kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по музыке "Классицизм и романтизм в музыке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по музыке, истории и изобразительному искусству по эпохе романтизма и классицизма. Цель: знакомство со стилистическими и жанровыми особенностями данных стилей, получают возможность сопоставить две эпохи, найти "схожее" и "различное".   Учащиеся знакомятся с композиторами  и их произведениями, жанрами и музыкальными произведениями двух эпох, получают возможность развивать умения работать с дополнительной литературой.  На уроке используются различные формы работы: групповая и коллективная, виды деятельности: слушание музыки, просмотр презентации, заполнение сводной таблицы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке "Классицизм и романтизм в музыке"»

Учитель МБОУ «2-Пристанская ООШ» Андрейченко Н. Ю.

Интегрированный урок истории и музыки

Тема: "КЛАССИЦИЗМ И РОМАНТИЗМ В МУЗЫКЕ"

Класс: 7

Тип урока: комбинированный
Цель:

  • продолжить знакомство с музыкальными стилями, в частности «классицизмом» и «романтизмом»

  • сопоставить музыку Классицизма с музыкой Романтизма в соответствии

с сюжетной линией

  • стилистическими или жанровыми особенностями

  • представлением о возможностях отображения «портрета эпохи»

  • воспитание эстетической культуры учащихся

Задачи урока:

  • Знакомство с музыкальными инструментами, жанрами, композиторами эпох;

  • Знакомство с музыкальными произведениями данных эпох;

  • Развитие навыков элементарного слухового разбора музыки;

  • Воспитание эмоционального восприятия произведений искусства;

  • Развитие мышления и речи учащихся;

  • Расширение кругозора;

  • Развитие умений работать в группе, анализировать предлагаемый материал, отбирать нужное, делать выводы.


Оборудование урока: мультимедийная презентация, компьютер, подборка материалов по теме в з-х экземплярах.

Формы работы: групповая, коллективная

 

Виды деятельности:

 

  • рассказ учителя

  • просмотр презентации

  • выступление подгрупп по теме

  • слушание музыки

  • заполнение сводной таблицы

 

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

На прошлых уроках мы с вами говорили о культуре эпох Возрождения, Барокко.

– Какие века охватывает Возрождение

-Какая эпоха пришла на смену Возрождению? (Барокко)

- С чем связана смена эпох? (С рождением новых идей, с изменением сознания людей, идеологии)

III. Изучение темы

Учитель: Действительно, когда общество переживает политический, экономический, идеологический кризис, то на смену старым идеям приходят новые. В XVII веке появляется потребность в новой идеологии, которая способствовала бы созданию единого мощного государства.

Эпоху Возрождения, пережившую крах ренессансной гармонии, сменила в искусстве эпоха культа разума – классицизма.

Сегодня мы с вами отправляемся в эпоху Классицизма и Романтизма. Мы подробнее узнаем, какой была музыка в это время. Познакомимся с музыкальными инструментами данной эпохи. А так же нас ждёт встреча с выдающимися композиторами эпохи Классицизма и их шедеврами. Для начала разделимся на подгруппы:

1 группа – историки. Задача: Используя материалы, расположенные на столах, нужно отобрать материал, касающийся истории происхождения стилей 2-х эпох и рассказать о них.

2 группа – музыковеды. Задача: Используя материалы, расположенные на столах, нужно отобрать материал, касающийся композиторов и их произведений, созданных в ту или иную эпоху.

3 группа – критики. Задача: Используя материалы, расположенные на столах и выступления предыдущих групп нужно проанализировать и сопоставить все сведения.

Для работы с материалами вам даётся 15 минут, в это время вы должны выбрать нужные сведения и назначить выступающего. Напоминаю, что у нас 2 эпохи, поэтому докладчиков должно быть 2 или 3.

(Во время выступления учитель включает презентацию и по мере необходимости листает слайды)


Учитель: Все готовы, начинаем. На выступление докладчика даётся 2 мин.

Выступление 1 группы – историки.

Музыка эпохи Классицизма (примерный ответ учащихся)
Музыкой классицизма называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между и 1750 и 1820 годами.


Происхождение

Классицизм начался в эпоху Просвещения - время радикальных перемен в осознании человеческих и социальных ценностей и правил поведения в обществе. Вновь появились понятия прав человека, защита этих прав и свободы вероисповедания и слова, произошел поворот к простоте и естественности, который отразился в чистом архитектурном стиле, напоминающем стиль Древней Греции и Рима - отсюда и термин "классический".

Термин "классическая" в музыке в основном используется для определения  серьезной, художественной музыки, т.е. музыки, которая не является народной, популярной, джазом, роком и т.д. Но также есть и "классический" период в истории музыки, называемый классицизм.

Упорядоченность, гармония, внутреннее единство целого и его частей, строгие пропорции – все эти качества отличают творения видных представителей классицизма.
Самыми яркими композиторами классицизма были великие австрийцы - Йозеф Гайдн  и Вольфганг Амадей Моцарт.

Слайд композиторы Й. Гайдн, В.А. Моцарт

Учитель: Что нам ответят музыковеды?

Выступление 2 группы – музыковеды.

Гайдн создал фантастическую хоровую, оперную, оркестровую и инструментальную музыку, но самое большое его достижение именно симфонии, которых он написал более ста.
Моцарт - гениальнейший композитор всех времен и народов. Прожив короткую жизнь, он оставил невероятное музыкальное наследие. Самым большим его достижением считаются оперы, в них он показал себя и как великий музыкант и как талантливый драматург, некоторые из его самых прекрасных опер - "Дон Жуан", "Женитьба Фигаро", "Волшебная флейта".

- Слушаем: "Волшебная флейта". В.А.Моцарта

Слайд Композиторы эпохи Классицизма

Йозеф Гайдн  

Вольфганг Амадей Моцарт

Боккерини (Boccherini) Луиджи

Глюк (Gluk) Кристоф Виллибальд

Чимароза (Cimarosa) Доменико

Дмитрий Степанович Бортнянский

Михаил Иванович Глинка


В конце восемнадцатого столетия восходит еще одна звезда классической музыки - Людвиг Ван Бетховен(Слайд Л.В. Бетховен), композитор, который начал сочинять музыку в классическом стиле, унаследованном от Моцарта и Гайдна, но перерос это и буквально расколол классический стиль, отмечая зарю новой эпохи, известной как Романтический период в музыке. Однако необходимо отличать музыку эпохи классицизма от последующего романтизма.

Классическая эпоха была временем, когда композиторы вводили ощущение элегантности в музыку. Эта ясная и чистая музыка, несущая покой и расслабление, на самом деле намного глубже и в ней можно обнаружить драматическое ядро, трогательные чувства и безграничный драйв.

Учитель: Существует множество жанров, связанных с эпохой классицизма. Какие это жанры?

Выступление 2 группы – музыковеды.

Музыкальная культура классицизма связана с созданием многих жанров инструментальной музыки – таких, как соната, симфония, концерт. Сформировалась многочастная сонатно-симфоническая форма (4-частный цикл), до сих пор являющаяся основой многих инструментальных сочинений.

В эпоху классицизма сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет.

Кратко остановимся на характерных для классицизма нововведениях.

IV. Работа с презентацией

Сонатная форма (выступления 2 группы – музыковеды).

Жанр сонаты существовал ещё в начале XVII века, но окончательно сформировалась сонатная форма в творчестве Гайдна и Моцарта, а Бетховен довел её до совершенства и даже начал ломать строгие каноны жанра.

Классическая сонатная форма основана на противопоставлении 2-х тем (часто контрастных, иногда – конфликтных) – главной и побочной – и их развитии.

Сонатная форма включает в себя 3 главных раздела:

  1. первый раздел – экспозиция (проведение основных тем),

  2. второй – разработка (развитие и сопоставление тем)

  3. и третий – реприза (видоизменённое повторение экспозиции, в котором обычно происходит тональное сближение ранее противопоставляемых друг другу тем).

Как правило, в сонатной форме были написаны первые, быстрые части сонатного или симфонического цикла, потому за ними закрепилось название сонатное allegro.

Сонатно-симфонический цикл

По строению, логике следования частей, симфонии и сонаты очень похожи, отсюда общее название их цельной музыкальной формы – сонатно-симфонический цикл.

Классическая симфония почти всегда состоит из 4-х частей:

  • I – быстрая активная часть в традиционной для неё форме сонатного allegro;

  • II – медленная часть (форма её, как правило, строго не регламентирована – здесь возможны и вариации, и трёхчастная сложная или простая формы, и рондо-сонаты, и медленная сонатная форма);

  • III – менуэт (иногда скерцо), так называемая жанровая часть – по форме почти всегда сложная трёхчастная;

  • IV – финальная и итоговая быстрая часть, для которой тоже нередко выбирали сонатную форму, иногда форму рондо или рондо-сонаты.

Концерт

Название концерта, как жанра, произошло от латинского слова concertare – «состязание». Это произведение для оркестра и солирующего инструмента. Инструментальный концерт, созданный в эпоху Возрождения и получивший просто грандиозное развитие в музыкальной культуре барокко, в творчестве венских классиков обрёл сонатно-симфоническую форму.


Слушаем: Вольфганг Амадей Моцарт - Концерт для фортепиано с оркестром № 21


Струнный квартет

Состав струнного квартета обычно включает две скрипки, альт и виолончель. Форма квартета, аналогичная сонатно-симфоническому циклу, определилась уже у Гайдна. Моцарт и Бетховен также внесли свой огромный вклад и проложили пути для дальнейшего развития этого жанра.

(слайд)

Музыкальная культура классицизма стала своеобразной «колыбелью» для струнного квартета, в последующие времена и до настоящего времени композиторы не перестают писать всё новые и новые произведения в жанре концерта – настолько этот вид произведений оказался востребованным.

Произошли коренные изменения в оркестрах, не осталось потребности в клавесине или органе как в основных музыкальных инструментах, духовые инструменты - кларнет, флейта, труба и др. напротив заняли свое место в оркестре и создали новый, особенный звук.

В эту же эпоху было создано пианино или фортепиано (правильное название). Это позволило музыкантам-клавишникам исполнять музыку в различных вариациях, как мягко (piano), так и более громко (forte), в зависимости от используемых клавиш.

(слайд)


Эпоха Романтизма. Отличия классицизма от романтизма

Выступление 3 группы – критики.

Смена художественных направлений была следствием громад­ных социальных перемен, которыми отмечена общественная жизнь Европы на рубеже двух веков.

Важнейшей предпосылкой этого явления в искусстве стран Ев­ропы послужило движение народных масс, пробужденных Великой французской революцией.

Революция, открывшая новую эпоху в истории человечества, привела к огромному подъему духовных сил народов Европы. Борьба за торжество демократических идеалов характеризует европейскую историю рассматриваемого периода.

Учитель: Перейдем к другой эпохе – эпохе Романтизма.

Выступление 1 группы – историки.

Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800—1910 годы.

Музыка этого периода развилась из форм, жанров и музыкальных идей, установившихся в ранние периоды, такие как классический период. Хотя романтизм не всегда подразумевает романтические отношения, тем не менее, этот сюжет был основным во многих работах по литературе, живописи и музыке, созданных в эпоху романтизма.

Идеи, структура произведений, которые установились или только наметились в более ранние периоды, были развиты при романтизме. В итоге произведения, относящиеся к Романтизму, воспринимаются слушателями (как в 19 в., так и сегодня) как более пылкие и эмоционально выразительные. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

Выступление 2 группы – музыковеды.

Основными представителями романтизма в музыке являются: ( Слайд Портреты композиторов)

в Австрии — Франц Шуберт и Ференц Лист, а также поздние романтики — Антон Брукнер и Густав Малер;

в Германии — Эрнест Теодор Гофман, Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Людвиг Шпор;

в Италии — Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди;

во Франции — Д. Ф. Обер, Гектор Берлиоз, Дж. Мейербер и представитель позднего романтизма Сезар Франк;

В России в русле романтизма работали Александр Алябьев, Михаил Глинка, Александр Даргомыжский,  Милий Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский,  Бородин, Цезарь Кюи, П. И. Чайковский.

В музыкальном творчестве господствующее значение при­обретает тема «лирической исповеди», в особенности любовная лирика, с наибольшей полнотой раскрывающая внутренний мир «ге­роя». Эта тема проходит красной нитью через все искусство ро­мантизма, начиная с камерных романсов Шуберта и кончая мону­ментальными симфониями Берлиоза, грандиозными музыкальными драмами Вагнера. Ни один из композиторов-классицистов не соз­дал в музыке столь разнообразные и тонко очерченные картины природы, столь убедительно разработанные образы томления и мечты, страдания и душевного порыва, как романтики. Ни у од­ного из них мы не встречаем интимных страничек дневника, в выс­шей степени характерных для композиторов XIX века.

Фредерик Шопен (в Польше) стал один из главных представителей этого направления в музыке. Необыкновенный композитор. У него нет ни симфоний, ни опер, ни балетов. Почти все его сочинения написаны только для фортепиано, но в звучании этого инструмента мы слышим такие яркие мелодии, такое богатство чувств и звуков, что они действуют на нас не меньше, чем лучшие симфонические произведения. Попробуем испытать это на себе.  

Слушание «Вальс №7» си-минор Шопена

Учитель:

- Какая частица жизни заключена в этом произведении?

- Каково его построение? (ответы детей)

- Произведение строится не обычно. В центре – светлый, мажорный эпизод. До и после него – одна и та же мелодия вальса. Всего частей – 3, но это пример двухчастной формы с повторением 1 части. Однако, после звучания каждой из трех частей, следует небольшое добавление, так называемое «послесловие». Оно очень быстрое, изящное, полетное. Оно объединяет все части в единое целое. Создаётся впечатление, что вальс представляет единый музыкальный образ, поворачивающийся к нам своими разными гранями.

- Какой это образ?


Выступление 3 группы – критики.

Привлекательными для романтиков становятся фантастика, народные музыка, поэзия, сказания – все, что в течение полутора столетий рассматривалось как жанры мелкие, не стоящие внимания. Для романтизма свойственно утверждение свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального.

Трагический конфликт между героем и окру­жающей его средой — тема, господствующая в литературе романтизма.... И для музыкального искусства образы разлада с действительностью становятся в высшей степени характерным на­чалом, преломляясь в нем и как мотив тоски о недосягаемо пре­красном мире, и как восхищение художника стихийной жизнью природы. Эта тема разлада порождает и горькую иронию над несовер­шенством реального мира, и мечты, и тон страстного протеста.

По-новому звучит в творчестве романтиков героико-революционная тема. Преломляясь через личное на­строение художника, она приобретает характерный патетический облик. Вместе с тем, в отличие от традиций классицизма, тема героики у романтиков трактована не в универсальном, а в под­черкнуто патриотическом национальном преломлении.

V. Итоги урока

– Что нового вы узнали сегодня?

-Какое музыкальное произведение вам запомнилось?

Давайте попробуем заполнить таблицу и сравнить музыку двух эпох

Таблица 1

романтизм

классицизм

века



Стилистические черты



Жанры



композиторы



Темы сюжетов



инструменты



 

 VI. Домашнее задание:

Написать эссе на тему: «Музыка эпохи Классицизм ».

Спасибо за урок. Выставление оценок.





Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

  1. http://music-education.ru/muzykalnaya-kultura-klassitsizma-e-steticheskie-voprosy-venskie-muzy-kal-ny-e-klassiki-osnovny-e-zhanry/

  2. http://www.olofmp3.ru/index.php/Klassicheskaya-iepoha-v-muzyke-klassicizm.html

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Музыка_периода_романтизма

  4. http://pianolady.ru/blog/viewpost/259.html

  5. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/romantizm.html?page=0,4












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по музыке "Классицизм и романтизм в музыке"

Автор: Андрейченко Наталья Юрьевна

Дата: 20.12.2015

Номер свидетельства: 268493


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства