Данная публикация - разработка урока для 7 класса. На уроке предусмотрены различные виды учащихся: сообщения, беседа, работа с учебником. Цель: выяснить причины данного исторического события, рассмотреть его ход и результаты. В разработке урока выдержаны все этапы от оргмомента до закрепления материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Крестьянская война под руководством Е.Пугачева »
Автор: Татьяна Николаевна Молочек
Место работы: Средняя общеобразовательная школа №6 г. Новозыбкова Брянской области
Должность: учитель истории
Вид материала: план - конспект занятия
Название: Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачёва
Класс: 7
Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачёва
Цели урока:
- выяснить причины войны, ход событий и ее результаты
- развитие навыков аналитического мышления
- воспитание патриотических чувств, уважения к историческому прошлому
Ход урока:
Организационный момент:
У: Приветствие учителя, наблюдение учителя о готовности учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания:
У: Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Что такое просвещенный абсолютизм?
Почему Екатерина II его придерживалась?
У: Какие мероприятия в этом духе провела Екатерина II?
У: Почему годы правления Екатерины II называют «золотым веком русского дворянства»?
Подготовка к восприятию:
Ребята, мы с вами на прошлом уроке говорили, что политикой Екатерины II были недовольны крестьяне. Вспомните, почему они были недовольны?
У-к: Потому что находились полностью во власти помещиков. А помещики могли делать с крестьянами все что хотели (сослать, убить, наказать).
У: Верно, все это подготовило почву для восстания. Запишите тему сегодняшнего урока.
Объяснение нового материала:
У: Начнем мы с выяснения причин крестьянской войны, мы уже затронули первую причину, обозначим в тетрадях
Записывают:
1.Произвол помещиков
У: Помещики превращали свои имения в настоящие плантации, крестьяне работали на них лишь за пропитание. Как их держали в страхе? С помощью штрафов, розог, цепей, службы в армии.
2. Политика государства в отношении крестьян
У: И от государства не стоило ждать помощи, они платили повинности и государству, с крестьян требовали подати и забирали их в солдаты.
3.Тяжелый труд на мануфактурах.
У: Мы с вами помним, что были и приписные крестьяне, которых вместе с семьями приписывали к какому-нибудь заводу, фабрике, мануфактуре. У них не было времени помогать семье по дому, по хозяйству, потому что они трудились месяцами на фабриках и заводах.
Все это вызывало непрерывные волнения в различных частях страны.
В 1765 году по стране объявилось множество самозванцев, в основном они были из беглых солдат. Большинство из них назывались именем Петра III, почему?
У-к: Потому, что не знали, как Пётр III умер, где и умер ли вообще.
У: А каких самозванцев вы знаете?
У-к: Лжедмитрий I, Лжедмитрий II.
У: Вскоре появился такой человек, который смог объединить всех недовольных и превратить стихийные выступления в настоящую войну против правительства и дворян. Это был Емельян Пугачёв.
Послушайте небольшой отрывок о том, кто же такой Емельян Пугачёв
У-к: Пугачев, как и все самозванцы, не был оригинальным. Он появился в г. Яик, тоже бежал из рядов армии и так же назвался именем Петра III. На самом деле, он уже несколько раз побывал под арестом и всякий раз спасался бегством. Для привлечения людей на свою сторону, Пугачев раздавал «прелестные грамоты», в которых он обещал казакам свободу, остальным землю, освобождение от податей, от рекрутских наборов. Естественно, что людям нравилось то, что им говорил Пугачёв и они шли за ним. Вскоре к яицким казакам примкнули крестьяне, рабочие, татары, башкиры, калмыки. Все они в Пугачёве видели освободителя. Они верили, если он придет к власти, то жить станет лучше.
У: Верно, заручившись поддержкой крестьян и казаков, Пугачев встал во главе крестьянской войны. Вся война делится на три этапа. Сейчас мы с вами будем работать с учебником и все важные события хода войны запишем в тетрадь.
У-к: В первом этапе войны важные даты:
17 сентября 1773 года открыл казакам тайну своего имени
5 октября 1773 года осадил Оренбург
22 марта 1774 года под Татищевой крепостью сражение правительственных войск Бибикова и восставших. Итог: неудача Пугачёва при осаде Оренбурга и под Татищевой крепостью.
У-к: Второй этап войны (апрель-июнь1774 года)
Увеличение численности повстанцев.
Июль 1774 года Пугачёв взял окраины г. Казань. Кремль взять не удалось.
Итог: Пугачёв решает идти на Москву.
У-к: В третьем этапе:
31 июля 1774 года Манифест, в котором Пугачёв освобождал крестьян от крепостной зависимости и налогов. Занял ряд важных городов, потом их оставил.
12 сентября 1774 года схвачен и выдан правительству казаками.
Итог: Поражение Пугачёва, предательство казаков. Но восстание удалось подавить лишь через год.
У: Ребята, запишем итоги войны
Пугачева отправили в Москву, там его приговорили к четвертованию.
10 января 1775 года Пугачёва и его соратников казнили на болотной площади. Кого-то били кнутом, кого-то сослали на каторгу. Без суда и следствия были казнены тысячи участников восстания.
Подведение итогов:
У: Ребята, узнали ли вы что-либо новое на сегодняшнем уроке?
Скажите, кто для вас Пугачёв: самозванец или герой?
Почему восстание Пугачёва было подавлено?
Домашнее задание: §25, выписать значение Крестьянской войны.
Подведение итогов и выставление оценок более активным ученикам.