Конспект урока по музыке "Классицизм и романтизм в музыке"
Конспект урока по музыке "Классицизм и романтизм в музыке"
Интегрированный урок по музыке, истории и изобразительному искусству по эпохе романтизма и классицизма. Цель: знакомство со стилистическими и жанровыми особенностями данных стилей, получают возможность сопоставить две эпохи, найти "схожее" и "различное". Учащиеся знакомятся с композиторами и их произведениями, жанрами и музыкальными произведениями двух эпох, получают возможность развивать умения работать с дополнительной литературой. На уроке используются различные формы работы: групповая и коллективная, виды деятельности: слушание музыки, просмотр презентации, заполнение сводной таблицы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке "Классицизм и романтизм в музыке"»
Учитель МБОУ «2-Пристанская ООШ» Андрейченко Н. Ю.
Интегрированный урок истории и музыки
Тема: "КЛАССИЦИЗМ И РОМАНТИЗМ В МУЗЫКЕ"
Класс: 7
Тип урока: комбинированный Цель:
продолжить знакомство с музыкальными стилями, в частности «классицизмом» и «романтизмом»
сопоставить музыку Классицизма с музыкой Романтизма в соответствии
с сюжетной линией
стилистическими или жанровыми особенностями
представлением о возможностях отображения «портрета эпохи»
воспитание эстетической культуры учащихся
Задачи урока:
Знакомство с музыкальными инструментами, жанрами, композиторами эпох;
Знакомство с музыкальными произведениями данных эпох;
Развитие навыков элементарного слухового разбора музыки;
Воспитание эмоционального восприятия произведений искусства;
Развитие мышления и речи учащихся;
Расширение кругозора;
Развитие умений работать в группе, анализировать предлагаемый материал, отбирать нужное, делать выводы.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, компьютер, подборка материалов по теме в з-х экземплярах.
Формы работы: групповая, коллективная
Виды деятельности:
рассказ учителя
просмотр презентации
выступление подгрупп по теме
слушание музыки
заполнение сводной таблицы
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
На прошлых уроках мы с вами говорили о культуре эпох Возрождения, Барокко.
– Какие века охватывает Возрождение
-Какая эпоха пришла на смену Возрождению? (Барокко)
- С чем связана смена эпох? (С рождением новых идей, с изменением сознания людей, идеологии)
III. Изучение темы
Учитель: Действительно, когда общество переживает политический, экономический, идеологический кризис, то на смену старым идеям приходят новые. В XVII веке появляется потребность в новой идеологии, которая способствовала бы созданию единого мощного государства.
Эпоху Возрождения, пережившую крах ренессансной гармонии, сменила в искусстве эпоха культа разума – классицизма.
Сегодня мы с вами отправляемся в эпоху Классицизма и Романтизма. Мы подробнее узнаем, какой была музыка в это время. Познакомимся с музыкальными инструментами данной эпохи. А так же нас ждёт встреча с выдающимися композиторами эпохи Классицизма и их шедеврами. Для начала разделимся на подгруппы:
1 группа – историки. Задача: Используя материалы, расположенные на столах, нужно отобрать материал, касающийся истории происхождения стилей 2-х эпох и рассказать о них.
2 группа – музыковеды. Задача: Используя материалы, расположенные на столах, нужно отобрать материал, касающийся композиторов и их произведений, созданных в ту или иную эпоху.
3 группа – критики. Задача: Используя материалы, расположенные на столах и выступления предыдущих групп нужно проанализировать и сопоставить все сведения.
Для работы с материалами вам даётся 15 минут, в это время вы должны выбрать нужные сведения и назначить выступающего. Напоминаю, что у нас 2 эпохи, поэтому докладчиков должно быть 2 или 3.
(Во время выступления учитель включает презентацию и по мере необходимости листает слайды)
Учитель: Все готовы, начинаем. На выступление докладчика даётся 2 мин.
Выступление 1 группы – историки.
Музыка эпохи Классицизма (примерный ответ учащихся) Музыкой классицизма называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между и 1750 и 1820 годами.
Происхождение
Классицизм начался в эпоху Просвещения - время радикальных перемен в осознании человеческих и социальных ценностей и правил поведения в обществе. Вновь появились понятия прав человека, защита этих прав и свободы вероисповедания и слова, произошел поворот к простоте и естественности, который отразился в чистом архитектурном стиле, напоминающем стиль Древней Греции и Рима - отсюда и термин "классический".
Термин "классическая" в музыке в основном используется для определения серьезной, художественной музыки, т.е. музыки, которая не является народной, популярной, джазом, роком и т.д. Но также есть и "классический" период в истории музыки, называемый классицизм.
Упорядоченность, гармония, внутреннее единство целого и его частей, строгие пропорции – все эти качества отличают творения видных представителей классицизма. Самыми яркими композиторами классицизма были великие австрийцы - Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт.
Слайд композиторы Й. Гайдн, В.А. Моцарт
Учитель: Что нам ответят музыковеды?
Выступление 2 группы – музыковеды.
Гайдн создал фантастическую хоровую, оперную, оркестровую и инструментальную музыку, но самое большое его достижение именно симфонии, которых он написал более ста. Моцарт - гениальнейший композитор всех времен и народов. Прожив короткую жизнь, он оставил невероятное музыкальное наследие. Самым большим его достижением считаются оперы, в них он показал себя и как великий музыкант и как талантливый драматург, некоторые из его самых прекрасных опер - "Дон Жуан", "Женитьба Фигаро", "Волшебная флейта".
- Слушаем: "Волшебная флейта". В.А.Моцарта
Слайд Композиторы эпохи Классицизма
Йозеф Гайдн
Вольфганг Амадей Моцарт
Боккерини (Boccherini) Луиджи
Глюк (Gluk) Кристоф Виллибальд
Чимароза (Cimarosa) Доменико
Дмитрий Степанович Бортнянский
Михаил Иванович Глинка
В конце восемнадцатого столетия восходит еще одна звезда классической музыки - Людвиг Ван Бетховен(Слайд Л.В. Бетховен), композитор, который начал сочинять музыку в классическом стиле, унаследованном от Моцарта и Гайдна, но перерос это и буквально расколол классический стиль, отмечая зарю новой эпохи, известной как Романтический период в музыке. Однако необходимо отличать музыку эпохи классицизма от последующего романтизма.
Классическая эпоха была временем, когда композиторы вводили ощущение элегантности в музыку. Эта ясная и чистая музыка, несущая покой и расслабление, на самом деле намного глубже и в ней можно обнаружить драматическое ядро, трогательные чувства и безграничный драйв.
Учитель: Существует множество жанров, связанных с эпохой классицизма. Какие это жанры?
Выступление 2 группы – музыковеды.
Музыкальная культура классицизма связана с созданием многих жанров инструментальной музыки – таких, как соната, симфония, концерт. Сформировалась многочастная сонатно-симфоническая форма (4-частный цикл), до сих пор являющаяся основой многих инструментальных сочинений.
В эпоху классицизма сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет.
Кратко остановимся на характерных для классицизма нововведениях.
IV. Работа с презентацией
Сонатная форма (выступления 2 группы – музыковеды).
Жанр сонаты существовал ещё в начале XVII века, но окончательно сформировалась сонатная форма в творчестве Гайдна и Моцарта, а Бетховен довел её до совершенства и даже начал ломать строгие каноны жанра.
Классическая сонатная форма основана на противопоставлении 2-х тем (часто контрастных, иногда – конфликтных) – главной и побочной – и их развитии.
Сонатная форма включает в себя 3 главных раздела:
первый раздел – экспозиция (проведение основных тем),
второй – разработка (развитие и сопоставление тем)
и третий – реприза (видоизменённое повторение экспозиции, в котором обычно происходит тональное сближение ранее противопоставляемых друг другу тем).
Как правило, в сонатной форме были написаны первые, быстрые части сонатного или симфонического цикла, потому за ними закрепилось название сонатное allegro.
Сонатно-симфонический цикл
По строению, логике следования частей, симфонии и сонаты очень похожи, отсюда общее название их цельной музыкальной формы – сонатно-симфонический цикл.
Классическая симфония почти всегда состоит из 4-х частей:
I – быстрая активная часть в традиционной для неё форме сонатного allegro;
II – медленная часть (форма её, как правило, строго не регламентирована – здесь возможны и вариации, и трёхчастная сложная или простая формы, и рондо-сонаты, и медленная сонатная форма);
III – менуэт (иногда скерцо), так называемая жанровая часть – по форме почти всегда сложная трёхчастная;
IV – финальная и итоговая быстрая часть, для которой тоже нередко выбирали сонатную форму, иногда форму рондо или рондо-сонаты.
Концерт
Название концерта, как жанра, произошло от латинского слова concertare – «состязание». Это произведение для оркестра и солирующего инструмента. Инструментальный концерт, созданный в эпоху Возрождения и получивший просто грандиозное развитие в музыкальной культуре барокко, в творчестве венских классиков обрёл сонатно-симфоническую форму.
Слушаем: Вольфганг Амадей Моцарт - Концерт для фортепиано с оркестром № 21
Струнный квартет
Состав струнного квартета обычно включает две скрипки, альт и виолончель. Форма квартета, аналогичная сонатно-симфоническому циклу, определилась уже у Гайдна. Моцарт и Бетховен также внесли свой огромный вклад и проложили пути для дальнейшего развития этого жанра.
(слайд)
Музыкальная культура классицизма стала своеобразной «колыбелью» для струнного квартета, в последующие времена и до настоящего времени композиторы не перестают писать всё новые и новые произведения в жанре концерта – настолько этот вид произведений оказался востребованным.
Произошли коренные изменения в оркестрах, не осталось потребности в клавесине или органе как в основных музыкальных инструментах, духовые инструменты - кларнет, флейта, труба и др. напротив заняли свое место в оркестре и создали новый, особенный звук.
В эту же эпоху было создано пианино или фортепиано (правильное название). Это позволило музыкантам-клавишникам исполнять музыку в различных вариациях, как мягко (piano), так и более громко (forte), в зависимости от используемых клавиш.
(слайд)
Эпоха Романтизма. Отличия классицизма от романтизма
Выступление 3 группы – критики.
Смена художественных направлений была следствием громадных социальных перемен, которыми отмечена общественная жизнь Европы на рубеже двух веков.
Важнейшей предпосылкой этого явления в искусстве стран Европы послужило движение народных масс, пробужденных Великой французской революцией.
Революция, открывшая новую эпоху в истории человечества, привела к огромному подъему духовных сил народов Европы. Борьба за торжество демократических идеалов характеризует европейскую историю рассматриваемого периода.
Учитель: Перейдем к другой эпохе – эпохе Романтизма.
Выступление 1 группы – историки.
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800—1910 годы.
Музыка этого периода развилась из форм, жанров и музыкальных идей, установившихся в ранние периоды, такие как классический период. Хотя романтизм не всегда подразумевает романтические отношения, тем не менее, этот сюжет был основным во многих работах по литературе, живописи и музыке, созданных в эпоху романтизма.
Идеи, структура произведений, которые установились или только наметились в более ранние периоды, были развиты при романтизме. В итоге произведения, относящиеся к Романтизму, воспринимаются слушателями (как в 19 в., так и сегодня) как более пылкие и эмоционально выразительные. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.
Выступление 2 группы – музыковеды.
Основными представителями романтизма в музыке являются: ( Слайд Портреты композиторов)
в Австрии — Франц Шуберт и Ференц Лист, а также поздние романтики — Антон Брукнер и Густав Малер;
в Германии — Эрнест Теодор Гофман, Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Людвиг Шпор;
в Италии — Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди;
во Франции — Д. Ф. Обер, Гектор Берлиоз, Дж. Мейербер и представитель позднего романтизма Сезар Франк;
В России в русле романтизма работали Александр Алябьев, Михаил Глинка, Александр Даргомыжский, Милий Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Цезарь Кюи, П. И. Чайковский.
В музыкальном творчестве господствующее значение приобретает тема «лирической исповеди», в особенности любовная лирика, с наибольшей полнотой раскрывающая внутренний мир «героя». Эта тема проходит красной нитью через все искусство романтизма, начиная с камерных романсов Шуберта и кончая монументальными симфониями Берлиоза, грандиозными музыкальными драмами Вагнера. Ни один из композиторов-классицистов не создал в музыке столь разнообразные и тонко очерченные картины природы, столь убедительно разработанные образы томления и мечты, страдания и душевного порыва, как романтики. Ни у одного из них мы не встречаем интимных страничек дневника, в высшей степени характерных для композиторов XIX века.
Фредерик Шопен (в Польше) стал один из главных представителей этого направления в музыке. Необыкновенный композитор. У него нет ни симфоний, ни опер, ни балетов. Почти все его сочинения написаны только для фортепиано, но в звучании этого инструмента мы слышим такие яркие мелодии, такое богатство чувств и звуков, что они действуют на нас не меньше, чем лучшие симфонические произведения. Попробуем испытать это на себе.
Слушание «Вальс №7» си-минор Шопена
Учитель:
- Какая частица жизни заключена в этом произведении?
- Каково его построение? (ответы детей)
- Произведение строится не обычно. В центре – светлый, мажорный эпизод. До и после него – одна и та же мелодия вальса. Всего частей – 3, но это пример двухчастной формы с повторением 1 части. Однако, после звучания каждой из трех частей, следует небольшое добавление, так называемое «послесловие». Оно очень быстрое, изящное, полетное. Оно объединяет все части в единое целое. Создаётся впечатление, что вальс представляет единый музыкальный образ, поворачивающийся к нам своими разными гранями.
- Какой это образ?
Выступление 3 группы – критики.
Привлекательными для романтиков становятся фантастика, народные музыка, поэзия, сказания – все, что в течение полутора столетий рассматривалось как жанры мелкие, не стоящие внимания. Для романтизма свойственно утверждение свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального.
Трагический конфликт между героем и окружающей его средой — тема, господствующая в литературе романтизма.... И для музыкального искусства образы разлада с действительностью становятся в высшей степени характерным началом, преломляясь в нем и как мотив тоски о недосягаемо прекрасном мире, и как восхищение художника стихийной жизнью природы. Эта тема разлада порождает и горькую иронию над несовершенством реального мира, и мечты, и тон страстного протеста.
По-новому звучит в творчестве романтиков героико-революционная тема. Преломляясь через личное настроение художника, она приобретает характерный патетический облик. Вместе с тем, в отличие от традиций классицизма, тема героики у романтиков трактована не в универсальном, а в подчеркнуто патриотическом национальном преломлении.
V. Итоги урока
– Что нового вы узнали сегодня?
-Какое музыкальное произведение вам запомнилось?
Давайте попробуем заполнить таблицу и сравнить музыку двух эпох
Таблица 1
романтизм
классицизм
века
Стилистические черты
Жанры
композиторы
Темы сюжетов
инструменты
VI. Домашнее задание:
Написать эссе на тему: «Музыка эпохи Классицизм ».
Спасибо за урок. Выставление оценок.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов: