kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лекция по теме: "Введение. Историческое знание, его достоверность и источники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная лекция расматривает осовные исторические источники напоминая студентам ранее изученное в школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лекция по теме: "Введение. Историческое знание, его достоверность и источники"»

История

Урок № 1.

Раздел: Введение в историю

Тема: Введение. Историческое знание, его достоверность и источники.

Цель: Изучить исторические источники.

Задачи:

(Образовательная) рассмотреть виды исторических источников;

(Развивающая) научить различать исторические источники разных этапов истории человечества;

(Воспитательная) способствовать воспитанию чувства патриотизма и причастности к своей Родине.

Оборудование: учебник, тетрадь, маркер, доска.

Тип урока: Вводный урок

Ход урока.

1. Организационный момент. (3 минуты)

  1. Изучение нового материала. (70 минут)

План

  1. Исторические источники, концепции исторического развития.

  2. Факторы исторического развития.

  3. Российская история как часть европейской истории, особенности Русской истории

  4. Периодизация всемирной истории.

  5. Роль и функции истории.

  1. Исторические источники и основные методы работы историка. Важнейшей проблемой исторической науки является проблема источников. В самом общем плане историческими источниками можно назвать все сохранившиеся свидетельства прошлой жизни. К таким свидетельствам относится все, сознательно созданное людьми, и все, появившееся независимо от их сознания (например, останки самих людей). Историческими источниками является также и «прошлое в настоящем» — например, языки, на которых говорят ныне народы мира (большинство из них сложилось в глубокой древности), существующие и поныне обычаи и традиции, географические названия и т.д.

При разработке какой-либо темы историк стремится привлечь как можно более широкий круг источников. При классификации источников принято учитывать их происхождение, форму и содержание. Чаще всего источники делят по их форме на семь типов:

письменные;

вещественные;

этнографические;

устные (фольклорные);

лингвистические;

кино- и фотодокументы;

фонодокументы.

Понятно, что многие источники трудно отнести к какой-либо одной форме. Например, монеты являются одновременно и вещественными, и письменными источниками, а ценные фольклорные источники дошли до нас в письменном виде. Тем не менее, форма источников во многом предопределяет методы работы с ним. Существует ряд так называемых вспомогательных исторических дисциплин, которые позволяют историкам изучать следы прошлого.

Так, при работе с письменными источниками не обойтись без палеографии — науки, изучающей внешние признаки рукописных и печатных памятников в их историческом развитии (начертательные элементы письменности, особенности графики, почерковедческий анализ, материал для письма и т.д.). Многие памятники письменности дошли до нас не в одном, а в нескольких списках, имеющих некоторые отличия. В этом случае историки используют текстологию — вспомогательную историческую дисциплину, изучающую взаимоотношение различных списков, выявляющую их первоначальный вид.

Письменные источники дают самые обширные сведения о прошлом. Однако для того чтобы прочитать их, требуется знание языков. Многие древние письменные источники написаны либо мертвыми (не существующими ныне) языками, либо устаревшими формами современных языков. Ряд мертвых языков никогда не забывались (древнегреческий, латинский), другие были расшифрованы только в XIX—XX вв. (древнеегипетский, шумерский, аккадский, хеттский, язык майя и др.), есть и такие, что не разгаданы до сих пор (например, эламский, этрусский).

Значительная часть вещественных источников получена при помощи археологии. Наши сведения об истории народов до появления у них письменности в основном опираются именно на данные археологических раскопок. Да и для периода после изобретения письменности, вплоть до совсем недавнего времени, роль археологических материалов очень велика (так, важные данные о Великой Отечественной войне получают благодаря поискам оружия и боевой техники, останков воинов в местах боев).

Археологические раскопки, организованные учеными, в настоящее время проводятся при соблюдении очень жестких правил: ведь часто важнейшую информацию дают не только найденные вещи, но и, например, их взаиморасположение.

С археологией тесно связана антропология, которая по останкам людей, как правило, извлеченных археологами, воссоздает внешний облик человека того или иного времени. Антропология особенно важна при воссоздании истории формирования и расселения народов. Свою лепту в этот процесс вносит и историческая лингвистика (языкознание), цель которой — происхождение и развитие древних и современных языков. Частью лингвистики являются ономастика (наука об именах), топонимика (наука о географических названиях). Ценнейшие сведения дают монеты, которые изучает нумизматика, гербы являются объектом геральдики, печати изучает сфрагистика.

В изучении истории важное место отводится этнографии. Исследование быта, обычаев и традиций, культурно-исторических отношений, а в целом — образа жизни народов помогают воссоздать прошлое всего человечества.

Важные, а иногда и уникальные сведения о прошлом содержатся в сказаниях и преданиях, легендах и сказках. Изучающая эти источники фольклористика, несомненно, вносит огромный вклад в историческую науку.

Количество исторических источников увеличивается по мере развития человечества. В XIX — начале XX в. появились фотографии, звукозаписи, кинохроника, во второй половине XX в. стали создавать документы на электронной основе. Все это расширяет возможности исторического исследования, но в то же время обостряет вопрос отбора источников.

Целью изучения исторических источников является извлечение фактов, необходимых для решения исследуемой проблемы. Таким образом, работа историка начинается с постановки вопроса, на который он хочет найти ответ. Соответственно, любая научная работа по истории начинается с обзора научной литературы (историографии), благодаря которому можно выявить решенные и нерешенные проблемы, противоречия прежних исследователей. Историк должен оценить возможность решения интересующей его проблемы с точки зрения наличия необходимых для этого источников.

При отборе фактов, почерпнутых из источников, оценке их значимости и, главное, их интерпретации историк опирается на свои теоретические представления. Среди них важное значение имеют методология, или логическая организация работы, твердо установленные научные выводы, касающиеся рассматриваемой проблемы, сведения других наук, помогающие более подробно разобраться в изучаемой исторической проблеме, общекультурные представления и, наконец, обыденные жизненные наблюдения, которые часто позволяют сразу оценить, например, достоверны или нет содержащиеся в источнике сведения.

Известный французский ученый XVIII в. Ш. Монтескье делил историю на периоды дикости, варварства и цивилизации. Переход от варварства к цивилизации произошел, когда появилась письменность, города и государство. Нетрудно заметить, что в данном случае под цивилизацией понимается определенная ступень развития, т.е. данное деление истории относится скорее к формационным концепциям.

Цивилизация в ходе своего развития прошла несколько этапов. В самом общем плане такими этапами являются доиндустриальная (традиционная) цивилизация и индустриальная (современная) цивилизация. В доиндустриальную эпоху основой жизни людей было сельское хозяйство, в индустриальную — промышленность. Переход от доиндустриального к индустриальному обществу называют модернизацией. Выделяют также постиндустриальную (информационную) цивилизацию, ряд стран вступили в нее во второй половине XX в.

Критерии разграничения доиндустриальной и индустриальной цивилизаций в основном лежат в сфере экономики. Поэтому и данное деление также можно считать формационным.

Вместе с тем термин «цивилизация» принято использовать для обозначения не столько экономических, сколько историко-культурных особенностей. При изучении истории различных стран и народов нетрудно увидеть, что они отличаются друг от друга по многим параметрам духовной жизни. Это выражается в особенностях культуры, ценностей, норм, обычаев, традиций, религий, системы образования и воспитания, жизненных принципов и образа жизни и т.д. Причем эти различия сохраняются иногда на протяжении длительного времени. На основе таких различий и выделяют так называемые локальные цивилизации.

Критерии определения локальных цивилизаций лежат, прежде всего, в сфере культуры. На характер локальных цивилизаций влияют также природно-географические условия, но есть и другие подходы. Поэтому даже в учебниках списки цивилизации нередко отличаются друг от друга. Так, английский историк Арнольд Тойнби насчитывал более двадцати таких цивилизаций, другие ученые доказывали, что их было меньше. Наиболее распространено деление на древневосточную, античную, византийскую, западноевропейскую, арабо-мусульманскую, китайскую, индийскую, российскую и ряд других локальных цивилизаций. Часть из перечисленных цивилизаций исчезли, другие продолжают развиваться и в наше время.

2. Факторы исторического развития: природно-климатический, этический, экономический, культурно-политический и т.д.

3. Российская история как часть европейской истории.

Содержанием истории как отрасли научного знания служит исторический процесс, т. е. жизнь человечества в ее развитии и его результатах. Человеческая общность выражается в разнообразных союзах людей, родовых, племенных, государственных образованиях, нациях и народностях, которые возникают, растут, перемещаются, переходят из одного в другое, наконец, разрушаются возникновение, рост, развитие, упадок этих людских союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что мы называем историческим процессом. Успехи людского общежития, достижения культуры являются результатом деятельности одного народа, они создаются совместными усилиями всех народов, постоянно (*)Белинский В.Г.Полн.собр.соч.Т.10 М.1956. С.18. взаимодействующих друг с другом. В ходе исторического процесса сменялись народы и поколения, перемещались сцены исторической жизни, но нить исторического развития не прерывалась, народы и поколения подобно звеньям смыкались в непрерывную цепь, и то, что отложилось и уцелело, дошло до нас и стало частью нашего существования, а от нас перейдет к тем, кто придет нам на смену. Этот сложный процесс является главным содержанием всемирной истории, в хронологическом порядке и последовательной связи причин и следствий изображающей жизнь народов.

Таким образом, всемирная история есть комплексная наука, которая включает в себя: историю отдельных стран и народов; историю различных сфер общественной жизни (экономическую, военную историю, историю внешней политики и др.; историю наук философии, математики, историография и др.); историю отдельных периодов жизни человечества: (первобытного общества, древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени).

Существуют исторические науки, специализирующиеся на изучении исторических источников: источниковедение, археология, этнография (этнология).

Для чего же нужно знать историю? Какие функции она выполняет? Первой из них, как и всякой другой отрасли знаний, является познавательная, интеллектуально развивающая функция. Она заключается в самом изучении исторического пути нашей страны, нашего народа, а также в объективно-истинном с позиций историзма отражении явлений и процессов, составляющих историю России.

История России есть часть всемирной истории. Человеческое общество - такая же часть мирового бытия, как и жизнь окружающей нас природы, и его научное познание - такая же неустранимая потребность человеческого ума, как и изучение жизни природы. Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории.

3.Особенности русской истории.

Российская история - неотъемлемая часть всемирной истории. В прошлом и настоящем нашего Отечества проявляются общемировые закономерности, тенденции и черты. Для мирового исторического процесса, в том числе для России, характерны: неизбежное образование на определенном историческом этапе государства, приобщение к одной из мировых религий, политическая раздробленность и «собирание земель» старым или новым политическим центром, закрепощение сословий, складывание общенационального рынка, зарождение мануфактурного производства и промышленный переворот, революционные потрясения и живительные реформы и т. д.

Российская история – своеобразная часть всемирной истории, её неповторимый фрагмент. Конечно, у каждого народа свой жизненный путь из глубокой древности до наших дней, у каждого свой уровень развития, свой характер, свои обычаи. Однако понимание особенностей именно русского варианта пути развития мировой цивилизации, самобытности России важно как для осмысления пути, пройденного человечеством, так и для уяснения места и роли России в общемировом историческом процессе.

Российская цивилизация не относится к древним. Её возраст не превышает 12 столетий. На рубеже 1830 – 40-х гг. представители российской интеллигенции поставили вопросы: что есть Россия?, куда мы идём?, к какому типу цивилизаций относится российская? Напомним, что деление цивилизаций на Запад и Восток утвердилось в начале XIX в. Споры вокруг этих вопросов способствовали формированию двух мировоззренческих течений – славянофилов и западников.

Толчком к этому послужило опубликованное в 1836 г. в журнале «Телескоп» «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Автор считал проблематичным возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. Он утверждал: «Пробегите взором все века, нами прожитые, всё пространство земли, нами занимаемое - вы не найдёте ни одного воспоминания, которое бы вас остановило, ни одного памятника, который бы высказал вам протекшее живо, сильно, картинно… Мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода». На это утверждение тогда же откликнулся Пушкин: «Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. А Пётр Великий, который один есть целая всемирная история». По мнению Чаадаева, причины отсталости России – православие, крепостничество, самодержавие. Спасение России, её прогресс он видел в использовании европейского опыта.

Славянофилы выступали с обоснованием особого, отличного от западного пути исторического развития России, усматривая её самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Они выступали за отмену крепостного права, ограничение самодержавия, за свободу печати. Главные представители – А. С. Хомяков, И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин. Близки к славянофилам были В. И Даль, А. Н. Островский, Ф. И. Тютчев. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. многие славянофилы сблизились с западниками на почве либерализма.

Западники считали историю России частью общемирового исторического процесса; выступали за развитие страны по западному пути. Они критиковали самодержавие и крепостничество, выдвигали проекты освобождения крестьян с землёй и конституционного преобразования государственного строя. Главные представители – Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н Чичерин, С. М. Соловьёв. Западником был П. Я. Чаадаев, а также, до конца 1840-х гг., радикальные мыслители – А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. П. Огарёв.

Славянофилы и западники по-разному относились как к прошлому России, так и к Западу. Но и те, и другие выступали за ограничение самодержавия, отмену крепостничества. Не случайно, поэтому славянофилы и западники заложили основу либерального направления в российском общественном движении.

В конце XIX в. в России чётко обознались три общественно–политических течения; консервативное, либеральное, революционное; каждое из них по-своему смотрело на пройденный Россией исторический путь, на её проблемы и на будущее страны. В советские десятилетия подобный спор по мотивам, о которых мы уже неоднократно говорили, был бессмысленным. Он возобновился в конце XX в. Сложный, противоречивый путь, пройденный Россией в XX в., придаёт сегодня спорам, возникшим более 150 лет назад, характер таких же жарких дискуссий, как во времена Герцена, Грановского, Хомякова.

На протяжении более чем тысячелетия истории России многие обстоятельства, различные факторы оказывали своё воздействие на страну. Причём их действие было и одновременным, и разновременным, более активным и менее активным. Одни факторы, оказав своё воздействие, сходили с исторической арены, а им на смену приходили другие. И все они определяли «индивидуальную физиономию» российской истории. В данном пособии особенности российского исторического процесса рассматриваются в проблемно-историческом аспекте.

Огромную роль в истории России играли факторы естественноисторические – природно-климатический, географический, геополитический. Фундаментом этих факторов была территория, на которой разместились наши предки и где сложилось древнерусское государство. Это Восточно – Европейская (Русская) равнина, одна из крупнейших равнин земного шара, занимающая большую часть Восточной Европы. Она раскинулась на тысячи километров, не прерываемая ни морями, ни горными хребтами. Её естественными границами являются Ледовитый океан на севере, Кавказский хребет, Чёрное и Каспийское моря на юге, Уральские горы на востоке, Карпатские горы на западе. Воздействие естественно-исторических факторов было особенно сильным в первые века российской цивилизации.

Природно-климатический фактор включает три стихии – климат, лес, реки. «Колыбелью каждого народа, - отмечал Ключевский, - является природа его страны». Если для европейца природа была матерью, то для русского человека, по меткому замечанию Соловьёва, - «мачехой». Действительно, континентальный климат Поднепровья, и особенно междуречья Оки и Волги, характеризуется жарким, но сравнительно коротким летом, с непродолжительным растительным периодом и долгой холодной зимой. Даже в южных частях страны снег лежит по три месяца, чего не знает почти ни одна страна Западной Европы, Арктические ветры, не встречая сопротивления в виде горных хребтов, временами продувают страну насквозь, добираются до самых южных её частей. Если в Европе пригодны для сельскохозяйственных работ 8 – 10 месяцев, то в России 5 – 6 месяцев в году. Поэтому русский крестьянин «приучился к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил и привыкал работать скоро, лихорадочно и споро» (Ключевский). Вспомним выражение из стихотворения Н. А. Некрасова – «страда деревенская». «Страда, - по словарю В. И. Даля, - тяжёлая ломовая работа, натужные труды».

Реки и леса играли важную роль в жизни народа и оказывали разностороннее влияние на ход русской жизни. Лес был многовековой обстановкой русской жизни, оказывал русскому человеку множество услуг: защищал от врагов, давал питание, обеспечивал строительными материалами, он согревал, одевал, обувал. Однако не легка и не безопасна была жизнь русского человека в этом море лесов. От него требовалась тяжёлая и напряжённая работа для расчистки леса под пашню, а оставленное без обработки пространство быстро снова покрывалось лесною порослью. Лес грозил русскому крестьянину нападением на него или на его скотину. Постоянным спутником жизни человека были реки. Главным водоразделом Руси были Среднерусская и Валдайская возвышенности, откуда начинаются реки Днепр, Десна, Волга, Ока, Дон, Западная Двина. Они не только кормили русского человека своими обильными рыбными запасами, но являлись удобными путями сообщения летом и зимой. По рекам шла русская колонизация, по берегам рек строились сёла и города. Взаимная близость речных бассейнов способствовала общению и сближению различных областей. Русский человек всегда любил свою реку.

Географический фактор включал три обстоятельства, определяемых просторами, на которых развёртывалась история нашего Отечества. Огромная, почти ровная, покрытая лесами, пересекаемая реками, Восточно - Европейская равнина, во-первых, способствовала сравнительно быстрому освоению восточными славянами земель вдоль Днепра, Западной Двины, Десны, в междуречье Оки и Волги; во-вторых, восточные славяне, Русь, затем Россия, были открыты для внешних вторжений, так как не имели от врагов естественных преград в виде гор или горных хребтов, морей или океанов; в-третьих, бескрайние просторы провоцировали население к бегству от увеличивающихся повинностей, от крепостной неволи. Бегство людей на окраины, образование казачества началось в XVI в.

Геополитический фактор также включал три обстоятельства. Во-первых, сравнительная отдалённость Руси от древних цивилизаций; ближе других была Византия, но и она находилась за степью и за Чёрным морем. Во-вторых, юг Восточно-Европейской равнины, степная её полоса была населена кочевниками, неисчислимыми как степной ковыль или песок азиатской пустыни, постоянно угрожавшими населению Руси. В-третьих, расселяясь по Восточно-Европейской равнине, заселяя бассейны Днепра, а затем Окско-Волжский район, славяне встретились с аборигенами – финскими и литовскими племенами, их культурный уровень был много ниже, чем у славян. Напротив, германские племена, начавшие новую историю Западной Европы, заняли пространство Западной Римской империи; германцы немало разрушили, но они в той или иной степени переняли античную культуру. Государственность на Руси возникла во второй половине IX в., на три – четыре столетия позднее, чем на западе континента.

Естественноисторические факторы предопределили своеобразие отечественной истории. С. М. Соловьёв был убеждён, что суровость климата, обширность территории, редкость населения, открытость границ, постоянная опасность, исходящая от кочевников, - всё это требовало большего, чем где - либо и когда-либо сплочения вокруг единого центра, создания сильной государственной власти.

Россия являлась одновременно европейской и азиатской державой. Промежуточное положение между Европой и Азией превращало Россию в некое мутагенное пространство, цивилизационный «котёл», переваривавший многообразное воздействие Запада и Востока. Между Западом и Востоком находилась «учительница» Руси – Византийская империя. С Европой Россия издавна была связана языком, религией, культурой, характером экономики, менталитетом народа. Но и Азия оказывала сильное влияние на развитие страны. Отсюда зачастую брались образцы централизованного деспотического управления. Противоречивое влияние двух различных цивилизационных потоков наложило отпечаток на характер государства и русский национальный характер. О колебаниях и непредсказуемости национального характера прекрасно сказал Ключевский: «Расчётливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадёжное и нерасчётливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусское авось». Большое влияние на Древнюю Русь оказала Византия, великая православная держава, наследница античного мира. В пору расцвета, VI – VII вв., в состав Византийской империи входили Греция, Малая Азия, Ближний Восток, Египет, часть Италии, Испании, Северной Африки. Русь активно торговала с Византией с самого начала своей государственности. Русские князья совершали походы на Царьград с целью заключения выгодных торговых договоров. Конечно, был при этом и грабительский мотив.

4. Периодизация всемирной истории. Периодизация — подразделение прошлого на отрезки време­ни (исторические периоды, века, эпохи и т. п.) — одна из слож­ных проблем историописания. Необходимость такого деления для упорядочивания и анализа исторических событий не ставится исследователями под сомнение. Однако практика построения периодизаций нередко вызывает споры. Историки обращают внимание на значительную долю условности вычленения целостных фрагментов прошлого.

Распространенная в историческом знании XIX в. идея объективности времени как среды, в которой существуют события, в XX в. уступила место представлениям об относительности времени. Историческое время мыслится как сложная конструкция, в большой степени «учрежденная» событиями или группами событий прошлого. Сама возможность периодизации основывается на достаточно условном видении истории как непрерывной и единой. Исходя из идеи общности процесса развития человечества, можно выделять в нем какие-либо этапы, сравнивать од­ну эпоху с другой.

Для изучения истории важно не только датировать, соотнести произошедшее с неким моментом времени, но и очертить границы периодов, когда проявлялось типическое сходство исто­рических феноменов между собой. На основании этого сходства можно выделить исторические периоды, например, эпоху Воз­рождения или век Просвещения и т. д.

В культурах, мифологии и религии прошлого бытовали раз­личные способы периодизации истории, например — деление прошлого по аналогии с сезонами года, с возрастами человека. Греческий поэт Гесиод в VII в. до н. э. писал о четырех прошед­ших веках — золотом, серебряном, бронзовом и железном. Пе­риодизация в соответствии с поколениями, политическими правлениями, династиями принадлежит к древнейшим способам упо­рядочивания истории.

В средние века на Западе в трудах Отцов Церкви были выдвинуты две большие системы периодизации всемирной истории. Одна связывала прошлое и настоящее человечества с четырьмя монархиями. Согласно этой системе, развитой в IV в. Евсевием Кесарийским и Иеронимом Стридонским на основе ветхозаветной «Книги пророка Даниила», всего в человеческой истории сменилось четыре империи. Римская империя рассматривалась как последнее государство на земле, после которого наступит конец истории. Последовательная смена монархий отражала Божественный замысел, согласно которому люди шли к политическому и религиозному единству. В XI—XII вв. немецкими историками была обоснована теория «переноса монархии», получившая широкое распространение на средневековом Западе. Согласно этой концепции, после гибели Римской империи Бог передал власть римских императоров вначале Карлу Великому (и Государству франков), а затем Германской империи.

5. Роль и функции истории.

Сущность, формы, функции исторического знания

Возрождающийся интерес к истории России, ее культуре наглядно свидетельствует о том, что беспамятство сменяется сегодня в нашей стране страстным желанием познания своих корней, прошлого своего народа, своего Отечества. Прошлое России сделалось отправным пунктом споров о ее ближайшем будущем. Кризисное состояние нашего общества породило новых славянофилов и новых западников.

Первые настойчиво призывают возвратиться к "родным корням", пытаются доказать, что все зло пришло в Россию извне, с Запада, и возрождение российской государственности видят в освоении исконно русских ценностей. Вторые, наоборот, рассматривают все историческое прошлое России как прокладывание пути советскому тоталитаризму и настаивают на активном включении России в западноевропейскую модель развития и полном отказе от своего исторического прошлого.

Таким образом, вопросы: "кто мы, откуда, куда мы идем?", "почему историческое развитие России пошло так, а не иначе, и каковы его последствия?", "имелись ли альтернативные пути развития нашего Отечества?" - становятся актуальными для большей части новой генерации российской интеллигенции. Эти вопросы являются ключевыми и в учебном курсе "Отечественная история". Поэтому практическая цель изучения исторической науки в высшей школе - помочь студенческой молодежи в освоении накопленного предыдущими поколениями исторического опыта (как положительного, так и отрицательного), в познании своих исторических корней, в осознании себя наследниками великой культурно-исторической традиции, в определении своего места в возрождении истинного величия нашего Отечества.

  1. Подведение итогов. Фронтальный опрос

– Что такое исторические источники?

- Что такое цивилизация?

- В чём заключается роль истории?

  1. (10 минут)

4. Домашнее задание. Деревянко А.П., Н. А. Шабельникова, с.3-5; В.В. Артёмов, с.4-12. (7 минуты)


4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лекция по теме: "Введение. Историческое знание, его достоверность и источники"

Автор: Полякова Анастасия Вячеславовна

Дата: 21.06.2018

Номер свидетельства: 473941


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства