Просмотр содержимого документа
«Лекция по теме: "Расцвет цивилизации бронзового века и железный век Востока"»
История
Урок № 4.
Раздел: Цивилизации Древнего мира
Тема: Расцвет цивилизации бронзового века и железный век Востока.
Цель: Рассмотреть стадии истории человечества.
Задачи:
(Образовательная) изучить цивилизации Древнего Мира;
(Развивающая) научить различать цивилизации Древнего мира;
(Воспитательная) способствовать воспитанию чувства патриотизма и причастности к своей Родине.
Оборудование: учебник, тетрадь, мел, доска.
Тип урока: Комбинированный урок
Ход урока.
Организационный момент. (3 минуты)
Проверка домашнего задания (25 минут)
- Цивилизации Древнего мира.
- Экономика стран Древнего мира.
- Античная цивилизация.
- Социальная пирамида.
Изучение нового материала. (45 минут)
План
1.Новоегипетская держава.
2.Ассирийская военная держава.
3.Сущность греческого полиса Древний Рим.
4.Империя Цинь и Хань.
5.Культурное наследие древних цивилизаций.
6. Религии Древнего мира
1.Новоегипетская держава. С самого начала Нового царства обнаруживается расхождение между крупной знатью, с одной стороны, и рядовыми рабовладельцами и опиравшимся на них царём — с другой. Освободительную борьбу с гиксосами Фивы начали ещё при XVII династии, возможно, даже не в конце её правления. Но как бы то ни было, последний представитель XVII династии Камее предпринял борьбу заново. На совете сановники отклонили его призыв к войне против гиксосов. Знати было достаточно и южного царства; для знати возделывались лучшие земли, её скот беспрепятственно пасся на выгонах в Дельте, находившейся во власти гиксосов. К борьбе с иноземцами-захватчиками, засевшими на севере страны, знать относилась холодно. И всё-таки фараон выступил против поработителей. Война началась наперекор знати. Успех за успехом венчал это начинание, войско — в его составе были и иноплеменные части с юга — шло «как дыхание огненное», воины захватывали людей и скот. Рассказ об отказе вельмож начинать борьбу и о подвигах рядовых воинов был увековечен царём для всеобщего сведения на плите в государственном храме в Фивах. Самый поход был объявлен предпринятым «по приказу Амона».
Изгнание гиксосов было завершено братом и преемником Камеса Яхмесом I, взявшим после осады и нескольких битв на воде и на суше твердыню гиксосов на северо-востоке Египта — Аварис. Преследование гиксосов фараон ограничил взятием после трёхлетней осады южнопалестинской крепости Шарухен, чем обезопасил свою восточную границу. Походом в Эфиопию Яхмес утвердил южный рубеж государства неподалёку от вторых порогов. Воины щедро награждались фараоном. Так, одному корабельному воину как при взятии Авариса, так и при взятии Шарухена царь каждый раз отдавал в рабы всех взятых этим воином пленных.
Яхмесу пришлось иметь дело и с восстанием внутри Египта. На юге поднялся мятеж, но Яхмес остался победителем в речной битве. Мятеж был подавлен. Безуспешно кончилась и попытка поднять новый мятеж. Насколько опасны были восстания, видно по щедрым наградам воинам. Один из них получил при подавлении первого восстания в два с половиной раза больше рабов, чем взял пленных, а в придачу ещё пахотную землю; то же «было сотворено» дружине гребцов в целом При подавлении второго восстания тот же воин получил рабов и землю, повидимому вовсе не совершив особых подвигов.
Начало XVIII династии.
С Яхмеса I принято начинать новую, XVIII династию. К этому времени государство было восстановлено примерно в границах, существовавших в период Среднего, царства. Не заметно, чтобы за эти пределы вышел и наследник Яхмеса Аменхетеп I (середина XVI в. до н. э.). Выделение Северной Эфиопии в особое наместничество тоже не представляло собою ничего существенно нового.
В результате войны с гиксосами создалось закалённое и по-новому вооружённое войско, опираясь на которое рабовладельческое государство могло перейти к новым завоеваниям для захвата рабов и прочей добычи. Египетское войско Нового царства представляло собой грозную силу. Хотя пехотинцы попрежнему делились на стрелков и щитоносцев-копейщиков, оружие первых и отчасти вторых стало намного действенней. Стрелки XVIII династии имели уже составной слоёный лук, более мощный, чем прежний простой, и стрелы с медными наконечниками. В качестве добавочного оружия копейщики пользовались секирами и короткими мечами. Нововведением был меч, рубящий, а не только колющий, как старые кинжалы. Броня была известна уже при XVIII династии. Самым важным нововведением в египетском войске со времени гиксосских войн были конь и боевая колесница.
Основателем «мировой» по тому времени Египетской державы явился зять и преемник Аменхетепа 1 Тутмос I. На юге он продвинул границу за третьи пороги. Поход через Палестину и Сирию привёл египтян к Евфрату. Здесь свою боеспособность египетское войско доказало победой над войсками такого крупного государства, как Митанни, расположенного в Северной Месопотамии и притязавшего на север Сирии. Но для того, чтобы Сирия и Палестина прочно вошли в состав Египетской державы, мало было удачного набега.
Грабительские походы обогащали государство, и с Тутмоса начинается громадное каменное строительство храмов в период Нового царства. Главное место почитания бога Амона в Фивах, так называемый Карнакский храм, ранее ничем не выделявшийся среди множества других, при Тутмосе I начали перестраивать в величественное сооружение. Амон вместе с его городом Фивами объявлялся жрецами и фараонами победоносным властителем мира.
Египетские завоевания продолжил сын Тутмоса I Тутмос II. Его походы сопровождались истреблением противников. По его приказу египетское войско перебило у восставших племён эфиопов поголовно всех мужчин, оставив в живых лишь одного из детей эфиопского владетеля, чтобы повергнуть его под ноги фараону. Тутмос II действовал и против азиатских кочевников. Болезнь или другие причины заставили его искать себе соправителя, но в одну из служб в столичном храме Амона был провозглашён фараоном юный сын царя от одной из жён Тутмос III (около 1500 г. до н. э.). По смерти Тутмоса II его вдова и сводная сестра, дочь Тутмоса I Хатшепсут, завладела властью, оставив пасынка царём лишь по имени, а затем открыто. объявила себя фараоном, утверждая, что таковым якобы её провозгласил ещё отец. Появление женщины во главе военной державы, активно ведущей завоевательные войны, было,, разумеется, событием необычным. Хатшепсут сама не могла предводительствовать войском. Поставить во главе войска своего возможного соперника — Тутмоса III она, повидимому, не хотела. В Палестине и Сирии, как кажется, лишь несколько местностей подчинялось царице; мирный поход в Южное Красноморье (страну Пунт) и формальное подчинение его, а также приём заморских, возможно критских, послов с дарами не могли заменить для рабовладельческого Египетского государства покорения областей Сирии и Палестины.
Кто же поддерживал царицу не год и не два, а целых два десятилетия?
Временщиком при ней был зодчий Сененмут, сын нечиновных родителей, создатель чуда египетского зодчества — уступчатого поминального храма царицы в Фивах (подле нынешнего Дёр эль-Бахри). В руках этого вельможи, бывшего, в частности, одним из жрецов Амона, было соединено управление личным хозяйством фараона и хозяйством Амона. Верховный жрец последнего был при Хатшепсут верховным сановником. Хатшепсут, как никто из её предшественников и преемников, подчёркивала свою близость к Амону. Кроме своего поминального храма, она посвятила ему внушительные сооружения в государственном храме, в том числе исполинские обелиски из цельного камня высотою до 30 м. Ею восстанавливались также и другие храмы, стоявшие разорёнными со времён гиксосов при всех её предшественниках. Очевидно, именно храмовая знать, бывшая немалой силой в стране, поддерживала царицу, хотя возможно, что её поддерживали и другие круги господствующего класса.
Фараон-женщина скончалась на 21-м году царствования Тутмоса III. Обосновавшись на престоле единовластным правителем, Тутмос III постарался вытравить всякую память о Хатшепсут, распорядившись уничтожить её изображения и её имя в надписях, а также имена её ближайших приверженцев.
Завоевательные воины Тутмоса III.
Немедленно после смерти Хатшепсут, на 22-м году своего царствования, Тутмос III двинул свои войска в Палестину и Сирию, У Мегиддо, в Северной Палестине, путь ему преградили союзные сирийско-палестинские правители. Душою союза был правитель сирийского города Кадета (Кинзы). Наперекор уговорам своих сподвижников избрать обходный путь Тутмос, боясь прослыть у врагов трусом, вышел к Мегиддо прямо через ущелье, такое узкое, что воины и кони должны были следовать по нему гуськом. Неприятель, стоявший против выхода из ущелья, не осмелился напасть на египтян, когда те друг за другом выходили на равнину. Возможно, союзники боялись покинуть своё расположение у города. Фараон также не намеревался предпринимать неожиданное нападение. По просьбе военачальников он подождал, пока из ущелья не вышло всё войско, затем с полудня до вечера шёл по равнине к ручью, у которого расположился на ночлег. Разразившаяся утром битва кончилась быстро. Случайное скопище сирийско-палестинских дружин под начальством многочисленных вождей не устояло перед натиском египетского войска и бежало в город. Но тут египтяне, к досаде фараона, не использовали создавшегося положения. Неприятель бросил стан и колесницы, и египетское войско, занявшись грабежом, не ворвалось за беглецами в город. Понадобилась затем семимесячная осада, чтобы город Мегиддо сдался.
Расправиться с Кадешем фараону удалось не раньше чем через 20 лет после этого.
Войну в те времена удобно было вести только летом, когда погода стояла благоприятная и прокорм войска, проводившийся за счёт чужих урожаев, не доставлял хлопот. Походы в Палестину и Сирию следовали один за другим: за 20 лет, между 22-м и 42-м годами своего царствования, Тутмос III совершил их не менее 15, упорно закрепляя за собою завоёванное и занимая всё новые и новые города и области. Но египетское войско плохо умело брать укреплённые города. Нередко оно отходило ни с чем, предавая всё вокруг себя опустошению. Так было и с Кадешем, пока, наконец, в один из последних походов египтяне не ворвались в него через пролом в стене. Северной границей походов Тутмоса III был, невидимому, город Каркемиш на Евфрате, на стыке Сирии, Месопотамии и Малой Азии.
Овладение Сирией не могло не повести к столкновению с царством Митанни, расположенным в Северной Месопотамии. Это царство, стоившее тогда на вершине своего могущества, притязало на Сирию. В Митанни видели оплот в своей борьбе против фараона все сирийские государства. Принудив в 33-м году своего царствования уйти за Евфрат митаннийское войско, Тутмос III перевёз сушею построенные в финикийском городе Библе корабли и переправился через реку. Митаннийцы отступили дальше, и Тутмос поплыл вниз по Евфрату, беря города и разоряя посёлки. Новое поражение постигло державу Митанни в 35-м году царствования Тутмоса III. Однако Митанни и после этого продолжало вмешиваться в сирийские дела. Ещё через 7 лет только в трёх городках в области Кадета, которые Тутмос III взял в 42-м году царствования, стояло свыше 700 митаннийцев с полусотней коней.
Тутмос III воевал и на юге. Держава, создававшаяся им с таким упорством, уже простиралась от северной окраины Сирии до четвёртых порогов Нила.
За достигнутые Тутмосом III рубежи не вышли и его преемники. Эфиопия, Сирия и Палестина платили ежегодную дань. Ливия тоже числилась данницей. С Южного Красноморья прибывали фараону дары. Их везли фараону и посольств со средиземноморских островов. Египетский наместник Сирии и Палестины — «начальник стран северных»— при Тутмосе III считался его доверенным и на островах Средиземного моря. Цари Вавилона, хеттов, Ассирии, вынужденные считаться с чрезвычайно возросшим значением Египта в международных делах, слали фараону почтительные подарки, которые он считал данью. Побеждённых сирийских и палестинских правителей он заново назначал в их города с условием исправного платежа дани. Детей этих правителей брали заложниками в Фивы.
Период наивысшего могущества Египта.
Хотя в Сирии и Палестине размещены были представители фараона и воинские отряды, значение египетского «начальника стран северных» было там все же ограниченным. Иное дело Эфиопия. С эфиопов (к которым в это время причисляли и некоторые негритянские племена) также взималась дань, но Эфиопия входила более прочно в состав Египетского государства. Здесь селились египтяне, имелись египетские укреплённые города, и «начальник стран южных» — он же по сану «сын царя» — был подлинным наместником фараона.
Новая обстановка предъявляла новые требования и к управлению самим Египтом. Власть верховного сановника была теперь разделена между двумя лицами — один осуществлял власть над Верхним, другой над Нижним Египтом.
Завоеватель должен был уметь ладить с войском, потворствуя беспощадному ограблению побеждённых и осыпая победителей золотым дождём наград. Но и жречество бога Амона нужно было привлекать на сторону фараона — ему перепадала большая доля добычи. Главный храм этого бога в столице (так называемый Карнакский) был, можно сказать, заново создан Тутмосом III — так многочисленны были там новые сооружения. В торжественном славословии, в приветствии идущему в храм победителю, вложенном в уста Амона, бог объявлял его победы своими победами. Тутмос уделял много внимания и жречеству других храмов.
Когда Тутмос III умер после почти 54-летнего царствования, на престол вступил его сын, Аменхетеп II. Он яростно рыскал по Сирии и Палестине в поисках добычи и для подавления «мятежей». Расправы были ужасны: 100 тыс. воинов и мирных жителей, угнанных в рабство, 7 умерщвлённых правителей, тела которых свисали с носа победного царского корабля,— таков был итог одного из его походов. В назидание эфиопам труп одного из сирийских правителей был отослан на юг и там повешен на стене города Напаты. Напуганные страшным соседом, цари хеттов, Вавилона, даже Митанни присылали Аменхетепу дары.
Сын его, Тутмос IV, ещё ходил в Сирию и Палестину, но при нём произошло уже сближение с Митанни, закреплённое женитьбой фараона на митаннийской царевне. Восстания в Эфиопии были подавлены: одно—Тутмосом IV, другое—его преемником Аменхетепом III в 5-м году его царствования. Остальные 33 года своего правления Аменхетеп III не ходил в походы. Иноземные владения были замирены. Прежний союзник сирийцев — царь Митанни дружил с фараоном. Тайная попытка некоторых сирийских и палестинских правителей склонить на свою сторону вавилонского паря была тем отвергнута. Сила египетского оружия и блеск египетского золота делали царей Азии угодливыми. Цари вавилонский и митаннийский слали египетскому «брату», как залог дружбы, своих царевен. Сами они при этом не получили из Египта ни одной царской дочери. Когда хетты начали интриговать в Сирии, тамошние владетели не осмелились открыто отложиться от Египта.
Новоегипетская держава стояла на вершине своего могущества. Двор Аменхетепа III был сказочно великолепен, всё прежде созданное в столице затмевали своим величием новосозданный храм Амона (так называемый Луксорский) и царский поминальный храм, от которого уцелели громадные изваяния царя — так называемые «колоссы Мемнона» (В этом же храме находились сфинксы, впоследствии приобретённые Россией и стоящие ныне на берегу Невы в Ленинграде.).
2. Ассирийская держава. В XIV—IX веках до н. э. Ассирия неоднократно подчиняла всю Северную Месопотамию и прилегающие районы. Период наивысшего могущества Ассирии — VIII—VII век до н. э. Новая Ассирийская империя (750—620 г. до н. э.) считается первой империей в истории человечества. Первый город, построенный ассирийцами — они назвали Ашшур, по имени своего верховного бога Ашшура. Города, впоследствии составившие ядро ассирийского государства (Ниневия, Ашшур, Арбела и др.), до 15 в до н. э., по-видимому, не представляли собой единого политического или даже этнического целого. Так, Ниневия (ассир. Нинуя, вавил. Нина), по-видимому, первоначально была хурритским городом. Сначала Ашшур был центром сравнительно небольшого, номового, преимущественно торгового государства, в котором ведущую роль играли купцы.
Ассирийское государство до 16 в до н. э. называлось «алум Ашшур», то есть народ или община Ашшур. Используя близость своего города к важнейшим торговым путям, купцы и ростовщики Ашшура проникли в Малую Азию, и основали там свои торговые колонии, важнейшей из которых является город Каниш.
Правитель Ашшура носил титул ишшиаккум. Его власть была практически наследственной, но не полной. Он ведал почти исключительно делами религиозного культа и связанным с ним строительством. Ишшиаккум был также верховным жрецом (шангу) и военным вождём. Обычно он же занимал и должность укуллу, то есть, видимо, верховного землеустроителя и главы совета старейшин. Этот совет, называемый «домом города», пользовался в Ашшуре значительным влиянием, в его ведении было решение важнейших государственных дел. Члены совета именовали себя «лимму». Каждый из них поочерёдно выполнял в течение года функции управления (под контролем всего совета) и, видимо, возглавлял казначейство. По имени очередного лимму получал своё наименование год.. Но постепенно состав совета всё больше замещался людьми, близкими к правителю. С усилением власти правителя значение органов общинного самоуправления падало. Хотя порядок выдвижения лимму сохранился и впоследствии, когда ишшиаккум превратился в настоящего монарха.В 23 в до н. э. вся Сев. Месопотамия, в том числе и город Ашшур, оказались под властью могущественного Аккадского царства. В начале 22 в. до н. э. Аккадское царство пало под ударами горного народа кутиев, и Ашшур на некоторое время получил самостоятельность.
Борьба патрициев и плебеев в древнем Риме и ее итоги
Борьба патрициев и плебеев пронизывает всю социально-политическую историю раннего Рима. В столкновениях враждующих сторон формируются основные учреждения римского общества V-IV вв. до н. э. Противостояние проявлялся в том, что патрицианская знать стремилась сохранить и укрепить свое привилегированное положение, покоящееся на родовых традициях и связях.
Требования плебеев сводились к трем основным пунктам: 1) допуск плебеев к общественной земле, ограничение патрицианского землевладения, наделение плебеев земельными участками, т. е. решение аграрного вопроса; 2) отмена долговой кабалы и ограничение долгового процента; 3) политическое равноправие, т. е. участие во всех собраниях и право избрания на все государственные должности. Поскольку земля была основным видом богатства, а земледелие - главным занятием населения, то аграрный вопрос лежал в основе всех требований плебса.
Как и в греческих городах-государствах, в Риме землей могли владеть только полноправные граждане, поэтому решение земельного вопроса было тесно связано с получением гражданских прав и плебеи добивались прежде всего политического равноправия. До середины VI в. до н. э. плебеи считались чужеродным элементом и им не доверяли даже службу в войске. Однако увеличение числа плебеев, с одной стороны, и расширение военной активности - с другой, сделало необходимым привлечение их в ряды ополчения, что и было закреплено реформами Сервия Туллия. Он ввел новое устройство римской общины - на основе территориально-имущественного принципа. Римская городская территория теперь поделилась на 4 трибы, которые были лишь территориальными округами.
К трибам приписывалось все гражданское население - как патрицианское, так и плебейское, владевшее в данном округе землей. Таким образом, плебеи были фактически включены в состав единой с патрициями гражданской общины. Кроме того, Сервий Туллий разделил все мужское население Рима - патрициев и плебеев - на 5 классов. Принадлежность к тому или иному классу определялась имущественным цензом.
Реформа имела большое военное значение. Народное ополчение, т. е. римская армия, строилась теперь в зависимости от нового деления на имущественные классы. Каждый класс выставлял определенное количество центурий - сотен. Голосование также происходило по центуриям, причем каждая центурия имела один голос. Плебеи были включены, таким образом, в состав римской общины, стали гражданами, получив не все права, а лишь право проливать кровь за Римское государство.
В начале V в. до н. э. плебеи уже составляли основную часть римского войска, в котором патриции занимали все командные посты. Опираясь на большинство граждан-воинов, плебеи повели борьбу за свои права, угрожая уйти из Рима и основать новый город. В момент серьезных военных осложнений плебейское войско предъявляло патрициям свои требования и удалялось на Священную гору ( 494 — Первая сецессия плебеев в Риме на Священную гору).
Уход из Рима большей части воинов, естественно, ставил государство в катастрофическое положение, и патриции вынуждены были, вступив в переговоры с плебеями, идти на уступки. Важнейшей из них было создание новой магистратуры (должности) народных трибунов, которые могли приостанавливать все решения патрицианских магистратов, произнося слово veto - "запрещаю" (494 г. до н. э.).
Драматические события разыгрались в середине V в. до н. э. Под давлением плебеев патриции были вынуждены создать комиссию из 10 человек для записи судебных постановлений. До сих пор должностные лица в Риме проводили суд, руководствуясь обычаями, восходящими еще к родовому прошлому и уже устаревшими. К тому же магистраты-патриции злоупотребляли в судах, опираясь на свое толкование обычного права, которое не было опубликовано и не могло быть проверено. Комиссия приступила к выработке письменных законов. Однако в процессе работы ее члены стали злоупотреблять полученной ими неограниченной властью, что вызвало возмущение плебеев и повторное удаление их на Священную гору (449 г. до н. э.- так называемая вторая сецессия). Патриции снова пошли на уступки: был установлен закон, по которому каждый осужденный на смерть римский гражданин мог обращаться за защитой к народному собранию. Одновременно были опубликованы письменные законы. Они были записаны на XII медных досках и выставлены для обозрения на центральной площади Рима - форуме. "Законы XII таблиц" оказали огромное влияние на последующее развитие римского общества и права. Старый, связанный с родовым устройством обычай был заменен писаным правом, закрепляющим и освящающим частную собственность, рабство и неравноправие. Всякое посягательство на частную собственность каралось, виновных подвергали суровому наказанию и даже казнили. В "Законах XII таблиц" было зафиксировано правовое различие патрициев и плебеев.
В том же 449 году до н. э. консулы Валерий и Гораций провели в интересах плебеев еще три закона: подтверждались неприкосновенность личности, право апелляции к народному собранию осужденного патрицианским магистратом на смерть или телесное наказание гражданина, и самое важное - решения плебейских собраний получали силу закона, обязательного и для патрициев. Через пять лет (444 г. до н. э.) закон Канулея признал законность браков плебеев с патрициями и тем самым заложил основы для слияния богатой плебейской верхушки с патрициями в одно сословие. Было удовлетворено важное требование плебеев занимать высшую должность.
В 326 г. до н. э. плебеи добились очень важной реформы. По закону трибуна Петелия долговая кабала для римских граждан и членов их семей была отменена. С этого времени римский гражданин отвечал за задолженность только своим имуществом. В рабов теперь можно было обращать преимущественно военнопленных.
287 год до н. э. считается последним годом долголетней борьбы плебеев с патрициями за свое политическое равноправие.
В процессе борьбы плебеев с патрициями были ликвидированы остатки родового строя и новые общественные отношения получили благоприятные условия для своего развития. С конца V в. до н. э. начинают формироваться элементы частной земельной собственности как на землях плебеев, так и патрициев и складываются условия для ее концентрации. Отмена долговой кабалы способствовала возрастанию роли рабов-иноплеменников и усилила агрессивность римского общества, все более нуждающегося в дополнительной рабочей силе.
С другой стороны, удовлетворение основных требований плебеев вело к консолидации римского общества; сословная борьба, раздиравшая и ослаблявшая изнутри Римское государство, затухает. Уравнение в правах плебеев с патрициями изменило социальную структуру римского общества. Патриции и плебеи перестали быть разными классами-сословиями. Верхушка плебса объединилась теперь с патрициями и образовала новое сословие - нобилитет. Зажиточная прослойка римских граждан, связанная со средним землевладением, торговлей и коммерцией, образовала сословие всадников. Все прочие составляли плебс - это были свободные крестьяне, мелкие ремесленники и торговцы.
3.Сущность греческого полиса Древний Рим. Слово "полис" имеет три значения: город, государство и гражданская община. В представлении греков все три значения сливались воедино. Аристотель определил полис как политическое объединение граждан для создания наилучших условий их духовной и материальной жизни, имеющей своей целью общественное благо, под которым Аристотель понимал справедливость, выраженную в гражданском равенстве.
Города-государства существовали и до архаической эпохи, но в них были клановые порядки. Преодоление родовых традиций стало решающим для возникновения таких явлений как полис и государственность. Оформляются новые структуры управления и самосознание граждан.
Для создания полиса существовали определенные предпосылки. Одна из первых - географический фактор. Греция хребтами разделена на множество долин, внутри которых поселения не могли укрупняться. Небольшие по размерам территории, пригодные для жизни, обусловили немногочисленность общин.
Вторая предпосылка связана с отсутствием в гомеровскую эпоху крупных дворцовых комплексов и индивидуализацией производства. Хозяйства становятся самодовлеющими, складывается широкий слой мелких земледельцев, лично свободных. Вместе с центральной властью исчезает необходимый для экономического объединения фактор. В этом одно из основных отличий греческих городов от восточных, где дворцовые или храмовые хозяйства играли объединяющую роль, регулируя религиозную, культурную и производственную жизнь людей. В Греции эпохи "темных веков" и архаики центральная, объединяющая полисы власть отсутствовала, поэтому поселения оставались разрозненными и постоянно враждовали друг с другом.
Частая взаимная вражда стала третьей предпосылкой для создания полисной системы, поскольку внешняя опасность является мощным объединяющим началом. Наличие угрозы со стороны соседей стало причиной консолидации граждан. Возникновение первых полисов происходило путем так называемого синойкизма - начавшегося еще в "темные века" процесса слияния нескольких родовых поселков в один.
Последней, четвертой, предпосылкой возникновения полиса явилось установление тиранических режимов, окончательно сломивших власть знати и открывших дорогу демократии, которая как система сложилась в Греции к V в. до н. э.
Полис представлял собой общину граждан, где народное собрание являлось одновременно народным ополчением и гражданская организация города совпадала с военной - гражданами были люди, которые голосовали и воевали. Основанием для гражданства служило обладание земельным наделом. Человек без земли не мог быть гражданином, поэтому полноправный владел участком земли, на который также претендовало государство. Эта двойственная форма собственности, включающая в себя одновременно частное и государственное владения, обозначается как античная.
Коллектив граждан был немногочислен и противостоял достаточно большой массе зависимого населения, кем являлись неполноправные. Например, Аристотель жил в Афинах как переселенец, метек, и не имел гражданских прав. Кроме метеков, всеми правами не могли пользоваться рабы и женщины, число таких людей оказывалось гораздо большим, чем число граждан.
Полис становится первоначальной ячейкой двух типов государственного устройства: олигархического и демократического. Олигархический государственный строй был основан на сословных принципах, то есть на противопоставлении избранной элиты остальному населению. Такая форма государственности формируется в Спарте. Демократический режим, существовавший, например, в Афинах, базировался на принципах всеобщего равноправия. Противостояние Афин и Спарты явилось не только враждой двух государств, а глубоким антагонизмом двух систем, который ярко проявится уже в Пелопоннесской войне. Кроме того, Спарта и Афины не типичные для Греции полисы, и их пример не может быть показательным для остальных городов.
№4. 4.Империя Цинь и Хань. С середины 4 века до н.э. среди китайских царств выделилось окраинное северо-западное царство Цинь.
Расположенное в плодородном бассейне р. Вэйхэ, оно отличалось богатством и разнообразием природных ресурсов и выгодным географическим положением. Будучи защищенным естественными рубежами - р. Хуанхэ и горными хребтами от вторжения соседних царств с востока, Цинь вместе с тем занимало удобную стратегическую позицию для наступления, как на царства среднего течения Хуанхэ, так и на пограничные племена.
Правитель Сяо-гун, вступив на престол в 361 году до н.э., принял предложение философа - законника Шан Яна о проведении реформ, которые должны были привести к усилению государства. Царство, вследствие умело проведенных Шан Яном реформ, приобрело черты централизованного военно-бюрократического государства. Благодаря этим реформам царство Цинь смогло успешно вести войну с соседями, и вскоре на китайском суперэтническом пространстве осталось всего несколько крупных царств, которые в упорной борьбе решали вопрос, кто будет гегемоном. Некоторое время успех сопутствовал царству Чу, но постепенно инициатива все больше переходило к царству Цинь.
В 230 году до н.э. царство Цинь наносит разгром царствам Хань, Чжао, Вэй, Чу, Ци, Янь и к 221 г до н.э. завершает процесс объединения с Китая в единое государство. Территория вновь образовавшегося государства была поделена на 36 административных единиц (округов) с границами, не совпадающими с границами завоеванных царств. Каждый округ состоял из уездов, которые в свою очередь делились на волости, волости включали в себя общины. Победив, правитель Ин Чжэн принял титул Цинь Шихуана (первого императора династии Цинь). Но его империя всего просуществовала 14 лет и пала в результате народного восстания вызванного жестокими законами централизованного государства.
После уничтожения старого государственного аппарата в борьбу за власть вступили отдельные повстанческие отряды. Наибольший успех в этой борьбе выпал мелкому чиновнику (старосте деревни) Лю Бан, который после кровавой расправы со своими противниками объявил себя императором Гао-цзу, основателем новой династии Хань. Междоусобная борьба в Китае началась в 207 году до н. э. и закончилась в 202 до н.э. новым объединением страны. Империя Цинь пала - образовалась новая империя Хань. Новый император в основном оставил прежнюю систему управления империей, несколько модернизировав её, с учетом мнения слов общества, поддерживавшего его в борьбе с жестким режимом.
5.Культурное наследие древних цивилизаций. Одной из самых древних на земле является Египетская цивилизация. В рамках этой цивилизации в течение трех тысяч лет ее существования было создано немало выдающихся памятников культуры, многие из которых дошли до нашего времени. Уже к началу эпохи Древнего Царства в Египте возникает письменность, получившая название иероглифической. При этом в Египте существовало скорописание и курсивное (демотическое) письмо. Все три вида письма использовались в различных целях. Писали на камне и папирусе.
Египет всегда ассоциируется в первую очередь с пирамидами, которые являются одним из наиболее грандиозных творений человечества за всю его историю. Воздвигнутые в эпоху Древнего Египта, пирамиды служили усыпальницами царей, отражая безграничную веру в могущество богов и представляющих их на земле царей (фараонов). Сперва возводились ступенчатые пирамиды (пирамида Джосера, XXVIII в до н. э.), затем появляются пирамиды с ломаными гранями. Однако в большинстве своем это сооружения с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В Гизе, близ Каира, находятся три величайшие пирамиды, построенные фараонами IV династии. Все три имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Высота самой большой — 147 м, она известна как пирамида Хеопса. Масса каждого блока в ней равна примерно 2,5 тонны. Пирамиды являются единственным из семи чудес света, сохранившимся до наших дней. Гиза была целым архитектурным комплексом, в который входили еще пира- миды-гробницы вельмож и заупокойные храмы, пристраивавшиеся к пирамиде с восточной стороны. Кроме пирамид существовали скальные гробницы, характерные для Нового Царства. В эпохи Среднего и Нового Царств были созданы также величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей. Храмовая архитектура отличается монументальностью и необычайным богатством отделки.
Скульптура Древнего Египта также являлась тесно связанной с заупокойным культом. Статуи делали из дерева, гранита, базальта и других пород, их обычно раскрашивали: мужские фигуры в кирпично-красный, а женские — в желтый цвет. Высшего расцвета скульптура Египта достигла в эпоху Нового Царства.
Характерной чертой шумеро-аккадской культуры является создание своеобразной системы письменности — клинописи, которая не была звуковым письмом, а содержала идеограммы, обозначавшие целые слова, гласные либо слоги. Всего было около 600 знаков. Особый жанр в литературе составляют плачи — произведения о гибели шумерских городов вследствие набегов соседей. Наиболее распространенными были этиологические (объясняющие) мифы о сотворении мира и человека, о Великом потопе, смерти и воскресении богов плодородия.
Своеобразным было храмовое зодчество Шумера, отличавшееся применением высоких платформ. Храмовые башни — зиккураты — вслед за шумерами стали строить аккадцы и вавилоняне. Зиккураты состояли из трех ступеней, построенных в соответствии с божественной триадой, и возводились из сырого кирпича.
Одним из самых величественных городов древней Месопотамии был Вавилон. Защищенный двойной стеной, он имел восемь ворот, самыми известными были ворота богини Иш- тар 12-метровой высоты. Выложенные бирюзовым глазированным кирпичом и украшенные орнаментом из скульптур львов, драконов и быков, они производили ошеломляющее впечатление. Располагаясь на обоих берегах Евфрата, город соединялся каменным мостом — одним из первых в мире.
Специфика литературы древнего Вавилона заключалась в первоначальном преподнесении сюжета и последующем его развитии. Вавилонская литература в значительной мере заимствована из шумерских источников, большинство произведений написано в стихотворной форме. Одними из главных тем были проблема незаслуженных страданий человека и неизбежности смерти.
Гораздо динамичнее развивалась греческая культура. Выдающимся памятником крито-микенской (III—II тыс. до н. э.) архитектуры был Кносский дворец царя Миноса. Главной достопримечательностью этого дворца была фресковая живопись. Древние греки создали величайшие эпические про-изведения — «Илиаду» и «Одиссею». Значительным открытием греков было создание своей системы письменности. Заимствовав алфавит у финикийцев, они значительно усовершенствовали его путем добавления гласных. Древнегреческая архитектура характеризуется наличием двух направлений, или стилей — дорического и ионического. Дорический стиль — строгий, торжественный и массивный. Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение декоративных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорической.
Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры занимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое сооружение здесь — храм Афины-Девы, Парфенон. Скульптура, поражая своим мастерством, была лишена индивидуальных и психологических черт, изображая людей согласно античным представлениям о прекрасном.
Выдающимся достижением греков было искусство изготовления керамики и вазовой росписи. В ней выделялись чернофигурный и краснофигурный стили. Огромное значение имеют греческий театр и аттическая трагедия. Античная культура явила поражающее воображение богатство форм, образов и способов выражения, заложив основы эстетики, представления о гармонии мировой культуры и выразив, таким образом, свое отношение к миру.
6. Религии Древнего мира — условно-обобщающий термин для обозначения родоплеменных верований и культов (австралийцев, меланезийцев, полинезийцев и др.) и этнических религий рабовладельческого общества (Древней Греции, Древнего Рима, Месопотамии, Древней Индии, Древнего Китая и др.).Для традиционных верований вархаических культурах характерны культ предков, культ вождя или эпического героя, культ мертвых, магические обряды, жертвоприношения, почитание священных животных камней, деревьев, источников;тотемистические,фетишистскиеианимистическиепредставления.Особым почитанием пользовалась Мать-земля, что отражало роль зарождающегося земледелия. Появляются представления о бессмертии души и ее переселении, о загробной жизни, злых и добрых духах. Эти представления в преобразованном виде вошли в комплексы более поздних религий рабовладельческих обществ.
По мере развития в РЕЛИГИЯХ ДРЕВНЕГО МИРА возникают представления об антропоморфных духах и богах. Вера в богов выражается в политеизме с его пантеоном божеств. Боги наделяются различными функциями, представления о которых меняются в ходе истории. Представление о верховном боге сопоставляется с образом земного самодержавного правителя; складывается профессиональное жречество, развиваются и усложняются представления об аде и рае, грехе, о конце мира, формируется идея о влиянии жизненного пути на посмертное существование. Некоторые элементы РЕЛИГИЙ ДРЕВНЕГО МИРА, включенные в более поздние религиозные построения, сыграли важную роль в формировании образов и языка мировых религий.
4.Подведение итогов. Фронтальный опрос
- Что такое традиционное общество?
- Что такое античная цивилизация? (10 минут)
5. Домашнее задание. Деревянко А.П., Н. А. Шабельникова, с.30-55; В. В. Артемов, с.32-41 (7 минуты)