«Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство»
«Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство»
На данном сайте опубликован план-конспект к уроку 8(9) класса по теме «Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство»»
«Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство?»
Тема: «Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство?»
Цели: познакомить учащихся с основными идейными методами осуществления идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов; выяснить, интересы каких слоёв общества отражали данные учения; развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с историческим источником;
Оборудование: компьютер, презентация, ящик (чемодан) с предметами: закатанная в рукавах рубашка, позолоченные карманные часы с цепочкой, галстук (бабочка) библия, фотографии представителей трех сословий, материалы для проверки домашнего задания
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть сегодня на уроке! Надеюсь, все настроены на активную работу в классе. Вы сегодня узнаете для себя очень много интересного, откроете в себе умение анализировать происходящее по некоторым вещам (предметам).
Ребята, сегодня я принес вам чемоданчик XIX века. Давайте, узнаем, что в нем!
Учителю поочередно нужно доставать лежащие в нем предметы и задавать наводящие вопросы ученикам.
Например, достаем рубаху с завернутыми рукавами. Ребята, обратите внимание, что у рубашки завернуты рукава, о чем это нам говорит? (ответ: владелец рубашки работает); следующий предмет - галстук (бабочка). Как вы думаете, у рубашки и бабочки один владелец? (ответ: нет, потому что в бабочке не работают); библия – принадлежит человеку с религиозными убеждениями; ложка серебряная? (принадлежит знатному человеку).
Теперь обратим внимание на три фотографии из этого чемодана. (три фотографии. Каждая принадлежит к представителям сословий. К примеру, на одной изображены рабочие, на другой будут буржуа, на третьей – дворяне). Ребята должны соотнести предметы из чемоданов к каждому сословию.
В XIX веке эти три социальные группы (дворяне, буржуа и рабочие) были наиболее активными участниками развития общества.
Все эти сословия имели свои цели и мечты. Как вы считаете, о чем мечтают дворяне, что им нужно для счастья (власти, земли). О чем мечтают буржуа? (привилегий в ведении торговых операций, помощь государства субсидиями). О чем мечтают рабочие (о высокой зарплате, чтобы прокормить свою семью, повысить свой социальный статус)
Ребята, XIX в. был непростым. В нем было много потрясений: промышленный переворот, о котором мы говорили, революции, о которых еще поговорим. Трём сословиям защищать свои жизненно важные интересы было необходимостью.
Мы сегодня поговорим о трех социальных течениях, которые в XIX веке оформились и, которые помогали людям защитить их интересы. Это консерваторы, либералы и социалисты.
Слова вам, естественно, непонятны
от латинского – liberum – относящийся к свободе.
- Изучая новый материал, мы с вами должны будем заполнить данную таблицу ( слайд)
Линия сравнения
Либерализм
Консерватизм
Социализм
Главные принципы
Роль государства в
экономической жизни
Отношение к социальным вопросам
Пути решения социальных вопросов
Теперь рассмотрим основные принципы либерализма.
от латинского – liberum – относящийся к свободе.
от латин. conservatio – охранять, сохранять.
Социали́зм (от лат. socialis «общественный»)
- Давайте сделаем предположение, какие принципы они провозгласят?
Первая группа будет относиться к либералам, работает с пунктом «разрешено все, что не запрещено», стр. 70-71
Вторая группа на стороне консерваторов. Изучаем пункт «сохранять традиционные ценности!»
Третья группа работает с социалистами «золотой век человечества не позади нас, а впереди».
Принципы:
Право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом.
Право на свободу слова, печати собраний.
Право на участие в решении государственных дел
Требования, которые выдвигали либералы :
Ограничение деятельности государства законом.
Провозгласить принцип разделения власти.
Свобода рынка, конкуренции, свободная торговля.
Ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых.
Гарантировать минимальную зарплату, ограничить продолжительность трудового дня
- В последней трети XIX века появляется новый либерализм, которые заявляли о том, что государство должно проводить реформы, защищать наименее значимые слои, предотвращать революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться всеобщего благосостояния.
Новые либералы требовали
вести страхование по безработице и инвалидности
Ввести пенсионное обеспечение престарелых
Государство должно гарантировать минимальную з/п
Уничтожить монополии и восстановить свободную конкуренцию
Английская палата вигов выдвинула из своей среды самую яркую фигуру британского либерализма – Уильяма Гладстона, который провёл ряд реформ: избирательную, школьную, огранов самоуправления и др.
Но всё же более влиятельной идеологией был консерватизм.
от латин. conservatio – охранять, сохранять.
Консерватизм - учение, возникшее в 18 веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей
( слайд) - Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес распространению идей либерализма. Главный его принцип - сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок.
- в отличие от либералов консерваторы признавали:
Право государства на сильную власть.
Право на регулирование экономики.
Боясь усиления «новолиберализма», консерваторы согласились с тем, что
1) общество должно стать более демократичным,
2) необходимо расширить избирательные права,
3) государство не должно вмешиваться в экономику
В результате лидеры английской ( Бенждамин Дизраэли) и германской ( Отто фон Бисмарк) консервативной партии стали социальными реформаторами – у них не было другого выхода в условиях роста популярности либерализма.
Наряду с либерализм и консерватизмом в XIX веке в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма.
- общественный и государственный строй, принципами которого являются:
1) установление политические свобод;
2) равенство в правах;
3) участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают.
4) обязанность государства регулировать экономику.
( слайд)« Золотой век человечества не позади нас, а впереди» - эти слова принадлежат графу Анри Сен – Симону. В свих книгах он излагал планы переустройства общества.
Считал, что общество состоит из двух классов – праздных собственников и трудящихся индустриалов.