kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Самодержавие играло в 18 веке положительную роль в развитии России" (дебаты)

Нажмите, чтобы узнать подробности

МАСТЕР-КЛАСС В 10А КЛАССЕ. ДЕБАТЫ «САМОДЕРЖАВИЕ В 18 ВЕКЕ ИГРАЛО ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РОССИИ»

Цели:

- закрепление, актуализация знаний учащихся по истории 18 века;

- формирование критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации;

- формирование культуры спора, терпимости (толерантности), признание множественности подходов к решению проблемы;

- развитие способностей, умений и личностных качеств учащихся, коммуникативных навыков в ходе организации совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых, активного включения самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Самодержавие играло в 18 веке положительную роль в развитии России" (дебаты)»

МАСТЕР-КЛАСС В 10А КЛАССЕ. ДЕБАТЫ «САМОДЕРЖАВИЕ В 18 ВЕКЕ ИГРАЛО ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РОССИИ»

Цели:

- закрепление, актуализация знаний учащихся по истории 18 века;

- формирование критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации;

- формирование культуры спора, терпимости (толерантности), признание множественности подходов к решению проблемы;

- развитие способностей, умений и личностных качеств учащихся, коммуникативных навыков в ходе организации совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых, активного включения самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность.

1. Учитель о дебатах:

Дебаты на уроках истории можно разделить на несколько видов: проблемные , экспресс-дебаты по мини-проблемам, дебаты как форма работы с документами, дебаты как форма подведения итогов самостоятельной работы учащихся по какой-либо проблеме, дебаты как средство формализации дискуссии, в форме дебатов могут быть организованы повторительно-обобщающие уроки.

Фактически данный урок – это урок обобщения в форме дебатов. Класс закончил изучение истории России в 18 веке. Учащиеся получили неделю назад формулировку дебатов, чтобы у них был определённый запас знаний для живого делового диалога. Учащиеся разделились на 2 группы самостоятельно (утверждающая команда и отрицающая). В каждой группе по 10 человек. 2 эксперта. В каждой команде по 6 спикеров, чья задача – сформулировать тезис и подтвердить его соответствующими аргументами. На выступление каждого спикера отводится – 2минуты. В том случае, если у спикеров возникают затруднения с аргументами, остальные члены команды выступают в качестве «группы поддержки». На данном уроке используется классическая форма дебатов. Команды и эксперты могут задавать друг другу вопросы, вносить уточнения.

2. Ход дебатов:

2.1. Учитель : 18 век – это эпоха Петра 1, дворцовых переворотов. Чтобы не утонуть в море информации предлагаю сосредоточиться в ходе дебатов на царствовании Петра 1, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины 2. Хотелось бы, чтобы вы проанализировали положительные и отрицательные моменты их царствования в экономической сфере, политической, социальной и культурной.

2.2. Правление Петра 1:

- Тезис 1- Внешняя политика Петра 1 была успешной.

- Тезис 2 – Пётр 1 создал мощную экономическую базу.

- Тезис 3 – Пётр 1 создал сильное европейское государство.

- Тезис 4 – Преобразования в культуре и быту – европеизация Руси.

2.3. Правление Анны Иоанновны, тезис – В период правления Анны Иоанновны проводилась антинациональная политика.

2.4. Елизавета Петровна: «государство должно быть возобновлено на том же фундаменте, как оное было при жизни Петра 1».

2.5. Правление Екатерины 2:

- Тезис 1 – Идеи Просвещения использовались для укрепления абсолютизма в России.

- Тезис 2 – Екатерина 2 превратила Россию в великую державу.

3. Заключительное слово учителя: В 18 веке у России были в отличие от абсолютной монархии и другие варианты развития. Правление Анны Иоанновны, если бы соблюдались кондиции, могло стать ограниченной монархией. Идеи Века Просвещения, если бы они хоть в какой-то мере были осуществлены, могли бы положить конец самодержавию и крепостному праву, создать государство, основанное на действии твёрдых и непреложных законов, обеспечивающих благоденствие граждан. Но в истории нет сослагательного наклонения и пойти по этому пути Россия не могла. Самодержавие было сильно, опиралось в проведении своей политики на армию и чиновничье-бюрократический аппарат. Дворянство в основной своей массе поддерживало самодержавный строй, видя в нём гаранта обеспечения своих прав и привилегий. Поэтому самодержавный строй России продолжал господствовать ещё долгие, долгие годы.

Общественное движение против самодержавия в стране отсутствовало. Общественные силы, как правило, были слабы и разрознены, а потому модернизация, движение по пути прогресса происходило в России за счёт изменения правительственной политики, а не в результате общественной борьбы.

4. Рефлексия:

- Вам нравится участвовать в дебатах? (да, нет)

- Что особенно вам нравится в дебатах?:

А) возможность критически оценить изученный материал;

Б) возможность привести свои знания в систему;

В) возможность проявить себя как личность;

Г) возможность выработать в себе толерантность, навыки совместной работы в группе.

Приложение 1. Правление Петра 1.

Тезис 1 – Внешняя политика Петра 1 была успешной.

Материалы для утверждающей команды:

- завоевание Россией выхода в Балтийское море в ходе Северной войны; провозглашение России империей;

- 1722-1723 гг. – Персидский поход – Россия овладела юго-западным и южным побережьем Каспийского моря, при этом Россия обязывалась защищать целостность Персии;

- создание сильной армии (сплочённость, взаимная выручка) и флота, военные реформы;

Вступая в армию, солдат переставал быть крепостным, Он мог выслужиться в эпоху постоянных войн в унтер- и даже обер-офицеры, за отличную службу солдаты переводились в гвардию, получали медали за сражения. За отличия по службе их жаловали «по рублю» с чаркой вина. Солдат становился «государевым человеком».

- включение России в большую европейскую политику, ускорение научно-технического прогресса и культурных контактов.

Материалы для отрицающей команды:

- реформы и военные расходы тяжело сказывались на развитии деревни и особенно города. На горожан и крестьян, в дополнение к прежним, обрушились новые денежные и натуральные повинности: «запросные», «драгунские», «корабельные», на строительство Петербурга. Специалисты-прибыльщики придумывали, что бы ещё обложить налогом (бани, дубовые гробы и т.д.) Крестьяне обязаны были возить казённые грузы, работать в счёт податей на дарственных заводах, строить новую столицу, каналы и крепости.

- при Петре 1 в армию ушли около 400 тысяч рекрутов, т.е. каждый десятый-двенадцатый мужик; 200 тысяч из них погибли в сражениях или от болезней, были ранены, искалечены, пополнили ряды бродяг и нищих. Оставшимся дома предстояло содержать войска: у солдат и офицеров не было казарм, и они жили на постое в частных домах; хозяева должны были обеспечивать гостей помещением и дровами.

Тезис 2. Пётр 1 создал мощную экономическую базу.

Утверждающая команда:

- в первой четверти 18 века произошёл резкий скачок в развитии мануфактурного производства. К 1725 году количество мануфактур увеличилось с 20-30 до 200; появились новые производства: табачное, полотняное, шёлкоткацкое, хлопчатобумажное, писчебумажное. Окрепли уральские металлургические заводы: объём их продукции вырос в 5 раз и выдвинул Россию на 3 место в мире. Выплавка чугуна в России поднялась со 150 тысяч пудов в 1700 году до 800 тысяч пудов в 1725 году. Если в конце 17 века Россия ввозила значительное количество металла, прежде всего меди, то через четверть века ввоз был ограничен, а в 1724 году издан указ о продаже железа с казённых заводов на экспорт.

- вырос настоящий «военно-промышленный комплекс»: Тульский и Сестрорецкий оружейный заводы, Адмиралтейская верфь, Петербургский литейный двор, Хамовный, Канатный, суконный, Портупейный, Шляпный дворы и другие мануфактуры – смогли одеть, вооружить, экипировать армию, оснастить всем необходимым флот;

- начиная с 1702 года стали призываться иностранные специалисты – мастера, офицеры, учёные, ремесленники, в условия контракта которых включалось требование «учить русских людей без всякой скрытности и прилежно»;

- вслед за иностранными специалистами «импортировались» организационно-экономические формы: в России впервые появились акционерные общества – «кумпании» и биржа. Неудобную серебряную копейку заменили серебряный рубль, полтинник и медная мелочь;

- передача казённых заводов в частные руки с ссудой, беспошлинной продажей товаров и другими льготами;

- экспорт товаров через Петербург освобождался от пошлин; Таможенный тариф 1724 года поощрял экспорт отечественных мануфактур и охранял высокими пошлинами внутренний рынок от «наплыва» заморских конкурирующих изделий. В 1725 г. в структуре русского экспорта 72% приходилось на готовые изделия и только 28% - на традиционные виды сырья. Русское железо и парусина стали конкурентоспособными на мировом рынке.

Созданная мощная экономическая база позволила догнать и перегнать по ряду показателей страны Западной Европы.

Отрицающая команда:

- Пётр 1 не стремился внедрить в стране систему свободного предпринимательства, промышленникам строго предписывалось как надо производить товары, назначались размеры капиталовложений, ассортимент изделий и объём производства. Главной обязанностью было выполнение казённых заказов. Несоблюдение условий грозило конфискацией предприятий.

- Казна была крупнейшим торговцем и предпринимателем. Железо с казённых заводов (свыше 80% всего производства) продавалось за границу. Государство ввозило для последующей продажи «в народ» соль, табак, курительные трубки, игральные карты, иногда вино. Государство же, особенно в первые, наиболее тяжёлые годы войны, объявляло монополию на производство или торговлю определёнными товарами (пенькой, строевым лесом, смолой, мехами, икрой, солью и др.), что приводило к повышению цен и нарушению рыночной конъюнктуры. Распоряжения о вывозе экспортных товаров через Петербург и запрещении вывозить их через Архангельск и Ригу рвали налаженные хозяйственные связи. С Петра 1 сложилась тенденция высокой роли государства в экономике. Создание современной для того времени промышленности «сверху» не дополнялось массовым развитием предпринимательства «снизу».

- Проблемой было снабжение предприятий рабочей силой. Можно было просто отменить крепостное право, но Пётр 1 даже и не помышлял об этом. Выход был найден в создании приписных и посессионных крестьян. К казённым повинностям добавлялся крепостной гнёт. В условиях отсутствия рынка рабочей силы промышленник был часто связан с казёнными заказами и стремился закрепить рабочих на своём предприятии. Потенциальные капиталистические предприятия превращались в «крепостную мануфактуру». Зависимость предпринимателей от казны не стимулировала технический прогресс и конкуренцию. Промышленность при Петре 1 прочно встала на крепостнический путь развития, что привело уже в 19 веке к экономическому отставанию России от Европы. Эта причина предопределила экономическую и политическую слабость российской буржуазии: до самого начала 20 века она так и не сложилась в особую социальную группу с осознанными интересами.

Тезис 3. Пётр 1 создал сильное европейское государство.

Утверждающая команда:

- Пётр заменил устаревшую систему управления на новую (Сенат, коллегии, Синод);

- при Петре число чиновников выросло в 2 раза;

- 1722 г. создан орган явного контроля за соблюдением законности – прокуратура;

- 1714 г. –указ о единонаследии ликвидировал разницу между вотчиной и поместьем, но предписывал передавать поместье только одному из детей, чтобы безземельные наследники шли на службу;

- на службу государству царь стремился поставить всех – и «подлых», и благородных: 1722 г. – Табель о рангах открывал путь к карьере неродовитым дворянам и даже выходцам из «подлых» сословий. Стимулами к службе стали представления к орденам (до 1826 г. награждение любым орденом означало получение потомственного дворянства).

- Опорой самодержавной власти стала регулярная армия, которая выполняла административные и полицейские функции, а её верхушка – гвардия – функции контроля.

- Личный пример императора (владел 12 ремёслами). Своим каждодневным трудом Пётр показывал пример служения себе, российскому самодержцу. Реформы, труд воспринимались Петром, как постоянная школа, учёба. Но в школе, в которую он превратил страну, себе он отводил место учителя, знающего, что нужно его ученикам – подданным.

- Созданный Петром 1 новый механизм управления означал переход от традиционной организации власти к рациональной, успешную попытку самодержавия осуществить модернизацию путём активного вмешательства государства в экономику и социальные отношения. Такая «перестройка» помогла мобилизовать силы страны и осуществить рывок, чтобы догнать передовые страны Западной Европы в военно-политической сфере.

Отрицающая команда:

- Пётр сформулировал принцип неограниченности самодержавной власти в «Артикуле воинском» (1715 г.)

- давно прекратился созыв Земских соборов, на которых подданные могли коллективно заявлять о своих интересах. Ликвидация патриаршества и включение в 1721 г. Синода в систему государственного аппарата означали исчезновение ещё одного, сохранявшего относительную автономию, противовеса самодержавию.

- Множество документов и распоряжений шли мимо всех инстанций непосредственно от императора или из его личной канцелярии – Кабинета. Определить же случаи подобного вмешательства в дела управления на любом уровне рамками закона было невозможно, поскольку это означало ограничение власти самодержца. Идея насильственного прогресса.

- Одновременно с крепостнической экономикой в стране утверждались всевластие бюрократии, полицейский режим надзора и культ самодержавной власти.

Тезис 4. Преобразования в культуре и быту – европеизация России.

Утверждающая команда:

- учащиеся называют достижения в культуре и быту в петровскую эпоху;

- утверждение светского начала и открытость культурных процессов;

- огромные шаги в области просвещения, технических знаний, творческого освоения культурных достижений Европы – это фундамент, без которого не мог бы появиться впоследствии тип европейски образованного интеллигентного человека и гражданина- главное культурное достижение 18 в.

Отрицающая команда:

- поспешные преобразования вызвали своеобразный «культурный раскол» нации, отчуждение «верхов» и «низов» общества, тем более что внедрение европейского просвещения в России шло рука об руку с утверждением наиболее грубых форм крепостничества. В народе царя воспринимали как самозванца и «антихриста»;

- Пётр был уверен: «Мы от тьмы к свету вышли», - и тем самым способствовал утверждению представлений о косности и невежественности допетровской Руси. Такой резкий поворот привёл к тому, что образованные «верхи» утратили понимание ценностей средневековой русской культуры;

- допетровская культура, однако, никуда не исчезла. Типографии не вытеснили рукописную книгу: по-прежнему переписывались и читались богословско-учительные и исторические сочинения, жития, хождения 11-16 вв. Старообрядцы создавали свои культурные центры (Выголексинская пустынь), бережно хранили и копировали дониконовские богослужебные книги. Сохранялась и иконописная традиция (Палехская школа), где старинные приёмы письма соседствовали с новыми влияниями.

- Принципиально не изменился и быт простых крестьян и горожан с их повседневными заботами и праздниками.

2.3. Доказать, что в правление Анны Иоанновны проводилась антинациональная политика. Материалы для отрицающей команды:

- бироновщина, образ жизни двора;

- обстановка страха и репрессий;

- ухудшение положения крепостных: запрещено совершать сделки, торговать в портах, брать казённые подряды и откупа, заводить суконные и амуничные фабрики, в 1742 г. – добровольно уходить в армию;

- неудачная внешняя политика; 1735-1739 гг. русско-турецкая война, Белградский мир: Россия вернула Турции Очаков, Кинбурн; Азов нейтрализован, укрепления его разрушены; у России нет права иметь флот на Чёрном и Азовском морях.

2.4. Елизавета Петровна: «государство должно быть возобновлено на том же фундаменте, как оное было при жизни» Петра 1.

Утверждающая команда:

- продолжение петровских реформ Елизаветой;

- достижения в культуре: 1756 – первый театр, 1757 – Академия художеств, 1755 – Московский университет, архитектор Растрелли – барокко …

- 1741-1743 гг. – война со Швецией, Абосский мир – отражены притязания Швеции на пересмотр итогов Северной войны;

- 1756-1763 гг. – Семилетняя война, дошли до Берлина;

- расширение привилегий дворянам.

Отрицающая команда:

- правление «национальной» русской императрицы принципиально ничем не отличалось от времён Анны Иоанновны, только место Бирона, Остермана, Миниха заняли украинцы Разумовские, а затем клан вельмож Шуваловых (процветал фаворитизм)

- в последние годы передоверила дела министрам и фаворитам;

- на войны тратились огромные средства и не принесли они России серьёзной выгоды.

2.5. Правление Екатерины 2.

Тезис 1. Идеи Просвещения использовались для укрепления абсолютизма в России.

Утверждающая команда:

- «просвещённый абсолютизм» - стремление преобразовать общественную жизнь на разумных началах. На практике – проведение реформ, уничтожавших ряд устаревших средневековых институтов.

- стремилась совместить европейское просвещение и цивилизацию с отечественным самодержавием и крепостным правом.

- созыв Уложенной комиссии, в Петербурге – музей Эрмитаж, Воспитательный дом для сирот и подкидышей, образовано Вольное экономическое общество, Смольный институт благородных девиц и др.

Отрицающая команда:

- в документах Екатерины 2 – «Наказ Сенату», «Уголовное уложение», «Жалованная грамота государственным крестьянам» - должны были утвердить сословную систему и гарантировать всем подданным их права и надёжную судебную защиту. Но все эти законы так и остались на бумаге.

Тезис 2. Екатерина 2 превратила Россию в великую державу.

Утверждающая команда:

- успехи в экономике;

- военные победы России (Румянцев, Спиридов, Ушаков, Суворов, Потёмкин) – Крым;

- расширение территории Российской империи (русские земли от Речи Посполитой), продолжение внутренней колонизации (Сибирь, Дальний Восток)

- продолжение политики Петра 1;

- достижения в культуре, формирование национального самосознания.

Отрицающая команда:

- «золотой век» дворянства, пик крепостничества в эпоху Екатерины 2, восстание Пугачёва;

- - черты кризиса в экономике: к концу 18 в. Страна превратилась в экспортёра с/х сырья – коржи, сала, льна и др. Первое место среди экспортных товаров заняло – зерно.

- в конце правления поворот от реформ к реакции: цензура, аресты и осуждение Новикова и Радищева.

Учитель о дебатах:

- полезность дебатов при написании характеристики исторической личности на ОГЭ;

- о целях дебатов и действиях команд.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Карташова Наталья Ивановна

Дата: 11.03.2016

Номер свидетельства: 304376


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства