kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лабораторная работа по теме "Гражданская война "Белые""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление о Гражданской войне как битве альтернатив возрождения России; уяснить причины Гражданской войны и специфику иностранной интервенции; сформировать представление о «белой» альтернативе развития России; раскрыть цели, политическую и экономическую программы белого движения и определить его социальный состав; раскрыть причины поражения белого движения. Класс делится на группы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа по теме "Гражданская война "Белые""»




Лабораторная работа (2 пункт плана) (10мин)

1 группа – Выявите причины поражения белых.

1) Прочитайте источники и сравните их.

2) Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу белых. Каковы ее основные положения?

3) Какой материал следует привлечь для более полного представления о программе белых?

4) Сделайте выводы о силе и слабости белого движения. Предложите материал по проблеме: “Причины поражения белых в Гражданской войне”.


Белые в Гражданской войне.

Документ 1.

А.И.Деникин. Из наказа Особому совещанию: “Приказываю особому совещанию принять в основание своей деятельности следующие положения:

1. Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка…

2. Борьба с большевизмом до конца.

3. Военная диктатура… Всякое противодействие – справа и слева – карать. Вопрос о форме правления – дело будущего. Русский народ изберет верховную власть без давления и без навязывания…

4. внешняя политика – только национально русская… За помощь – ни пяди русской земли.

6. Продолжить разработку аграрного и рабочего закона…

7. Оздоровить фронт и войсковой тыл – работой особо назначенных генералов с большими полномочиями, составом полевого суда и применением крайних репрессий”.

Документ 2.

Из газеты “В пути”, 7 октября 1918г.: “Из штаба бригады N… (Южный фронт) получена следующая телеграмма: “Доношу, что делегатами Н-ского полка найдено заброшенными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 31 чел. Личность убитых опознать оказалось невозможным, так как трупы совершенно изуродованы: головы почти у всех пробиты, глаза выколоты, уши отрезаны””.

Документ 3.

Из приказа губернатора Енисейского и части Иркутской губернии С.Н.Розанова, 27 марта 1919г.:

“1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдет… - расстреливать десятого.

2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество… отбирать в пользу казны…

5. …За добровольное снабжение разбойников не только оружием.., но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны.

6. среди населения брать заложников, в случае действий односельчан, направленных против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно”.

Документ 4.

Из письма белогвардейского офицера Г.Литвиненко. Омский вокзал, 19 – 25 апреля 1919 года: “Я возвращаюсь с фронта в отпуск и мне пришло в голову поделиться с вами фактами из фронтовой жизни… Вы знаете, что в этой войне белых с красными мы, белые, имеем одно преимущество – на нашей стороне сочувствие большинства населения и, в частности, всего или почти всего крестьянства. В этом нет никакого преувеличения и это сочувствие – настолько могущественный наш союзник, что без него мы давно были бы разбиты. Наши полки в начале своих походов были по отношению своему мирному населению почти идеальным войском: они чрезвычайно бережно относились ко всем болям и нуждам крестьян, никогда ничего не брали даром и, действительно, являлись для крестьян настоящими избавителями. Войска как будто подчеркивали противоположность свою красноармейской разнузданной банде.

Но с течением времени мы стали терять все эти спасительные качества. Здесь действовало много причин – и возросшая уверенность офицерства в надежности войск, а также уверенность в том, что для населения мы нужны как избавители, главное – полное невнимание командного состава к этому важнейшему из всех вопросов настоящего момента… Выпороть крестьянина стало самым обычным явлением и по самому ничтожному поводу за какую-нибудь неладно сказанную фразу… А отношение к пленным. Их, сдающихся добровольно к нам в плен.., отдают толпе наших солдат, которые их обирают, оскорбляют, бьют.

Мы роем себе могилу, настроение крестьян и отношение к нам меняется… Все то, что сказано мною выше, стало массовым явлением, стало злом. Массовым губительным злом, с которым надо бороться всеми силами… красные до сих пор не без успеха пользуются тем оружием, которое у нас в полном пренебрежении – словом, пропагандой. А мы как будто поставили себе целью сломить силою исключительно.

Знаете ли вы… наши потери? Когда мы выехали из Барнаула, в ротах было по 18 – 20 офицеров, а теперь осталось по два, по три и через месяц-два не останется ни одного офицера в строю из тех, что выехали на фронт”.


Причины поражения белых в Гражданской войне:

1.Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма: а)они отказались от сотрудничества с “демократической контрреволюцией”; б) социально - экономическая политика и “социальная природа” белых оттолкнули крестьянство (“Общего языка с народом ни одно из белых формирований не нашло”, “Россия не может быть освобождена вопреки воле народа” (П.Н.Милюков), “Точек опоры в массах не было”, “проводили реакционные меры по землевладению и национальному вопросу, и тем самым давали оружие для большевистской агитации” (В.Шульгин), “Можно разбить миллионную армию большевиков, но когда 150млн. русских не хотят белых, а хотят красных, то бесцельно помогать белым” (генерал Нокс).

2. Существенными оказались противоречия внутри самого белого лагеря (“Белое движение не завершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура, а помешали ей сложиться центробежные силы, вздутые революцией, и все элементы, связанные с революцией и не порвавшие с ней”(П.Врангель).

3.В ходе войны все сильнее давали себя знать деморализация и разложение в армии, особенно среди офицерства (“Люди искали идею и пятнали знамя”, “наряду с исповедниками, героями, мучениками белой идеи были стяжатели и душегубы” (П.Милюков).

4.Альянс белых с интервентами обернулся для них серьезными морально-политическими издержками: массы перестали воспринимать белое движение как олицетворение русского патриотизма. Можно подвести итог, используя высказывание Н.Чайковского (бывший народный cоциалист, в годы Гражданской войны – один из деятелей контрреволюции в Архангельске, затем участвовал в борьбе на Юге России, после разгрома Деникина - эмигрант): “Трагедия белой борьбы была в том, что она не могла не быть, и в то же время она была обречена”.



2 группа – Расскажите о терроре белых.

– Какую проблему затрагивают источники?

– Используя информацию источников, определите, кто виноват в развязывании террора, с какой целью использовался террор, к чему привело обе стороны применение насилия, жестокости, террора.


Документ. В.В.Шульгин Отрывок из мемуаров “1920”:

“Красные – грабители, убийцы, насильники. Они бесчеловечны, они жестоки. Для них нет ничего священного… Они отвергли мораль, традиции, заповеди господни. Они презирают русский народ. Они, чтобы жить, должны пить кровь и ненавидеть. Ни убивают, они пытают… Разве это люди? Это звери…

Значит, белые, которые ведут войну с красными именно за то, что они красные, – совсем иные… совсем  “обратные”… Грабеж у них – несмываемый позор.

Белые убивают только в бою. Кто приколол раненого, кто расстрелял пленного – тот лишен чести. Он не белый – он палач. Былые не убийцы: они воины.

Белые рыцарски вежливы с мирным населением…

Карающий меч в белых руках неумолим, как судьба, но ни единый волос не спадет с головы человека безвинно. Ни единая капля крови не прольется – лишняя… Кто хочет мстить, тот больше не белый…

Белые имеют бога в сердце…

Белые хотят быть сильными только для того, чтобы быть добрыми…

Разве это люди?.. Это почти святые…

“Почти что святые” и начали это белое дело… Но что из этого вышло? Боже мой!

Я видел, как почтенный полковой батюшка в больших калошах и с зонтикам в руках, утопая в грязи, бегал по деревне за грабящими солдатами:

– Не тронь!.. Зачем!.. Не тронь, говорю… Оставь! Грех, говорю… Брось!

Куры, утки и белые гуси разлетались во все стороны, за ними бежали “белые” солдаты, за солдатами батюшка с белой бородой.

Но по дороге равнодушно тянулся полк. Вернее, пятисотподводный обоз. Ни один из “белых” офицеров не шевельнул пальцем, чтобы помочь священнику…

Зато на стоянке офицеры говорили друг другу:

– Хороший наш батюшка, право, но комик… Помнишь, как это он в деревне… за гусями… в калошах… с зонтиком… Комик!

В одной хате за руки подвесили… “комиссара”… Под ним разложили костер. И медленно жарили… человека… а кругом пьяная банда “монархистов”… выла “боже, царя храни”.

…Пусть свершится над ними страшное проклятие, которое мы творим им… – растлителям белой армии… предателям белого дела… убийцам белой мечты…”.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Лабораторная работа по теме "Гражданская война "Белые""

Автор: Краснова Лариса Владимировна

Дата: 10.04.2015

Номер свидетельства: 199754


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства