Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Советские «исправительно-трудовые» концентрационные лагеря на территории Казахстана"»
Предмет: История Казахстана
Класс: 9а- 07.12.2015
Тема урока:Советские «исправительно-трудовые» концентрационные лагеря на территории Казахстана
Задачи: 1 Сформировать знания о советских «исправительно-трудовые» концентрационные лагеря на территории Казахстана
2. Продолжить формирование умений и навыков работы с текстом учебника, навыков анализа исторических документов и работы с историческими картами.
3. Воспитывать уважение к истории своей страны, неприятие силовых методов решения проблем.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: интерактивная доска, учебник, раздаточный материал
Ход урока
1.Мотивационно-целевой этап
Орг.момент . Приветствие. Проверка готовности к уроку
Проверка домашнего задания+ подготовка к ВОУД – фронтальный опрос
1. Период массовых сталинских репрессий:
г) 1937–1938 гг.
2. Основатель казахской лингвистики, дважды репрессированный ученый:
а) А. Байтурсынов.
3. Основатель казахской исторической школы, репрессированный в 1930-е гг.?
б) С. Асфендиаров.
4. Сколько казахстанцев прошли через ГУЛАГ (исправительно-трудовые лагеря)?
б) 101000 чел.
5. Сколько невинно осужденных казахстанцев было расстреляно в годы массовых репрессий?
г) Более 27000 чел.
6. Назовите управляющего Текелийского рудоуправления, подвергшегося политике репрессий:
г) У. Жандосов.
7. В годы массового террора репрессиям подверглись посланцы ЦК ВКП (б) в Казахстане:
б) Л. Мирзоян и К. Рафальский.
8. Каким органом НКВД приговоры выносились без суда?
б) Тройками ОГПУ.
9. В какую область были завезены 70 тыс. человек «раскулаченных» со всего Поволжья?
в) Карагандинскую.
10. Какой документ был принят ЦК КП (б) К 19 ноября 1937 г.?
д) Решение «О дополнительном увеличении количества репрессируемых».
Учитель: Тема урока «Советские «исправительно-трудовые» концентрационные лагеря на территории Казахстана»
Просмотр ЦОР № 281.
Целеполагание – Какие вопросы мы с вами должны рассмотреть по данной теме.
II Операционный этап
Словарная работа устно вспомнить значение слова ГУЛАГ
2. Лекция: Территория Казахстана превратилась в огромный лагерь, в республике были созданы лагеря: Дальный, Степной, Песчаный, Камышлаг, Актюбинский, Жезказганлаг, Петропавловский, спецлагерь Кингир, Усть-Каменогорский. Крупнейшим из них был Карлаг - Карагандинский лагерь особого режима. Он был создан 13 мая 1930 года постановлением СНК СССР. В 1937 -1938 годах здесь содержалось 43 тысяч заключенных. В системе Карлага были 292 производительные лагерные точки, 26 самостоятельных отделений. С 1931 года по 1960 год в Карлаге побывало около 1 млн. человек. Специально для жен “изменников родины” образовали Степной, Акмолинский лагерь (“АЛЖИР”). Здесь находились невинные люди, заключенные на огромные сроки ОГПУ И НКВД не щадили ни женщин, ни детей. Только в одном АЛЖИРе отбывали заключение жена и дочь Т. Рыскулова, жёны С. Сейфуллина, Т. Жургенова, С. Кожанова и многих других деятелей, независимо от национальной и государственной принадлежности. В 1929 году было образовано Главное управление трудовых лагерей и трудовых поселений – ГУЛАГ. В 1940 году системе ГУЛАГа имелось 53 лагеря, а в 1954 году – 64. В 1930 году в лагерях содержалось заключенных 179 тыс., в 1940 году уже 1344408, а в 1953 году 1727970 человек.
Через ГУЛАГ прошли 101 тысяча казахстанцев, более 27 тысяч были расстреляны.Так тоталитарный социализм обрек страну на трагедию. В настоящее время в республике реабилитировано около 90 тыс. человек.
3. Работа в группах с раздаточным материалом
1 группа – Карлаг
2 группа – АЛЖИР
3 группа - Степлаг
Выступление представителя от групп
III. Контрольно-оценочный этап
Рефлексия
Домашнее задание. Подготовить сообщение по теме «Концентрационные лагеря» Учить тесты