kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лабораторная работа по предмету история по теме «Русская Правда» как исторический источник..

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа – форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение учащимися  нового материала по первоисточнику.

Основная цель лабораторной работы  создать условия для самостоятельного изучения учащимися текстовых источников, памятников права с последующим письменным оформлением результатов учебного поиска для развития навыков исследовательской деятельности. Учитель на лабораторном занятии выступает уже не в качестве информатора, а как организатор и консультант.

 В ходе проведения лабораторной работы у студентов  формируются следующие способности и умения:

  • способность систематизировать данные;
  • способность делать выводы на основе проделанного анализа;
  • способность подтверждать вывод собственной аргументацией и данными  из источника.
  • формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации  сведения из источника.

 Лабораторная работа предполагает работу учащихся в группах, отчет группы о проделанной работе и  обсуждение результатов работы. Формы обсуждения могут быть самыми разными: от фронтальной беседы педагога с учащимися по вопросам и заданиям, коллективного обсуждения.

Отчет групп формируется в два этапа

  1. Отчет по вопросам.
  2. Создание кластера.

Работа предусматривает индивидуальный вид заданий  «Для любознательных».

Лабораторное занятие по документам направлено на углубление и конкретизацию исторических знаний, развитие умений учащихся проводить поиск исторической информации в источниках разного типа, формулировать самостоятельные оценочные суждения и выводы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа по предмету история по теме «Русская Правда» как исторический источник.. »

Козельский филиал Дмитровского государственного политехнического колледжа









Лабораторная работа

по предмету история

по теме

«Русская Правда» как исторический источник.















разработала преподаватель истории

Морякова Надежда Васильевна.



2014г

Пояснительная записка

Лабораторная работа – форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение учащимися нового материала по первоисточнику.

Основная цель лабораторной работы создать условия для самостоятельного изучения учащимися текстовых источников, памятников права с последующим письменным оформлением результатов учебного поиска для развития навыков исследовательской деятельности. Учитель на лабораторном занятии выступает уже не в качестве информатора, а как организатор и консультант.

В ходе проведения лабораторной работы у студентов формируются следующие способности и умения:

  • способность систематизировать данные;

  • способность делать выводы на основе проделанного анализа;

  • способность подтверждать вывод собственной аргументацией и данными из источника.

  • формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации сведения из источника.

Лабораторная работа предполагает работу учащихся в группах, отчет группы о проделанной работе и обсуждение результатов работы. Формы обсуждения могут быть самыми разными: от фронтальной беседы педагога с учащимися по вопросам и заданиям, коллективного обсуждения.

Отчет групп формируется в два этапа

  1. Отчет по вопросам.

  2. Создание кластера.

Работа предусматривает индивидуальный вид заданий «Для любознательных».

Лабораторное занятие по документам направлено на углубление и конкретизацию исторических знаний, развитие умений учащихся проводить поиск исторической информации в источниках разного типа, формулировать самостоятельные оценочные суждения и выводы.



Тема: Русская Правда как исторический источник.

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений (исследовательского типа)

Вид лабораторного занятия: работа в группах с историческим документом Русская Правда.

Метод: частично-поисковый

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Структура лабораторного занятия:

  1. этап – организационный.

Мотивация учащихся к выполнению работы, выдвижение учебных задач ориентация на самостоятельную работу учащихся, знакомство с текстом Русской правды, разъяснение требования к оформлению результатов лабораторной работы.

  1. этап – самостоятельная работа учащихся с документом. Ученик работает со статьями Русской правды в соответствии с требованиями к лабораторному занятию. Учитель на данном этапе выполняет функции координатора и консультанта.

  2. Этап – творческий отчет группы о результатах проделанной работы. Защита кластера.

  3. Рефлексия «микрофон».

Цели занятия:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с Русской Правдой как с древнейшим письменным источником права на Руси;

  • выделять все элементы отражающие содержание прав, обязанностей, ответственности субъектов по Русской Правде;

  • характеризовать участников правовых отношений;

  • делать самостоятельно выводы, определять противоречивый характер Русской Правды, сохраняющей признаки родовых обычаев и одновременно направленной на юридическое оформление частной собственности, имущественного и социального расслоения общества;

  • формирования убеждения о том, что «Русская правда» - богатый источник по истории социально-экономических отношений в эпоху Киевской Руси;

  • организовать работу в группах;

  • создание кластера.

Развивающие:

  • проводить дедуктивный анализ статей документа;

  • извлекать необходимую информацию из документа;

  • развитие интереса к самостоятельной исследовательской работе с источниками;

  • научить критически, осмысливать прошлое, правильно и логически строить ответ, использовать доступный материал.

Воспитательная:

формировать уважительное отношения к нормативно правовым документам различных исторических эпох, как уникальному достоянию правовой базы нашего государства.

Оснащение урока:

  • комплект заданий для каждой группы учащихся, содержащий статьи из Русской правды;

  • кафедра;

  • учебный лист-кластер;

  • «микрофон».

Используемые технологии:

  • технология развития критического мышления учащихся;

  • групповая технология;

  • организация самостоятельной работы;

  • работы с первоисточниками.

В практике работы с учащимися используют систему анализа нормы права по следующей схеме:

  • представьте себе, что вы ученые-историки. Начните с перевода источника. Постарайтесь не переводить дословно, а понимать смысл статьи.

  • прочтите статью, определите, о чем она гласит.

  • поясни способ изложения нормы права в статье закона.

  • объясни сущность статьи.

При ответе рекомендуется использовать следующие выражения:

Таким образом... / Итак... / Анализируя... / Одним словом... / Следовательно... / Можно сделать вывод.../ Обращаем Ваше внимание… / Мы приходим (пришли) к выводу... / Поставим (расставим) все точки над и... / Попробуем обобщить то, что было сказано... / Из вышесказанного следует.…/ Суммируем то, что здесь сказали... / Подведем итоги (черту).

Вводно - мотивационная часть урока.

Русская Правда — так наз. памятник древнего русского права, открытый В. Н. Татищевым в 1738 г. в списке Новгородской летописи, писанном в конце XV в. Р. Правда, как юридический памятник — является важнейшим источником для изучения нашего древнего права. Древние писатели приписывали Р. Правду, даже в позднейшей пространной редакции Ярославу Владимировичу, называя ее уставом или судебником этого князя и приурочивая ее издание к 1016 г., когда Ярослав, награждая новгородцев за оказанную помощь, дал им, будто бы, этот устав.

Записать в тетрадь.

РУССКАЯ ПРАВДА, свод древнерусского права; дошел в списках в трех редакциях: Краткой ( состоящая из правды Ярослава ( 1-18) Правды Ярославичей (19-41), Пространной возникла не ранее 1113 гг. В. Мономах, и Сокращенной 14. Списки Русской правды входят в состав Кормчих книг, «Мерила праведного», сборников законов и летописей.

Источники права.

- Первым по объему и важности источником является обычное право. Такие институты, как месть, выкуп, суд послухов, холопство, устранение сестер от наследства и т. п. у всех народов возникают обычным путем и не могут быть заимствованы или созданы творческой деятельностью законодателя; это самые древние институты обычного права.

- Вторым источником, гораздо менее обильным, служили княжеские уставы. Об этом можно заключить только на основании прямых указаний самой Правды. Поклон или покон вирный назван уроком Ярослава; ему же приписано постановление об убийстве холопа за нанесение удара свободному мужу. Совместной деятельности Ярославичей приписывается возвышениe виры за убийство огнищанина и княжого подъездного, отмена убиения за голову и введение выкупов, а также замена устава Ярослава об убийстве холопа денежным штрафом. Наконец, постановление о процентах названо уставом Владимира Мономаха. Других указаний на уставную деятельность князей в Р. Правде нет.

-Третий источник Правды составляли судебные решения ( судебная практика). Некоторые из них занесены в Правду во всей их конкретной форме: напр., за убийство старого конюха у стада назначена вира в 80 гривен, «яко уставил Изяслав в своем конюсе, его же убил Дорогобудьцы». Другие сохранили только некоторые подробности судебного случая; так, в статьях о краже скота упоминается в одном случае о 18 ворах, в другом о 10, которые «Одину овцу украле». В пространной Правде все эти решения обобщены: там идет речь о плате за убийство конюшего, о наказании за кражу, когда было много воров. Подобные сопоставления естественно вызывают предположение, что и ряд других норм взяты составителями Правды из судебных решений, которые занесены туда уже в обобщенной форме.

- Наконец, четвертым источником было чужеземное, византийское право, которое проникло к нам вместе с принятием христианства и несомненно не только применялось в церковных судах, но влияло и на практику судов гражданских.. Статьи Правды о самовольном пользовании чужим конем, об убийcтве вора на месте преступления почти буквально заимствованы..











В помощь учащимся.

Словарь терминов по Русской правде.

ЧАСТНОЕ ПРАВО - отрасли права, регулирующие, в отличие от публичного права, имущественные и некоторые иные отношения граждан и юридических лиц. К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, торгового права и др.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ, –.1. полн. ф. Исходящий от правительства или администрации, диктуемый их законами, правилами. Официальное делопроизводство, распоряжение. Официальное опровержение. Официальное лицо (должностное). О. язык государства (используемый в законодательстве, судопроизводстве, делопроизводстве).

КОДИФИКАЦИЯ, форма систематизации законодательства, результат которой — составление нового сводного акта (напр., кодекса, устава).

ТИУН, княжеский или боярский слуга на Руси 11-17 веков, принимавший участие в управлении хозяйством. В 14-17 веках функции тиунов выходили за рамки чисто хозяйственных забот.

КАЗУИСТИКА, –1. Подведение частных случаев под общую догму как приём средневековой схоластики и богословия.

ОБЫЧНОЕ ПРАВО, совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированных государством.

ПРЕЦЕДЕНТ 1) случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.2) Прецедент судебный — решение, вынесенное судом по конкретному делу, обоснование которого считается правилом, обязательным для других судов при решении аналогичных дел.





















СУД ЯРОСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА

ПРАВДА РУССКАЯ.

Вариант задания для первой группы.

Задание 1. Ответить на поставленные вопросы.

Задание 2 . Составьте комментарий к статье

Задание 3 творческого характера. Составить кластер на тему « Группы населения и их правовое положение».

  1. О каком виде правонарушения говорится в статье 9? Зачем требуются два «видока»?

  2. Как вы считаете, являются ли близкими по значению слова «видок» и «послоух»?

  3. Сравните, какие положения объединяют статьи 1и 19?

  4. В чем особенности порядка наследования по «Русской Правде»?

  5. Опираясь на статьи, покажите действие норм обычного права?

Статья 1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или двоюродный брат, или племянник; если не будет никто мстить, то 80 гривен за убитого, если будет княжеский муж или княжеский управитель; если будет русин, или гридь, или купец, или боярский управитель, или мечник, или изгой, или словенин, то 40 гривен за убитого.

- После смерти Ярослава еще раз собрались сыновья его Изяслав, Святослав и Всеволод и их мужи Коснячко, Перенег, Никифор и заменили кровную месть денежным штрафом; а все остальное сыновья его установили, как судил Ярослав.

2. Что понимается под обидой? Какие действовали виды наказания за причинение обиды? Определите объективную сторону преступления (покушение на преступление; окончательное преступление), проанализировав данные статьи.

Статья 2. Или будеть кровав или синь надъражен, то не искати ему видока человеку тому: аще не будеть знамениа никаторого же, то ли придеть видок, аще не можеть, ту тому конец, оже ли себе не может мстити, то взятии ему за обиду 3 гривне, а летцу мъзда.

Статья 8. А во усе 12 гривне, а в бороде 12 гривне.

Статья 19. Аще убьет огнищанина в обиду, то платили за него – 80 гривен убиици, а людям не надобе, а в подъездном княжи 80 гривен.

Статья 9. Оже ли кто вынез мечь. А не тнеть, то тъи, гривну положить.

Задание 2 . Составьте комментарий к статье

1. Составьте комментарий к статье №10..

Статья 10. Аще ли ринет мужь мужа любо от себя любо к собе, 3 гривне, а видока два выведеть, или будеи варяг или колбяг, то на роту.

Аще оутнеть мечемъ, (а) не вынемъ а его, либо роукоятью, то 12 гривне за обидоу

ВИДОК, по Русской правде, свидетель-очевидец, дающий показания в судебном процессе.

Варяг, колбяг – иностранцы



Вариант задания для второй группы.

Задание 1. Ответить на поставленные вопросы.

Задание 2 . Составьте комментарий к статье

Задание 3 творческого характера. Составить кластер на тему « Группы населения и их правовое положение».

Задание 1 .

1.Какой вид преступления показан в статье №3?

2.Какой действовал вид наказания?

3. Опираясь на ниже приведенные статьи, объясните, в каком случае Вервь выплачивала штраф, при каких обстоятельствах могла отказаться от выплаты штрафа?

4. Какое действовало наказание за совершение умышленного преступления?

5. Проанализировав статьи определите, какова была основная цель наказания ?

6. Как действовали система «круговой поруки»?

Статья 3. Аже кто убиеть княжа мужа в разбои, а головника не ищуть, то виревную платити, в чьей же верви голова лежить, то 80 гривен; паки ли людин, то 40 гривенъ.

Аже ли оутнеть роукоу, и отпадеть роука, любо оусохнеть, то 40 гривенъ. Аще боудеть нога цела или начьнеть храмати, тогда чада (а) смирять.

Княж муж — княжеский слуга, дружинник, феодал. Головник — убийца.

Виревная (от слова вира) — денежная пеня в пользу князя за убийство свободного человека.

Вервь — соседская территориальная община; производное от слова «веревка», с помощью которой отмеряли участки пахотной земли в пользование членам верви.

Людин — простолюдин, простой свободный сельчанин или горожанин.

Перевод. 3. Если кто убьет княжеского мужа, как разбойник, а (члены верви) убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина платить виру (князю) в 40 гривен.

Наряду с «продажами» (см. ниже) виры были примитивной формой «налога» в пользу «публичной власти» князей. За убийство княжеских мужей назначается двойная вира.

Оже станеть без вины на разбои

Статья 5. Будеть ли сталъ на разбои безъ всякоя свады, то за разбойника люди не платять, но выдадять и всего съ женою и с детми на потокъ и на разрабление.

Разбой без свады — предумышленное убийство с захватом чужого имущества.

Поток (от поточити, заточити) — арест, ссылка.

Перевод. 5. Если кто станет на разбой без повода. Кто же стал на разбой без свады,

убил человека умышленно, по-разбойничьи, то люди за него не платят, но должны выдать его с женой и детьми на поток и на разграбление.

Люди (ср. в ст. 3 «людин») — члены верви — не отвечают материально за предумышленное убийство, но обязаны выдать убийцу с женой и детьми князю под арест с конфискацией всего имущества. Жестокость кары, распространявшейся не только на самого преступника, но и на членов его семьи, объясняется тем, что с участвовавших в разбое «людей» князь переставал получать доход.

Статья 6. Аже кто не вложиться в дикую веру, тому людье не помогають, но самъ платить.

Перевод. 6. Если кто (из членов верви) не внесет свою долю в дикую виру, тому люди не должны помогать, но он сам платит.

Другое свидетельство имущественного расслоения внутри верви: не «вкладывались» в дикую виру либо люди состоятельные, либо неимущие. Но здесь видна и кара уклоняющемуся от взноса в интересах обеспечения княжеских доходов.

Задание 2 . Составьте комментарий к статье

1. Составьте комментарий к статье № 4.

Статья 4. Которая ли вервь начнеть платити дикую веру, колико летъ заплатить ту виру, зане

Аже безъ головника имъ платити. Будеть ли головникъ ихъ въ верви, то зань к нимъ прикладываеть, того же деля имъ помагати головнику, любо си дикую веру; но оплати имъ во обчи 40 гривенъ, а головничьство самому головнику; а въ 40 гривенъ ему заплатите ис дружины свою часть. Но оже будеть убилъ или въ сваде или в пиру явлено, то тако ему платити по верви ныне, иже ся приклад ывають вирою.

Дикая вира — общая, уплачиваемая коллективно; от слов «дикий» или «дивий» в смысле «общий, никому не принадлежащий».

Свада — ссора, столкновение, драка, вражда.







Вариант задания для третьей группы.

Задание 1. Ответить на поставленные вопросы.

Задание 2 . Составьте комментарий к статье

Задание 3 творческого характера. Составить кластер на тему « Группы населения и их правовое положение».

Задание 1.

« Покон вирный» представляет собой третью часть Краткой правды, проанализируйте данную статью

1. Определите какая цель наказания?

2. Исходя из статьи №7 объясните, как действовала система кормления?

  1. Назовите имя князя установившего порядок взимания с должника процентов, на чем он был основан?

  2. О чем свидетельствуют различные размеры штрафов за убийство в статьях «Русской Правды»?

  3. Назовите формы социального протеста по «Русской Правде».

Статья. 7. А се покони вирнии были при Ярославе: вирнику взяти 7 ведеръ солоду на неделю, же овенъ, любо полоть, любо 2 ногате; а в середу куна же сырь, а в пятницю тако же; а куръ по двою ему на день; а хлебовъ 7 на неделю; а пшена 7 уборковъ, а гороху 7

уборковъ, а соли 7 голважень; то то вирнику со отро-комь; а кони 4, конемъ на ротъ сути овесъ; вирнику 8 гривенъ, а 10 кунъ перекладная, а метелнику 12 векшии, а съсадная гривна. Аже будеть вира во 80 гривенъ; то вирнику 16 гривенъ и 10 кунъ и 12 векши, а переди съсадная 1рив-на, а за голову 3 гривны.

Покон вирный — правила, устав для сборщика вир и других поборов в пользу князя.

Солод — проросшее зерно, засушенное и смолотое, для изготовления пива или кваса. Солодкий — сладкий, вкусный, В этом тексте — уже готовый напиток в ведрах.

Овен — баран.; Полоть — туша мяса, говядины или свинины.

Уборок, голважень — меры сыпучих тел: объем их не известен.

Метельник («мятельник» — от одежды в виде мантии — «мятля») — княжеский дружинник, сопровождавший вирника.

Векша — белка, беличий мех; мелкая денежная единица.

Перекладная, ссадная — деньги, уплачиваемые вирнику при въезде и выезде с территории общины

Отрок — княжеский дружинник.

Куна — денежная единица и основа денежной системы древней Руси. Название происходит от слова «куница», шкурки которой одно время служили на Руси денежной единицей.

Ногата — денежная единица, 1/20 гривны.

Перевод. 7. Таков устав вирнику князя Ярослава: вирник (находясь на территории общины) имеет право взять 7 ведер солоду на неделю, барана или тушу говядины, или (вместо них) 2 ногаты деньгами, а по средам и пятницам куну денег и сыр; кур ему брать по две на день, хлебов 7 на неделю, а пшена и гороха по 7 уборков, а соли 7 голважен — все это ему вместе с отроком; поставить ему 4 коня, а кормить их овсом (досыта); (при вире в 40 гривен) вирник берет себе 8 гривен и 10 кун перекладной (пошлины), а метельник 12 векш, при выезде гривну, а если будет взиматься вира в 80 гривен, то вирник получает 16 гривен 10 кун и 12 векш, а при выезде гривну, за каждого убитого 3 гривны.

Статья 49. Аже кто емлеть по 10 кунъ от лета на гривну, то того не отметати.

Лето — год.

Перевод. 49. Если же (ростовщик) взимает (с должника) по 10 кун за год с гривны, то это не запрещается.

Считая в гривне 50 кун = 20% годовых.

Такие проценты разрешалось брать (в отличие от «третных») без ограничения срока.

К постановлениям Владимира Мономаха и его бояр о резах относятся ст. 47-49, отменявшие правило ст. 46, которая отдавала должника в полную волю ростовщика (как договорились, так и плати). Однако законы Мономаха лишь регулировали размеры и процедуру взыскания процентов, основываясь на обычной практике взыскания весьма высоких процентов.

Задание-2. Составьте комментарий к статье

Составьте комментарий к статье № 48.

Статья 48. Володимерь Всеволодичь, по Святополце, созва дружину свою на Берестовемь: Ратибора Киевьского тысячьского, Прокопью Белогородьского тысячьского, Станислава Переяславльского тысячьского, Нажира, Мирослава, Иванка Чюдиновича Олгова мужа, и уставили до третьего реза, оже емлеть в треть куны; аже кто возметь два реза, то то ему исто; паки ли возметь три резы, то иста ему не взяти.

Берестово — княжеское село под Киевом (известно с Х в.), летняя резиденция и усыпальница киевских князей

Тысячьский (тысяцкий) — княжеский воевода, предводитель городского ополчения («тысящи»), ведавший в мирное время делами городского управления.

Аще ли перстъ оутнеть которыи (а) любо, 3 гривны за обидоу

Исто — основная сумма долга ростовщику.

Вариант задания для четвертой группы.

Задание 1. Ответить на поставленные вопросы.

Задание 2 . Составьте комментарий к статье

Задание 3 творческого характера. Составить кластер на тему « Группы населения и их правовое положение».

Задание.1

1. Проанализируйте статьи, определите правовое положение отдельных групп населения. Кто был самым бесправным субъектом права?

2. Какая действовала система наказания, на чем она основана? Выделите основные отличия.

Статья 9. О княжи муже9. Аже въ княжи отроци, или в конюсе, или в поваре, то 40 гривенъ.

Перевод. 9. За убийство княжеских отрока, конюха или повара платить 40 гривен.

Статья 10. А за тивунъ за огнищныи, и за конюший, то 80 гривенъ.

Тиун — княжеский или боярский приказчик, управитель; тиун огнищныи и домоправитель (от огнище — очаг, дом); тиун конюший — княжеский муж, управлявший табунами и конюшнями князя.

Перевод. 10. За убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гривен.

.Статья 12. А за ремественика и за ремественицю, то 12 гривенъ.

Ремесленники работают в усадьбе феодала как зависимые люди: жизнь их оценивается выше, чем цена рядовича или «смердьего холопа» (см. ст. 13), не обладающих искусством того или иного ремесла, но ниже, чем жизнь свободного Роба стоит больше, поскольку дает феодалу «приплод». Такой же «урок» за холопа 5 гривен, а за робу б гривен назначала ст. 106. 13. А за смердии холопъ 5 гривенъ, а за робу 6 гривенъ.

Смердий холоп — выполняющий в отличие от ремесленников или лиц, служивших феодалу тиунами или кормильцами (см. ст. 14), простую работу, подобно общинникам-смердам.

Роба — женщина-служанка, находившаяся в том же положении, что и мужчина-холоп.

Перевод. 13. А за смердьего холопа платить 5 гривен, а за робу 6 гривен.

Статья 14. А за кормилця 12, тако же и за корми(ли)цю, хотя си буди холопъ, хотя си роба.

Кормилец — дядька-воспитатель.

Перевод. 14. А за кормильца и кормилицу платить по 12 гривен, хотя тот холоп и та роба.

Статьи 9-14 ярко характеризуют уже сложившееся ко времени Ярослава Мудрого (первая половина XI в.) феодальное хозяйство князей и бояр с его управителями, старостами, зависимыми людьми, работающими на феодала.

Задание-2. Составьте комментарий к статье

Составьте комментарий к статье № 48.

Статья 11. А в сельскомь тивуне княже или в ратаинемь, то 12 гривенъ. А за рядовича 5 гривенъ. Тако же и за боярескъ.

Вариант задания для пятой группы.

Задание 1. Ответить на поставленные вопросы.

Задание 2 . Составьте комментарий к статье

Задание 3 творческого характера. Составить кластер на тему « Группы населения и их правовое положение».

Задание 1.

Проанализируйте статьи и объясните

1) Какая действовала система доказательств по Русской правде? Как она называлась?

2) Какие преступления по русской правде относятся к имущественным?

3) Высшей мерой наказания по Русской правде остается «поток и разгробление», назначаемое только в трех случаях. Какике это были преступления, что включало наказание за совершение данных видов преступлении?

Статья 17. Искавше ли послуха не налезуть, а истьця начнеть головою клепати, то имъ правду железо. Тако же и во всех тяжахъ, в татбе и в поклепе; оже ли не будеть лиця, то тогда дати ему железо из неволи до полу гривны золота; аже ли мне то на воду, оли то до дву гривенъ; аже мене, то роте ему ити по свое куны.

Истец — в древних законах так называли и истца (обвинителя) и ответчика; в данной статье истец как об общинника («людина»), раз ответчик.

Головою клепати — обвинять в убийстве; поклеп — обвинение по подозрению.

Татьба — воровство, тать — вор. Лицо — поличное.

Перевод. 17. Если ответчика обвиняют в убийстве, а свидетелей тяжущиеся не найдут, то подвергнуть их испытанию (раскаленным) железом. Так поступать и во всех тяжбах, в воровстве (или в другом) обвинении; если (обвинитель) не предъявит поличного, а сумма иска составляет до полугривны золотом, то подвергнуть его испытанию железом в неволю; если же сумма иска меньше, до двух гривен (серебра), то подвергнуть его испытанию водой; если же иск еще меньше, то пусть он для получения своих денег принесет клятву.

О гумне

Статья 79. Аже зажгуть гумно, то на потокъ, на грабежь домъ его, переди пагубу исплатившю, а въ проце князю поточити и; тако же, аже кто дворъ зажьжеть.

Пагуба — гибель, убыток.

Перевод. 79. Если сожгут гумно, то дом виновного отдать на поток и на грабеж, взыскав сначала убытки, а за остаток (невзысканного) князю заточить его; так поступать и с теми, кто двор подожжет.

«ПОТОК И РАЗГРАБЛЕНИЕ», в русском средневековом праве вид наказания за разбой, конокрадство и поджог.

Статья 80. А кто пакощами конь порежеть или скотину, продаже 12 гривенъ, а пагубу

Перевод, 80. А кто преднамеренно порежет коня или (другую) скотину, заплатит 12 гривен продажи и возместит убытки господину (владельцу) погубленного.

2. За истязание же огнищанина платить 12 гривен продажи и гривну (потерпевшему) за муку.

Равная плата «за муку» смерду и огнищанину (княжескому слуге) назначена потому, что имеется в виду слуга-холоп, за убийство которого взималось 12 гривен (ст. 11), в то время как за убийство тиуна огнищного или конюшего взимали двойную виру — 80 гривен (ст. 10).

господину урокъ платити.

Пакощами — здесь: с умыслом, преднамеренно.

Задание 2 . Составьте комментарий к статье

Статья 57. Аже закупъ выведеть что, то господинъ в нем; но оже кде и налезуть, то преди заплатить господинъ его конь или что будеть ино взялъ, ему холопъ обелныи; и паки ли господинъ не хотети пачнеть платити за нь, а продасть и, отдасть же переди или за конь, или за воль или за товаръ, что будеть чюжего взялъ, а прокъ ему самому взяти себе.

Выведеть — украдет.

Вариант задания для шестой группы.

Задание 1. Ответить на поставленные вопросы.

Задание 2 . Составьте комментарий к статье

Задание 3 творческого характера. Составить кластер на тему « Группы населения и их правовое положение».

«Уставъ Володимерь Всеволодича»

Задание 1. Проанализируйте статьи Русской правды объясните

  1. Кто являлся субъектом по Р. Правде?

  2. Кто выступал в роли судьи, какими правами он обладал по отношению категориям населения, который занимали ниже статус?

  3. Какая категория зависимого населения могла выступать в судебном разбирательстве в качестве истца и ответчика? С чем это было связано?

  4. Найдите статьи в «Русской Правде», отражающие углубление социальной неоднородности в Древней Руси.

Статья 52. Аже закупъ бежить от господы, то обель; идеть ли искать кунъ, а явлено ходить, или ко князю или к судиям бежить обиды деля своего господина, то про то не робять его, но дати ему правду.

Закуп — смерд, находящийся в феодальной зависимости от господина за ссуду.

Обель — полный холоп.

Робят — превращают в холопа.

Дати правду — дать суд.

Перевод. 57. Если закуп украдет что-либо, господин может поступить с ним по своей воле: либо, после того как закупа поймают, заплатит (потерпевшему) за коня, или иное (имущество), украденное закупом, и превращает его в своего холопа; либо, если господин не захочет расплачиваться за закупа, то пусть продаст его, и отдав сначала потерпевшему за украденного коня или вола или за товар, остаток берет себе.

В любом случае закуп становился холопом, так же как при побеге от господина (ст. 52).

О послушьстве

Статья 59. А послушьства на холопа не складають, но оже не будеть свободного, то по нужи сложити на боярьска тивуна, а на инех не складывати. А в мале тяже по нужи възложити на закупа.

Тяжа — тяжба.

По нужи — по нужде.

Перевод. 59. О свидетельстве (на суде). Холоп не может быть свидетелем на суде, но если не будет свободного (свидетеля), то в крайнем случае можно положиться на свидетельство боярского тиуна, но не других (холопов). А в малых тяжбах, по нужде (при отсутствии свободных свидетелей) свидетелем может быть закуп.

Речь идет о сельском или ратайном тиунах бояр и князей, поступивших к ним в холопы «без ряду» (ст. 104), жизнь которых оценивалась в 12 гривен (ст. 11). Свидетельство тиунов принималось во внимание лишь при отсутствии свободных свидетелей, потому что они занимали в хозяйстве бояр более высокое положение, чем рядовые холопы.

О смерде

Статья 71. Аже смердъ мучить смерда без княжа слова, то 3 гривны продажи, а за муку гривна кунъ.

Мука — пытка, истязание, избиение.

Перевод. 71. Если смерд подвергнет муке смерда без княжеского суда, то Заплатит 3 гривны продажи (князю) и потерпевшему за муку гривну денег.

Статья 72. Аже огнищанина мучить, то 12 гривенъ продаже, а за муку гривна

2. За истязание же огнищанина платить 12 гривен продажи и гривну (потерпевшему) за муку.

Равная плата «за муку» смерду и огнищанину (княжескому слуге) назначена потому, что имеется в виду слуга-холоп, за убийство которого взималось 12 гривен (ст. 11), в то время как за убийство тиуна огнищного или конюшего взимали двойную виру — 80 гривен (ст. 10).

Аже умреть смердъ

Задание 2 . Составьте комментарий к статье

Статья 85. Аже смердъ умреть, то задницю князю; аже будуть дщери у него дома, то даяти часть на не; аже будуть за мужем, то не даяти части им.

Задница — наследство, имущество, оставшееся после смерти человека.

Творческий отчет групп о проделанной работе.

Вопросы учителя к группам:

  • Как вы думаете, почему сборник законов назывался правдой?

  • Правомерно ли определение Русской Правды, как первого свода законов?

  • Почему кровно родственная месть сохраняется на Руси, в чем ее позитивное значение?

  • Как можно объяснить неодинаковые суммы штрафов?

  • Русская Правда сборник официальный или частный?

  • Что было важнее для определения конкретного человека (должность или имущественное положение)?

Защита кластеров

Основные этапы в составлении кластера.

Кластер - графический способ организации материала.

1. прочесть текст Русской правды, выделить в нем большие и малые смысловые единицы;

2. после обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков на листе бумаги в прямоугольных рамках записать принятые названия;

3. на основе текста вокруг каждой рамки в кружках (это «веточки» кластера) кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам);

4. попытаться установить связи между отдельными блоками и /или «веточками» кластера и соединить их стрелками;

5. после обсуждения в группе дополнить кластеры новыми «веточками» - сведениями, необходимыми для представления данной проблемы.

Вопросы учителя к группам:

Перечислите: кто входил в категорию свободного поселенца? Чем они отличаются на ваш взгляд.

Назовите группы зависимого поселения? Чем отличаются?

Какие выводы можно сделать из вышесказанного.

Задание для любознательных.



Иван Билибин. Суд во времена Русской Правды.

Задание.

  1. Какие доказательства использовались по Русской правде?

  2. Какой вид доказательства изобразил художник Билибин? Являлось ли оно объективным? (свой ответ аргументируйте)



Рефлексия «микрофон».

Почему Ярослав Мудрый создает писанный сод законов?

Подведение итогов урока. Выход на тему следующего урока.



Литература:

1. Учебник «История Отечества» А.А.Преображенский, Б.А.Рыбаков. М., 1999.

Глава 1. «Киевская Русь», параграф 5.

2. Учебное пособие «История России» М.М.Горинов, А.А.Горский.; Под ред. С.В.Леонова. М.,1995

3. Конспекты уроков для учителя истории. Методическое пособие «История

А.Г.Важенин. М., 2001

4. Тематические тесты «История Отечества с древнейших времен до XVIIIв.

Л.В.Мостяева. М., 2001.

III. Домашнее задание – подготовка творческими группами комплект заданий в слайдовой презентации «Первый русский закон».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Морякова Надежда Васильевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101481


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства