Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока "Дней Александровых прекрасное начало"»
Тема урока: «Дней Александровых прекрасное начало», 8 класс
(для изучения темы отводится 2 учебных часа – 1 урок: работа в группах; 2 урок : представление (презентация) работы групп.
Цель:
Воспитательная – создать условия для осознания ценности либеральных реформ для развития страны.
Развивающая –
Познавательная: создать условия для усвоения характерных черт внутренней политики Александра I, основных понятий и событий, осознание значимости преобразовательной деятельности для русского народа, обоснования оценки деятельности российских реформаторов начала XIX века.
Регулятивная: создать условия для планирования деятельности группы.
Коммуникативная: формирование навыков коммуникативной культуры.
Обучающая – создать условия для развития способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления начала XIX века в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности.
Задачи:
Организовать работу в группах
Развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения проблем.
Сформировать понятийный аппарат по теме «Дней Александровых прекрасное начало».
Способствовать усвоению внутриполитической деятельности Александра I и ее результатов.
Ход урока
Этапы урока
Виды учебной
деятельности учащихся
Формируемые УУД
1.Актуализация знаний и
постановка проблемы
- Формируют группы;
- Составляют кластер « Российская
империя на рубеже веков»;
- Участвуют в постановке познава-
тельной задачи;
Познавательные
- Определяют информацию, необходимую для постановки познавательной задачи
Регулятивные
- Распределяют обязанности и планируют деятельность в группе в соответствии с отведенным временем.
Коммуникативные
- Высказывают собственное мнение,
участвуя в коллективном обсуждении.
Личностные
- Толерантно относятся к мнению других.
Изучение нового материала
1 группа:
Работает с документом (Биография наследника престола Александра Павловича), составляет психологический портрет императора.
2 группа:
Используя дополнительные материалы, готовят характеристику деятельности членов «Негласного комитета» .
3 группа:
Изучает информацию о М.М. Сперанском (готовят справку о проекте).
4 группа:
На основе текста учебника классифицирует реформы по сферам общественной жизни
5 группа:
Изучив отрывок из манифеста об образовании Государственного совета, вносят изменения в структуру государственного устройства России и составляют схему.
Познавательные
- Определяют информацию,
необходимую для решения
проблемных заданий.
- Анализируют предложенные
источники, свободно ориентируясь
среди текстов
Коммуникативные
- Умеют слушать и слышать друг друга
в группе.
- Высказывают собственное мнение,
участвуя в коллективном обсуждении.
- Точно и полно представляют
полученные выводы в форме тезисов.
Регулятивные
- Распределяют обязанности и
планируют деятельность в группе в
соответствии с отведенным
временем.
Личностные
- Толерантно относятся к мнению других.
Первичное осмысление и закрепление
Группы готовят и фиксируют на доске тезисы (резюме, понятийный аппарат, кластер, схемы)
Коммуникативные
- Точно и полно представляют
полученные выводы в форме
тезисов.
Итоги урока. Рефлексия
Отвечают на вопросы:
- что я знал?
- что нового узнал?
Самооценка работы в группах.
Регулятивные
- Оценивают результаты своей работы,
работы всей группы.
Домашнее задание
Подготовить презентацию итогов работы в своей группе.
Планируемые результаты:
Личностные
Формируется гражданская позиция и чувство патриотизма через осознание необходимости проведения либеральных реформ в начале XIX века для дальнейшего развития России.
Формируется гуманное и толерантное отношение через оценку личности Александра I и его деятельности.
Метапредметные
Познавательные:
- Осуществляют информационный анализ, извлекая необходимую информацию
для решения поставленных задач
Проектируют дальнейшее развитие России.
Коммуникативные:
Вырабатывают общую позицию в процессе дискуссии «Отстает Россия в
своем развитии от ведущих стран Европы?»
- Грамотно и логично высказывают мнение, вступают в диалог.
- Толерантно относятся к мнению других.
Регулятивные:
- Участвуют в определении цели урока совместно с учителем,
- Планируют деятельность в соответствии с предложенным алгоритмом, работая в
группе,
- Оценивают и корректируют результаты своей работы
Предметные
Базовый уровень
Учащиеся:
- Знают и правильно называют годы царствования Александра I
- Дают характеристику личности императора, рассказывают о М.М. Сперанском.
- Называют характерные черты внутренней политики Александра I в начале XIX века.
- Перечисляют основные направления первых преобразований Александра I,
называют их последствия и результаты.
- Знают и правильно объясняют понятия темы:
Негласный комитет, министерство, принцип разделения властей,
Государственный совет, либеральные проекты, вольные хлебопашцы.
- Умеют работать с источниками.
- Умеют составлять схемы «Центральные органы власти в начале XIX века»,
«Реформа высших органов власти».
Повышенный уровень
Учащиеся:
- Объясняют либеральную политику Александра I и проводимые им реформы.
- Классифицируют реформы по сферам общественной жизни.
- Сравнивают структуру власти в России до и после реформ Александра I.
- Анализируют предложенные источники (Отрывок из указа о вольных
хлебопашцах, отрывок из манифеста об образовании Государственного совета)
Высокий уровень
Учащиеся:
- Прогнозируют дальнейшее развитие России при Александре
Приложение №1
Задание для группы №1.
Составьте психологический портрет Александра I на основе предложенного материала:
Внимательно прочитайте текст.
Найдите в тексте положительные и отрицательные черты характера императора.
Приведите примеры из источника оценки личности Александра I современниками и историками.
Представьте психологический портрет в виде тезисов.
Биография наследника престола Александра Павловича
Император всероссийский, старший сын Павла I от второго брака с Марией Федоровной, родился 12.12 1777г. в Санкт-Петербурге.
Личность Александра I всегда была загадкой для современников. «Сфинкс, не разгаданный до гроба», писал о Нем П.А. Вяземский. А. И. Герцен называл Александра «коронованным Гамлетом, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца». Разноречивые оценки личности Александра I представлены и в многочисленных его биографиях.
Александр был любимым внуком Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием. Ею были приглашены лучшие преподаватели и в их числе выписанный из Швейцарии Ф.Ц. Лагарп – высокообразованный, приверженец идей просвещения и республиканец по взглядам. В должности «главного воспитателя» он состоял при Александре 11 лет. Знакомя своего воспитанника с понятием о «естественном» равенстве людей, беседуя с ним о преимуществе республиканской формы правления, о политической и гражданской свободе, о «всеобщем благе», к которому должен стремиться правитель, Лагарп тщательно обходил реалии крепостной России. Главным образом он занимался нравственным воспитанием своего ученика. Впоследствии Александр I говорил, что всем, что у него есть хорошего, он обязан Лагарпу.
Но более действенной школой воспитания будущего императора явились те условия и атмосфера, которые окружали его с самого раннего детства, - враждующие между собой «большой двор» Екатерины II в Петербурге и «малый двор» отца Павла Петровича в Гатчине. Необходимость лавировать между ними приучала Александра, по меткому выражению В.О. Ключевского, «жить на два ума, держать две парадные физиономии», развила в нем скрытность, недоверчивость к людям и осторожность. Обладая незаурядным умом, изысканными манерами и, по отзывам современников, «врожденным даром любезности», он отличался виртуозной способностью расположить к себе людей различных взглядов и убеждений, ловко пользоваться людскими слабостями. Он умел играть «в откровенность» как надежное средство управлять людьми и подчинять их своей воле. «Сущий прельститель», - говорил о нем Сперанский. Наполеон, уже будучи на о. Святой Елены, так отзывался об Александре: «Царь умен, изящен, образован; он легко может очаровать, но этого надо опасаться; он неискренен; это настоящий византиец времен упадка Империи… он может далеко пойти. Если я умру здесь, он станет моим настоящим наследником в Европе». Современники отмечали и такие черты характера Александра, как упрямство, подозрительность, большое самолюбие и стремление «искать популярности по любому поводу», а исследователи его биографии усматривали в нем «странное смешение философских поветрий XVIII в. с принципами прирожденного самовластия».
(История России XIX-XX вв. М., 1998, с. 28-29;
Озерский В.В. Правители России. История в портретах. Ростов н/Д, 2004, с. 197-203).
Критерии оценивания:
Называют 4 положительные и 4 отрицательных черты характера
императора
Приводят 5 разноречивых оценок личности Александра I
Представляют психологический портрет в виде тезисов (не менее 5)
Используя дополнительные материалы, составьте характеристику деятельности членов «Негласного комитета»
Внимательно прочитайте текст,
Найдите в тексте информацию о деятельности членов «Негласного комитета»
Охарактеризуйте деятельность членов Негласного комитета.
В виде тезисов представьте результаты своей работы
(тезис – краткое изложение полученной информации)
. «О Негласном комитете»
Еще в середине 90-х годов XVIII в. вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. Это были, во-первых, В.П. Кочубей-племянник екатерининского канцлера А.А. Безбородко, во-вторых, князь А.А. Чарторыйский – богатый польский вельможа на русской службе, затем П.А. Строганов – сын одного из самых богатых и знатных людей того времени и, наконец, Н.Н. Новосильцев – двоюродный брат Строганова. В этом кружке «молодых людей» обсуждались пороки павловского царствования и строились планы на будущее об отмене «рабства крестьян», о предпочтительности республиканского правления.
Узкий кружок близких друзей Александр I назвал Негласным комитетом, представители высшей знати окрестили его «якобинской шайкой». С воцарением Александра I члены Негласного комитета по-прежнему рассуждали о необходимости преобразований государственного аппарата, облегчения участи крепостных крестьян, издания «Жалованной грамоты народу» (нечто вроде конституции), однако исходили из основ незыблемости абсолютизма. Заседания Негласного комитета начались с июня 1801 г. и регулярно проходили вплоть до мая 1802 г.
Негласный комитет сыграл огромную роль в первых либеральных преобразованиях Александра (1801-1804).
В этот период были совместно с Негласным комитетом проведены следующие реформы: восстановление в полном объеме Жалованной грамоты дворянству, 1801г – указ императора, разрешавший покупать незаселенные земли недворянам, указ о «вольных хлебопашцах» (1803), дававший помещика право отпускать на волю крестьян с землей за выкуп. К этому же времени относятся меры по распространению просвещения (1802-1806). Из реформ, касающихся упорядочения центральных органов власти, следует отметить указ об учреждении министерств (1802), которые получили единую структуру и строились на принципе единоначалия.
При непосредственном участии членов Негласного комитета были также осуществлены: объявлена амнистия 12 тыс. человек, пострадавшим при Павле; вновь открыты границы, разрешено свободно ввозить западноевропейские книги и товары.
После охлаждения царя к членам Негласного комитета (1807) на реформаторскую арену входит М.М. Сперанский.
Критерии оценивания:
- отмечают и выделяют 4 цели деятельности членов Негласного комитета, проведенные ими 5мероприятий, результаты их деятельности,
- представляют результаты своей работы в виде тезисов
0 ошибок - оценка «5»
1 ошибка - оценка «4»
2 ошибки - оценка «3»
более 3 ошибок - оценка «2»
Приложение №3
Задание для группы №3
Используя информацию о М.М. Сперанском подготовьте справку о его проекте.
Внимательно прочитайте текст,
Найдите в тексте информацию о проекте М.М. Сперанском
Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России:
А) какие сословия должны были быть созданы по его проекту
Б) какие права получили бы эти сословия
В виде тезисов представьте результаты своей работы
(тезис – краткое изложение полученной информации)
«Светило российской бюрократии М.М. Сперанский»
В 1807 на арену политической жизни страны выдвинулся Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839). Выходец из семьи бедного сельского священника Владимирской губернии, Сперанский благодаря своему выдающемуся уму, энциклопедической эрудиции, энергии и необычайно работоспособности, быстро сделал блестящую служебную карьеру. Службу он начал еще при Павле I в должности начальника канцелярии генерал-прокурора А.Б. Куракина. В 1803 г. Сперанский уже директор одного из департаментов Министерства внутренних дел, которым управлял тогда В.П. Кочубей.
Поворот в дальнейшей судьбе Сперанского произошел в связи со следующим событием. В конце 1806 г. Кочубей, будучи больным, вместо себя с докладом по министерству послал к императору Сперанского. Доклад произвел самое благоприятное впечатление на Александра I, который был изумлен его ясностью и изяществом стиля, а после беседы со Сперанским сразу оценил его незаурядный ум. Сначала Александр приблизил к себе Сперанского как «делового секретаря», а затем сделал его свои ближайшим помощником – стал давать ему и более важные поручения, брать с собой в частые поездки.
1808-1811 гг. – время могущества и славы Сперанского, который в это время был фактически вторым, после императора, лицом в государстве, вершителем внутренней политики и автором многих задуманных или проведенных преобразований. Он назначается членом Комиссии для составления законов, товарищем министра юстиции, входит в состав многочисленных комитетов, учреждавшихся по разным вопросам. Все современники Сперанского единодушно свидетельствуют, что никто не мог, как он, с таким блеском и строгой логикой написать доклад или проект, оформить текст закона.
Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 году в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он предлагал осторожно создать в стране конституционную монархию. Лишь только в 1807 г. Александр поручил Сперанскому составить проект преобразований, который был готов к октябрю 1809 г.
В своем проекте реформатор разделял власть на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Причем, в данном случае, необходимо было создать новый орган власти – Государственную думы, которая бы занималась изданием законов. Исполнение оставалось за министерствами, а судебные дела отдавались Сенату. Также при императоре должен был появиться новый совещательный орган – Государственный совет.
В социальной структуре общества упор делался на сословное деление: 1)дворянство; 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие).
В проекте обсуждались и права:
- политические: только у первых двух;
- третье сословие получало общие гражданские права;
- избирательное право у лиц, владеющих движимым и недвижимым имуществом.
Выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми.
Александр I одобрил проект Сперанского, но решил первоначально дать ход «безобидной» части реформы (создал Государственный совет).
В 1811 г. Сперанский подготовил проект «Уложения Правительствующего сената», в положениях которого говорилось о делении функций Сената.
Этот проект не был осуществлен.
Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство.
Проведенные в 1810-1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали бурю негодования среди высших слоев общества. Александр был вынужден прекратить осуществление реформ. Сперанский был отправлен в отставку, в марте 1812 г. выслан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.
Критерии оценивания:
- выделяют 3 главные идеи в проекте М.М. Сперанского,
- выделяют 2 группы сословий по проекту М.М.Сперанского,
- называют права сословий по проекту
- представляют результаты своей работы в виде тезисов
0 ошибок - оценка «5»
1 ошибка - оценка «4»
2 ошибки - оценка «3»
более 3 ошибок - оценка «2»
Приложение №4
Задание для группы №4
На основе текста учебника классифицируйте либеральные реформы Александра I по сферам общественной жизни
Внимательно прочитайте текст учебника,
Найдите в тексте проводимые Александром I реформы (дата, название,
содержание)
Распределите реформы по сферам общественной жизни
В виде таблицы представьте результаты своей работы
Критерии оценивания:
- называют реформы проводимые Александром I (дата, название, содержание),
- распределяют реформы по сферам общественной жизни
- представляют результаты своей работы в виде таблицы
0 ошибок - оценка «5»
1 ошибка - оценка «4»
2 ошибки - оценка «3»
более 3 ошибок - оценка «2»
Приложение №5
Задание для группы №5
1.Изучите отрывки из манифеста о создании министерств, манифеста об образовании Государственного совета,
2. Обратитесь к схеме «Центральные органы власти в начале ХIХ века»
3. Внесите изменения в структуру государственного устройства России
4. Представьте результаты своей работы в виде схемы.
Из Манифеста об образовании Государственного совета (1810 г.)
« … Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах:
I. В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти.
II. По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению.
III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти.
IV. Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых…».
Из Манифеста об учреждении министерств (1802 г.)
I.Управление Государственных дел разделяется на 8 отделений, из коих, каждое, заключая в себе все части, по существу своему к нему принадлежащие, составляет особое Министерство и находится под непосредственным управлением Министра, коего Мы назначаем ныне, или впредь назначить заблагорассудим.
Отделения сии суть следующие: 1. Военных Сухопутных, 2. Морских Сил,
3. Иностранных Дел, по которым дела производятся в первых Государственных Коллегиях. 4. Отделение Юстиции, 5. Внутренних Дел, 6. Финансов, 7. Коммерции и 8. Народного Просвещения…
IX. Всякий Министр должен иметь непрерывное сношение со всеми местами под управлением его состоящими, и быть сведущ во всех делах, которые в них производятся. По сему каждое место обязано посылать к своему Министру еженедельные мемории о всех текущих делах, о делах же затруднительных, или скорого решения требующих особенные представления.
Министр, сообразив всякое дело с пользою и выгодами всех частей ему вверенных, если найдет за нужное, делает свои замечания, а на представления дает решительные ответы, и как сии последние, так и первые сообщает предложениями. Если места сии не согласны будут с замечаниями Министра на их мемории, то представляют ему о том свои рассуждения. Но когда невзирая на вторичное их представление, Министр настоять будет, чтоб исполнено было по его замечаниям; тогда записывается мнение присутствующих в журнале, и чинится исполнение…
ХII. Каждый из Министров в конце года должен подавать Нам через Правительствующий Сенат письменный отчет в управлении всех вверенных ему частей, исключая из них дела особенной тайне подлежащие. Отчет сей должен изображен быть так, чтобы можно было в нем видеть, какое употребление сделано из денег, отпущенных на годичное сих частей содержание, какие успехи каждая из них имела, в каком положении все оне находятся и чего в будущие времена от них ожидать можно.
ХШ. Правительствующий Сенат, исследовав сей отчет в присутствии самого Министра, требует от него, когда нужда в том настоять будет, объяснений, сравнивает его показания с рапортами, прямо от мест Правительствующему Сенату в течение того года доставленными, рассматривает все указы, по части его отделения в том году Нами изданные, равно и доклады Нами конфирмованные, и сим Министром Правительствующему Сенату объявленные; и наконец по учинении всех сих соображений, входит к Нам докладом и представляет означенный отчет Министра вместе со мнением своим о управлении и состоянии дел ему порученных.
XV. Все Министры суть Члены Совета и присутствуют в Сенате. Совет не иначе приступает к рассмотрению дел, как в присутствии по меньшей мере 5 Министров, в числе которых должен находиться и Министр, по части коего дело будет трактовано. Дела обыкновенные трактуются в Комитете, составлен ном единственно из них; для других же особенную важность в себе содержащих, прочие Члены Совета будут собираться один раз в неделю.
Полное собрание законов Российской империи. т. XXVII, № 20406.
Критерии оценивания:
- выделяют учреждения государственной структуры власти,
- вносят изменения в структуру государственного устройства России
- представляют результаты своей работы в виде схемы.
0 ошибок - оценка «5»
1 ошибка - оценка «4»
2 ошибки - оценка «3»
более 3 ошибок - оценка «2»
Приложение №6
Задание. Контрольный тест .
В каком году император Александр I взошёл на престол?
а) в 1800г б) в 1801г в) в 1802г г) в 1803г
Указ Александра I,по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с землёй за выкуп, был опубликован
а) в 1801г б) в 1803г в) в 1804г г) в 1809г
Высший судебный орган Российской империи
а) Святейший Синод б) Правительствующий Сенат в) Комитет министров г) Кабинет министров
Какое из названных событий произошло в 1802 году?
а) открыт университет в Петербурге б) начата губернская реформа
в) учреждены министерства
г) издан указ об отмене крепостного права в Прибалтике.
Прочтите отрывок из труда В.О.Ключевского и укажите имя государственного деятеля, о котором идёт речь.
«Уже при Павле он получил известность в петербургском чиновном мире. По воцарении Александра он был переведён в Непременный совет…Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 года, были редактированы
[….] как управляющим департаментом министерства внутренних дел»
6.Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и их деятельностью. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Исторические личности Деятельность
а) В.П.Кочубей 1) историк, идеолог консерватизма
б) Н.М.Карамзин 2) член Негласного комитета, министр внутренних дел
в) М.Сперанский 3) член Негласного комитета , министр иностранных дел
г) А.Чарторыйский 4) автор проекта «Введение к уложению госуд. законов»
А
Б
В
Г
7.Для экономической политики Александра I в 1801-1812г было характерно
а) выделение государственных средств на строительство мануфактур
б) сокращение расходов на армию
в) поощрение вывоза товаров из России
г) разработка мер, позволивших ограничить крепостное право
8.реформа народного просвещения была начата по указу Александра I
а) в 1801г б) в 1803г в) в 1805г г) в 1815г
9.Воспитатель Александра I,прививший юному наследнику либеральные взгляды
а) П.Пален б) И.Шувалов в) Н.Панин г) Ф. Лагарп
10.В Священный союз в 1815 году вошли
а) Франция, Россия, Англия б) Россия, Пруссия, Австрия
в) Россия, Турция, Англия г) Россия, Австрия, Италия
Критерии оценивания:
При выполнении контрольного теста используется гибкая система оценивания, при которой ученик имеет право на ошибку:
80-100% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;