущества, культурного и экономического расцвета Древнерусского государства
– Ярослав Мудрый
8. Нанес половцам сокрушительное поражение, принял новый свод законов "Устав", который облегчил положение зависимого населения на Руси. Остановил распад государства, написал «Поучение»
Учитель: Итак, ответим на второй вопрос нашего путешествия – Кто стал первым княжить в Киеве? (Слайд 25) - Олег. Отлично, вы справились с поставленной задачей.
Учитель: И последний вопрос, на который предстоит ответить в ходе путешествия –
Как русская земля развивалась?
Давайте поработаем с контурной картой. Переверните свой рабочий листок и выполните предложенное задание
Верно ли, что город под цифрой 1 был главным городом на Руси?
Верно ли, что город под цифрой 2 пострадал от мести княгини Ольги?
Верно ли, что в городе под цифрой 3 принял крещение князь Владимир?
Верно ли, что эта территория под цифрой 4 не входила в состав Древнерусского государства?
Верно ли , что река под цифрой 5 не входила в торговый путь из варяг в греки?
Взаимопроверка
Физкультминутка
Конкурс капитанов.
Что это за документ и кто его автор?
«В год 6370. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами с собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные голландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли... И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене». Повесть временных лет. Нестор
«1. Убьёт муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.
Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.
2. Если кто будет избит до крови и синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нём никаких следов [побоев], то пусть приведёт свидетеля, а если он не может [привести свидетеля], то делу конец. Если [потерпевший] не может отомстить за себя, то пусть возьмёт с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю». Ярослав Мудрый принял Русскую Правду.
- Слайд 26.
Учитель: Ребята, так как же развивалась русская земля? - (Слайд 27).
Учитель: Молодцы! Нам остаётся выполнить ещё одно задание, которое будет индивидуальным для каждого. Задание «Загадки Хроноса» (исторические задачи). Необходимо разделить цифровую цепочку на исторические даты и назвать событие, произошедшее в данном году.
8621097907911882988
(Слайд 28)
(Слайд 29, на котором помещена информация правильного решения исторической задачи).
862 год - призвание варягов
882 год - образование Древнерусского государства «Киевская Русь»
988 год – крещение Руси
1097 год – Любеческий съезд князей
907-911 – Походы Олега
Подведение итогов. Выставление оценок:
Учитель: - Ребята, вы успешно справились с задачами, поставленными в начале путешествия. Мы с вами прошли долгий путь, где вы показали свои знания и умения. Успешен тот, кто достигает цели. А, на сколько, была успешна каждая группа, мы сейчас посмотрим. Соедините, пожалуйста, фрагменты пазла с помощью степлера в единую картину. Посмотрим, у кого, что получилось. Какие картины из истории Руси? («Съезд князей» (С.В.Иванов), «Полюдье» К.В.Лебедев», )
Поднимите руки, у кого получилась целая картина. Молодцы! Вы сегодня по праву заработали оценку «5».
У кого не хватает одного пазла? – оценка «4», двух пазлов – оценка «3».
Дом. задание. Учитель: Наше совместное путешествие по Древней Руси завершилось, но вы сможете продолжить его сами.
Задание учащимся: А теперь, предлагаю Вам вновь обратиться к закладкам и отметить изображение, соответствующее вашему настроению в конце урока.
Спасибо за урок.
Список литературы 1.История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. в 2 ч. Ч. 1/ [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А. Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 128с.: ил., карт. Гл.2 §4-11 (стр. 35-98)